Научная статья на тему 'К 500-летнему юбилею Реформации Мартина Лютера (1517-2017) [Рец. На:] Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви (сост. И ред. И. Фокина. СПб. : С. -Петерб. О-во Мартина Лютера-Изд. Спбху, 2017. Xxiv+800 С. )'

К 500-летнему юбилею Реформации Мартина Лютера (1517-2017) [Рец. На:] Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви (сост. И ред. И. Фокина. СПб. : С. -Петерб. О-во Мартина Лютера-Изд. Спбху, 2017. Xxiv+800 С. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ ЛЮТЕРА / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЛЮТЕРАНСТВО / ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / САКРАМЕНТОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савинов Родион Валентинович

Рассматривается собрание работ М. Лютера (под ред. И. Фокина), приуроченное к 500-летию начала Реформации. Дается описание содержания сборника, анализ ключевых текстов из каждого раздела. Предлагается оценка данного издания в контексте российской исследовательской литературы, посвященной Реформации и раннему Новому времени. Отмечается ряд важных замечаний, которые предлагает во вступительной статье редактор и составитель сборника: с одной стороны, указание на актуальность наследия Реформации, с другой стороны, ее связь с интеллектуальной культурой Нового времени, в частности с немецкой классической философией. Анализируется значение корпуса текстов, которые приведены в блоке произведений М. Лютера. Показано, что этот комплекс текстов, с одной стороны, позволяет реконструировать в целом программу Реформации в ее социальном, богословском, экклезиологическом и антропологическом аспектах благодаря переводу на русский язык «теологической трилогии» Лютера 1520 г., с другой стороны, эти материалы дополняются широкой концептуальной перспективой, которая возникает благодаря приведенным вслед за указанными произведениями поздним сочинениям Лютера 1530-1540 гг. Приложение рассматривается как предметный комментарий к корпусу текстов Лютера, выявляется значение приведенных в нем текстов. Отмечается, что издание будет полезно для широкого круга читателей: исследователей, преподавателей, студентов, школьных учителей и всех, кто интересуется историей европейской культуры, ее настоящим и будущим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 500-летнему юбилею Реформации Мартина Лютера (1517-2017) [Рец. На:] Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви (сост. И ред. И. Фокина. СПб. : С. -Петерб. О-во Мартина Лютера-Изд. Спбху, 2017. Xxiv+800 С. )»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

УДК 274.5:14 ББК 87.3(4Гем)4-411

К 500-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ РЕФОРМАЦИИ МАРТИНА ЛЮТЕРА

(1517-2017)

[Рец. на:] Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви (сост. и ред. И. Фокина. СПб.: С.-Петерб. о-во Мартина Лютера-Изд. СПБХУ, 2017.

XXIV+800 с.)1

Р.В. САВИНОВ

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины ул. Черниговская, д. 5, г. Санкт-Петербург, 196084, Российская Федерация E-mail: savrodion@yandex.ru

Рассматривается собрание работ М. Лютера (под ред. И. Фокина), приуроченное к 500-летию начала Реформации. Дается описание содержания сборника, анализ ключевых текстов из каждого раздела. Предлагается оценка данного издания в контексте российской исследовательской литературы, посвященной Реформации и раннему Новому времени. Отмечается ряд важных замечаний, которые предлагает во вступительной статье редактор и составитель сборника: с одной стороны, указание на актуальность наследия Реформации, с другой стороны, ее связь с интеллектуальной культурой Нового времени, в частности с немецкой классической философией. Анализируется значение корпуса текстов, которые приведены в блоке произведений М. Лютера. Показано, что этот комплекс текстов, с одной стороны, позволяет реконструировать в целом программу Реформации в ее социальном, богословском, экклезиологическом и антропологическом аспектах благодаря переводу на русский язык «теологической трилогии» Лютера 1520 г., с другой стороны, эти материалы дополняются широкой концептуальной перспективой, которая возникает благодаря приведенным вслед за указанными произведениями поздним сочинениям Лютера 1530-1540 гг. Приложение рассматривается как предметный комментарий к корпусу текстов Лютера, выявляется значение приведенных в нем текстов. Отмечается, что издание будет полезно для широкого круга читателей: исследователей, преподавателей, студентов, школьных учителей и всех, кто интересуется историей европейской культуры, ее настоящим и будущим.

Ключевые слова: Реформация Лютера, протестантизм, лютеранство, экклезиология, сакраментология, теология

1 Материал подготовлен в рамках проекта «Свобода и субъективность в реформационном учении Мартина Лютера и в философии Нового времени» (грант РФФИ № 16-03-00099-ОГН).

TO THE 500TH ANNIVERSARY OF MARTIN LUTHER'S REFORMATION (1517-2017)

[Review of:] Luther М. On the Babylonian captivity of the Church (ed. by Ivan Fokin. St. Petersburg Martin Luther Society, SPBHU publ., 2017. XXIV+800 PP.)

R.V. SAVINOV

St. Petersburg State Academy of Veterinary Medicine 5, Chernigovskaya St., St. Petersburg, 196084, Russian Federation E-mail: savrodion@yandex.ru

The author considers a collection of Martin Luther's works, edited by Ivan Fokin, marking the 500th anniversary of the Reformation. The article contains a description of the contents of the collection and analyzes the key texts from each section. It also evaluates this edition in the context of Russian research literature devoted to the Reformation and the early Modern Times. The author notes a number of important remarks offered in the introductory article by the editor of this collection: on the one hand, the relevance of the Reformation heritage, and, on the other hand, its connection with the intellectual culture of the Modern Times, in particular, with the German Classical Philosophy. The paper analyzes the value of the texts given in this collection of Luther's works. It is shown that these texts, on the one hand, allow reconstructing the whole program of the Reformation in its social, theological, ecclesiolog-ical and anthropological aspects, thanks to the translation of Luther's «theological trilogy» of1520 into Russian, and, on the other hand, these materials are supplemented by a broad conceptual perspective of late Luther's works of 1530-1540. The author considers the Supplement as a thematic commentary to the corpus of Luther's texts, and explains the meaning of the texts given in. It is noted that the publication will be useful to a wide audience: researchers, teachers, students, school teachers and anyone interested in the history of European culture and its contemporary state.

Keywords: Luther's Reformation, Protestantism, Lutheranism, Ecclesiology, Sacramentology, Theology

К 500-летнему юбилею начала Реформации (1517-2017 гг.), знаменовавшей один из крупнейших переворотов в культурной истории европейского человечества, Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера при поддержке Санкт-Петербургского христианского университета выпустило в свет сборник работ Мартина Лютера под заглавием «О Вавилонском пленении Церкви»2, составленный д-ром филос. наук. И.Л. Фокиным.

Качественное, привлекательно оформленное издание объемом более 800 страниц дает возможность русскому читателю познакомиться с большим количеством работ начинателя Реформации, многие из которых не переводились ранее, оценить подлинный масштаб реформационной программы и тот теоретический, богословский фундамент, на котором эта программа выросла. Нельзя также не отметить, что выход издания в столетнюю годовщину двух русских революций 1917 г. ярко напоминает о том, что переворот в мире «общественных отношений» имеет своей предпосылкой и завязью революцию в мире духа (или, как писал Д.С. Мережковский, с Лютером «начинается больше

2 Далее ссылки на это издание даются в тексте в круглых скобках с указанием страниц.

чем Преобразование, Реформация - Переворот, Революция, сначала в Церкви, потом в миру»3).

В структуре сборника выделяются три основные части. Первая - вступительная статья составителя, исполнителя ряда переводов и редактора д-ра филос. наук Ивана Фокина «Всемирно-историческое значение 95 тезисов Мартина Лютера и духовное наследие Реформации», в которой автор дает авторитетное руководство к пониманию данного собрания работ Лютера и материалов о Реформации. Несмотря на 500 лет, отделяющие нас от момента, когда доктор католической теологии, августинский монах Мартин выступил против торговли отпущениями и злоупотреблений духовной власти, которая превратилась в слишком светскую властную вертикаль, в культурном, историческом, моральном сознании современных людей - в почти что лозунге «На том стою, и не могу иначе!», который и сегодня можно услышать в разгаре принципиальных споров, в вере в положительное значение и необходимость реформ, в праве человека на свою индивидуальность, - продолжает жить импульс, сообщенный Лютером. Как отмечает Иван Фокин, «согласно учению Лютера, все внешнее должно быть устранено из абсолютного отношения человека к Богу» (с. XIV). Даже в секулярном мире эта религиозная интенция Лютера продолжает быть актуальной.

Другим моментом, на который указывает И. Фокин, является связь Реформации с европейской интеллектуальной традицией, в частности с немецкой классической философией. Реформацию принято рассматривать как событие в области религии, и при традиционном отделении религии от культурной и интеллектуальной истории оказывается незамеченной и непонятой связь фило-софско-теологических построений Гегеля, Шеллинга, Фихте с их собственной - протестантской, лютеранской - религиозностью. Об этом немаловажном, но нередко забываемом моменте также напоминает автор вступительной статьи (с. XXП-XXШ).

Второй блок материалов сборника образуют сочинения Мартина Лютера. Здесь читатель встретит уже известные ему работы реформатора, но значительное число помещенных в этом блоке текстов или никогда не переводилось на русский язык, или переводилось лишь фрагментарно. Прежде всего следует указать на полную публикацию знаменитой лютеровской трилогии 1520 г., которая стала фундаментом и программой Реформации, - трактаты «О свободе христианина», «К христианскому дворянству немецкой нации» и впервые появляющаяся на русском книга Лютера «О Вавилонском пленении Церкви». Эти работы, созданные в критический момент жизни и дела Лютера, стали ответом и призывом к радикальному преобразованию не только религиозной, но и социальной, образовательной, политической жизни современного ему общества,

3 Мережковский Д.С. Лютер // Собрание сочинений. Реформаторы. Испанские мистики. М.: Республика, 2002. С. 15 [2].

к тому преобразованию, которое В. Дильтей сравнивал с новой зарей, осветив-

„4

шей жизнь целой культуры .

Наряду с критикой главных средневековых институтов и традиций, переживавших в XIV-XV вв. жесточайший кризис, Лютер предлагает пути выхода из сложившейся ситуации, призывает к изменению не только сознания, своего рода «метанойе» (вспомним, что он начал свою деятельность в 1517 г. именно с «Девяносто пяти тезисов», посвященных сущности покаяния), но и тех практик, что оформляли жизнь средневекового человека. Наиболее важной практикой для средневекового человека была сакраментальная жизнь Церкви, поэтому Лютер свое центральное и наиболее пространное сочинение посвящает именно церковным таинствам, их смыслу, исполнению и достойному принятию. Разрушая традиционную католическую сакраментологию, пересматривая число таинств и их содержание, а также допуская мирян к участию в осуществлении и принятии таинств, апеллируя в этом к Писанию и учению Христа, Лютер изменил фундамент, на котором зиждилось конфессиональное общество Средних веков и раннего Нового времени, - церковная Реформация была всеобщим преобразованием культуры, событием всемирно-исторического масштаба.

Теологическая ценность этого трактата состоит в том, что из лютеровой сакраментологии естественно следуют такие фундаментальные его позиции, как учение о всеобщем священстве, о праве общины на управление приходом, о внутреннем благочестии, которое стало источником пиетизма, а также учение о таинствах, в котором ярче всего проявляются введенные Лютером принципы sola Scriptura и sola fide, поскольку таинствами Лютер признает лишь те действия, в которых проявляет себя «слово божественного обетования, через которое укрепляется вера» (с. 164). Таким образом, знакомство с трактатом «О Вавилонском пленении Церкви» необходимо не только для понимания ряда важных аспектов лютеровского учения, но и, прежде всего, для того, чтобы видеть, как работает мысль реформатора, как его религиозный опыт трансформируется в богословское мышление.

Примечательны и те работы Лютера, которые сопровождают его ре-формационную трилогию. Прежде всего, это речь на Вормском рейхстаге 1521 г., в которой Лютер объясняет мотивы и смысл своих сочинений, и в ней выдвигает он приоритет совести, поступать против которой «неправедно и опасно» (с. 218), перед любыми людскими авторитетами.

Другой блок работ - это тезисы к диспутам, которые вел Лютер в качестве профессионального теолога и университетского преподавателя и которые представляют собой важную часть теоретического наследия реформатора. Публичные научные дискуссии по тем или иным актуальным темам, волновавшим богословское сообщество, до появления разветвленной системы пери-

4 См.: Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / пер. с нем. М.И. Левиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 56 [3].

одической печати (сформировавшейся только к концу XVIII в.) велись в форме «рассуждений», диспутов (disputationes), бывших в средневековом университете стандартным периодическим событием. В них принимали участие не только преподаватели и студенты соответствующего университета, но и зачастую все желающие, включая светских интеллектуалов. Диспуты нередко устраивала и светская власть, приглашая к участию в такой «конференции» известных специалистов. Собрания тезисов, обсуждавшихся в ходе этих дискуссий, могли переписываться или издаваться отдельной брошюрой, и распространяться для дальнейших обсуждений и критики. Лютер публикацией в 1517 г. «Девяносто пяти тезисов» получил внеевропейскую известность именно благодаря этой системе распространения информации. Организовывая диспуты, предлагая для них тезисы, а также председательствуя на них, Лютер демонстрировал, что, порвав с католической теологией, он не порвал своих научных и академических связей, более того, именно вовлеченность в эти связи позволяла ему точно и емко формулировать свое учение и способствовала через дискуссии и материалы о них распространению в европейском теологическом сообществе аутентичной информации о его учении. Кроме того, это позволяло оперативно реагировать на критику своих противников.

Итак, при том, что эти работы Лютера имели столь важное значение, они до сих пор не привлекали внимания большинства российских и зарубежных исследователей (в качестве исключения отметим Г. Эбелинга), а также не переводились на русский язык (кроме «Девяносто пяти тезисов» и «Гейдельберг-ской диспутации»). Данное издание отчасти заполняет этот пробел: в нем публикуются тезисы к одному из ранних диспутов Лютера («Полезны или бесполезны в теологии книги философов», 1519 г.), которые показывают, что реформатор признавал значение философии, хотя и ограничивал ее применение в вопросах богословских, а также избранные диспуты, относящиеся к позднему периоду творчества Лютера (1530-1540 гг.), куда включены тезисы, касающиеся наиболее важных дискуссий этого периода: о власти церковных институций («Диспут о власти собора», 1536 г., «Против антиномиев», 1540 г.), антропологии и христологии («О человеке», 1536 г., «Каким образом во Христе соединены две природы», 1540 г.), методе теологии и особенностях ее языка («Истинна ли в философии пропозиция "Слово стало плотью"», 1539 г.), и наконец, одно из последних произведений реформатора - «Против XXXII артикулов лувен-ских теологов» (1545 г.), где он подводит итоги своих дискуссий с католическими оппонентами. Таким образом, читателю предлагается новый и до того не разрабатывавшийся российскими исследователями материал, в котором отразился почти неизвестный (а нередко и сознательно отодвигаемый на второй план) поздний этап творчества Лютера, когда он, оставаясь верным себе, значительно развивает некоторые стороны своего учения. Знание этих работ необходимо для формирования верного представления о доктрине Лютера в целом.

Третий блок материалов - это Приложение, представляющее широкую панораму текстов, посвященных описанию восприятия личности реформатора

и характеру его деятельности. Останавливаясь преимущественно на исторической стороне тех процессов, в контексте которых протекала жизнь Лютера и развивалась Реформация, составитель показывает, как в душе Лютера и его современников созрели семена этого движения. В целом Приложение служит предметным комментарием к вышеприведенным текстам Лютера, из которых читатель узнает, в каких условиях рождалось реформационное учение, как это учение было воспринято обществом, как формировались первые круги сторонников и противников Лютера, что послужило причиной перехода на его сторону светских князей, чья поддержка спасла Лютера от судьбы Гуса и Виклифа, которую готовил ему Рим. Эти и другие вопросы исторического характера освещены в работах немецких историков Ф. Бецольда и Л. Хейссера, фрагменты трудов которых занимают видное место в составе сборника. Созданные во второй пол. XIX в., эти исследования не утратили своего значения даже в перспективе современного уровня наших знаний о Лютере и его эпохе.

Примечательным историческим и богословским памятником является «Немецкая теология» (Theologia Теи1ошса) - анонимный богословский трактат сер. XIV в., найденный и опубликованный Лютером, который позднее признавал, что и мысли, и самый стиль данного памятника оказали на него значительное влияние, убедив, что богословы могут говорить на немецком языке: как результат, из этого импульса возник лютеровский перевод Библии и переосмысление им призвания богослова - уже не как кабинетного профессионала, а как народного проповедника и душепопечителя. Изданный текст (в редакции И. Л. Фокина) основан на обнаруженном А. В. Шипиловым ранее неизвестном русском рукописном переводе нач. XIX в. Предположительно, он мог быть выполнен человеком, близким кругу А.Ф. Лабзина, издававшего духовную литературу и курировавшего широкую переводческую деятельность, в результате которой на русском языке (преимущественно в рукописях) появились многие сочинения Эккартсгаузена, Беме, Юнг-Штиллинга, Арндта и других европейских мистиков. Обнаружение перевода «Немецкой теологии» показывает, что круги русских мистиков питали интерес не только к развитым формам этих учений, но и истокам европейской духовности.

Заслуживают внимания биографии Лютера, написанные Екатериной Берс для изучения учениками яснополянской школы Льва Толстого и английским писателем Томасом Карлейлем. Эти художественные очерки ярко выявляют особенности личности Лютера и его своеобразное историческое и культурное значение. Они помогают разглядеть тот образ реформатора, который складывался у самых разных людей, сталкивавшихся с Лютером. Философским комментарием к жизни и учению Лютера являются работы Ч. Бэрда, Й. Фихте и Г. Хегеля (Гегеля), которые систематизируют и раскрывают внутреннее содержание учения реформатора. Текст Ч. Бэрда интересен обобщением специфических богословских принципов учения М. Лютера, прослеживанием развития его теологического учения. Фрагменты работ Фихте и Хегеля показывают философско-историческую перспективу понимания дела Лютера и его жизни,

демонстрируют глубокий интерес немецких мыслителей к личности Лютера и его учению. Фихте, в связи с вопросом о личности Лютера, как представляется, впервые (в своих «Речах к немецкой нации», 1806 г.) выдвигает представление о народности как субстанции культурной, в том числе и религиозной, жизни той или иной эпохи - представление, характерное как для Хегеля, так и для его последователей из лагерей западников и славянофилов. Представляют интерес размышления Хегеля о причинах того, почему Реформация не распространилась на всю Европу, включая романские и славянские народы; выводы Хегеля примечательны в свете аналогичных рассуждений А.С. Хомякова. Издание сопровождается обстоятельными комментариями переводчиков и составителя.

Таким образом, данный сборник представляет собой полноценный и уникальный путеводитель по Реформации, который будет интересен и полезен самому широкому кругу читателей: и тем, кто уже знаком с историей Реформации и желает углубить свое знание об этом событии, и тем, кто лишь начинает осваивать эту тему. Особое значение он имеет для учащихся и преподавателей как средней, так и высшей школы, которые найдут для себя в нем уникальные материалы, подходящие для работы по истории, культурологии, философии, религиоведению, истории религии.

Список литературы

1. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви / сост. и ред. И. Фокина. СПб.: С.-Петерб. о-во Мартина Лютера - Изд. С.-Петерб. христианского университета, 2017. XXIV+800 с.

2. Мережковский Д.С. Лютер // Собрание сочинений. Реформаторы. Испанские мистики. М.: Республика, 2002. С. 5-139.

3. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / пер. с нем. М.И. Левиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 464 с.

References

1. Lyuter, M. O Vavilonskom plenenii Tserkvi [On the Babylonian Captivity of the Church]. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskoe obshchestvo Martina Lyutera - Izd. Sankt-Peterburgskogo khris-tianskogo universiteta, 2017. XXIV+800 p. (In Russian)

2. Merezhkovskiy, D.S. Sobranie sochineniy. Reformatory. Ispanskie mistiki [Collected works. Reformers. Spanish Mystics]. Moscow: Respublika, 2002. 543 p. (In Russian)

3. Dil'tey, V. Vozzrenie na mir i issledovanie cheloveka so vremen Vozrozhdeniya i Reformatsii [The view on the World and Human study in the Renaissance and the Reformation]. Moscow; Saint-Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015. 464 р. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.