ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 5
К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
В 2011 г. исполняется 300 лет со дня рождения русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. ЮНЕСКО объявил этот год Годом М.В. Ломоносова. Правительство РФ создало Организационный комитет по подготовке и проведению юбилея и утвердило план основных мероприятий. В них самую заметную роль играет Московский государственный университет, носящий имя великого юбиляра.
Жизненные обстоятельства и достижения М.В. Ломоносова, казалось бы, хорошо известны: он прошел путь от крестьянина-помора Архангелогородской губернии до первого отечественного ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника, филолога и историка, статского советника, ведущего ученого, внес огромный вклад в сокровищницу мирового научного знания, в работу Санкт-Петербургской академии наук. Один из лучших
учеников Славяно-греко-латинской академии в Москве, воспитанник Марбургского университета и Фрейбургской научной школы химии и металлургии, М.В. Ломоносов воспринял и реализовал силу европейской университетской системы в России. В созданном по его инициативе и при деятельной поддержке И.И. Шувалова первом университете России — императорском Московском университете — были заложены принципы современного высшего образования: междисциплинарность и уважение к национальным традициям, к русскому языку и культуре при освоении и использовании лучших достижений мировой науки.
Тем не менее очередной юбилей Ломоносова 2011 г. заставляет историков вновь и вновь возвращаться к этой знаковой фигуре, уточняя подробности творческой деятельности и детали биографии.
М.В. Ломоносов был ученым-энциклопедистом и Просветителем. Перечисляя области науки и искусства, отмеченные гениальными озарениями Ломоносова, А.С. Пушкин подчеркивал, что «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»1. Хотя Пушкин не считал Ломоносова великим поэтом, он отмечал его «главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным»2. Он понимал, что Ломоносов был прежде всего великим реформатором русского языка, проложившим магистральную дорогу российской словесности. Язык вместе с историей составляет основу самосознания народа. Эта неразрывная связь слова и памяти оберегалась и защищалась Ломоносовым, использовавшим для этого свой острый полемический дар и бескомпромиссность суждений. И по реформаторскому духу, и по темпераменту Ломоносов напоминал Петра Великого, которого обожал и образ которого (портрет 1754 г. и панно «Полтавская баталия» 1762—1764 гг.) ярко запечатлел в мозаике. Между прочим, это сходство натур Петра и Ломоносова отмечали многие выдающиеся деятели культуры, например столь разные, как С.П. Шевы-рев и В.Г. Белинский.
Исторические работы Ломоносова были призваны служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, утверждению державности, просвещению народа. Его указания на принципы подбора источников, концептуальные оценки исторического
1 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 7. С. 28.
2 Там же. С. 29.
процесса, внимание к хронологической выверенности позволяют говорить о Ломоносове как об историке-профессионале.
Именно Ломоносов подал в 1761 г. И.И. Шувалову трактат «О сохранении и размножении российского народа», где провидчески сформулировал принцип сбережения народа как одну из главнейших основ политики государства. Он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением росссийского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тесной без обитателей»3.
Ломоносов не противопоставлял науку и веру, как это делали многие его современники эпохи Просвещения. Отстаивая историческую истину, он вступал в жесткую полемику, например, с Вольтером, сделав весьма критичный разбор его «Истории Российской империи при Петре Великом»4.
Придавая большое значение наглядности в истории, в 1754 г. Ломоносов предложил Академии начать работу по составлению «медалической истории», посвященной деяниям Петра I, Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. Сам он представил проекты к трем медалям. Позднее портретная серия медалей от Рюрика до Петра была осуществлена как иллюстрация к «Краткому российскому летописцу»5. Этот замысел Ломоносова, реализованный уже после его кончины, носил ярко выраженный просветительский характер.
Исторические произведения М.В. Ломоносова — это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и иностранной литературы. Так, в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей...» он отмечал: «... читал книги для собрания материй к сочинению "Российской истории": Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец Татищева, книги Кромера, Вейселя, Гелмонда, Арнолда и другие, из которых брал нужные эксцерпты или выписки и примечания, всех числом 653 статьи на 15 листах»6.
М.В. Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Русского государства. Он критиковал мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели»7. Исторические работы М.В. Ломоносова, прежде всего
3 Ломоносов М.В. Избр. произведения. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М., 1986. С. 131.
4 Там же. С. 22—26.
5 См.: ЩукинаЕ.С. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962. С. 48—49.
6 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1952. С. 359.
7 Ломоносов М.В. Избр. произведения. Т. 2. С. 49.
«Летописец», еще при его жизни и вскоре после кончины переводились на немецкий, французский, английский языки.
Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом — профессора «политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прешедшие веки и как состоят в нынешнее время»8.
В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию»9.
Исторический факультет МГУ подготовил целый ряд мероприятий, посвященных 300-летию со дня рождения великого архангельского помора. Среди них — издание монографий, отражающих развитие университетского образования в России, проведение научной конференции «М.В. Ломоносов в контексте русской культуры», постановка на пленарном заседании Ломоносовских чтений доклада «М.В. Ломоносов и Московский университет», оформление страницы сайта факультета, посвященной юбилею М.В. Ломоносова, и многое другое. В этом году проведенная МГУ олимпиада школьников была посвящена жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
Данный номер «Вестника Московского университета. Серия История» посвящен юбилейной дате. Тематика вошедших в номер статей охватывает гуманитарные аспекты научного наследия и практической деятельности Ломоносова.
Ознакомление с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, с его научными идеями, гражданской позицией, несмотря на дистанцию почти в три века, не теряет и сегодня своей актуальности и востребованности. С его именем связаны горячая любовь к Отечеству, вера в великое будущее России, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества.
Декан исторического факультета, член-корр. РАН, профессор С.П. Карпов
8 Белявский М.Т. М.АЛомоносов и основание Московского университета. М., 1955. Прилож. С. 275—276.
9 Историография истории России до 1917 г.: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т. 1. М., 2003. С. 140.