Научная статья на тему 'К 100-летию К. М. Гуревича'

К 100-летию К. М. Гуревича Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 100-летию К. М. Гуревича»

\

В эти дни психологическое сообщество переживает радостное событие. Выдающемуся ученому, одному из основоположников отечественной психодиагностики, доктору психологических наук, профессору, почетному академику Российской академии образования Константину Марковичу Гуревичу — 100 лет!

Юбилеи

Дорогой Константин Маркович!

Позвольте от имени редакции «Российского психологического журнала» и наших читателей поздравить Вас с этой знаменательной датой. Мы преклоняемся перед Вашим талантом, целеустремленностью и упорством, с которым Вы, вместе с Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицы-ным и другими классиками отечественной психологии, создавали основы российской психодиагностики.

Вашу волю не сломили трудные годы репрессий и застоя. Несмотря на все трудности и невзгоды, Вы остались верны науке, которой самоотверженно служите уже более 70 лет! Разрабатываемые Вами проблемы актуальны и по сей день, а Ваши многочисленные ученики, многие из которых ~ действительные члены Академии наук, успешно продолжают начатое Вами дело. Ваша профессиональная деятельность, научный энтузиазм, молодость души могуч- служить образцом ученого.

Счастья Вам, Константин Маркович, здоровья, успехов в продолжающихся научных изысканиях!

Мы присоединяемся к поздравлениям коллег и учеников Константина Марковича и публикуем основные биографические данные этого замечательного ученого и интервью с ним.

К 100-летию К.М. ГУРЕВИЧА

Исполнилось 100 лет выдающемуся психологу, доктору психологических наук, профессору Константину Марковичу Гуревичу - одному из основателей психодиагностики в нашей стране.

К.М. Гуревич родился в 1906 г. в Самаре. В 1925 г., окончив школу, он переехал в Москву, где и началась его профессиональная деятельность. Работая в Центральном институте труда практикантом, а затем лаборантом и ассистентом в психотехнической лаборатории А.А. Толчинского, он одновременно учится на педологическом отделении Второго Московского университета. С самого начала его интересовали индивидуальные психологические и психофизиологические различия между людьми. Он занимался профотбором, обучаясь использованию и проверке применяемых для этой цели тестов. В 1930 г. психотехническая лаборатория переезжает в Ленинград, и К. М. Гуревич переводится на психотехническое отделение педагогического института им. А.И. Герцена, который и

заканчивает в 1932 г.

В институте организации и охраны труда создаётся лаборатория профконсультации, и Константин Маркович продолжает здесь свою работу по профотбору. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. и последовавшая за ним статья в «Известиях» «о так называемой психотехнике» привели к закрытию психотехнических лабораторий и тех отделов экспериментальной психологии, где применялись тесты.

Константин Маркович остается без работы, но им заинтересовывается К.К. Платонов, который предлагает ему участвовать в организации учебной подготовки в Качинском военно-летном училище. Однако эта работа, которой Константин Маркович занимался вместе с К.К. Платоновым и

С.Г. Геллерштейном,, быстро прервалась из-за начавшихся репрессий в авиации.

В 1937 г. Константин Маркович вновь получает возможность продолжить свои занятия психологией: его приглашает в

аспирантуру в Московский Государственный институт психологии В.Н. Колбановский. Здесь Константин Маркович пишет диссертацию о развитии волевых действий у дошкольников под руководством А. Н. Леонтьева. Именно в этот период Константин Маркович знакомится с выдающимися психологами, с которыми он будет тесно связан в течение длительного периода своей профессиональной жизни: Б.М.Тепловым, А.А. Смирновым, С. Л.Рубинштейном, С. В. Кравковым, П.П. Блонским, П. А. Шеваревым и другими.

Наряду с исследовательской Константин Маркович ведет педагогическую деятельность. Он читает курсы педагогики и психологии в Московском педагогическом институте, затем - в Удмуртском педагогическом институте, в последствии в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

В 1949 г. К.М. Гуревич - старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, работает в лаборатории дифференциальной психофизиологии,

возглавляемой Б.М.Тепловым, а затем В. Д. Небылицыным. Психологические проявления типологических свойств нервной системы он изучает применительно к трудовой деятельности. Результаты этой его работы нашли отражение в докторской диссертации, защищённой в 1970 г., и в опубликованной тогда же монографии «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы». Эта монография и по сей день является фундаментальным и систематическим изложением проблемы научного анализа профессиональной пригодности и опосредствующих её психофизиологических особенностей.

С 1968 г. Константин Маркович руководит лабораторией психофизиологических проблем профессиональной пригодности, в которой проводятся исследования, развивающие основные положения созданной им теории профессиональной пригодности. Она трактуется Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуально-

психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворение своим трудом. Успешность и

быстрота её формирования зависят от трёх главных факторов -некоторых природных данных, особенностей профессиональной мотивации, полноты и адекватности специальных знаний и умений. Применение постулируемого К.М.Гуревичем подхода к проблеме профессиональной пригодности позволяет перенести центр тяжести с отбора на развитие профессионально важных качеств, к вопросам формирования профессионала, развития индивидуального стиля деятельности. Читавшиеся Константином Марковичем в тот период (60-70-е гг.) на факультете психологии МГУ лекции по проблемам профессиональной пригодности отличала атмосфера высокой научности и энциклопедичности знаний, требующих от студентов мыслительной деятельности, и, вместе с тем, демократизма, открытости и искренности общения.

Начиная с 70-х годов основным делом для К.М. Гуревича становится возрождение психологической диагностики в нашей стране. Весь ранее пройденный им в психологии путь делает его участие и особую роль в этом процессе неслучайными. Его интерес к истории возникновения первых тестов, их классификации, проблемам надёжности и валидности тестовых методик, критический анализ их возможностей обнаруживались на протяжении практически всей его научной биографии. К. М. Гуревич осознаёт, что для становления психодиагностики нужна серьёзная научная и организационно-методическая работа. Осенью 1 974 г. в Таллинне проходит первая научная конференция по психодиагностике, организатором и инициатором которой является К.М. Гуревич. На конференции принимается решение, где указывается необходимость всемерного расширения и углубления исследований, способствующих созданию методологического фундамента и методического арсенала советской психологической диагностики.

На заседаниях лаборатории К. М. Гуревича в этот период обсуждаются важнейшие теоретические вопросы психодиагностики, его сотрудники читают и переводят зарубежные статьи и книги, относящиеся к этой области психологической науки. В 1981 г. под редакцией К.М. Гуревича опубликована коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», в которой впервые в

нашей стране рассматривались общие вопросы конструирования, проверки, применения психодиагностических методик, обсуждались проблемы интерпретации их результатов. Помимо этого, в ней отражены главные итоги развития психодиагностики

Г"> _ _ /■”' о о _ о

на Западе, представлен обширный теоретический и эмпирический материал, накопленный отечественными психологами по экспериментальному исследованию психического развития учащихся, а также связанное с именами Б.М.Теплова и В. Д. Небылицына оригинальное направление диагностических исследований основных свойств нервной системы.

Большой резонанс получила публикация на русском языке монографии ведущего американского психодиагноста Анны Анастази «Психологическое тестирование» (1982). Книга,

которую инициатор её перевода и её редактор К.М. Гуревич назвал «энциклопедией западной тестологии», сразу стала библиографической редкостью. Это первое зарубежное издание, представляющее объективную картину состояния психодиагностики в США, отражающее её главные проблемы и тенденции развития, социальные и этические аспекты применения методик.

В этот период завязываются тесные контакты лаборатории К. М. Гуревича с учёными Братиславского центра

«Психодиагностика». В рамках сотрудничества со словацкими психологами были переведены на русский язык, адаптированы, стандартизированы, проверены на надёжность и валидность на отечественных испытуемых два теста: «Тест структуры

интеллекта» Р. Амтхауера и «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) для младших подростков Дж. Ваны. Эти тесты нашли широкое применение в школьной практике.

Однако при всех своих достоинствах эти тесты были разработаны для представителей другой культуры и не отвечали, с точки зрения К. М. Гуревича, существенному требованию -коррекционности. Им выдвигается предположение, что при конструировании диагностических методик должны быть реализованы современные подходы к пониманию индивидуальной психики как продукту онтогенетического развития, в ходе которого индивид усваивает общественноисторический опыт предшествующих поколений. Согласно

разработанной К. М. Гуревичем концепции социальнопсихологических нормативов, процесс развития определяется объективно сложившимися требованиями, которые общество предъявляет к своим членам. Они не единичны, а охватывают самые существенные стороны жизни и деятельности членов данного общества, их отношения к природе, культуре, другим людям; они влияют на их установки, ценности и мировоззрение, на содержание и уровень умственного развития. Иными словами, эти требования составляют целостную систему, под влиянием которой складывается психологический облик человека в данной социальной общности, формируется его личность и индивидуальность. Самые существенные из них и были названы системой социально-психологических нормативов.

Практическое воплощение концепции социальнопсихологических нормативов в разработке нормативных тестов потребовало пересмотра как цели тестирования, так и способов конструирования, обработки и интерпретации тестовых методик. В этом проявилась удивительная способность К.М. Гуревича видеть перспективы научно-методической работы,

прогнозировать её главные направления и способы практической реализации.

Социально-психологический норматив составил основу нескольких тестов умственного развития, предназначенных для учащихся разных возрастов, первым среди которых стал ШТУР -Школьный тест умственного развития. Он разработан коллективом лаборатории К.М. Гуревича при его

непосредственном и заинтересованном участии.

Разрабатывая концепцию социально-психологических нормативов, К. М. Гуревич не оставляет без внимания значимую для него проблему индивидуально-психологических различий. Её решение в связи с этой концепцией получает новое направление. В качестве определяющего им был введён термин «избирательность», рассматриваемый как существенное качество психики, обнаруживаемое в предпочтении той или иной деятельности, а также в выборе «технологии деятельности» и отдельных действий. Избирательность, с точки зрения К. М. Гуревича, детерминирована как генетическими

особенностями, так и опытом и обучением. Её можно

рассматривать как источник способностей, как частный случай индивидуальной уникальности. Для изучения избирательности потребуются особые методики, подходы к созданию которых Константином Марковичем намечены.

Самобытность подхода К.М. Гуревича к разрабатываемым проблемам диагностики умственного развития, способностей, психофизиологических свойств находит воплощение в учебных пособиях и учебниках по психологической диагностике, неизменным автором и редактором которых он является (1993, 1995, 1997, 2001, 2003, 2005). Эти учебники служат полезным руководством и являются подлинной школой для будущих психологов в понимании возможностей и перспектив психологической диагностики, специфики различных типов диагностических методик, в том числе разработанных с учётом новых прогрессивных подходов.

Актуальность разрабатываемых К.М. Гуревичем проблем обусловлена тем, что он не ограничивается анализом современного состояния психодиагностики, а видит в ней поле для научного поиска, её перспективы, свой путь в её развитии. Реальный вклад Константина Марковича в научнопсихологическое и практическое знание велик; он строит собственную систему психодиагностики, которая опирается на глубокое понимание и осознание теоретических проблем и ведущих принципов психологии, развиваемых и претворённых в прикладных исследованиях.

Истинный учёный, К. М. Гуревич безразличен к всякого рода внешним атрибутам власти и оценкам своей деятельности, лишён карьерных амбиций. Он никогда не занимал высоких постов (был заведующим лабораторией, сейчас главный научный сотрудник Психологического института РАО), но и по сей день в сознании многих коллег он является судьёй и экспертом по многим научным вопросам. Будучи учителем и наставником многих действительных членов академии наук, он сам имеет звание почётного академика Российской академии образования.

Являясь психологом не только по образованию, а по духу, Константин Маркович даёт нам образцы искреннего отношения к людям, гуманистического межличностного общения. Константин Маркович как никто другой обладает даром переводить

психологические знания на язык собственных поступков. При общении с ним не покидает ощущение, что принципы уважения и принятия чужой индивидуальности является его сущностью, его натурой. Его отзывчивость, открытость, доброжелательность, тактичность, деликатность, стремление помочь производят неизгладимое впечатление на любого человека. Но секреты его человеческого обаяния глубже, они в энциклопедичности его познаний, разносторонности его интересов и увлечений, уникальности и многогранности его личности.

Коллектив созданной Константином Марковичем лаборатории диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО, его коллеги и ученики поздравляют Константина Марковича с его замечательным юбилеем и желают ему здоровья и успехов в продолжающихся научных поисках и новых открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.