Мартынова А.Г., Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, аспирант
К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ОСВОБОЖДЕННЫЙ ВЫБОРГ ИЮНЯ 1944 ГОДА В ЛИНОГРАВЮРАХ ХУДОЖНИКА - ФРОНТОВИКА М.В. МАТОРИНА
Аннотация. Первым в линогравюре запечатлел образ Выборга военный художник-гравер Михаил Владимирович Маторин (1901-1976). М.В.Маторин провел всю войну военным художником Студии имени М. Грекова, побывал на разных фронтах. Листы альбома линогравюрных эстампов «Выборг», созданный в результате пребывания на финляндском фронте, посвящен освобожденному городу в июне 1944 года. Маторин видел мощную «Линию Маннергейма», сокрушенную Советской Армией, прошел места недавних боев и запечатлел увиденное. Линогравюры Маторина носят живописный характер, поражают красочностью и темпераментом.
Ключевые слова: Михаил Владимирович Маторин, линогравюра, эстамп, графика, гравер, Выборг, Михаил Сокольников, художники-фронтовики, студия военных художников им. Грекова.
Martynova A.G., Leningrad State University named after A. S. Pushkin
THE 70th ANNIVERSARY OF THE VICTORY OF SOVIET PEOPLE IN THE GREAT PATRIOTIC WAR. LIBERATED VYBORG IN JUNE 1944 IN LINOCUTS OF THE ARTIST-VETERAN M. V. MATORIN
Abstract. Military printmaker Mikhail Matorin (1901-1976) was the first in linocut who captured the image of Vyborg. M.V.Matorin spent the whole war as a martial artist of the Grekov studio of military artists. He has been to different fronts. Sheets of the album of Linoleum Prints "Vyborg", created as a result of his stay on the Finnish front, was dedicated to the liberation of the city in June 1944. Matorin has seen a powerful "Mannerheim Line" crushed by the Soviet Army, he visited places of recent battles and has commemorated all seen by him. Linocuts of Matorin have a picturesque character, striking colourfulness and temperament.
Key words: Mikhail Matorin, linocut, print, drawing, printmaker, Vyborg, Mikhail Sokolnikov, front-line artists, the Grekov studio of military artists.
Первым в линогравюре запечатлел образ Выборга военный художник-гравер Михаил Владимирович Маторин (1901-1976). Линогравюры Маторина носят живописный характер, поражают красочностью и темпераментом. Долгое время гравер был незаслуженно забыт и именно Автором данной статьи был заново «открыт» этот художник для российского искусствоведения [5], а так же для зарубежных коллег [11]. Впервые же дал оценку творчеству Маторина советский искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников (1888 - 1979) [2].
В годы Великой Отечественной Войны немалая часть художников побывала на фронтах. Многие из них защищали независимость Родины с боевым оружием в руках; значительная группа работала в походной обстановке как художники - фронтовики. Особенно плодотворной и содержательной была деятельность военных художников студии имени Грекова. Созданная в 1934 году по приказу Народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова, студия за время войны превратилась в крепкий и боевой коллектив художников - профессионалов, занявший в системе Красной Армии свое место. В непрестанном общении и взаимодействии с народной солдатской массой, в трудностях военных походов, в суровой обстановке фронтовых будней,- грековцы прошли дорогами войны многие тысячи километров. Начав жизнь военных художников с Подмосковья, они испытали боевую страду Сталинграда, двигались вместе с Красной Армией от Волги до Шпрее, были свидетелями боев под Орлом и Курском, форсировали Днепр, работали в Крыму, на Ленинградском и Карельском фронтах, прошли Восточной Пруссией, Карпатами и оставались на войне до конца, участвуя в штурме Берлина. Героическое они видели повседневно, и зорким глазом изографов запечатлели жизнь войны в сериях рисунков, акварелей и этюдов маслом. Материалы, собранные грековцами, представляют ценнейший исторический и художественно-документальный интерес. Художники - патриоты создали многие серии произведений, отражающих отдельные события и эпизоды героической борьбы Красной Армии с гитлеровскими полчищами. Их работы составляют художественную летопись отечественной войны, ценность которой увеличивается реалистическим методом творческого труда художников, взволнованным отношением к искусству и военным сюжетам [7].
Показанные грековцами на различных выставках, художественные листы из военных альбомов имели хороший успех у зрителя. Они имели большое общественно -политическое значение и были растиражированы через газеты, журналы, открытки и
плакаты. Но было бы неверным ограничивать деятельность художников только «собирательной» стороной их творчества. Альбомы и этюды натурных рисунков и акварелей грековцев - богатейший кладезь материалов для работы над полотнами, композиционным рисунком, акварелью, станковой графикой [2].
Михаил Владимирович Маторин родился в 1901 году в Москве [2]. Уже в 13 лет он стал постигать азы граверного искусства в Школе технического рисования и литографского дела Сытина [3]. Сын мелкого конторщика, Михаил Маторин мечтал поступить в Строгановское училище, но жизненные обстоятельства заставили определиться в Сытинскую школу. Именно известный советский гравер Иван Николаевич Павлов выделил Маторина из воспитанников и привил ему энтузиазм к графике и гравюре, ввел в профессиональные тайны граверного мастерства, передал традиции [2].
Вначале творческого пути Маторин пробовал свои силы и как иллюстратор. В Искусство юноша ворвался дерзко и вдохновенно; в 1920 году ему присудили первую премию за плакат «Да здравствует мировой Октябрь!». В девятнадцать лет Маторин преподавал в Московских государственных художественно-промышленных мастерских печатного дела (с 1920 по 1924 гг.). Работы художника экспонировались с 1922 года ( на первой русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван- Димена). С 1920-х годов он исполнял станковые гравюры на дереве и линолеуме, изображал русские и европейские исторические архитектурные памятники [3].
Отметим, что в стиле некоторых гравюр Маторина можно почувствовать и традиции искусства Вл.Соколова и А.П. Остроумовой-Лебедевой. От первого, замечательного последователя Левитана, гравер воспринял учение о национальном своеобразии русской природы, о деликатном реалистическом изображении деталей пейзажа, о необходимости вложить в него свою душу. У Остроумовой-Лебедевой Михаил Маторин учился благородству цветовой гаммы и поэтической передаче архитектурного пейзажа.
Михаил Маторин оформил около 20 книг издательства Academia. Маторинские работы для издательства «Академии» являются эталоном вкуса, изящества, книжного искусства. Одновременно с работой над гравюрами, Маторин занимался живописью и рисунком. В цветных линогравюрах Маторин порой использовал до 12 досок, добиваясь эффекта живописи. Именно поэтому большинство маторинских произведений находили очень быстро путь к сердцу каждого зрителя [3].
«Всю войну провел военным художником Студии имени М.Б. Грекова Михаил Маторин, побывавший на разных фронтах Великой Отечественной войны. Сделанная им на Ленинградском фронте серия акварельных композиций, где решающую роль играет пейзаж, составила альбом «Выборг»,- пишет «История русского искусства» Грабаря [3].
Окрепшее мастерство Маторина сказалось в гравюрах военного времени, сделанных по зарисовкам и впечатлениям фронтовых поездок. Художник-участник Великой Отечественной войны с первого ее года; он был в обороне Москвы, а затем в танковом корпусе. Маторин - свидетель многих битв. С 1944 года был зачислен приказом Главного политического управления Советской Армии в военную студию имени Грекова. Пребывание в студии дало Маторину возможность совершить специальные поездки на финляндский фронт, в Румынию, Венгрию, Австрию и Чехословакию. Это поездки позволили накопить ценнейший документальный материал [2].
Особенного внимания заслуживает альбом линогравюрных эстампов «Выборг» (1944). Маторин видел мощную «Линию Маннергейма», сокрушенную Советской Армией, прошел места недавних боев и запечатлел наблюденное в ряде содержательных акварелей и зарисовок. Позже, они были показаны на выставке студии Грекова, посвященной десятилетию ее существования. Выборг привлек Маторина своеобразием северного архитектурного пейзажа, суровой красотой его форм. Финны бежали стремительно, и в городе совершенно не оставалось жителей. Яркие солнечные июньские дни с белыми ночами еще более подчеркивали эпическую выразительность архитектурного ансамбля города. Язык маторинских эстампов - острый, эмоциональный и четкий. Звучность штриха и ритмичность линий гармонируют с благородством тона [5 Эстампы, сделанные Маториным на основе фронтовых набросков, говорят о большом творческом подъеме художника, в период их создания. Панорама старого Выборга, с вытянутыми вверх и нагроможденными близко друг к другу домами, безлюдный порт на фоне холодных вод залива, старинная выборгская крепость с силуэтом памятника и красным флагом, водруженным русскими войсками на шпиле башни, сама башня, а затем ратуша, - все это подается художником в изящной гамме цвета, с тонким пониманием освещения и времени дня. Как деликатно передает мастер летнюю ночь в гравюре, изображающей Linnakatu -главную улицу города, какие солнечные сочетания цвета находит для зарисовки уголка Выборга с двориком! Во вдумчивых композициях Маторина великолепно использованы детали -
узорный фонарь в «Дворике», орнаментальная северная решетка в «Матросском патруле». Отдельные гравюры посвящены художником русским танкистам. Советские танки на выборгских улицах, митинг танкистов у ратуши, ночные проезды танков находят в гравюрах Маторина образное силуэтное претворение [2]. На настоящий момент линогравюры, в количестве 12 штук находятся в Российской государственной библиотеке, (ФГБУ «РГБ»), в г.Москве.
На одной из линогравюр с изображением Выборга июня 1944года мы видим изображение Крепостной улицы (Линнанкату). Изображение на гравюре состоит из двух планов: хорошо развитого переднего плана, на котором движется самоходка с солдатами, причем Маторин изображает ее на одном уровне с углом издания доходного дома Эмиля Буттенгоффа. Второй план составляют здания справа по улице Линнанкату и небо, которое М. Маторин обозначает условно, небольшими белыми массивами. Композиция читается достаточно ясно за счет четкого чередования темных и светлых пятен. Здания справа по улице Крепостной, Маторин рисует в оранжево-кирпичных тонах с вкраплениями белил. В остальной части композиции он использует серые, темно-коричневые и черные цвета. Общим фоном служит бежевый цвет с коричневатым оттенком. Облака Маторин рисует светло- желтым цветом. Первый и второй планы объединяет движущаяся самоходка с солдатами и если на минуту прикрыть этот объект, то можно увидеть, насколько обеднится композиция, как теряется ее глубина, поскольку чрезмерно сближаются первый и последний планы картины, исчезает главное связующее звено в композиции. Введение пятен облаков с нечеткими, волнистыми контурами, создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты и являются приемом, делающим композицию живой. Ритм гравюры передан геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя и пространством. Художник использует контраст цветовых сопоставлений. Черный, белый и кирпичный цвета в этой линогравюре образуют сильный контраст светлого и темного. В то время как желтый и бежевый облают на картине обладают менее сильным контрастом. Особо стоит отметить, что каждый из чистых цветов на картине отделен друг от друга черными линиями и тем самым их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения, влияния, уменьшаются. Каждый цвет в работе проявляет свою реальную конкретность.
Отметим, что гравер Михаил Маторин в своей работе использовал ахроматические цвета: черный, белый, серый. И хроматические: кирпичный, бежевый и желтый. Самым насыщенным в работе является кирпичный цвет. Используя белила,
изображая солнечный свет на зданиях, расположенных по улице справа, Маторин подчеркивает, что на гравюре изображен летний солнечный вечер. Перспектива работы линейная, фактура работы матовая, слитная. Горизонт на картине проходит ниже геометрической середины картины, небо занимает большую часть работы. Художник предлагает взглянуть на архитектурные объекты, возвышающиеся на фоне неба.
Ракурс взят художником со стороны улицы Новой Заставы. Слева на гравюре мы видим бывший доходный дом с магазином Э. Буттенгоффа, который на настоящий момент является жилым (Крепостная ул.д.7). Здание было построено на возвышении, архитектором купца Эмиля Буттенгоффа, Иоханом Бломквистом, в 1898 году. Дом проектировался как доходный, со встроенным в первом этаже магазином. Богатый купец Буттенгофф, "торговец заграничными сигаретами и винами", не скупился на богатый декор своего дома, служивший хорошей рекламой магазину. Очевидно, Михаила Владимировича Маторина, как и многих других художников, творивших на этой земле, покорила старинная архитектура Выборга [5].
На другой гравюре художника М. Маторина «Башня старой крепости» изображен памятник средневековой фортификации со сложной и славной боевой историей - Круглая башня, построенная в 1547—1550 гг. инженером-фортификатором Ханном (Гансом) Бергеном. Линогравюра состоит из двух планов: зелень на переднем плане и сама Круглая башня, занимающая большую часть композиции, на втором. Художник использует волнистые, пересекающиеся короткие линии, создавая впечатление ветреного дня. Интересно то, что небо занимает ровно половину композиции и художник намеренно берет точку зрения снизу, отмечая массивность «Круглой башни» и придавая большую значимость этому архитектурному сооружению [11].
Альбом «Выборг» можно считать бесспорной удачей советского графического искусства. Нельзя не отметить в нем и изящного оформления художником титульных листов издания. Разностороннее дарование художника не обошло и технику акварели и темперы. В акварельном искусстве Маторина живописное начало соединялось с графическим. Графическое сквозит в его живописности, как органическая творческая черта художника. Творческий облик Маторина не полный и без его большой, многосторонней педагогической работы. Именно Михаил Владимирович Маторин впервые ввел черчение деталей полиграфических машин для печатников и переплетчиков. После войны и до конца своей жизни он преподавал в Московском государственном художественном институте Сурикова. Профессор, заслуженный
деятель искусства РСФСР, он жил напряженно, не экономя сил в творчестве. Истинным рыцарем гравюры был Маторин, ее певцом. В гравюрах Маторина чувствуется живой, темпераментный, оригинальный почерк [2].
Таким образом, альбом линогравюрных эстампов «Выборг», созданный в результате пребывания художника на финляндском фронте в июне 1944 года - это ценнейший документальный материал не только для отечественных исследователей, но и для зарубежных коллег.
Литература и использованные источники
1. Адаскина В.И., Вассель И. П. Знакомьтесь - Выборг. - Л.: Лениздат, 1965. - 138
с.
2. Сокольников М.П. Мастера книжного оформления. М.В.Маторин. М.: Гиздегпром, 1948.
3. Михаил Маторин - жизнь в гравюре [Электронный ресурс]. URL: http://www.agroxxi.ru/agroart/mihail-matorin-zhizn-v-gravyure.html
4. Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг: Фантакт, 1986.
5. Мартынова А.Г. «К вопросу о формировании художественного образа Выборга в советских линогравюрах» // Вестник Череповецкого государственного университета, №8 (61), 2014. - С. 135.
6. Артпоиск. Маторин Михаил Владимирович [Электронный ресурс]. URL: http://www.artpoisk.info/artist/matorin_mihail_vladimirovich_1901
7. Вступительная статья Михаила Сокольникова к альбому: Выборг Viipuri: июнь 1944: Фронтовые наброски в гравюрах на линолеуме военного художника М. В. Маторина.Студия имени Грекова при ГлавПУРККА: [Альбом эстампов]. Издание художественно-эстампной мастерской московского товарищества художников. 1945 год. г. Москва, ул. Кирова 38
8. Картинная галерея города Красноармейска. Михаил Владимирович Маторин [Электронный ресурс]. URL: http ://artgallery. krasno. ru/IMAGES/Grafic s/Matorin. htm
9. Картинная галерея ARTpanorama.su. Маторин Михаил Владимирович(1901-1976) [Электронный ресурс]. URL: http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=619&show=short&right=no
10. «Михаил Владимирович Маторин (1901—1976): Каталог выставки / Авт. текста М. П. Сокольников и др. СХ СССР, МОСХРСФСР — М.: Советский художник, 1985.
11. Anastasia Martynova «Militärkonstnären och grafikern Michail Matorin (1901-76) Bilder fran Viborg» // «Wiiborgs Nyheter», Nr.1, 07.01.2015. S.19-20.