Научная статья на тему 'К 200-летию института востоковедения РАН 60 лет в храме востоковедной науки'

К 200-летию института востоковедения РАН 60 лет в храме востоковедной науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 200-летию института востоковедения РАН 60 лет в храме востоковедной науки»

В декабре 1958 г., после защиты кандидатской диссертации в МГУ им. М.В. Ломоносова, я пришёл туда, где мне предстояло проработать 60 лет, - в Институт востоковедения Академии наук СССР. Он тогда находился в Армянском переулке, дом 2.

Когда я вошёл в кабинет заведующего Отделом международных вопросов всемирно известного учёного-востоковеда Григория Львовича Бондаревского, меня приятно удивил его необычный внешний вид, особенно неповторимое лицо, на котором лежала печать духовной мощи.

- Я задам вам только один вопрос, - сказал Григорий Львович, - кто был вашим научным руководителем?

- Академик Александр Андреевич Губер.

- Этим всё сказано. Я беру вас на работу в наш отдел, - закончил нашу краткую беседу профессор Бондаревский.

Мне повезло. Когда я поступил в отдел Бондаревского, в нём работал блестящий коллектив высококвалифицированных востоковедов. Это были такие известные ученые, как А.Ф. Миллер, Н.А. Халфин, М.С. Лазарев, Б.М. Данциг, Б.Г. Сапожников, Л.Н. Котлов, В.И. Павлов, К.М. Попов, И.Б. Редько, Л.А. Фридман, Ф.А. Тодер. Общение с такими яркими творческими личностями стало для меня превосходной востоковедной школой.

Жил я в то время в предоставленной Институтом востоковедения многокомнатной квартире на Фрунзенской набережной, в которой прописали и поселили нескольких холостых научных сотрудников. Кроме меня, там жили Н.А. Халфин, В.Ф. Ли, Л.Г. Гука-сян, Ю. Данильянц, А.С. Шин, М.И. Занд -впоследствии профессор Иерусалимского университета.

В 1961 г. мне снова крупно повезло. В нашу квартиру подселили супружескую па-

ру - Юрия Николаевича и Галину Васильевну Завадовских. Только что принятый на работу в ИВ АН СССР Юрий Завадовский до этого много лет жил в эмиграции, имел французское гражданство и работал во французских посольствах в ряде арабских стран. Он буквально поразил меня силою ума, талантом, своим огромным жизненным опытом и потрясающей эрудицией, а также необычностью своей биографии.

С этого времени моим самым любимым занятием стали многочасовые вечерние беседы на нашей «коммунальной кухне» с Юрием Николаевичем Завадовским.

Директором ИВ АН с 1956 г. и вплоть до своей смерти в 1977 г. был Бободжан Гафу-рович Гафуров. Главный его труд - «Таджики». Как сказал помогавший ему в этой работе профессор Б. А. Литвинский, «Гафуров сыграл роль Геродота своего народа - он дал ему историю»1.

Будучи первым секретарем ЦК КП Таджикистана, Гафуров спас многих людей от ареста. Берия пожаловался Сталину, что тот не выполняет разнарядку по арестам «врагов народа», и он вызвал его к себе. Поскрёбышев не поздоровался, это был плохой знак. Гафуров вошёл в кабинет. Сталин был в гневе и стал кричать: «Почему вы не выполнили разнарядку?» Гафуров тут же сочинил легенду: «Иосиф Виссарионович, вы из Грузии и знаете, сколько там пещер. В Таджикистане их намного больше. Произошла утечка информации, и эти люди, которых мы хотим арестовать, прячутся в пещерах...» «Ну, ладно, поезжайте, занимайтесь хлопком, а насчёт пещер я скажу Берии, чтобы он разобрался»2.

Став директором ИВ АН, Б.Г. Гафуров оказался в родной стихии, так как востоковедение было его любовью и призванием. Принцип подбора кадров у него был тот же,

что и в Сталинабаде: собирал обиженных и оскорблённых. Выдающегося египтолога профессора М.А. Коростовцева, который после работы в Египте отсидел и допрашивался лично Берией, он «протолкнул» в академики (минуя члена-корреспондента).

Будучи директором ИВ АН, Б.Г. Гафу-ров спас многих диссидентов. По словам профессора Г.Г. Котовского, «у Бободжана Гафуровича было особое чутьё - человека он рассматривал как человека и как учёного. И продвигал людей со всякими изъянами в анкетах. К сожалению, большинство людей тогда были другими. Однажды он сказал академику Е.П. Челышеву: "Евгений Петрович, в вашем отделе работают диссиденты Александр Пятигорский, Михаил Занд, Юрий Глазов. Пусть они занимаются наукой, ведь они учёные. Будет жаль, если их выгонят. Я ничего не смогу сделать"»3. Б.Г. Гафуров был подлинным интернационалистом.

В 1950-е годы, когда СССР захлестнула волна антисемитизма и евреев не принимали во многие вузы и госучреждения, Б.Г. Гафу-ров принял на работу в ИВ АН большое число евреев. В отличие от других институтов АН СССР, в ИВ АН должности заведующих отделами и секторами часто занимали евреи и даже беспартийные. Одна сотрудница - участница ВОВ - пожаловалась ему, что мужа, инженера, уволили с работы по «пятому пункту». Гафуров пообещал устроить его и действительно взял в ИВ АН.

В 1978 г. директором ИВ АН был назначен Евгений Максимович Примаков. Он был очень строгим и требовательным начальником. Помню, однажды он вызвал меня в кабинет и поручил написать аналитическую записку для ЦК КПСС.

- Принесёте мне послезавтра!

- Евгений Максимович, тема очень сложная. За один день я физически не успею сделать.

- Анатолий Михайлович, а кто вам сказал, что у вас один день, у вас день и две ночи. Идите, работайте.

Е.М. Примаков ввел в практику в институте так называемые «ситуационные анали-

зы». Они проводились, в сущности, по методу Сократа, который считал, что в любом человеке спит гений, и его можно разбудить с помощью умело поставленных вопросов. Такие вопросы на ситанализах экспертам задавали сам Е.М. Примаков и его заместитель и друг Георгий Федорович Ким. После ситанализа они с помощью математика Любченко делали из ответов экспертов краткую, но ёмкую выжимку и отправляли в ЦК КПСС. За эту работу они получили Государственную премию.

С 1987 по 1994 г. директором нашего Института был Михаил Степанович Капица. Благодаря его организаторскому таланту, авторитету и международной известности Институт не только сохранил, но и укрепил свою репутацию одного из крупнейших в мире научных центров. Придавая должное значение исследованиям в области международных отношений, М.С. Капица всегда живо интересовался работой нашего Отдела комплексных проблем международных отношений, которым я руководил. Он часто вызывал меня в свой кабинет и подолгу со мной беседовал. Во время нашей первой встречи он предложил снять пиджаки и выпить по бокалу вина. Это помогло мне расслабиться, снять напряжение и почувствовать себя более непринужденно. Помимо всего прочего, М.С. Капица был ещё тонким психологом.

Вся деятельность М.С. Капицы, разнообразная по направлениям и единая по цели, была направлена на взаимное узнавание, взаимопонимание и сближение народов нашей страны и народов Востока. Он внёс большой вклад в развитие отечественного востоковедения, в умножение мировой славы Института востоковедения РАН.

1990-е годы были тяжёлым периодом в истории нашего Института. Я нашёл в своём дневнике такую запись: «3 июня 1994 г. Сейчас наука (в том числе и историческая) оказалась в небывало тяжёлом положении. Она низведена на самый низкий уровень социальной иерархии. Учёные получают зарплату меньше, чем вахтёры. Но, как говорится, нет худа без добра. Тяжёлые условия,

в которых пребывают наука и учёные, служат своего рода фильтром, с помощью которого отсеиваются случайные люди. Остаются только преданные науке, любящие её, бескорыстные рыцари науки, готовые служить ей не ради благ и привилегий, а ради неё самой».

Большие заслуги в укреплении института востоковедения РАН и в развитии российской востоковедной науки принадлежат директорам, возглавлявшим наш институт в постсоветскую эпоху - Р.Б. Рыбакову, академику В.В. Наумкину и нынешнему директору В.П. Андросову. Во многом благодаря их усилиям востоковедение России нынче занимает одно из ведущих мест в мировой науке. В настоящее время ИВ РАН - это уникальный научный центр, исследования которого получили признание во всем мире.

В стенах института выросла школа востоковедов, составившая славу российской науки. Российскими востоковедами накоплен огромный и зачастую уникальный опыт изучения стран и народов Азии, АТР и Северной Африки. По словам академика Е.М. Примакова, «научные достижения приумножают славу России, обогащают её культуру, обеспечивают её интеллектуальный и циви-лизационный прогресс».

Вся моя жизнь теснейшим образом связана с Институтом востоковедения РАН. Здесь я сформировался как востоковед. Здесь прошла вся моя сознательная творческая жизнь.

Руководя в течение 20 лет - с 1990 по 2009 г. Отделом комплексных проблем международных отношений, я сколотил сильную команду высококвалифицированных учёных-востоковедов. В Отделе работали выдающийся курдовед М.С. Лазарев, крупнейший японовед И.А. Латышев, известный арабист В.И. Киселёв, талантливый иранист

В.А. Ушаков, сейчас работают известный иранист и международник У.З. Шарипов, крупный японовед М.И. Крупянко и другие. Фактически в отделе был сильнейший и ведущий в России центр по изучению Японии (И.А. Латышев, М.И. Крупянко, Д.А. Миле-ев, O.A. Ледовская, Т.Н. Устинова). Отдел издал несколько десятков коллективных и индивидуальных монографий по международным проблемам. Ежегодно проводились большие международные конференции. Сотрудники часто выезжали в научные командировки за границу.

В Институте востоковедения я проработал 60 лет, из них почти 40 лет просидел в одном и том же кабинете, заведуя сначала сектором, а потом большим отделом. Здесь я знал и радость и горе, здесь пережил счастливейшие дни своей жизни. Институт востоковедения стал моим вторым родным домом.

Я горжусь тем, что работаю в этом институте, стал частью этого института, имеющего такую славную 200-летнюю историю. Я горжусь тем, что провёл большую часть своей жизни в этом здании на Рождественке, 12, где всюду витает дух великих востоковедов.

Примечания

1 Хазанов A.M. 50 лет в Храме востоковедной науки. М.: САМПО, 2009. С. 38.

2 Там же.

3 Выступление Е.П. Челышева на конференции «90-летие Б.Г. Гафурова». ИВ РАН. 10.12.1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.