Научная статья на тему 'Извечный вопрос?'

Извечный вопрос? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Извечный вопрос?»

интереса к Италии у студентов, только начинающих её изучение, так и повышению уровня знаний студентов, уже имеющих представление о стране. Кроме того, рецензируемая работа в очередной раз доказывает профессионализм Т.В. Зоновой не только как учёного-политолога, но и как выдающе-

гося методиста, владеющего самыми изысканными приёмами обучения.

Барабанов О.Н., д. полит, н., профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, ШибковаМ.О., преподаватель кафедры романских языков МГИМО МИД России

ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС?

Монография доктора исторических наук, профессора Брестского государственного технического университета Михаила Васильевича Стрельца «Евреи Германии: история и современность» посвящена исследованию сложной и во многом трагической судьбы еврейского национального меньшинства Германии1. Автор провёл комплексный анализ правового, религиозного, социального положения германского еврейства, его вклада в экономику, политику, науку, культуру Германии, начиная со Средневековья и завершая сегодняшним днём. Работа является первым в постсоветской историографии исследованием по данной проблематике. Она выполнена с привлечением широкого круга источников, большинство из которых впервые вводится в научный оборот.

Книга М.В. Стрельца масштабна, она носит энциклопедический характер, делится в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории на три раздела - средние века, новое время, новейшее время. Второй раздел включает 5 глав, третий раздел, как наиболее объёмный, имеет два подраздела и соответственно шесть и восемь глав.

На начальном этапе проживания евреев на немецкой земле, как показано в работе, титульный этнос в целом мирно сосуществовал с евреями, проявлявшими специфический образ жизни. Вначале они селились в общинах со строгими религиозными предписаниями, а затем появились еврей-

1 Стрелец, М.В. Евреи Германии: история и современность /М.В. Стрелец: науч. ред. Э.Г. Иоффе. - Брест: Альтернатива, 2015. - 340 с.

ские кварталы. Евреи занимались дальней торговлей, разменом денег (иностранной валюты), врачевали, торговали лекарствами и таким образом зарабатывали средства на существование. Значительные преследования еврейского населения начались во времена крестовых походов и черной чумы XIV в. Крестоносцы занимались грабежами имущества евреев, так как они якобы препятствовали своими доходами обогащению первых. В период чумной эпидемии евреи были обвинены в отравлении колодцев. Во время чумных погромов было уничтожено до 300 общин, что привело к значительному сокращению еврейского населения в Германии, его переселению в Италию и Польшу. Важное место в первом разделе занимает анализ религиозных и культурных предпосылок возникновения общеашкеназий-ского пространства, появления в позднем Средневековье центра еврейской учёности на территории Германии. Среди многих видных деятелей еврейской культуры того времени автор работы даёт весьма подробный материал о поэте, раввине Эфраиме бен Исааке Регенсбургском (VII в.), который своим талантом затмевал немецких и французских современников. Его сохранившиеся 32 стиха относятся к лучшим, что породила немецкая поэтическая школа Средневековья.

Во втором разделе монографии исследуются новые явления в правовом статусе еврейского меньшинства, его причастность к становлению и развитию социально-экономического базиса прединдустриаль-ной и индустриальной цивилизации. Автор указывает, что в раннее новое время евреи в германских землях уже были признаны имперскими гражданами и получили равные с

христианами права в суде, хотя судебная практика этому не всегда соответствовала. Выявляя и освещая особенности повседневной жизни, быта, обрядности, образования, он замечает, что евреи жили рассеянно, в небольших общинах, но постепенно политико-географическими единицами еврейства стали территории. Появился лан-деюденшафт, в чьи функции входила адаптация евреев к территориальным границам. Власти использовали эти вновь образовавшиеся объединения для взимания, прежде всего, налогов.

В годы общеевропейского конфликта, известного как 30-летняя война, евреи считались нейтральными, так как не принадлежали к ведущим войну религиозным конфессиям. Они использовали это для развития собственной хозяйственной деятельности. Многим еврейским торговцам удалось получить прибыль и упрочить своё общественное положение. Важным шагом на пути эмансипации евреев стало восприятие немецким обществом идей Просвещения, что нашло отражение в германской конституции 1871 г.

М.В. Стрелец, касаясь положения евреев в период начавшегося промышленного переворота, приводит важные сведения о демографическом развитии еврейского этноса, переживавшего в целом урбанизацию. Большинство евреев переселилось из деревень и малых городов в крупные - Берлин, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Бреслау. Однако в юго-западных землях преобладало всё же ещё сельское население. Новым моментом эпохи индустриализации стало появление еврейского высшего слоя в связи с его весьма успешным участием в работе общегерманских банков и бирж с их торговыми методами и перечислениями капиталов в иностранной валюте. Этому способствовали наполеоновские войны, инвестирование капиталов в строительство промышленных предприятий и железных дорог. Возникли крупные банкирские дома, среди них выделялся дом Соломона Оппенгейма в Кёльне своими многочисленными международными связями и вложениями капиталов в модернизацию рейнско-вестфальского промышленного региона (с. 33).

В период индустриализации, как сказано в работе, евреи формировались в качестве базовой группы германской буржуазии. Еврейские предприниматели смогли

проявить себя в текстильной, пищевой, химической и электротехнической отраслях промышленного производства, хотя большинство населения еврейского происхождения было занято торговлей товарами и деньгами, несмотря на усилия властей вовлечь его в производственную сферу.

Несомненный интерес вызывает материал о роли восточноевропейского фактора в истории германских евреев. Проведя сравнительный анализ их положения в Речи Посполитой, автор показывает влияние разделов Польши на положение еврейского этноса, выясняет причины и последствия миграций восточноевропейских евреев и в период кайзеровского рейха, и в годы первой мировой войны. Он обоснованно делает вывод о том, что восточноевропейская еврейская культура неотделима от немецко-еврейской. В вопросах религии и восточные евреи, и германские являются ашкеназий-скими евреями (с. 45). Правда, в бытовом плане многие евреи в Германии считали, что "некультурные" евреи с Востока могут помешать их аккультации. Однако уже в начале XX в. уставшие от цивилизации германские евреи стали пользоваться риторикой восточноевропейских евреев и прославлять хасидских "чудо-раввинов". В годы первой мировой войны они позиционировали себя как освободителей восточноевропейского еврейства от российского господства.

Достоинством работы М.В. Стрельца являются портретные зарисовки выдающихся деятелей общественно-политических движений, науки, культуры. Личность не тонет в исторических событиях или в анализе научных и культурных достижений, раскрыты её неповторимость, её внутренний мир в тесной взаимосвязи с эпохой и делом, которому эта личность себя посвятила. Среди них - участники коммунистического и социалистического германского и международного движений, представители социал-демократической партии Германии, которая вела борьбу против дискриминации евреев и антисемитизма. Научные биографии Карла Маркса, Фердинанда Лассаля, Розы Люксембург, Эдуарда Бернштейна представлены с большим тактом и уважением. Автор приводит много новых оценок и уточнений при характеристике идей лидеров социалистической мысли по тем или иным проблемам.

Весьма значимой для изучаемой темы является фигура Мозеса Гесса, который проявил себя и в социалистическом движении, и в истории сионизма. Его книга "Рим и Иерусалим" стала настольной книгой для приверженцев той идеологии, которая представляется как сионистская. М. Гесс высказал в ней идею, согласно которой первичной движущей силой истории является рассовая борьба, вторичной - классовая. Он предвидел создание самостоятельного еврейского государства (с. 68—69).

Интересен очерк о Курте Эйснере, провозгласившим в ноябре 1918 г. Баварскую республику и избранным Мюнхенским рабочим и солдатским советом её первым премьер-министром. Он защищал власть советов как средство воспитания населения в демократическом духе, провёл некоторые социальные изменения в пользу рабочих, стал первым германским евреем, обладавшим высшими властными полномочиями на германской земле, был убит монархистом в январе 1919 г.

Значительное место во втором разделе отведено деятелям культуры и науки. В процессе секуляризации евреи создали новые формы в культуре, которые опирались на богатое еврейское культурное наследие и в то же время интегрировались в современную немецкую культуру, осознавая своё своеобразие. Музыкальное искусство представлено многими именами, но внимание акцентируется на творчестве Жака Оффен-баха, основоположнике современной оперетты, деятельности Феликса Мендельсона Бартольди, который, наряду с Робертом Шуманом, считается крупнейшим представителем музыкального романтизма.

Рассматривая деятелей литературы, М.В. Стрелец пришёл к выводу, что в литературе Германии участие евреев было наиболее плодотворным. Первую строчку среди поэтов занимает Генрих Гейне, всё творчество которого "есть архив еврейского размышления о существовании в диаспоре, аналога которому до сих пор не было" (с. 98). Весьма значим Франц Кафка, основоположник модерна, проявлявший значительные познания в еврейской традиции и надеявшийся на еврейскую идентичность, которую он искал исключительно в восточноевропейском еврействе.

Раскрывая еврейский сегмент научной элиты кайзеровской Германии, автор моно-

графии обратил внимание прежде всего на лауреатов Нобелевской премии в области естественных наук, а также выдающихся математиков. Нобелевскими лауреатами в области медицины стали Пауль Эрлих, химии - Адольф фон Байер, обогативший практику органического синтеза, Отто Баллах, Рихард Мартин Вильштеттер, Фриц Габер. Среди выдающихся математиков даны портреты Георга Кантора, известного как создателя теории множеств, которая стала краеугольным камнем в математике, Германа Минковского, Адольфа Гурвица. Значительное место отведено портрету Леопольда Кронекера, происходившего из Силезии, избранного за выдающиеся достижения в математической науке иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Он уделял много внимания формированию собственной научной школы. Среди его учеников были не только соотечественники, но и граждане других государств, среди них - крупный русский учёный Д.Ф. Селиванов.

Значительное место в книге М.В. Стрельца занимает история евреев Германии в новейшее время. Видимо, прав автор в том, что период Веймарской республики стал началом кризиса процесса еврейской эмансипации. Хотя Веймарская конституция отменила дискриминационные ограничения для евреев в управлении и официальной службе, но на евреев возлагалась ответственность за экономический и политический кризис в стране (с. 115). Развитие еврейского меньшинства протекало в напряжённом поле между завершённой в конституционно-правовом смысле эмансипацией и растущим в обществе антисемитизмом и ответным повышением еврейского самосознания.

В годы Веймара еврейское население на 60% жило в городах, более одной трети - в Берлине. В социально-экономическом плане преобладали средние слои. В Берлине, Рурской области появился промышленный пролетариат, ему противостоял небольшой слой, состоящий из банкиров и предпринимателей. Преобладающая часть еврейского населения была занята в качестве служащих в учреждениях и академических профессиях. К самостоятельным причислялись мелкие торговцы товарами в городе и деревне. В период мирового экономического кризиса и еврейское население испытало его тяготы. Многочисленные

националистические организации в Германии, возникшие в послевоенное время, пытались возложить ответственность за Ноябрьскую революцию и проигранную войну на евреев. В прессе звучали такие голоса: "Евреи принесли нам революцию и если мы сейчас, после проигранной войны, ещё и потеряем мир, то иуда имеет потрясающую меру вины. Поэтому, немецкий народ, прежде всего - единый, освобождайся от еврейского господства" (с. 119).

Как представляется, важным является анализ еврейского сегмента политической элиты Веймарской республики. В процентном отношении она составляла всего 8,85. Политики еврейского происхождения родились в Германии, специализировались в основном в области гуманитарных и юридических наук. В религиозном плане большинство из них или перешло из иудаизма в другое вероисповедание или отказалось от конфессиональной принадлежности. Автор работы даёт портретные характеристики евреям, входившим в кабинеты Веймарской республики. Убедительно подан образ Хуго Пройса, одного из авторов Веймарской конституции. По своим убеждениям он был либералом, членом Немецкой демократической партии, из представителей которой формировалось высшее правительственное звено Веймарской республики. Не обойден вниманием и Матиас Эрцбергер, представлявший в кабинетах партию центра. Выходец из небогатой еврейской семьи, не получивший высшего образования, он в 28 лет стал депутатом рейхстага, а позже министром финансов Веймарской республики. Уделено внимание Вальтеру Ратенау, министру иностранных дел, убитому монархистами за сближение с Советской Россией, а также и другим политикам. Отмечено, что только в Веймарской республике евреи впервые вошли в общегерманские правительственные кабинеты.

В работе приводятся важные сведения о вкладе евреев в науку и культуру периода Веймарской республики. В первую очередь, это лауреаты Нобелевской премии в области физиологии, химии, физики. Центральное место в этом ряду занимают, по праву, физики высочайшего уровня - Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Густав Герц. Автор уделил внимание выдающейся женщине-математику Амалии Эмми Нётер, защитившей в 24 года диссертацию в области тео-

рии инвариантов. Она является создателем целого направления в абстрактной алгебре, читала лекции для студентов Московского университета в 1928-1929 гг.

Интерес представляет материал о той части учёных еврейского происхождения, корни которой находились на белорусской земле. Исай Шур родился в Могилёве, окончил Берлинский университет, в 26 лет пополнил докторский корпус по математике, являлся членом Прусской Академии наук, получил престижный статус иностранного члена-корреспондента АН СССР, вошел в историю математики как создатель теоремы "леммы Шура" в области теории конечных групп.

Раскрывая вклад творческой еврейской интеллигенции в литературу и искусство, автор отмечает, что в годы Веймарской республики в литературе проявилась тенденция к созданию литературы еврейских авторов о еврейских вещах и для еврейской публики (с. 149), что имело принципиальное значение в связи с ростом ксенофобии и антисемитизма в Германии. Курт Тухоль-ский и Якоб Вассерман противились образу ассимилированного еврея. Писатель Агнон, иностранный гражданин еврейского происхождения, проживший несколько лет в Германии, в своих произведениях представил широкую панораму жизни немецкого еврейства, какой она ему представилась за время пребывания в Германии.

Заслугой автора данной работы является анализ практически не изученных аспектов культуры в области гебраистики. В 1919 г. Ойгеном Тойблером была учреждена Академия еврейства. Она была первым учреждением в Германии, которая поставила на профессиональную основу изучение религии, истории, культуры еврейского народа. Учёные Мартин Бубер и Франц Ро-зенцвейг осуществили перевод Библии на первоначальный гебрейский вариант. Был учреждён еврейский учебный дом для образования взрослых, чтобы они имели возможность ознакомиться с классическими еврейскими текстами и традициями. Таким образом, считает автор, был заложен фундамент еврейского образования нового типа.

Как отмечено в работе, в Веймарской Германии евреи могли презентовать новые и креативные формы еврейской культуры в окружающей нееврейской среде. Благодаря основанию издательств и журналов, систе-

мы образования взрослых, активности молодёжи, деятельности библиотек, школ, музеев, музыкальных объединений возникла новая, преимущественно секуляризованная, еврейская культура (с. 232-233).

Специальная глава работы посвящена изучению положения евреев в Третьем рейхе. В ней выявляются идейные истоки антисемитизма в политике германских нацистов. Вначале нацистскими властями проводилось обособление, дискриминация, уничтожение экономических основ существования еврейского этноса в Германии, затем полное его уничтожение. На документальном материале автор раскрывает Холокост как на территории Германии, так и на оккупированных гитлеровцами землях в годы Второй мировой войны. К 1943 г. Германия стала "свободной от евреев", последние еврейские общины были уничтожены. В Германии, по оценкам специалистов, осталось около 15 тыс. евреев из 504310, проживавших на момент 1933 г. 12 тысяч евреев имели защиту в смешанных семьях, остальные выжили, потому что скрывались. Часть еврейского населения смогла эмигрировать в США, Палестину. Восточноевропейские евреи депортировались гитлеровскими властями в гетто Лодзи, Риги, Минска, где были уничтожены.

Значительное внимание М.В. Стрелец уделил анализу правового и социального положения еврейского населения в послевоенной Германии. Большинство из выживших не могли представить для себя будущего в стране преступников. Однако еврейские общины существовали в Германии, хотя в разных объёмах и как результат новой эмиграции. Первое поколение евреев в ФРГ рассматривало себя как общность, пережившую Катастрофу. Власти ФРГ делали многое для поддержки еврейских общин. Был создан Центральный совет евреев, стала издаваться еврейская еженедельная газета. В Гейдельберге была основана высшая школа иудейских исследований. Осуществлена материальная компенсация потомкам жертв Холокоста. В ГДР, как пишет автор, еврейские общины рассматривались как чисто религиозные объединения - коммунистам нельзя было в них вступать. Еврейское происхождение не играло для коммунистов никакой роли и не делалось темой для публичных заявлений (с. 237). Среди старых немецких коммунистов было немало

еврейских реиммигрантов. Многие из них заняли высокие правительственные посты -Герман Аксен, Альберт Норден, Александр Абуш, Маркс Вольф, Гер хард Айслер.

Касаясь положения евреев в объединённой Германии, автор отмечает, что в последние 15 лет в Германию прибыло свыше 200 тыс. евреев, три четверти которых составляют мигранты из стран СНГ, в основном из России и Украины. Их не пугает нацистское прошлое Германии, а привлекает экономическая и политическая стабильность страны (с. 238). Эти новые эмигранты из бывшего Советского Союза обладают в целом высоким образовательным уровнем. Раньше дома они работали инженерами, учителями, врачами, экономистами или музыкантами. Прибыв в Германию, они получили финансовую поддержку и 6-месячные языковые курсы. Однако многие из них по разным причинам так и не смогли вернуться к своим прежним профессиям, пополнив корпус безработных или занятых частично оплачиваемым трудом, многие живут на социальные пособия.

В сегодняшней Германии существует Центральный совет евреев с резиденцией в Берлине. В 2003 г. был подписан договор между ФРГ и Центральным советом, в котором любой из еврейских общин как корпорации публичного права гарантирована поддержка в социальной и культурной областях, в интеграции иммигрантов, в религиозной жизни. Автором изучен вопрос об отношении послевоенных немцев к Холо-косту, раскрыты его политические, правовые, морально-этические, психологические аспекты. В объединённой Германии сооружено несколько памятных мест, летом 1999 г. был открыт памятник жертвам Холокоста в Берлине. Объединённая Германия признает вину немцев и обязана публично вспоминать о преступлениях нацистов.

В работе М.В. Стрельца отражены и германо-израильские отношения, которые в своем развитии прошли большой и сложный путь. Ведущие политики Израиля считают сегодняшнюю Германию политически и экономически, научно и технологически вторым по важности после США своим партнёром.

Объёмно и многогранно в исследовании представлены портреты лидеров послевоенной Германии. Центральное место здесь, пожалуй, занимает анализ деятельности

федерального канцлера ФРГ, социал-демократа Гельмута Шмидта по многим позициям как внутренней, так и внешней политики. Большое внимание уделено отношению этого политика к размещению на территории ФРГ ядерных ракет. Не обойдены вниманием и другие яркие личности германской политической элиты еврейского происхождения. Это Эрнст Бенда, выдающийся юрист, яркий политик, основатель германо-израильского общества. Эгон Бар, журналист, политик, вместе с Вилли Бранд-том развивавший идею "восточной политики" ФРГ. Интересен материал о Петере Бе-нише, публицисте, руководителе пресс-службы кабинета Г. Шмидта, постпреде ФРГ в ГДР. В правящую элиту Боннской республики входил и Герберт Вейхман, член СДПГ, вернувшийся после Второй мировой войны из эмиграции и ставший бургомистром Гамбурга. Он избирался председателем верхней палаты парламента ФРГ.

Политикам ГДР также нашлось место в работе М.В. Стрельца. Особенно объёмен портрет Маркуса Вольфа, возглавлявшего внешнюю разведку страны. Сын известного антифашиста, писателя Фридриха Вольфа, он посвятил свою жизнь борьбе против войны, превратившись в человека-легенду. Привлекает внимание материал о Грегори Гизи, члене СЕПГ, затем после объединения Германии основавшего Партию демократического социализма (ПДС), показана и его парламентская деятельность как представителя Левой партии в бундестаге. Много сделал для развития здравоохранения в

ГДР и сын известной деятельницы коммунистического движения Клары Цеткин и русского революционера, этнического еврея Осипа Цеткина Максим Цеткин, о котором имеется материал в данной книге.

Автором не обойдены вниманием и деятели политической элиты современной Германии - Михаэль Науман, Оле фон Бойст, Петер Фельдман, Даниэль Марк Кон-Бендит. Коротко, но содержательно подан материал о роли евреев в культуре

послевоенной Германии.

* * *

Книга М.В. Стрельца представляет собой панорамное видение истории евреев Германии на огромном временном срезе, в ней убедительно расставлены акценты -глобальный, этнический, самореализующийся. Материал преподносится в современном понятийно-терминологическом оформлении, что делает его актуальным в контексте языка XXI столетия. Биографические очерки снабжены фотоматериалами. Автором проделана огромная работа, которая под силу только целому коллективу. Книга, без сомнения, найдёт своего читателя среди научных работников, студентов, всех, интересующихся историей еврейского народа и Германии в целом.

Радькова О.Г., к.и.н., доцент кафедры истории нового и новейшего времени БГУ, Минск.

ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА ЕС: ЕСТЬ ЛИ ЧЕМУ РОССИИ ПОУЧИТЬСЯ У СТАРОГО СВЕТА?

Имидж, как один из элементов "мягкой силы", сегодня играет всё большую роль в международных отношениях. Именно поэтому не только государства, но и наднациональные объединения уделяют столь пристальное внимание политике в этой области. Наглядным примером того, как нужно создавать имидж политического актора и какие трудности при этом могут возникать,

может служить история построения бренда "ЕС". Комплекс этих вопросов выступает предметом исследования в книге О.М. Хау-ер-Тюкаркиной "Современная имиджевая политика Европейского Союза"1.

1 Хауер-Тюкаркина О.М. Современная имиджевая политика Европейского Союза. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.