ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ г. ДЕРБЕНТА
Тагиров Н. С., к. б. н.. доц. Агарагимова М. Н., (студ. 1курса) ФГБОУ ВПО ИвГУв г. Дербенте
Аннотация: адаптация детей к школьному режиму, обучение детей, условия и уровень физического развития детей, эндогенные и экзогенные факторы, особенности динамики физического развития.
Ключевые слова: адаптации детей, онтогенетическое развитие, физическое развитие детей, динамика развития, школьный режим, динамика работоспособности, дети 6-8 летного возраста
Abstract: Adaptation of children to school regime, education of children, the conditions and the level ofphysical development of children, endogenous and exogenous factors, especially the dynamics of physical development.
Keywords: children's adaptation, ontogenetic development, physical development of children, the dynamics of development, the school mode, speaker efficiency, children 6-8 years of age
Проблема адаптации детей к школьному режиму принадлежит к числу наиболее важных и актуальных в возрастной физиологии и педагогике. В последние годы обучение детей осуществляется по программам, составленным без учета особенностей их онтогенетического развития, что, вероятно, еще более усугубляет влияние условий на уровень физического развития детей.
Успешность обучения ребёнка в школе в первую очередь зависит от уровня его физического развития и состояния здоровья. Уровень физического развития ребенка зависит от многих факторов, как эндогенных, так и экзогенных.
Целью наших исследований стало изучение особенностей динамики физического развития и адаптации к школьному режиму детей, обучающихся в начальных классах школ города Дербента.
Задачами наших исследований были:
• Изучить показатели физического развития школьников.
Изучить динамику работоспособности в течение урока, учебного дня и недели детей 6-8 летного возраста.
• Провести антропометрические измерения у школьников.
• Изучить особенности сердечнососудистой системы у школьников.
Материал и методы исследований
В исследованиях принимали участие практически здоровые дети 6-8 лет. Изучение велось на базе средних школ №12 и № 19 в г. Дербенте. Было сформировано 6 групп в зависимости от возраста и пола. Нами рассматривались морфофизиологические показатели физического развития:
рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц кистей рук, частота сердечных сокращений (ЧСС), динамика работоспособности в течение урока, учебного дня и недели детей 6-8 летнего возраста с 2010 по 2011 учебные годы. Всего было обследовано 105 детей, из них 56 мальчиков и 49 девочек. Все исследования мы проводили по программе, включающей измерения морфологических и физиологических признаков.
Результаты исследований и их обсуждение
Полученные результаты функционального состояния организма детей 6-8 лет приводятся в табл. 1. Они показывают, что происходит ряд изменений в величинах центральной гемодинамики, которые не нарушают общую возрастную тенденцию: с возрастом наблюдается уменьшение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и увеличение других показателей.
У 5% первоклассников, поступивших в школу в 2010 году с шести лет, в конце учебного года обнаружены дефицит массы тела или нулевая прибавка. Аналогичные изменения наблюдались и у детей, начавших обучение с семи лет. В 2011 году у 10% семилетних первоклассников в конце учебного года обнаружена нулевая прибавка, а у 6 % детей - дефицит массы тела. При анализе морфофизиологических данных выявлена тенденция к снижению основных показателей физического развития обследованных детей. Так, например, за период с 2010 по 2011 год масса тела семилетних мальчиков уменьшилась на 1,5 кг, рост - на 1,4 см, у девочек соответственно на 0,9 кг и на 1,2 см. Аналогичные изменения наблюдаются и у шестилетних детей.
Таблица 1. Морфофизиологические показатели физического развития
детей 6-8 лет.
Показате ли Пол кол. иссле.(п) Группы
6-лет 7-лет 8-лет
ЧСС,уд/м ин М (п=13, 23, 20) Д (П=14, 15, 20) 91.53 ± 2.91 91.98 ± 2.05 87.47 ± 1.77 89.95. ±2.54 86.24 ± 2.54 85.43 ± 1.70
ЖЕЛ, в мл. М Д 1200 1100 1400 1200 1440 1360
ОГК, см. М Д 58 57 60 58 62 60
Рост, см. М Д 116 112 120 118 128 124
Вес, кг. М Д 21 20 23 22 26 24
Сила мышц кисти, кг. М Д 7.7 6.9 9.3 8.6 11.1 9.5
Станова я сила, кг. М Д 31.1 27.1 32.1 31.0 34.1 32.0
За период с 2010 по 2011 год резко изменилось количественное соотношение детей в группах здоровья. Так, в 2010 году нами было установлено, что среди первоклассников школ г. Дербента 79% детей имели первую группу здоровья, 13.5% детей - вторую и у 7.5% детей была третья группа здоровья. В 2011 году было зачислено в школу с первой группой здоровья 15% детей, 73% детей - со второй группой здоровья и 12% детей имели третью группу здоровья. Наши данные свидетельствуют о быстром развитии нарушений осанки у детей, поступивших в школу как шести, так и семи лет. До 12% детей уже в 1-й класс приходят с нарушением осанки, а к 3-му классу количество таких учащихся увеличивается до 50%.
У детей 6-летнего возраста частота сердечных сокращений в покое составляет 85100 уд /мин , к 10 годам ЧСС снижается до 85-90 уд /мин.
Частота пульса у мальчиков и девочек, обучающихся в школе № 12 и № 19, лежит в пределах, обозначенных выше.
Изучение динамики частоты пульса в течение учебного года у 6-летних первоклассников школ Дербента показало постепенное ее снижение. Так, например, у 6-летних мальчиков частота пульса составила 91 уд/мин. Такая же благоприятная динамика частоты пульса наблюдается и у 8-летних мальчиков. Так, по итогам 10/11 учебного года к февралю у 35% 7-летних и у 30% 6-летних детей масса тела уменьшилась до 1 кг, 17% 7-летних и 25% 6-летних учеников имели нулевую прибавку веса. Отрицательная и нулевая прибавка веса указывает на наличие развивающегося утомления.
Выводы:
1. Полученные результаты показывают, что происходит ряд изменений в величинах центральной гемодинамики, которые не нарушают общую возрастную тенденцию: с возрастом наблюдается урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и увеличение других показателей.
2. В наших условиях у шестилетних и семилетних первоклассников средняя годовая прибавка роста составляет 1-6 см, а массы тела - 2-4 кг.
3. У 5% первоклассников, поступивших в школу в 2010 году с шести лет, в конце учебного года обнаружены дефицит массы тела или нулевая прибавка. Аналогичные изменения наблюдались и у детей, начавших обучение с семи лет. В 2011 году у 10% семилетних первоклассников в конце учебного года обнаружена нулевая прибавка, а у 6 % детей - дефицит массы тела.
4. При анализе морфофизиологических данных выявлена тенденция к снижению основных показателей физического развития обследованных детей. Так, например, за период с 2010 по 2011 год масса тела семилетних мальчиков уменьшилась на 1,5 кг, рост - на 1,4 см, у девочек соответственно на 0,9 кг и на 1,2 см. Аналогичные изменения наблюдаются и у шестилетних детей.
5. Наши данные свидетельствуют о быстром развитии нарушений осанки у детей, поступивших в школу как шести, так и семи лет. До 12% детей уже в 1-й класс приходят с нарушением осанки, а к 3-му классу количество таких учащихся увеличивается до 50%.
6. Уроки у всех первоклассников должны быть сокращены до 30-35 минут, а в классах должны быть созданы условия для того, чтобы ребенок мог полежать и снять нагрузку с позвоночника. На уроках следует обязательно проводить физкультминутки, на переменах организовывать подвижные игры.
7. Нами обнаружено, что у детей, имеющих показатели физического развития ниже среднего, работоспособность в течение учебного дня постепенно снижается. Особенно ярко данная тенденция прослеживается после уроков физкультуры.
Информационные источники:
1. Антропова М. В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым программам.// Вестник АМН СССР, 1972, № 4, с. 35—42.
2. Антропова М. В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня.// Сов. педагогика, 1974, № 1, с. 59—65.
3. Антропова М.В. Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, т. II. 214 с.
4. Зинчук В.В, Жмакин И.К.,. Дремза И.К, Емельянчик Ю.М.,. Балбатун О.А. Учебно-методическое пособие "Функциональные системы организма". - Гродно, 2000, с. 6-9, 20-21.
5. Матвеев В, В., и др. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М„ 1975. 132 с