2005_ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 1_Вып. 1
ХРОНИКА
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА К. И. СТРАХОВИЧА
Первого октября 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного ученого-механика доктора технических наук профессора Константина Ивановича Страхо-вича, заведовавшего до Великой Отечественной войны кафедрой гидроаэромеханики математико-механического факультета Ленинградского университета.
Константин Иванович родился в Петербурге, в семье юриста. В 1919 году, на 3 года ранее положенного срока, он оканчивает Третью классическую гимназию, где получил прекрасное общее образование, в частности, он в совершенстве владел французским, немецким, латинским и греческим языками. Позже он изучил и английский язык. В 1924 г. К. И. Страхович оканчивает Ленинградский университет по математико-меха-ническому отделению физико-математического факультета.
Еще будучи студентом университета, К. И. Страхович преподает математику, физику и электротехнику в Военно-морской школе радиотелеграфистов и слухачей. В 1923-1925 гг. он работает научным сотрудником Публичной бибилиотеки, где, составляя обзоры зарубежных статей за 1914-1924 гг. по математике, механике, астрономии, физике, знакомится с новейшими достижениями в этих областях.
В 1925 г. К. И. Страхович переходит на работу в Метрологический институт Главной палаты мер и весов и параллельно преподает физику и астрономию в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе. В этом же 1925 г. Костантин Иванович начинает работать научным сотрудником Государственного гидрологического института (ГГИ). За семь лет пребывания в этом институте он доложил на различных конференциях, в том числе на известном Съезде физиков в Москве в 1928 г., более 25 своих исследований по различным вопросам гидро- и газодинамики. В 1927 г. здесь же он защищает диссертацию на тему «Основная задача гидромеханики и движение твердого тела в жидкости», оппонентами на которой выступали профессоры Н. А. Булгаков, Н. М. Гюн-тер, А. А. Саткевич.
Одновременно с научной деятельностью К. И. Страхович ведет и большую педагогическую работу. В 1929 г. его избирают по конкурсу на кафедру гидравлики и термодинамики Технологического института, в 1930 г. приглашают профессором и заместителем директора по научной работе во вновь созданный Всесоюзный котлотурбинный институт (один из институтов, возникших на базе бывшего Политехнического). Здесь он основывает и возглавляет первую в нашей стране кафедру компрессорных машин. Одновременно он руководит кафедрой гидравлики и насосов Ленинградского машиностроительного института (так же выделившегося из Политехнического), а с 1934 г. возглавляет кафедру механики и гидравлики Холодильного института.
После объединения в 1934 г. ряда институтов города в единый Ленинградский ин-дустрильный институт (ЛИИ) К. И. Страхович был утвержден руководителем кафедры химического машиностроения и заведующим специальностью компрессорных машин этого же института. В январе 1941 г. К. И. Страхович привлекается к организации Авиационного института, преобразованного после войны в Ленинградский институт авиаприборостроения. Здесь он возглавил кафедру аэродинамики и винтов. Во всех этих должностях он работал до декабря 1941 г.
Для нас наиболее интересна работа К. И. Страховича на кафедре гидроаэромеханики математико-механического факультета, куда он был приглашен в 1931 г. основателем и первым заведующим этой кафедры А. А. Саткевичем. Здесь под научным руководством К. И. Страховича создается аэродинамическая лаборатория, в которой, прежде всего трудами М. А. Ковалёва, строится в 1933 г. первая в Ленинграде и одна из крупнейших в то время в Советском Союзе аэродинамическая труба. В 1933 г. К. И. Страхович становится профессором кафедры, а с 1938 г., после гибели А. А. Саткевича, ее заведующим. Отметим, что до войны под руководством Константина Ивановича на этой же кафедре работали будущие профессоры нашего университета И. П. Гинзбург и Н. Н. Поляхов.
Работе Константина Ивановича было свойственно всестороннее изучение интересующей его проблемы. Так, например, занимаясь вопросами движения вязкой жидкости и прикладной газодинамики, он наряду с научными статьями пишет монографии «Механика сплошных сред» (совместно с С. А. Христиановичем, 1934 г.), «Газодинамика в приложении к задачам артиллерии» (1934 г.), «Основы теории и расчета пневматических транспортных установок» (1934 г.), «Прикладная газодинамика» (1937 г.), «Механика вязкой жидкости» (1940 г.). Особое внимание уделяет К. И. Страхович созданию теории расчета копрессорных машин. Здесь он выдвигает ряд новых принципиальных положений, определивших пути развития отечественного копрессоростроения. Так, еще в 1932-1933 гг. на основе общей гидродинамической теории решеток он обосновывает возможность и целесообразность создания многоступенчатых осевых компрессоров. Все эти теоретические расчеты проверялись экспериментами, поставленными в аэродинамической лаборатории ЛГУ. Созданная Константином Ивановичем теория расчета центробежных компрессорных машин подтверждена всем опытом современного копрес-соростроения и является в настоящее время общепризнанной. Основы этой теории были изложены в монографии «Центробежные компрессорные машины» (1940 г.). Очень важно, что наряду с чтением общих и специальных курсов он организовал объединенный семинар по теории газовых турбин для заводских инженеров, студентов старших курсов и аспирантов Университета, Политехнического, Кораблестроительного и Холодильного институтов, сотрудников Центрального котлотурбинного института.
Таким образом, в создании и реализации теории расчета центробежных компрессорных машин К. И. Страхович как ученый и организатор науки проявил, как принято в настоящее время говорить, системный подход: он создал теорию, экспериментально проверил ее, изложил ее в научных статьях, в монографии, на лекциях и на семинаре, организовал кафедру для подготовки кадров для ее реализации в науке и технике, то есть охватил все стороны воплощения идеи в жизнь.
20 декабря 1941 г. К. И. Страхович был необоснованно репрессирован и приговорен к расстрелу, который был вскоре заменен на 15, а затем на 10 лет заключения. В связи с этим все монографии К. И. Страховича в библиотеках были уничтожены.
В заключении К. И. Страхович написал около 350 научных работ, находящихся в настоящее время в архивах МВД. Все они были посвящены актуальным проблемам
оборонной промышленности. Вначале он был начальником расчетной бригады в специальном конструкторском бюро В.П.Глушко, заместителем которого являлся С.П.Королёв, а с 1946 г. Константин Иванович сам возглавил крупный научный коллектив (около 150 ученых и инженеров и 500 рабочих), который всего за год создал новый тип газотурбинного авиационного двигателя, опередившего на 13 лет зарубежные аналоги. После освобождения К. И. Страхович работал в Караганде в институте Гипрошахт.
После полной реабилитации в 1955 г. К. И. Страхович избирается заведующим кафедрой теоретических основ теплотехники Ленинградского политехнического института. В 1963 г. ему без защиты диссертации присуждается степень доктора технических наук, вскоре он награждается Орденом Ленина. Возглавляя коллективы авторов, он издает в 1961 г. учебник «Компрессорные машины» и в 1966 г. монографию «Расширительные машины». Наряду с активной работой в своих прежних научных направлениях Константин Иванович в это время публикует и серию работ по магнитной газодинамике.
Характерной чертой К. И. Страховича являлась его непрерывающаяся связь с конструкторскими бюро заводов и с ведущими НИИ Ленинграда. Он являлся научным консультантом Невского, Металлического, Кировского заводов, ЦКТИ им. И. И. Пол-зунова, НИИХИММАШ'а и ряда других. При этом своему авторству он не придавал значения.
Скончался Константин Иванович Страхович 21 ноября 1968 г. после тяжелой болезни.
Г. А. Леонов, Н. Ф. Морозов, С. К. Матвеев, Р. Н. Мирошин, М. П. Юшков