Научная статья на тему 'Изъятие земельного участка как мера ответственности за нецелевое использование земли'

Изъятие земельного участка как мера ответственности за нецелевое использование земли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
838
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЛЯ / ПРОБЛЕМА / ИМУЩЕСТВО / САНКЦИЯ / ПРАВО / СУД / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / PROPERT / LAND / PROBLEM / PROPERTY / APPROVAL / LAW / COURT / JUSTICE / TYPE OF RESPONSIBILITY / PROOF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балин М. В.

Статья содержит в себе данные анализа федерального законодательства Российской Федерации, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ, направленных на упорядочивание земельных отношений в Российской Федерации, а также ряд моих предложений по целесообразному и эффективному применению и использованию земельно-правовых норм в сложившихся рыночных отношениях в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confiscation of a land plot as a measure of responsibility for non-target use of land

Offered to Your attention the article contains information of analysis of federal legislation of Russian Federation, and also normative-legal acts of subjects of Russian Federation, directed on arrangement of the landed relations in Russian Federation, and also row of my suggestions on expedient and effective application and use of earth-legal norms in the folded market relations in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Изъятие земельного участка как мера ответственности за нецелевое использование земли»

услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») победителем становится «нужное» юридическое лицо. В результате все закупочные процедуры недобросовестный заказчик осуществляет своими силами и получает за это «доплату» в размере гонорара специализированной организации из бюджетных средств.

В целях предотвращения подобного рода злоупотреблений предлагается дополнить статью 6 Закона о размещении заказов частью 7 следующего содержания: «Заказчиком не может привлекаться для выполнения функций, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве специализированной организации юридическое лицо, относящееся к той же группе лиц, что и заказчик. В целях настоящей статьи группой лиц признаются лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции».

Таким образом, участие специализированной организации в процедурах размещения заказов для государственных и муниципальных нужд требует тщательной корректировки и ряда дополнений в правовой регламентации. Это позволит обеспечить практическую реализацию целей и задач, сформулированных в нормах Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

УДК 347.23: 347.9

Литература

1. Филлипов П.М., Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Элиста, 2007.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №30 (часть I). Ст. 3105.

3. См., например: Филиппов П.М., Кийко А.Ю., Елисеев А.П. Публично-правовые образования в современных хозяйственно-правовых отношениях. Уфа. 2005.; Борисов Д.Ю., Гончаров А.И. Российский закон о государственных закупках: проблемы методологии и практики применения // Новая правовая мысль. 2007. №2.; Пендюрин Н.П. Торгам - быть! // Юрист. 2007. №2.; Борисов Д.Ю., Гончаров А.И. Формы торгов, предусмотренные в законодательстве о размещении заказов // Новая правовая мысль. 2008. №2 и др.

4. См., например: Сергачева О.А. Некоторые проблемы гражданско-правового обеспечения размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Северо-Кавказский юридический вестник. 2008. № 2.; Сергачева О.А. Проблемы гражданско-правового регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волжский. 2007. и др.

5. См. например: http://www.expert-sovetnik.ru/ аЬоЛ.рЬр?р1ё=8иррНег

6. Ларин Ю. Частный капитал в СССР. Первоначальное образование буржуазного капитала в СССР. М., 1927 // http://www nijournal.ru/archive/52ab0058/0f2c52b8 /3а7213а7/еа7се708/.

Балин М.В.

Помощник федерального судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска, советник юстиции 3-го класса, соискатель Института экономики, права и других специальностей (г. Краснодар)

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ

Статья содержит в себе данные анализа федерального законодательства Российской Федерации, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ, направленных на упорядочивание земельных отношений в Российской Федерации, а также ряд моих предложений по целесообразному и эффективному применению и использованию земельно-правовых норм в сложившихся рыночных отношениях в Российской Федерации.

Offered to Your attention the article contains information of analysis of federal legislation of Russian Federation, and also normative-legal acts of subjects of Russian Federation, directed on arrangement of the landed relations in Russian Federation, and also row of my suggestions on expedient and effective application and use of earth-legal norms in the folded market relations in Russian Federation.

Ключевые слова: собственность, земля, проблема, имущество, санкция, право, суд, справедливость, мера ответственности, доказательство.

Key words: propert; land; problem; property; Approval; Law; Court; Justice; Type of responsibility; Proof.

Земля постоянно подвержена естественным природным воздействиям. Однако использование земли человеком практически всегда связано с негативным влиянием на состояние ее природных свойств. Поэтому обеспечение сохранности и контроль за надлежащим использованием земли со стороны собственника, владельца, пользователя либо арендатора в настоящее время является актуальной задачей, стоящей перед государством.

С коммерциализацией общества, быстрым и продуктивным развитием химической, ядерной энергетики и других отраслей промышленности, деятельность которых приводит к существенному загрязнению окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения становится особенно важным. Ввиду участившихся аварий техногенного характера, которые нередко обусловлены человеческим либо автономным фактором, необходимо ужесточить контроль со стороны органов государственной власти за соблюдением и исполнением установленных государством норм и правил по осуществлению определенного рода деятельности, представляющей повышенную опасность как для здоровья населения, так и для поддержания экологического баланса окружающей среды в норме.

В ходе освещения данного вопроса уместно провести анализ действующего законодательства РФ для определения степени соответствия действительности нормативно-правовых актов, направленных на охрану и упорядочивание правоотношений, связанных с использованием земли как в коммерческих, так и в личных целях, на примере Краснодарского края. Но прежде стоит определиться с самим понятием «изъятие». В «Современном экономическом словаре» под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б. под изъятием имущества понимается отторжение имущества у его владельца в случае обращения взыскания на это имущество по решению суда. Из предложенной формулировки следует, что изъять земельный участок в виду его ненадлежащего использования либо использования с нарушением действующего законодательства возможно лишь после вынесения и вступления в законную силу соответствующего решения суда. Для этого должностному лицу, выходящему в суд с такой инициативой, необходимо обосновать и доказать факт неправомерного использования земельного участка и необходимость его изъятия. Тем самым исключается возможность проявления заинтересованности со стороны каких-либо ведомств и организаций. Кроме того, проана-

лизировав законодательство и практику правомерного применения данного вида ответственности, можно предложить следующие определения понятия «изъятие»: Изъятие земельного участка — это санкция за совершение земельного правонарушения; — это форма принудительного прекращения права собственности на земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием; — это крайняя мера земельно-правовой ответственности, применяемая лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.

Санитарное и природоохранное законодательство является преимущественно федеральным. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (ст. 38 Закона о санитарном благополучии населения). Во-вторых, на всей территории России вредные факторы среды обитания действуют на человека приблизительно одинаково, что позволяет разрабатывать преимущественно одинаковые нормативы для всей страны.

Вместе с тем это не исключает возможности применения на отдельных территориях специальных комплексов санитарных норм и правил, под которыми законодатель понимает установленные исследованиями допустимые максимальные или минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека и окружающей среды.

В отношении каждого земельного участка санитарное законодательство устанавливает, как правило, ряд ограничений. Наибольшую группу составляют общие ограничения, действующие в отношении всех без исключения земельных участков. Для отдельных групп земельных участков предусматриваются специальные ограничения, например для участков, расположенных в границах поясов санитарной охраны водных объектов, санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны.

Перед тем как приступить к анализу действующего законодательства РФ и Краснодарского края целесообразно рассмотреть состав такого правона-

рушения, как использование земельного участка с нарушением законодательства.

Субъект — собственник либо иной правомерный владелец (пользователь) земельного участка. Собственник, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса, обязан осуществлять мероприятия по охране земель, использовать землю так, чтобы не наносить вреда ей как природному объекту и всей окружающей среде, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. Требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов вводятся, чтобы не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. Нарушение этих обязанностей с тяжелыми последствиями — основание для изъятия земельного участка.

Объект — земельный участок, подверженный деятельности человека, осуществляемой с нарушением действующего законодательства и его целевого назначения.

Субъективная сторона — цели и мотивация деятельности землепользователя или землевладельца, направленной на использование конкретного земельного участка с нарушением его целевого назначения и законодательства, регламентирующего данный вид деятельности. Характерной чертой такого правонарушения является наличие умысла в действиях, влекущих причинение ущерба при использовании земельного участка.

Объективная сторона — это действия (бездействие), а также технические приспособления и иные продукты человеческой деятельности, при применении которых происходит нарушение действующего законодательства, и как следствие, — причинение ущерба экологии.

Так, Глава 26 Уголовного кодекса РФ [1] содержит перечень статей, предусматривающих уголовное наказание за совершение преступлений экологического характера.

Статья 254 УК РФ устанавливает максимальное наказание за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека и окружающей среде в виде исправительных работ на срок до двух лет.

По нашему мнению, диспозиция части 1 указанной статьи является неполной, так как в ней от-

сутствует четкое разграничение между действиями виновного лица и наступившими последствиями.

Поэтому представляется целесообразным дополнить содержание ч. 1 ст. 254 УК РФ такими понятиями, как незначительный вред здоровью человека или окружающей среде; значительный вред здоровью человека и окружающей среде. Введение данных характеризующих признаков позволит при назначении наказания точнее определить степень виновности лица, а также характер и значительность причиненного вреда как здоровью человека, так и окружающей среде и тем самым привести санкцию статьи в соответствие с тяжестью преступления.

Кроме того, при определении значительности причиненного окружающей среде вреда законодатель и непосредственно правоприменитель будут вынуждены обратить внимание на характер последствий и срок восстановления до первоначального состояния конкретного природного объекта, который в свою очередь в отдельно взятых случаях составляет десятки лет.

Гражданский и Земельный кодексы РФ также регулируют данную отрасль взаимоотношения человека с природой.

Так, статья 285 Гражданского кодекса РФ [2] устанавливает, что за использование земельного участка с допущением грубых нарушений правил рационального использования земли, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

Санкция данной статьи представляет собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ [3] собственники участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Данная статья содержит перечень обязанностей владельца и пользователя земельного участка, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых наступает как административная, так и уголовная ответственность.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Так, на территории Краснодарского края разработан и введен в действие комплекс нормативно-правовых актов, обеспечивающих использование земель согласно их целевому назначению, а также соблюдение санитарных норм и правил ведения определенного рода работ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ [4] и ст. 7 Устава Краснодарского края [5], в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Земли Краснодарского края являются уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края. Кроме того, не стоит забывать, что Краснодарский край является производителем 60 % всей сельскохозяйственной продукции РФ. Именно поэтому администрацией Краснодарского края уделяется такое большое внимание созданию законодательной базы и разработке механизма ее реализации, обеспечивающей целевое и, главное, рациональное использование земли.

Основными законодательными актами, устанавливающими порядок использования земли на территории Краснодарского края и ответственность за нарушение данного порядка, являются:

♦ Закон Краснодарского края № 532-КЗ от 23 октября 2002 года «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» [6], устанавливающий основополагающие принципы землепользования на территории края и определяющий следующие приоритетные направления земельной политики Краснодарского края:

— обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;

— реализация прав жителей Краснодарского края на землю;

— сочетание интересов Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

— сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

— использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;

— сохранение традиционных форм казачьего землепользования;

♦ Закон Краснодарского края № 608-КЗ от 17 июля 2003 года «Об административных правонарушениях» [7], закрепляющий, в частности, ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно:

— ст. 7.4 закона предусматривает, что нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи пятисот рублей, на должностных лиц — от тысячи до трех тысяч рублей, на юридических лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

— ст. 7.5 указанного выше закона устанавливает, что невыполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей, на должностных лиц — от тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

По нашему мнению, санкции данных статей устанавливают необоснованно мягкое наказание за совершение административных правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием земли. Из анализа практики следует, что 80 % данных правонарушений связаны с незаконным использованием земли человеком в целях извлечения материальной выгоды. Ущерб, причиняемый в результате таких противоправных деяний, является трудно восполнимым и для возвращения земельного участка в состояние, предшествующее противоправной деятельности человека, потребуется очень много времени.

Поэтому представляется необходимым поднять предел административной ответственности, предусмотренной в санкциях ст.ст. 7.4, 7.5 ЗК № 608-КЗ от 17 июля 2003 года «Об административных правонарушениях», в отношении граждан — до трех тысяч рублей, в отношении должностных лиц — до двадцати тысяч рублей, в отношении юридических лиц до тридцати тысяч рублей. За совершение аналогичного правонарушения, имеющего общественно опасные последствия, предусмотреть в качестве исключительной меры наказания — изъятие земельного участка.

♦ Закон Краснодарского края № 725-КЗ от 7 июня 2004 года «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» [8] устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и улучшения природной среды на территории Краснодарского края. Нормы, содержащиеся в данном нормативно-правовом акте, по сути своей применимы в основном к коммерческим организациям, основной целью использования земель сельскохозяйственного назначения которых является материальное обогащение. Этот вид гражданско-правовых отношений попадает под юрисдикцию Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях», который был проанализирован ранее.

♦ Закон Краснодарского края № 101-КЗ от 10 октября 1997 года «О недропользовании на территории Краснодарского края» [9] определяет, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Анализируемый закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, края и его населения, экономическую безопасность, а также права пользователей недр и регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр Краснодарского края, акваторий Черного и Азовского морей, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соленых озер, лиманов и заливов морей.

Основной мерой ответственности, предусмотренной за нарушение правил недропользования на территории Краснодарского края, является денежное возмещение убытков, причиненных незаконным пользованием или ненадлежащим использованием природных ресурсов. Однако отличительной чертой данного закона является ч. 4 ст. 34, которая устанавливает, что самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

Исходя из анализа действующего законодательства и с учетом непростого финансового положения субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с мировым финансовым кризисом, можно рекомендовать:

— внести в проанализированные нормативно-правовые акты поправки относительно ужесточения санкций статей, предусматривающих наказание за нарушение законодательства в сфере природопользования;

— ужесточить ответственность юридических лиц за совершение указанных выше преступлений и правонарушений, так как именно их неправомерная деятельность приводит к причинению наиболее существенного вреда окружающей среде и живому миру;

— в сложившихся условиях мирового финансового кризиса Министерству природных ресурсов РФ и прокурорам субъектов РФ взять под особый контроль способы и порядок утилизации промышленных отходов предприятий, т.к. история данного вопроса позволяет сделать вывод, что в первую очередь во время тяжелого материального положения промышленники стараются сэкономить на процессах утилизации отходов, считая данную обязанность менее прибыльной, а временами и затратной;

— в целях поощрения внедрения в производственный процесс организаций инновационных технологий, позволяющих увеличить коэффициент полезного действия и минимизировать вредные выбросы в атмосферу, установить как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, налоговые послабления и дополнительные льготы.

Литература

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 44. Ст. 4147; 2007. № 45. Ст. 5417.

4. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года.

5. Устав Краснодарского края от 18 июля 1997 года № 95-КЗ.

6. Закон Краснодарского края № 532-КЗ от 23 октября 2002 года «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».

7. Закон Краснодарского края № 608-КЗ от 17 июля 2003 года «Об административных правонарушениях».

8. Закон Краснодарского края № 725-КЗ от 7 июня 2004 года «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

9. Закон Краснодарского края № 101-КЗ от 10 октября 1997 года «О недропользовании на территории Краснодарского края».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.