Г.Н. Емельянова-Зубковская 163
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ БАЛЕТМЕЙСТЕРА МАРИУСА ПЕТИПА (1818-1910)
© Емельянова-Зубковская Графира Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университета профсоюзов, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Мариус Иванович Петипа (Виктор-Ма-риус-Альфонс) - выдающийся балетмейстер, танцовщик и педагог. М. Петипа оказал огромное влияние на развитие русского и мирового балетного театра.
Род М. Петипа был связан с театром с XVIII века. Отец - Жан Антуан был танцовщиком и балетмейстером. Мать - Виктория Грассо - талантливая драматическая актриса. Старший брат - Люсьен Петипа - танцовщик и балетмейстер (первый исполнитель партии Альберта в балете «Жизель»). В детском возрасте Люсьен исполнял роль Амура в балете «Амур и Психея» и был изображен художником Давидом в картине «Марс, обезоруженный Венерой».
М. Петипа начал обучение танцу у своего отца Жана Антуана Петипа, а затем стал учеником выдающегося танцовщика О. Вестри-са (1760-1842).
В 1838-1846 годах М. Петипа выступал как танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В Бордо он поставил балеты «Прекрасная бородка» и «Сбор винограда», в Мадридском театре дель Сирко создал спектакли «Цветы Гренады», «Жемчужина Севильи», «Отъезд на бой быков», «Кармен и тореадор».
В Испании М. Петипа тщательно изучал танцевальный фольклор, что пригодилось ему впоследствии. Испанские танцы часто
появлялись в его балетах («Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Раймонда» и др.).
В конце 1846 года М. Петипа был вынужден покинуть Мадрид вследствие романтической дуэли с графом де Шатобрианом.
В 1847 году М. Петипа был приглашен в Петербург в качестве танцовщика на амплуа «танцора-мима». Природные данные М. Пе-типа не вполне соответствовали исполнителю классических танцев. У него были плоские и бесподъемные стопы, он не отличался выдающейся техникой и прыжком. М. Петипа был танцовщиком преимущественно характерно -го плана и покорял публику как прекрасный актер, полностью перевоплощаясь в исполняемую роль. Ф. Эльслер, выступавшая в 1848 году в Петербурге, считала, что М. Петипа был лучшим Фебом из балета «Эсмеральда» изо всех, с кем ей доводилось танцевать.
Именно благодаря своему актерскому дарованию М. Петипа удалось создать незабываемые образы в классических балетах, такие как: Конрад из «Корсара» А. Адана в постановке Ж. Мазилье, Альберт из «Жизе-ли» А. Адана в постановке Ж. Перро и Ж. Ко-ралли, Люсьен Д'Эрвильи из «Пахиты» Э. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, Фауст из «Фауста» Ц. Пуни в постановке Ж. Пер-ро, Граф из «Своенравной жены» А. Адана в постановке Ж. Мазилье и др.
В 1855-1887 годах М. Петипа преподавал в Петербургском театральном училище (здесь же преподавал и его отец - Жан Ан-туан).
С 1862 года М. Петипа становится штатным балетмейстером петербургской балетной труппы, а в 1869-1903 годах - он главный балетмейстер Мариинского театра
М. Петипа создал собственные версии семнадцати балетов своих предшественников и современников и тем самым сохранил их для мирового балета. Среди них: «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля, «Жи-зель» Ж. Перро и Ж. Коралли, «Пахита» Ж. Мазилье, «Корсар» Ж. Мазилье и Ж. Пер-ро, «Эсмеральда» Ж. Перро, «Коппелия» А. Сен-Леона и др.
Сохранилось 8 балетов из 54-х, поставленных Петипа: «Баядерка» Л. Минкуса, «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», ЕЕ «Щелкунчик» (сценарный план был разра- о ботан Петипа) П. Чайковского, «Раймонда» ^
А. Глазунова, «Привал кавалерии» И. Армс-геймера, «Арлекинада» Р. Дриго и «Дон Кихот» Л. Минкуса (в редакции А. Горского).
М Петипа в своем творчестве подытожил все лучшее из созданного предшественниками и сформулировал определенный свод правил балетного академизма. Он окончательно утвердил два канонических типа композиции балетного спектакля - благополучной или трагической.
В балете с благополучным исходом - первый акт становился экспозицией образов главных героев (ему мог предшествовать пролог).
Во втором акте действие стремительно развивалось. Кульминационным центром был pas d'action (номер, связанный с действием).
Третий акт начинался торжественным маршем уже знакомых и новых персонажей. Затем следовал дивертисмент и Pas de deux героев. В заключение все участники исполняли общий танец ballabile, обычно представлявший собой галоп.
В балете с трагическим финалом второй и третий акты менялись местами.
Свои балеты М. Петипа разрабатывал дома, передвигая по столу фигурки, похожие на шахматные пешки, делал записи. Отдельные номера: solo и pas de deux он иногда сочинял на репетиции, но зачастую и их разрабатывал дома до мельчайших подробностей.
Эпохальное значение для русского и мирового балетного театра имело сотрудничество М. Петипа с П. Чайковским, Л. Ивановым и А. Глазуновым. Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Раймонда» вошли в сокровищницу мирового балетного театра. В этих спектаклях была создана симфонически развитая музыкально-хореографическая драматургия.
Вторая половина XIX века в истории русского хореографического искусства, несомненно, может быть названа «эпохой М. Пе-
А.И. Субетто
СЛОВО О НИКОЛАЕ ПЕТРОВИЧЕ ФЕТИСКИНЕ (памяти друга)
© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, советник по ноосферному образованию, Смольный институт РАО, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
со
ч
tu О
3 О
24 ноября 2017 года ушел из жизни мой друг - Николай Петрович Фетискин.
Николай Петрович был великолепным, душевным, нежным, деликатным другом, и замечательным русским психологом. Настоящий ученый-мыслитель, долгие годы проработавший заведующим кафедрой общей психологии (с 2001 года по 2016 год) в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова.
2 января 2017 года ему исполнилось 75 лет. Он собирался, уже на исходе этого года, в декабре, провести юбилейную научную конференцию по проблемам психологии, которые были предметом его исследований в последние годы, приглашал меня, и я уже строил планы поездки в Кострому, предвкушая радость от встречи с ним, со всем коллективом его замечательной кафедры; радость от общения с друзьями в Костромском университете (в котором я проработал «вахтовым методом» 25 лет, получив там ученую степень доктора философских наук, звание профессора, звания Заслуженного деятеля науки РФ и Лауреата Премии Правительства РФ), как вдруг, словно удар грома среди ясного неба, траурная весть - звонок профессора Татьяны Ивановны Мироновой, его, и в какой-то мере - и моей, ученицы: «Николай Петрович Фетискин, прямо во время работы, 24 ноября 2017 года, от закупорки кровеносного сосуда у сердечной мышцы тромбом, внезапно и мгновенно ушел из жизни».
Прошло почти два месяца. Я никак не мог сесть за стол и написать эти строки.