К 70-ЛЕТИЮ Н.А. ДОЛГУШИНА
ПОЗДРАВЛЯЕМ НИКИТУ АЛЕКСАНДРОВИЧА ДОЛГУШИНА,
народного артиста СССР, доктора гуманитарных наук Таусо-новского университета (США), профессора Парижского Университета танца, с 70-летним юбилеем!
Мы горды тем, что Вы - виртуозный танцовщик, талантливый педагог, известный деятель хореографического искусства -окончили нашу Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой (бывшее Ленинградское хореографическое училище)!
От всей души желаем Вам здоровья, долгих лет творческой жизни, талантливых последователей в театре!
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
302 Информация о техущих событиях
В этом году Никита Александрович Долгушин отмечает свой 70-летний юбилей. Я благодарна судьбе за то, что после окончания ЛАХУ им. А.Я. Вагановой я попала в труппу театра Консерватории, которой в ту пору руководил Никита Александрович.
Первой моей большой ролью была партия принцессы Авроры в премьере одноактного спектакля «Свадьба Авроры» (III акт «Спящей красавицы»), где принца Дезире танцевал сам Долгушин. Мне тогда, в мои 20 лет, выйти на сцену с таким мастером было необыкновенным счастьем и огромной ответственностью. Но, чувствуя моральную поддержку Никиты Александровича, мне удалось справиться с волнением и не подвести своего учителя.
Постепенно в театре расширялся репертуар, мне довелось танцевать как современную хореографию, так и классику. Реставрация классического наследия, восстановление шедевров старинной хореографии всегда было основной деятельностью Долгушина в балетном театре и стало визитной карточкой труппы. На сцене Консерватории одна за другой проходили премьеры - фрагменты и спектакли Золотого и Серебряного веков такие как «Петрушка», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых Фавна», «Видение розы», «Эсмеральда», «Шопениана», «Подводное царство» - фрагмент спектакля Горского «Конек-Горбунок». Был восстановлен одноактный балет Фокина/Черепнина «Павильон Армиды». И воссозданная, благодаря сохранившимся архивным материалам, удивительная, необычно интересная концертная программа - «Несравненная Павлова», состоящая из миниатюр, исполняемых великой русской балериной Анной Павловой.
Над каждой постановкой велась скурпулезная работа. Восстанавливался не только хореографический текст, но и костюмы, головные уборы, грим, декорации, манера исполнения и атмосфера, присущая тому времени, той эпохе.
На репетициях поистине царил дух творчества, и мы начинали понимать Никиту Александровича с полузнака, полужеста,
полуоборота. О каждом новом спектакле Долгушин много рассказывал, заставляя нас, своих актеров, задумываться о человеческих взаимоотношениях, о противоречиях характеров, о том, что в жизни существуют драматические ситуации.
Он постоянно задавал нам вопросы: «Что делала Жизель перед своим первым выходом? Встречались ли они с Альбертом раньше? Откуда прибыли кавалеры, сватавшиеся к принцессе Авроре?» и т.д. и т.п., тем самым полностью погружая нас в атмосферу того или иного спектакля. Это касалось не только солистов, но и артистов кордебалета. У каждого была своя история, свой характер, свое отношение к другим действующим лицам.
Особенно тщательно репетировались игровые сцены и пантомимные эпизоды. От артистов требовалось умение вставать, садиться, подавать руку, просто, не танцуя, перемещаться по сцене в характере своего героя. И Долгушину удалось создать не бесстрастный кордебалет, равнодушно созерцающий происходящее, а людей, живущих единой жизнью с главными героями.
Вспоминая годы сотрудничества с Никитой Александровичем, можно говорить и писать очень много, и для меня это будут слова и строки благодарности педагогу, профессионалу, человеку, честно служащему балетному театру - хореографическому искусству.
Т.В. Черкашина,
преподаватель Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой