Научная статья на тему 'К 460-ЛЕТИЮ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА'

К 460-ЛЕТИЮ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 460-ЛЕТИЮ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА»

К 460-ЛЕТИЮ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

Б.А. Медведев1, М.И. Харковенко2

1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия 2Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия

Б01:

В этом году исполнилось 460 лет со дня рождения гениального драматурга и поэта Уильяма Шекспира. Настало время, когда вопрос Гамлета: «Быть или не быть?» адресуется уже не к одному человеку, а ко всей человеческой цивилизации. Мы века, как плоты сплавляем. Куда мы идём? - Мы просто не знаем... «Таков наш век: слепых ведут безумцы». В этих словах старого короля Лира горечь, укор и - предупреждение разуму об опасности апокалипсиса наших душ. Трагедии и герои Шекспира, они с нами, они и мы в настоящем. Но осталось ли у нас время для размышления? - Осталось, если не угасли чувства иглавное из них -Любовь, «Любовь «что движет солнце и светила». /Данте/

Как вера рыбы в глубину, как вера птицы в высоту, так вера человека в любовь

неистребима.

Да, в любви небесное начало, и в этом её земная драма.

Да, чем выше к небесам, тем выше и расплата. . Но, в безбрежье времени пространства

- не рвётся чудесной жизни нить. Свечу любви обожествлённой не погасить!

Фрагмент из поэмы Беллы Ахмадулиной «Ромеои Джульетта»:

«Есть лишь любовь! Нет смерти на земле! .Наш срок с тобою счетом не измеришь.Мы - длительней небес, прочнее лун. Столетия пройдут.Ты мне поверишь.

ЭПИЛОГ

Не умерли еще. Ужель умрут, Оставив нам безвыходность подсчета: А сколько лет им ныне? - вечный труд Поэзии и музыки, и что-то, То ли намек на то, то ли указ О том, что смерть еще не знает средства, Нас умертвив, избавить мир от нас. Любовь - есть гений и спасенье сердца.

И нет тому счастливее примера, Чем поветь о Джульетте и Ромео.»

На экране кадры из кинофильма Ромео и Джульетта Франко Дзеффирелли.. .Звучит мелодия итальянского композитора Нино Рота в исполнении ассистента-стажера Саратовской государственной консерватории Марии Харковенко - Лауреата I степени в Номинации «Флейта» VIII Всероссийского конкурса музыкантов - исполнителей «Музыка. Талант. Открытие.» 31января 2024.

УСЛОЖНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АППАРАТА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ

НАУКИ: ПРОГРЕСС ИЛИ ТУПИКОВАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ?

Ю.М. Дуплинская

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, Саратов, Россия БОГ

Можно провести любопытную параллель между биоэволюцией и историей цивилизаций, а также развитием познания. Чрезмерное усложнение в эволюции биологических видов, а, равным образом, и цивилизаций, обычно свидетельствует не о прогрессе, а, наоборот, о тупиковых ветвях развития. Данная аналогия сегодня весьма актуальна как в общем ракурсе проблем современного социума, так и в более узком аспекте современной науки. Все возрастающая сложность коммуникаций сигнализирует скорее о начинающемся тупике, нежели прогрессе в развитии общества. То же самое можно сказать об усложнении теоретического аппарата фундаментальной науки. А вот еще одна аналогия. Чудовищная сложность геоцентрической системы Птолемея, в которой для согласования с данными наблюдения требовалось введение многочисленных эпициклов, являлась следствием того, что был выбран ненадлежащий центр (Земля). Выбор другого центра в гелиоцентрической системе Коперника позволил кардинально упростить математический аппарат теории. Тогда, может быть, и 11 измерений в современных ТВО следует уподобить эпициклам Птолемея? Не грядет ли очередной «коперниканский переворот» в физике, который позволит радикально упростить математический аппарат фундаментальных теорий? Просто следует найти иной центр. После революции Коперника центр мироздания в научной картине мира смещался от Земли к Солнцу и, наконец, к событию Большого Взрыва. Но параллельно этому в теории познания совершалась противоположная революция, которую К. Мейясу сравнил с «реваншем Птолемея». «Реванш Птолемея» связан с кантианским переворотом в философии, переместившем познающего субъекта с периферии в центр наших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.