Научная статья на тему 'Изъятия церковной собственности: случайность или неизбежность'

Изъятия церковной собственности: случайность или неизбежность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
Кубань / изъятие церковной собственности / духовный кризис / кубанское православное духовенство / атеизм / советская власть / казачество / Kuban / Сhurch values confiscation / Kuban Orthodox clergy / ecclesiastic crises / atheism / Soviet power / Cossaсks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горожанина М.Ю.

Целью данного исследования является анализ причин, приведших к превращению православной России в страну воинствующего атеизма. Работа строится на принципе православного понимания истории. По мнению автора, изъятие церковной собственности в 1921–1922 гг. – не случайность, а историческая неизбежность. Главной причиной нападок советской власти на РПЦ стало сращивание церкви с монархической властью, превращение ее в главного пропагандиста монархической политики. Превращение церкви в один из органов монархического государства, популяризация западных ценностей и просветительской идеологии в российском обществе, отказ от вековых традиций и ценностей способствовали духовной деградации и сильнейшему духовному кризису, который к началу ХХ в. охватил все слои российского общества. В исследовании особо подчеркивается, что именно духовный кризис привел к гражданской войне, а та еще более усилила социальную ненависть в обществе и способствовала росту атеизма. На основе анализа богатого архивного материала автор обосновывает важность независимости церкви от государственной власти и сохранения духовной чистоты в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сhurch Values Confiscation: Occurrence or Inevitability

This article is about the conditions to change the Orthodox Russia in the country of militant atheism in the Orthodox sense of historical background. By the authors opinion church values confiscation is а historical inevitability. The main reason of it was the churches status of monarchy policy propaganda issue – the branch of western culture trends and anti – spiritual projects. It follows a great ecclesiastical crises of Russian society in the beginning of XX century. The crises caused The Civil War that increased aggression of atheism in the country. It is very important, that the author use o lot of archives documents and defends the idea of church independence from authorities for keeping spiritual trends in society.

Текст научной работы на тему «Изъятия церковной собственности: случайность или неизбежность»

УДК 908 Горожанина М. Ю.

к.и.н., доцент Кубанского госуниверситета

Изъятия церковной собственности: случайность или неизбежность

Аннотация. Целью данного исследования является анализ причин, приведших к превращению православной России в страну воинствующего атеизма. Работа строится на принципе православного понимания истории. По мнению автора, изъятие церковной собственности в 1921-1922 гг. - не случайность, а историческая неизбежность. Главной причиной нападок советской власти на РПЦ стало сращивание церкви с монархической властью, превращение ее в главного пропагандиста монархической политики. Превращение церкви в один из органов монархического государства, популяризация западных ценностей и просветительской идеологии в российском обществе, отказ от вековых традиций и ценностей способствовали духовной деградации и сильнейшему духовному кризису, который к началу ХХ в. охватил все слои российского общества. В исследовании особо подчеркивается, что именно духовный кризис привел к гражданской войне, а та еще более усилила социальную ненависть в обществе и способствовала росту атеизма. На основе анализа богатого архивного материала автор обосновывает важность независимости церкви от государственной власти и сохранения духовной чистоты в обществе.

Ключевые слова: Кубань, изъятие церковной собственности, духовный кризис, кубанское православное духовенство, атеизм, советская власть, казачество.

Хрнзостом: HayHHO-npocBeTmenbCKHH ^ypHan EKarepHHogapcKoM gyxoBHoM ceMHHapHH. 2022. № 3(3)

Gorozhanina M. Y., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Kuban State University

^urch Values Confiscation: Occurrence or Inevitability

Annotation. This article is about the conditions to change the Orthodox Russia in the country of militant atheism in the Orthodox sense of historical background. By the authors opinion church values confiscation is a historical inevitability.

The main reason of it was the churches status of monarchy policy propaganda issue - the branch of western culture trends and anti - spiritual projects. It follows a great ecclesiastical crises of Russian society in the beginning of XX century. The crises caused The Civil War that increased aggression of atheism in the country.

It is very important, that the author use o lot of archives documents and defends the idea of church independence from authorities for keeping spiritual trends in society.

Keywords: Kuban, Church values confiscation, Kuban Orthodox clergy, ecclesiastic crises, atheism, Soviet power, Cossacks.

В этом году отмечается сто лет со дня трагических событий, связанных с изъятием церковной собственности. Только по Кубанской области и Черноморской губернии к 22 июля 1922 г. было собрано 136 пуд. 1 фунт 40 золотников серебра и 4 фунта 65 золотников 55 долей золота. В пересчете на современную меру веса это составляет 2205 кг. серебра и около 1915 г. золота. Кроме того было принято серебряных денег на сумму 408 р. 83 к. и медных монет на сумму 20 р. 69 к.1 Всего по России было собрано 33 пуда 32 фунта золота и 23997 пудов 23 фунта серебра и 35670 шт. бриллиантов на общую сумму 4,65 млн. золотых рублей2.Таким образом, доля кубанских ценностей в числе общероссийских составила около 0,3 % по золоту и 0,6% по серебру.

Изъятие церковной собственности на Кубани совпало с началом массового наступления на православие. Первая волна начала гонений на кубанское православное духовенство относится к 1921-1925 гг. Поводом для этого стал рост контрреволюционного сопротивления, в сотрудничестве с которым обвиняли некоторых священнослужителей, и саботаж в сборе средств на нужды голодающим Поволжья. В это время на Кубани действовало свыше 50 белогвардейских отрядов. Наибольшее их количество было в Майкопском (12 банд), Баталпашинском (8 банд), Краснодарском (8 банд), Ейском (8 банд), Таманском (7 банд), Лабинском (5 банд) отделах3. Не случайно духовенство именно этих районов первым пострадало от новой власти. Под предлогом борьбы с бандитизмом коммунисты расстреливали и их пособников. Часто жертвами становились случайные люди. Только за сентябрь и октябрь 1921 г. было расстреляно 449 чел., отправлено в концентрационные лагеря 115 семей4.

За 1922 г. было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания: в Кубанской области - 69, Черноморской губернии - 375. К этому времени все домовые церкви при государственных и общественных заведениях были закрыты.

Учитывая тяжелые последствия антирелигиозной политики советского государства, представляется весьма значимым рассмотреть причины, приведшие к борьбе с православным духовенством.

Как верно замечал В. О. Ключевский: «История ничему не учит, а только наказывает за ее незнание и нежелание извлечь урок из прошлого». Давно пришло время ответить на вопрос: почему расцвет атеизма стал возможен в одной из самых православных стран, где православие было не

1 ГАКК Ф. Р. 102. Оп. 1. Д. 138. Л. 47.

2 Рожков, А. Ю. Обновленцы и мученики / А. Ю. Рожков // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. - Краснодар, 2009. С. 134-135.

3 ГАКК. Ф. Р. 102. Оп. 1. Д. 287. Л. 177.

4 ГАКК. Ф. Р. 382. Оп. 1. Д. 210. Л. 44.

5 Емельянов, Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 годы) / Н. Е. Емельянов. - Москва, 1998. С. 341.

просто самой массовой конфессией, но и являлось одновременно государственной идеологией.

С нашей точки зрения, изъятие церковной собственности не было случайностью. И к этому было причастно не только советское правительство, но и большая часть советского общества. В 1951 г. газета казачьей эмиграции «Казачий вестник», издававшаяся в Мюнхене, особо обращала внимание читателей на тот факт, что «большевики захватили и укрепили свою власть только благодаря поддержке широких масс русского народа, которым были более понятны и приемлемы большевистские лозунги и обещания нежели реакционные стремления белогвардейщины»6.

история не любит сослагательных наклонений, но если бы к власти большевики не пришли, а продолжала бы править российская буржуазия, в лице Временного правительства, наступление на РПЦ также было бы неизбежно. Отметим, что февральскую революцию активно спонсировало британское и американское правительство. Только в 1916 г. на организацию революционных беспорядков в России правительством Великобритании был выделен 21 миллион рублей. К этой сумме Американским комитетом помощи еврейским беженцам было добавлено еще 2 миллиона долларов7. Англо-американцы, мечтавшее об ослаблении России любой ценной, первоочередной задачей считали уничтожение православия, замену его протестантизмом.

По нашему мнению, главной причиной гонений на Церковь, а также превращения некогда святой Руси в страну воинствующего атеизма стал затянувшийся духовный кризис, который уже к началу ХХ века охватил почти все слои российского общества.

Обратимся к историческим фактам.

Согласно данным переписи населения Российской империи за 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек или 69,9% населения8. Отчеты синодальных прокуроров по ведомству православного исповедания свидетельствовали о том, что за десятилетие с 1880 по 1890 год в среднем за год в России прибавлялось по 251 церкви. Росло число монастырей. Так, с 1840 по 1890 год практически удвоилось количество женских обителей (с 112 до 228)9.

В отчете за 1902 год Святейший Синод констатировал: «Православный русский народ, по природе глубоко верующий, рассматривает все явления жизни не только семейной и общественной, но и государственной не иначе

6 Казачий вестник. Мюнхен, 1951. 15. 07. С. 3.

7 Хереш, Элизабет. Купленная революция. Тайное дело Парвуса. - Москва, 2004. С. 119.

8 Андреева, Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. № 1. 2003. С. 41.

9 Смирнов, М. Ю. Динамика религиозных организаций в дореволюционной России: исторический и статистический обзор / М. Ю. Смирнов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. 2010. С. 130.

как в свете веры»10. На первый взгляд все обстояло благополучно. Однако, в это же время мировой судья Я. Лудмер, изучающий крестьянские нравы с горечью писал: «Многие наблюдатели современной народной жизни констатируют нам факт ожесточения, подчас и просто озверения народной массы.. ,»п. Таким образом, в российском обществе была и иная тенденция, которую долгое время официальная власть не желала замечать, но на нее не раз обращали внимания духовные лица. Так, святитель Феофан Затворник в 1887 г. писал: «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову. Ужели мы не образумимся. Нас увлекает просвещенная Европа. Если у нас все пойдет таким путем, то, что дивного если и между нами повторится конец ХУШ века со всеми его ужасами»12.

На падение нравов обращал внимание и святитель Игнатий Брянчани-нов, епископ Кавказский и Черноморский, который в 1862 г. писал: «Мы живем в страшный век. Неверие охватило и еще более охватывает землю: соблазны умножились до бесчисленности, и еще более умножаются. Как не поколебаться молодым людям!»13. Указывая на угрозу духовной деградации общества, св. Игнатий Брянчанинов четко обозначил основные причины этого:

- увлечение западными ценностями. Прагматизм и рационализм не оставляют места для веры. «Надо ожидать большего и большего развития болезни.»14.

- развитие алчности. «В наше время. страсть к деньгам прокралась во все сословия и саны, заглушила и подавила все благие побуждения и все священнейшие обязанности»15.

- сильная зависимость церкви от монархической власти.

- низкий уровень религиозной культуры всех слоев общества. В массовом сознании православие тесно переплеталось с суеверием. «Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, он имеет о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; - Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он

10 Персиц, М. М. Атеизм русского рабочего (1870-1905 гг.) / М. М. Персиц. - Москва, 1965. С. 23.

11 Лудмер, Я. Бабьи стоны (из заметок мирового судьи) / Я. Лудмер // Юридический вестник. 1884. С. 18.

12 Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам. - Москва, 2012. С. 121.

13 Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные письма. - Москва, 2012. С. 426.

14 Там же. С. 206.

15 Там же. С. 453.

ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом.. ,»16.

- пробелы в системе воспитания. «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! как не думает ни о чем кроме удовольствий, расстраивающих и нравственность и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность»17.

Но Святейщий Синод, монархическая власть, казалось, не замечали этих проблем, вопрос так и оставался открытым.

Словно предчувствуя будущую трагедию, еще в 1880 г. преподобный Амвросий Оптинский в одном из своих писем к мирянам замечал: «Вспомнил я слова митрополита Филарета (Дроздова), который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда люди будут снимать ризы с икон»18.

Результаты нравственного упадка дали о себе знать уже в первую русскую революцию. Именно тогда жертвами народного гнева стали монастыри и священники. Так, по сведениям «Московских церковных ведомостей», только с февраля 1905 по ноябрь 1906 г. по всей России было убито 53 человек духовного звания. В это же время умирающее самодержавие требовало от Церкви усилить агитационно-пропагандистскую работу с населением и не обращало внимания на тот факт, что часть духовенства симпатизировала революционным идеям. Именно в это время впервые появились идеи, позже получившие название - обновленчества. Так, священник Н. Глаголев в 1906 г. в статье, помещенной в Ставропольских епархиальных ведомостях, предлагал отменить поклоны. По этому поводу он писал: «Мы духовенство задумали со всей Россией обновиться. Очиститься, совлечь ветхозаветного человека и вдруг стояние на коленях такая отсталость. Поклоны унизительны по своей бессмысленности»19.

Духовный кризис еще более обострился, после выхода в апреле 1905 г. царского манифеста о свободе вероисповедания. Теперь стало модно открыто критиковать РПЦ, что наносило удар по духовному единству общества. Число православных заметно сокращалось. Так, с 1 апреля 1905 г по 1 января 1909 г было зафиксировано свыше 300 тысяч случаев выхода из православия, среди интеллигенции стал популярен отказ от исповеди и причастия, эта же тенденция отмечалась и в армии, где царским

16 Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные письма. - Москва, 2012. С. 402.

17 Святитель Игнатий Брянчанинов. Указ. Соч. С. 431.

18 Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. - Москва, 1997. Ч. 3. С. 212.

19 Ставропольские епархиальные ведомости. 1906. № 9. С. 204

указом от 1905 г. была отменена обязательная исповедь в великий пост для всех армейских чинов. К 1917 г. причащалось только 10% солдат.

В своих воспоминаниях А. И. Деникин с ужасом отмечал, как в 1916 г. молодой офицер превратил походную церковь в свой штаб, а место где располагался алтарь, превратил в нужник, и никто из солдат и даже священник не выступили против этого.

В этом же году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры.

Следует отметить, что на Кубани, в отличие от других регионов России, ситуации была несколько лучше, чему во многом способствовал консерватизм казачества, его приверженность православным, а не либеральным ценностям, но признаки кризиса наметились уже и здесь.

С одной стороны, кубанцы по-прежнему активно жертвовали на церковное строительство, с другой стороны, увеличивалось число случаев краж из церквей. Примечательно, что еще в 1894 г. завершая ревизию церковных вещей, хранящихся в Войсковом соборе Александра Невского, П. П. Короленко с горечью замечал: «Не оказалось в соборе Казанской иконы Богородицы с золотом в серебряном вызолоченном бордюре чеканной работы с таким же венцом, в котором были вделаны 2 красных и голубых камня (вероятно, рубин и сапфир), подаренной в 1666 С. Полоцким Межигорскому монастырю. Увы, при проверке в 1894 г. оказалось, что золотая чаша весом 14 фунтов (5 кг 726 г), подаренная Екатериной II, оказалась не золотой, а серебряной с позолотой. Кто и когда учинил этот святотатский обмен и решил взять на себя грех, одному Богу известно. Увы, украдены и драгоценные камни из трех старинных крестов св. Анны, пожертвованные в ризницу черноморским старшиной, ныне в них вместо алмазов обычные стекляшки»20.

Ослабление религиозных чувств находило отражение и в отношении к посту; количество постящихся заметно сокращается. По этому поводу некоторые представители кубанского духовенства даже предлагали внести корректировки в церковные правила. «Учитывая, что половина клириков и около тысячи мирян не соблюдают посты, отлучение всех их от храма, как это было в древней православной традиции, в нынешних условиях не приемлемо»21.

В результате миграционной политики меняется и состав кубанского населения. Так, к 1914 г. казачество составляло всего 42,8%22. Из всех отделов Кубанской области казаки доминировали лишь в Ейском отделе, где в это время проживало 249516 лиц войскового и 140448 лиц невойскового

20 Короленко, П. П. Церковные древности кубанских казаков / П. П. Короленко. - Екате-ринодар, 1905. С. 11.

21 Ставропольские епархиальные ведомости. 1906. № 9. С. 234.

22 Отчет о состояние Кубанской области за 1914 // Кубанский сборник на 1916. Т. ХХ1. Екатеринодар, 1916. С. 4.

сословия. Здесь же был и самый наименьший процент иноверцев - 1,5%23. Именно в этом отделе была принята единственная на Кубани резолюция от 8 апреля 1917 г., в которой подчеркивалась незыблемость самодержавия24. С установлением Советской власти на Кубани именно духовенство Ейского отдела возглавило борьбу с обновленчеством.

Духовно деградирующее общество, не без помощи Запада, было подготовлено к общественным беспорядкам.

Не удивительно, что февральская революция ознаменовалась на Кубани ростом бандитизма. Газеты тех лет пестрят сообщениями о митингах, забастовках и убийствах. В этот же период стало заметным и ослабление религиозных чувств среди кубанского населения. В это время на имя наказного атамана от командиров войсковых частей все чаще стали поступать просьбы: «учитывая сложность условий, разрешить не поститься во время военных сборов»25. Еще более усиливаются противоречия между священниками и псаломщиками, белым и черным духовенством. Не случайно один из первых доносов на священство по поводу политической неблагонадежности был сделан задолго до установления Советской власти в Екатеринодаре. 5 апреля 1917 г. двое певчих Георгиевского монастыря выступили с обвинениями в адрес настоятеля монастыря Авраама и монаха Илиодора, якобы агитировавших за старую власть. На одном из рабочих митингов, где звучали эти обвинения, было принято решение виновных арестовать26.

К концу 1917 г. население Кубанской области отличалось не только по социальному и материальному положению, но и по политическим взглядам. Неоднородным было и кубанское духовенство, которое к началу ХХ в. состояло как из потомственных казаков (духовенство черноморского казачества) и относилось сразу к двум сословиям - духовному и казачьему (их дети сами выбирали, кем им быть - священниками или казаками), так и из пришлого (характерно для духовенства линейного казачества и закубанских станиц), которое несло на себе печать всего российского священства. Начавшаяся гражданская война еще более усугубила положение. На Кубань устремилась масса священников из регионов, где была установлена Советская власть, что усилило противоречия между местным и пришлым духовенством. В это время кубанское духовенство сильно отличалось и по политическим взглядам. К 1917 г. в нем наметились три течения: реформистское, консервативное и радикальное.

23 Отчет о состояние Кубанской области за 1914 // Кубанский сборник на 1916. Т. XXI. Екатеринодар, 1916. С. 5.

24 Бабкин, М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной церкви документы / М. А. Бабкин. - Москва, 2006. С. 206.

25 ГАКК Ф. 396. Оп. 1. Д. 7973. Л. 44.

26 ГАКК. Р. 342. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

Таким образом, еще задолго до установления советской власти был нанесен удар по единству кубанского духовенства.

Духовенство, втянутое в братоубийственную войну, разделило судьбы ее участников. Только за несколько месяцев 1919 г. в Кубанской епархии было убито 43 священника27.

Как верно замечал один из современников тех лет: «Никто из не переживших гражданскую войну не может себе представить ее ужасов. Дерутся братья между собой, и с какой-нибудь горы никто не мог бы разобрать разницу между двумя фронтами. Самое ужасное в этой гражданской войне - это то, что люди становятся ненасытными к крови; то, что эта кровь своя же, еще как-то более хмелит людей, и ничто не может удержать их от мести и кровавого разгула»28.

Следует особо подчеркнуть опасность идеализации одной из сторон-участниц гражданской войны. Исторические документы свидетельствуют об озверении российского народа: палачи были как с белой, так и с красной стороны. Так, по приказу ген. Покровского в мае 1918 г. была устроена массовая казнь красноармейцев, а затем по приказу того же генерала отслужен благодарственный молебен. О тех страшных днях вспоминал монах Илидор: «Утром, 21 сентября 1918, в Майкопе я увидел около вокзала, со стороны полей, массу изрубленных трупов. После мне объяснили, что ночью было зарублено 1600 большевиков, захваченных в городском саду и сдавшихся в плен. На виселицах я видел 26 человек. Я видел далее, как с дубильной фабрики вели 33 юношей; вели из-за того, что они работали на национализированной фабрике. Все шли босые, в одном белье. Шли в ряд, связанные за руки друг с другом. Офицеры и казаки шли сзади и хлестали их плетями. Трех юношей повесили; остальных ждала ужасная процедура. Тридцать связали по два и поставили на колени. Одному из пары приказывали откинуть голову назад, другому наклонить голову вперед. Когда юноши делали это, шашками рубили шеи и лица, приговаривая: - Держи голову ниже! Задери морду выше! При каждом ударе толпа колыхалась от ужаса, и нёсся отрывистый стон. Когда все пары были изрублены, толпу разогнали плетями»29.

А двумя месяцами раньше похожую расправу устроили красные, жестоко подавив Троицкое восстание, которое под праздник Святой Троицы в июне 1918 г. подняли казаки Лабинского района. В результате большевистской расправы погибло около 500 казаков станиц Чамлыкской, Упорной, Лабинской, Зассовской, Владимирской, Вознесенской.

27 Емельянов, Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 годы) / Н. Е. Емельянов. - Москва, 1998. С. 214.

28 Суворин, Б. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 1917-1918 гг. Впечатления журналиста / Б. Суворин. Париж, 1922. С. 21.

29 Шкуро, А. Г. Записки белого партизана / А. Г. Шкуро. - Москва, 2016. С. 210.

Примечательно, что убивали священников не только красные, но и белые. Так, летом 1918 г., когда на Кубань вернулась Добровольческая армия, погиб священник Троицкого храма ст-цы Тимашевской Павел Ефимов. Занявшие станицу белогвардейцы попросили его благословить их на казни сторонников советской власти. Когда священник отказался - его зарубили. О том, что таких священников было немало, наглядно свидетельствует июньское решение Высшего Церковного Управления Юга России, созданного в мае 1919 г. в захваченном войсками Добровольческой армии Ставрополе: «принять самые строгие меры против священников, замеченных в большевизме»30.

Только чудо спасло от гибели священника Сысоева из ст-цы Вознесенской, который попытался вразумить казаков не брать грех на душу и не казнить лиц, подозреваемых в сочувствии большевикам. В этом же 1918 г. в пасхальную ночь красными был убит священник ст-цы Незамаевской Иоанн Пригоровский. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме. Поводом к расправе стала проповедь священника против большевистского режима. Священник Александр Подольский (ст-ца Владимирская) весной 1918 г. после глумлений и избиений был зарублен на свалке за поддержку деникинского режима и служение молебна перед выступлением казаков против красноармейцев.

Непримиримая скрытая борьба между сторонниками новой власти и адептами прежней монархической идеологии продолжалась еще долгое время. Осознавая значимость роли, которую играла Церковь в российском обществе, большевики опасались, что именно она станет центром консолидации всех недовольных новым режимом, поэтому основной удар был направлен против православного духовенства. Окончание гражданской войны не означало наступления полного мира, напротив, репрессивный аппарат набирал новые обороты.

Народное сознание, воспаленное пролитой кровью, взращенное на русском максимализме, всех мерило одной меркой, поэтому было безжалостно к православному духовенству, которое считало оплотом монархизма. Длительная популяризация западных ценностей также давала свои плоды. Просветительская идеология освобождала народ от необходимости духовного самосовершенствования. Тезису о греховности человеческой природы был противопоставлен тезис его совершенства. Дискутируя с представителями старшего поколения, комсомольцы часто цитировали Гольбаха: «Кто такие святые? Это молящиеся, постящиеся, терзающие себя люди, которые бегут от мира как совы, радуются уединению . Что останется от людей и во что они обратятся, если каждый захочет стать святым? Общество распадется, люди же станут дикарями».

30 Кубанский Церковный Вестник. 1919. № 8. С. 123.

Не менее популярным в это время становится и ленинская фраза: «Религия - опиум для народа».

Как верно замечал С. М. Соловьев, самыми жестокими бывают дети и рабы. Постоянно угнетенный и униженный человек, не имеющий внутреннего духовного стержня, получив власть, превращается в кровавого изувера, для которого нет ничего святого, кроме собственной мести.

Как ни парадоксально, но для многих россиян, еще недавно называющих себя православными, Бог перестал существовать, он умер в их сердце, в нем вместо любви и добра поселились зло и ненависть.

Зверь, живущий внутри бездуховного человека, вырвался наружу. Одна волна жестокости сменялась другой. С нашей точки зрения Россия смогла выжить лишь потому, что внутри нее еще были силы, незатронутые западной пропагандой, еще были истинные молитвенники и защитники русской земли.

Как завет нам ныне живущим звучат сегодня слова Н. В. Гоголя: «Настало время спасать Русь, которая гибнет не от иноплеменного нашествия, а от нас самих. Наступило время битвы не за временную нашу свободу, права и привилегии, но за нашу душу. Каждый русский должен возлюбить Россию. Полюбит он Россию, и тогда полюбит он все, что ни есть в России. Ибо не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши братьев, не возгореться вам любовью к Богу. не спастись вам».

Список использованных информационных ресурсов

1. Андреева, Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. № 1. 2003.

2. Бабкин, М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной церкви документы / М. А. Бабкин. - Москва, 2006.

3. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Ф. Р. 102. Оп. 1. Д. 138.

4. ГАКК. Ф. Р. 102. Оп. 1. Д. 287.

5. ГАКК. Ф. Р. 382. Оп. 1. Д. 210.

6. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 7973.

7. ГАКК. Р. 342. Оп. 1. Д. 4.

8. Емельянов, Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 годы) / Н. Е. Емельянов. - Москва, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Казачий вестник. Мюнхен, 1951. 15.07.

10. Короленко, П. П. Церковные древности кубанских казаков / П. П. Короленко. -Екатеринодар, 1905.

11. Кубанский Церковный Вестник. 1919. № 8.

12. Лудмер, Я. Бабьи стоны (из заметок мирового судьи) / Я. Лудмер // Юридический вестник. 1884.

13. Отчет о состояние Кубанской области за 1914 // Кубанский сборник на 1916. Т. ХХ1. Екатеринодар, 1916.

14. Персиц, М. М. Атеизм русского рабочего (1870-1905 гг.) / М. М. Персиц. -Москва, 1965.

15. Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. -Москва, 1997. Ч. 3.

16. Рожков, А. Ю. Обновленцы и мученики / А. Ю. Рожков // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. - Краснодар, 2009.

17. Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные письма. - Москва, 2012.

18. Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам. - Москва, 2012.

19. Смирнов, М. Ю. Динамика религиозных организаций в дореволюционной России: исторический и статистический обзор / М. Ю. Смирнов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. 2010.

20. Ставропольские епархиальные ведомости. 1906. № 9.

21. Суворин, Б. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 19171918 гг. Впечатления журналиста / Б. Суворин. - Париж, 1922.

22. Хереш, Элизабет. Купленная революция. Тайное дело Парвуса / Э. Хереш. -Москва, 2004.

23. Шкуро, А. Г. Записки белого партизана / А. Г. Шкуро. - Москва, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.