Научная статья на тему 'К 75-летию И. В. Мациевского. И. В. Мациевский - композитор, ученый, педагог'

К 75-летию И. В. Мациевского. И. В. Мациевский - композитор, ученый, педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 75-летию И. В. Мациевского. И. В. Мациевский - композитор, ученый, педагог»

К 75-ЛЕТИЮ И. В. МАЦИЕВСКОГО

В. В. Бычков

И. В. МАЦИЕВСКИЙ - КОМПОЗИТОР, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ

академии информатизации и Российской академии естественных наук, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.

Творческая и исследовательская деятельность И. В. Мациевского органично взаимосвязаны. Его научные труды посвящены этнической (как принято сейчас называть традиционной) музыке славянских, финно-угорских, балтийских, тюркских народов. Сравнительное исследование инструментальных культур различных народов позволило Игорю Владимировичу разработать уникальный системно-этнофонический метод инструментоведения, совершенствовать технологию транскрипции и анализа традиционной музыки. Им выявлен феномен инструментализма как особого вида искусства в сопоставлении с вокальной музыкой, хореографией, театром, поэзией, прозой, изобразительным искусством и архитектурой. Научные разработки ученого позволяют всерьез говорить о возможности использования фольклорных источников в качестве базы для историко-генетического моделирования. Отметим, что И. В. Мациевский в настоящее время является ведущим этномузыковедом не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Его крупнейшие монографии (Народная инструментальная музыка как феномен культуры гуцулов, 2007; Музыкальные инструменты гуцулов, 2012) прошли апробацию во многих странах мира и получили высокую оценку специалистов.

И. В. Мациевский - руководитель «новой» научной школы. Воспитал свыше 300 специалистов (композиторов, музыковедов, этномузыко-логов, инструментоведов, исполнителей), успешно работающих сейчас в разных регионах России, а также странах ближнего (Украина, Беларусь, Литва, Казахстан и пр.) и дальнего (Финляндия, Германия, США и др.) зарубежья.

Под его руководством подготовлены и защищены 6 докторских и 27 кандидатских диссертаций в области органологии, этномузыкоз-

Игорь Владимирович Мациевский (28 июня 1941 г. р.), известный российский композитор, этнограф, педагог, окончил Львовскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А. Солтыса (1965 г.), там же занимался инструментовкой у Р. Симовича, эт-номузыкологией - у В. Гошовского, известного ученого, редактора и составителя избранных трудов, основателя украинской научной школы К. Квитки, совершенствовался по классу композиции в Ленинградской государственной консерватории у О. Евлахова.

Окончив аспирантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский институт истории искусств), И. В. Мациевский в 1970 г. успешно защитил кандидатскую (рук. И. И. Земцовский, тема «Гуцульские скрипичные композиции»), а в 1990 г. - докторскую диссертацию (тема «Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: общетеоретические проблемы»). Ныне Игорь Владимирович -профессор Львовской и Петрозаводской консерваторий, зав. сектором инструментоведе-ния Российского института истории искусств Российской академии наук, член Союза композиторов России, Украины, действительный член Международного совета традиционной музыки ЮНЕСКО, академик Международной

156

нания, современной музыки, звукорежиссеры, музыкально-компьютерных технологий. Среди его учеников доктор искусствоведения профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского В. Н. Юнусова, доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова А. А. Михайлова, кандидаты искусствоведения А. С. Алпатова, Д. А. Булатова, А. А. Тимошенко, И. В. Соловьев и мн. др.

И. В. Мациевский - автор многочисленных симфонических, камерно-инструментальных, хоровых и вокальных сочинений, успешно исполняемых на концертных площадках городов России, Украины, Беларуси, Польши, стран Балтии. Он - автор музыки к 10 художественным и художественно-публицистическим фильмам, среди которых особой известностью пользуются такие киноленты, как «Левша», «Данчик», «Древо вечности», «Небывальщина», «Фараон», отмеченные Гран-при престижных международных кинофестивалей. Для музыкальных сочинений композитора свойственно стремление к философичности, обостренной лирике и экспрессии, нередко к юмору, иронии, гротеску. Для его стиля характерно сочетание авангардных техник (включая сериализм, декомпозицию, аудиовизуальную и фоническую технику), сонорных приемов острой громкостной динамики и артикуляции с ясной, рельефной мелодикой, связанной с архаичными и народными интонациями.

Интерес к оркестру народных музыкальных инструментов возник еще в средней школе (в г. Ивано-Франковске), где И. В. Мациевс-кий организовал и руководил оркестром 4-струнных (любимовских) домр. К тому же времени относятся его первые обработки и сочинения для оркестра. Немало написано им пьес для различных ансамблей народных инструментов. Из крупных произведений этого направления можно отметить симфоническую поэму «Воспоминание» для оркестра литовских народных инструментов, успешно исполняемую в Литве.

В истории отечественной музыкальной культуры достаточно много примеров исполь-

зования фольклора в оперной, симфонической, камерно-инструментальной литературе (Н. П. Фомин, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Аренский). «Сходными тенденциями отмечены и 30-е годы, годы первого приобщения к общесоветской музыке. Цитатный и полуцитатный метод творчества, сюит-ность, жанрово-бытовой характер образности, передача национального колорита как главный критерий художественных достоинств произведения - все это вполне закономерно для ранних этапов формирования национальной культуры с доминирующей идеей национального самовыявления» [6, с. 169]. «Тем не менее, можно говорить об общих тенденциях, получивших распространение в советской музыке с начала 60-х годов, прежде всего о так называемой "новой фольклорной волне"... Неофольклоризм, представивший одно из возможных решений вопроса о взаимоотношении профессионального искусства с народным, захватил творческое воображение композиторов самых различных национальных культур. Авторов привлекали многообразие форм преломления фольклорных текстов (музыкальных и литературных), использование различных типов народного музицирования, элементов некоторых синкретических представлений» (Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин, Б. И. Ти-щенко, М. М. Скорик и др.) [4, с. 240-241]. Вместе с тем, по сравнению с коллегами-предшественниками, И. Мациевский выбирает другой путь претворения народных интонаций в профессиональной музыке, возвращаясь в исконно народную стихию, первичную «ипостась», возрождающую фольклорные традиции, но, разумеется, на качественно новом уровне формообразования. Гармоничное сочетание традиций и современности в музыке И. Мациевского является его индивидуальным почерком, творческим лицом, определяющим его место в истории отечественной культуры. Эта тенденция явно проступает в его музыке к кинофильмам «Левша», «Небывальщина», «Прощание», где фольклорные ансамбли и инструменты как бы аккумулируют традиционную культуру. По выражению А. Мухамбе-

157

товой, в фильме «Левша» «как реалистическое отражение пространства и времени событий присутствует самая различная музыка: русская протяжная песня и частушка, солдатская и казачья песня, наигрыши гуцульских скрипачей, венский вальс, придворная музыка Западной Европы и многое другое, объединенное экспрессивным стилем автора XX века» [3, с. 42]. «Жанры... каждый раз заново рождаются его стремлением художественно-правдивого воссоздания мира» [Там же]. Симфония-концерт для скрипки с оркестром И. Мациевского также представляет органичный синтез народного и академического искусства (сочетание традиций кюевой импровизации и принципов «Конак-асы» - традиционного ритуала казахов-кочевников). «Свой рассказ ведет солирующая скрипка, на которую очень по-разному... реагирует оркестр, расслоенный на характерные группы струнных, духовых, ударных», - подчеркивает Л. Федянина [5, с. 61].

И. Мациевский верен своей творческой установке и в музыке к спектаклю «Сказ про Федота-стрельца» Л. Филатова, поставленному в Московском театре на Таганке, и в одноименном фильме (к/к СТВ), снятом режиссером С. Овчаровым - постоянным «партнером» композитора.

В Concerto Grosso («Перепутаница»), написанном для оркестра русских народных инструментов, И. В. Мациевский не только использует традиционный состав оркестра андреевского типа (домровая и балалаечная группы, два баяна, гусли щипковые и клавишные), но и расширяет темброво-акустическую сферу за счет введения фольклорных инструментов: народной балалайки с 3-звучным строем, дудки в строе (С, D, А), жалейки (F, Е), рожков (С, G), хроматической окарины (D), японской флейты, волынки (Е), бубнов, коробочки, ложек, гармоник. Особый колорит придают ударные инструменты симфонического оркестра, ставшие ныне непременным атрибутом многих современных оркестров русских народных инструментов (литавры, большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, том и бонги, кастаньеты,

158

бич) и определяющие оригинальную тембровую драматургию сочинения. Скрипка в первой части подчеркивает народный характер тема-тизма, а методы и приемы музицирования во всех частях произведения ассоциируются с красочными темброво-акустическими проявлениями подлинного фольклора. Здесь и образное вокально-хоровое («Потешный гимн», «Бунт»), и инструментальное фольклорное действо, показывающее различные грани аутентичных традиций народной музыки. И. Ма-циевский расширяет традиции оригинальной академической музыки для оркестра русских народных инструментов андреевского типа, сложившиеся в 1960-1970-е гг., приближается к первозданному фольклорному животворному источнику и вместе с тем отходит от «симфо-низированных» полотен отечественных композиторов. В этом - сущность его творчества, связанного с инструментально-оркестровым жанром. Подтверждает нашу мысль и высказывание А. С. Алпатовой: «В каждой из трех частей концерта ("Перепутаницы". - В. Б.) ("Переборы", "Проголосная", "Перепляс") по-своему воплощается основной авторский замысел сочинения - взаимодействие традиционных и академических инструментальных составов с аутентичными народными» [1, с. 230].

«Перепутаница» (Concerto grosso) И. В. Ма-циевского впервые была исполнена академическим оркестром русских народных инструментов имени В. В. Андреева под управлением Д. Хохлова. А 26 ноября 2010 г. это сочинение прозвучало в Большом зале Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (оркестр консерватории под управлением доктора искусствоведения, профессора Д. И. Варламова). Приведем ряд отзывов отечественных исследователей и музыкантов о данном произведении: «Постоянное стремление к обогащению ритмо-интонационной и тембровой палитры современного инструментария - характерная черта композиторского творчества Игоря Маци-евского» (доктор искусствоведения В. А. Сво-бодов); «Игорю Мациевскому удалось творчески перебросить мост из нашей эпохи к истокам Великорусского оркестра и показать истинную,

сильнейшую сторону развившейся за столетие идеи знаменитого предшественника» (кандидат искусствоведения, профессор Н. А. Кравцов); «Чередование инструментальных строев, звукорядов и ладов создает ладовую переменность и своеобразную "лоскутность" музыкального языка, а их вертикальное соединение порождает эффекты политембровости, политональности и полиладовости, что, в конечном счете, направлено на создание атмосферы игры, образа скоморошьей забавы, идеи мозаичности музыкальных красок»1 (музыковед М. Н. Тимофеева); «Проведенный краткий анализ ("Перепутаницы". - В. Б.) подводит к мысли о том, что перед нами пример откровенной контонации (термин того же И. Мациевского), и выводу аналитика-интерпретатора: возможно, этот тип музыкального мышления является одним из древнейших на земле и именно его не хватает для правильно-

го прочтения Concerto grosso "Перепутаница"... Такой вывод позволяет утверждать, что "Перепутаница" И. Мациевского является первым научно-фантастическим музыкальным произведением (не на фантастический сюжет, что сегодня никак не инновационно, а научно-фантастическое творчество по сути), в котором автор не только воссоздает, но, возможно, и проектирует тип мышления будущего» (доктор искусствоведения, профессор Д. И. Варламов) [2, с. 74].

Как мы видим, творчество композитора высоко оценено как профессиональными музыкантами, так и простыми слушателями, его произведения регулярно звучат со сцены, он создал прекрасную научную школу, остается только пожелать Игорю Владимировичу крепкого здоровья и благополучия. Мы надеемся, что этот мастер порадует слушателей новыми интересными сочинениями.

1. Алпатова, А. С. Пути современной отечественной музыки: встреча с прошлым и взгляд в будущее / А. С. Алпатова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. -№ 5 (43). - С. 226-232.

2. Варламов, Д. И. Контонационные и интонационные тенденции в «Перепутанице» И. Мациевского/ Д. И. Варламов // Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке: материалы Ме-ждунар. инструментовед. Конгресса (Санкт-Петербург, 5-7 дек. 2011) / Рос. ин-т истории искусств; гл. ред. А. А. Тимошенко. - Санкт-Петербург: Астерион, 2011. - С. 71-77. - (Вопр. Инструментоведе-ния; вып. 8).

3. Мухамбетова, А. Музыка И. Мациевского к фильму «Левша» / А. Мухамбетова // Музыкант в традиционной и современной культуре: к 60-летию И. В. Мациевского: материалы междунар. симпозиума (Санкт-Петербург, 17-20 дек. 2001 г.) / сост. Д. Абдулнасырова и др. - Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 2001.

4. Саркисян, С. Новые пути камерно-вокального жанра / С. Саркисян // Советская музыка на современном этапе (статьи и интервью) / под ред. Г. Головницкого, Н. Шахназаровой. - Москва: Советский композитор, 1981. - С. 238-278.

5. Федянина, Л. Симфония-концерт И. Мациевского «АЗ и Я»: к истокам семантики / Л. Федянина // Музыкант в традиционной и современной культуре: к 60-летию И. В. Мациевского: материалы междунар. симпозиума (Санкт-Петербург, 17-20 дек. 2001 г.) / сост. Д. Абдулнасырова и др. - Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 2001.

6. Янов-Яновская, Н. О национальном стиле современной узбекской симфонической музыки / Н. Янов-Яновская // Советская музыка на современном этапе (статьи и интервью) / под ред. Г. Головницкого, Н. Шахназаровой. - Москва: Советский композитор, 1981.

1 Фрагмент взят из устного доклада М. Н. Тимофеевой на конференции «Этническая музыка и XXI век» (Петрозаводск, 25-28 окт. 2007 г.).

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.