Научная статья на тему 'К 65-летию со дня рождения'

К 65-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласточкин А. Н.

Воспоминания выпускника географического факультета ЛГУ Александра Ивановича Дуванина крупного ученого-океанолога, доктора географических наук, профессора кафедры океанологии географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова охватывают его путь в науке с 1937 по 1998 г. Александр Иванович внес значительный вклад в исследование приливов, волновых движений в море, проблем крупномасштабного взаимодействия океана и атмосферы, а также экономики океана и рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ласточкин А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 65-летию со дня рождения»

2004

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Сер. 7. Вып. 2

ХРОНИКА

45-летию научной деятельности)

Александр Николаевич Ласточкин родился 30 мая 1939 г. в потомственной петербургской семье, основателем которой явился его дед -действительный статский советник, управляющий Петербургской казенной палаты. Детство А. Н. Ласточкина связано с блокадным Ленинградом и послевоенным голодным периодом, когда все школьные каникулы с 12-летнего возраста ему приходилось заниматься тяжелым физическим трудом в деревне. Такое начало жизни закалило его, определило важнейшие черты характера и способствовало успешному проведению экспедиционных работ как в качестве рядового участника, так и их руководителя.

Активная научная деятельность А. Н. Ласточкина началась еще в студенческие годы во время обучения на факультете географии ЛГУ, в течение которых он проводил полевые работы в высокогорье Северного Тянь-Шаня, на юге Чукотки и на Тазовском полуострове в Западной Сибири в статусе студента-практиканта, рабочего и даже старшего конюха. Здесь же жизнь свела его с удивительным человеком, с широким научным кругозором - Е. В. Максимовым, который оказал большое влияние на формирование А. Н. Ласточкина как будущего ученого. В 1962 г. под руководством акад. С. В. Калесника им была написана дипломная работа по ледникам Северного Тянь-Шаня и опубликована на эту тему первая научная статья.

За 45 лет научно-педагогической деятельности А. Н. Ласточкин прошел сложный путь от техника до старшего научного сотрудника Всесоюзного нефтяного научно-исследовательского института (ВНИГРИ), заведующего сектором геоморфологии и геологии океанического дна Всесоюзного института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИОкеангеология), заведующего кафедрой геоморфологии Санкт-Петербургского государственного университета. С 1986 г. он руководил кафедрой геоморфологии СПбГУ, создав за это время боеспособный в научном отношении коллектив, атмосфера в котором отличалась искренностью, открытостью и благожелательностью. В настоящее время, пройдя по конкурсу на должность заведующего, он предложил исполнять эти обязанности своему ученику Андрею Ивановичу Жирову, чтобы уделять больше времени научным занятиям.

За все эти годы его успехи в практической, административной и педагогической деятельности прежде всего надо связывать с интенсивной научной работой, которой он отдавал и отдает большую часть своих сил. Именно на ее теоретических результатах основывались и основываются его первые оценки неотектонических критериев формирования и размещения углеводородов во многих нефтегазоносных областях СССР, разработанные им принципы, методы и приемы геоморфологических исследований на суше, шельфе и в абиссальной части океана, интерпретации фотокосмических материалов, картографирования субаэрального, субаквального и субгляциального рельефа, а также ландшафтно-геоэкологических изысканий. Ряд предложенных им методических разработок официально внедрен в практику Министерством геологии СССР, а в настоящее время - Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

А. Н. Ласточкин автор более чем 280 работ, в том числе 19 монографий (10 из них написаны им в соавторстве), а также автор и редактор ряда опубликованных региональных и всесоюзных карт и атласов. На результатах его научной деятельности базируются все читаемые им как традиционные («Общая геоморфология»), так и принципиально новые, разработанные впервые («Методы морских геоморфологических исследований», «Геоморфо-

А. Н. Ласточкин

(к 65-летию со дня рождения и

логическая систематика», «Геотопология и структурная география», «Ландшафтно-геоэкодогические исследования на геоморфологической основе» и др.) учебные курсы, а также содержание учебников, учебных и методических пособий, составленных и отредактированных ученым за 18 лет работы в университете.

Нельзя не обратить внимание на широту научных интересов А. Н. Ласточкина, которая отражена в его публикациях на самые различные темы, посвященных теории и систематике морфометрических методов, закономерностям распределения озер в Западной Сибири, связям новейших движений и разломов с залежами углеводородов и их химическим составом, с геотермическими параметрами в осадочной толще нефтегазоносных областей, региональной геоморфологии и тектонике последних, закономерностям размещения на них пликативных и дизъюнктивных дислокаций, планетарной трещиноватости, рельефу дна отдельных (Каспийского, Балтийского, Карского) и всех (северных, дальневосточных) морей России, глубоководной части Северного Ледовитого океана, континентальных окраин Атлантического и Тихого океанов, внедрению в теорию и практику геоморфологии системного подхода, впервые сформулированной им морфодинамической концепции геоморфологии, разработке теории геоэкологии, созданию геотопологии и структурной географии как новых общегеографических дисциплин и др.

Казалось бы, такой «разброс» в научной деятельности вряд ли позволит создать ему некое целостное представление о самых разных проблемах наук о Земле. Но проект их единого решения А. Н. Ласточкин предложил в своей последней и самой большой не только по объему (762 е.), но и по содержанию монографии «Системно-морфологическое основание наук о Земле» (Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002). Практически ее создание осуществлялось в течение последней четверти века в виде написания фундаментальных работ: а) по морфодинамической концепции, которая распространялась им от геоморфологии на все географические дисциплины «геотопологического ряда», инженерную и четвертичную геологии; б) по содержанию, организации и использованию на практике общей географии в принципиально новом ее понимании как совокупности предметного знания; в) по резкому расширению границ геоморфологии как науки о составе и строении всех геоявлений (геообразований) на Земле: геоповерхностей, геооболочек, геосфер, геофизических и географических полей, различных геопотоков и геопроцессов; г) по рассмотрению рельефа как «главного распределителя и перераспределителя все видов вещества и энергии в ландшафтной оболочке» и т.д. В результате А. Н. Ласточкиным предложена первая версия общей теории геосистем, в которой найдено то единство в многообразии этих геоявлений, которое позволяет описывать их на едином языке, провести их общую дискретизацию, элементаризацию, структуризацию, формализацию и создать универсальную методику картографирования с возможностями последующего сравнения и установления глубинных причинно-следственных связей. Он показал, как можно от морфологической статической системы перейти в теории и на практике к базирующимся на ней динамической и вещественной системам. Конструирование общей теории геосистем осуществлено на параметрической основе и с использованием многочисленных принципов, сформулированных в системных исследованиях и общей теории познания. Его системные представления вышли за рамки применения системной лексики в «чистой теории», а потому широко распространяются сейчас в прикладных исследованиях и предусматривают использование ГИС в качестве необходимого картографического обеспечения для внедрения в практику общей теории геосистем.

Решение фундаментальных проблем геолого-географических наук не заслонило, а, наоборот, способствовало интенсивной педагогической деятельности А. Н. Ласточкина. Он - основной автор и редактор 6 опубликованных учебников и учебных пособий, учебной программы по геоэкологии для старших классов средней школы, подготовленного к печати учебника по геоморфологии для университетов России, готовящегося к изданию учебника по прикладной экологии и ряда крупных работ по экологизации среднего и высшего образования, которые (а также тематика работ его аспирантов), несмотря на их различия, базируются на системно-морфологических положениях, опубликованных в многочисленных статьях и его последней монографии. Под руководством А. Н. Ласточкина защищено 11 кандидатских диссертаций и одна докторская.

Нельзя не отметить и вклад А. Н. Ласточкина в развитие эдукологии - науки об образовании: подготовленный им совместно с коллегами проект экологизации среднего и высшего образования в России опубликован в журналах и обсуждается в настоящее время на самом высоком государственном уровне. Ряд его работ посвящен дидактическим проблемам: содержанию географического, геологического и экологического образования, современным путям развития образовательного процесса. А. Н. Ласточкин настаивает на необходимости развития образования по пути его большей системности, а не аддитивности, т.е. не за счет увеличения количества учебных курсов.

Три последних года А. Н. Ласточкин и созданная им неформальная группа, состоящая из его учеников - студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов-полярников, интенсивно занимаются подледно-подводным рельефом Антарктики. Используя накопленные к настоящему времени колоссальные по объему материалы отечественных и зарубежных геофизических исследований и разработанную А. Н. Ласточкиным теоретическую основу, этот коллектив создает практически новую науку - субгляциальную геоморфологию с ее специфическим объектом. Им опубликована и подготовлена к печати большая серия работ по ее теории, методике и приведены результаты, не имеющие аналогов в зарубежной печати. Они недвусмысленно дают понять отечественным и иностранным коллегам и политикам, что русские, несмотря на все их современные трудности и невзгоды, не намерены покидать тот континент, который был открыт и в значительной мере изучен нашими соотечественниками. Патриотизм и государственность, принципиальность и нравственность были и остаются главными чертами мировоззрения А. Н. Ласточкина как русского ученого и патриота своей Родины.

А. Н. Ласточкин - член Президиума Геоморфологической комиссии РАН. Петровской Академии наук и искусств, редколлегий журналов «Геоморфология» и «Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7: Геология, география».

Многочисленные коллеги и ученики Александра Николаевича в России и за рубежом поздравляют его с днем рождения, желают ему крепкого здоровья, долгой и плодотворной научной и педагогической деятельности, новых творческих успехов.

Г. М. Саранчина

26 мая 2004 г. ушла из жизни Галина Михайловна Саранчина, выдающийся профессор Санкт-Петербургского университета. В нашей стране и за рубежом вряд ли найдется начинающий специалист-петрограф или зрелый ученый, который так или иначе не столкнулся бы с научным и педагогическим творчеством Г. М. Саранчи-ной. Оценить количество ее непосредственных учеников и воспитанников просто не представляется возможным. Среди них петрографы, минералоги, геохимики и геологи разных специальностей. Вот слова скорби некоторых из них.

«Трудно найти слова, чтобы выразить чувства человека, потерявшего своего дорогого учителя. Если энергия памяти живущих поддерживает ушедших от нас, то за душу Галины Михайловны можно не беспокоиться. Светлая память ей обеспечена до конца наших дней. Не лучший из легиона ее учеников, но также искренне' ее любящий Тибилов И. В.» (г. Певек, Чукотка).

«С именем Галины Михайловны связана целая эпоха открытий в отечественной науке и практике. Мы всегда восхищались высокой планкой ее научного поиска, чистой душой, самостоянием по жизни и судьбе. Перестало биться самое благородное сердце, освещавшее путь людям и помогавшее им жить» - Соловьева Л., Владыкин II.. Левицкий В., Иванова Л., Михайлов %{.. Перетяжке И., Гвоздков А., Сандамиров И. (г. Иркутск).

«Казалось, что это никогда не произойдет, и кафедра петрографии, и Галина Михайловна неразделимы. И вот они разделились физически. Но, зная и чувствуя тяжелую утрату, я испытываю чувство благодарности судьбе за то, что в моей жизни был такой прекрасный друг - Галина Михайловна. Она знала наши профессиональные и семейные проблемы и всегда готова была помочь, чем могла. Она никогда не была формальным педагогом, она дала мне и моим сокурсникам много уроков не только петрографии, но важных уроков жизни своим примером: ее уникальная порядочность, живой ум, здравый смысл, чувство юмора, самоирония, душевность оказывали большое влияние на наши личные и профессиональные жизни. Больно, что не услышу по телефону ее голоса, который звучит во мне, и свет от ее личности живет во мне» - Селиванова Н. Б. (штат Нью-Джерси, США).

«Мы уже совсем седые колымчане, но все равно ее ученики, всем сердцем скорбим об уходе Галины Михайловны, ее жизнь была удивительным подарком бесчисленному множеству людей. Всегда будем помнить замечательного педагога и друга» - Лившиц И.. Шахтыров В., Петров А. (г. Магадан).

«Наше сердце сжалось от боли. Она была выдающаяся, твердая, уверенная и работала до последнего дня ее жизни» - от всех ее китайских студентов (г. Пекин).

«Галина Михайловна отдала нам, ее студентам, лучшую часть своей жизни, и теперь в душе у нас и уже у наших учеников - частица ее души, которая будет продолжать жить до тех пор, пока на свете есть петрографы. Спасибо Вам, Галина Михайловна, за все и низкий наш последний поклон» - Балаганские В. и Л. (г. Апатиты).

Г. М. Саранчина родилась 18 декабря 1911 г. в семье петербургских потомственных интеллигентов. Ее мать И. В. Агафонова - хирург-стоматолог, заведовала стоматологической клиникой Пушловского (Кировского) завода; отец М. М. Саранчин (его мать в девичестве княжна Ухтомская) возглавлял Государственный книжный фонд СССР, был репрессирован в 1937 г. и выслан в Джамбул, впоследствии был реабилитирован, умер в Ленинграде. Выбором профессии, увлечением геологией Галина Михайловна в значительной степени обязана деду - Валериану Константиновичу Агафонову (1863-1954) - геологу, минералогу, ученику А. А Иностранцева и В. В. Докучаева, другу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.