Веселова С.С., к. иск. (МГУ)
Изучение зимних садов в российских дворцах и
особняках XVIII - начала XX в. К характеристике источников
Зимний сад, или сад в интерьере, это одна из малых форм садового искусства и в то же время - один из приемов организации и оформления интерьеров частных или общественных зданий. Это сад, не подверженный обычным сезонным изменениям, сад, который создается для содержания особых, привезенных из других климатических зон растений, призванных компенсировать недостаток ярких красок и ароматов в зимнее время. От поразительного контраста, который можно наблюдать между «спящим» под снегом открытым садом и предметом нашего изучения - наполненным жизнью садом, защищенным от мороза стенами здания с обширными поверхностями застекленных оконных рам, и происходит его наименование -«зимний». Хотя наиболее точно суть явления передает английское выражение «indoor garden», т.е. внутренний, или закрытый сад.
Одна из основных проблем, осложняющих изучение исторического прошлого зимних садов, - значительные утраты в этой части культурного наследия. Даже в тех случаях, когда до нашего времени дошли здания -дворцы и особняки, в которых в свое время были созданы зимние сады, их первоначальное убранство и наполнение живыми растениями, за редким исключением, практически не сохранились. Среди упомянутых исключений назовем зимний сад в здании кинотеатра «Модерн» в Астрахани и зимний сад Воронцовского дворца в Алупке. Следовательно, возникает вопрос об источниках наших сведений, к осмыслению и систематизации которых нам и хотелось бы обратиться. Обозначим две основные группы источников: это письменные документы и изобразительные материалы, которые сегодня находятся в различных музейных и архивных фондах не только Москвы и Петербурга, но и многих других городов. Благодаря усилиям современных исследователей некоторые из них введены в научный обиход. Не претендуя на полноту охвата, остановимся на некоторых значимых для изучаемой проблемы источниках, демонстрирующих ее положение на стыке интересов гуманитарного и естественнонаучного знания, что привело к ее малой разработанности с позиций истории искусства.
К первой группе относятся:
- описания дворцов, особняков и усадеб разного времени1;
1 См., например: Забелин И.Е. Оранжереи и сады подмосковных вотчин кн. Д.М. Голицына в 1737 году // Журнал садоводства, издаваемый Российским обществом любителей садоводства. Т. III. М., 1857. С.52-58; Гейрот А. Описание Петергофа. 1501 -1868. СПб., 1868; Георги И.-Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей оного, с планом. СПб., 1796; Успенский А.И. Императорские дворцы. Т. 1-5. СПб., 1913.
- хозяйственная документация: распоряжения, отчеты, заказы, счета и т.д.
Внутри этой группы следует выделить графические документальные материалы:
- строительные чертежи (порой сопровождавшиеся подписями, заметками, расчетами, комментирующими текстами и т.д.);
- чертежи, фиксировавшие состояние зданий в разные периоды их функционирования, например, в момент подготовки к реконструкции или ремонту по воле владельцев.
К группе письменных источников следует отнести мемуары, дневники, переписку создателей зимних садов, их владельцев и гостей2. Важными источниками информации являются публицистика и архитектурная критика . Статьи, появлявшиеся вслед за созданием самих зимних садов, содержат важные детали, не ускользнувшие от внимания современников, но которые могли быть утрачены с течением времени. Здесь же можно
~ ~ 4
упомянуть ранние опыты российской краеведческой литературы и научно-популярные тексты знатоков русской жизни и русского быта5. Книги С.М. Любецкого, Ю.И. Шамурина, М.И. Пыляева не утратили своего значения и были переизданы в наше время.
Наряду с сочинениями российских авторов полезно обратить внимание на рассказы о посещении зимних садов и их описания, оставленные иностранными путешественниками: учеными и писателями, дипломатами и военными6. «Образцами русской пышности» назвал увиденные им зим-
2
Александр Бенуа. Мои воспоминания. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 1990; Записки графа М.Д. Бутурлина. В 2-х тт. М., 2006; Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2000; Головина В.Н. Мемуары // История жизни благородной женщины. М., 1996; Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987; Дурылин С.Н. В своем углу. Из старых тетрадей. М., 1991; Каменская М.Ф. Воспоминания. М., 1991; Кшесинская М.Ф. Воспоминания. М., 1992; Кн. Сергей Щербатов. Художник в ушедшей России. М., 2000 и др.
3 Свиньин П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ч. 1-4. СПб, 1816 - 1828; Свиньин П.П. Странствия в окрестностях Москвы // Отечественные записки, СПб., 1822. Ч. 9. № 21; Кукольник Н.В. Мариинский дворец // Иллюстрация. СПб., 1845. № 1; Башуцкий А.П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. СПб., 1839 г.; Карпович В.С. Особняки в городе и деревне. Введение Д.Д. Протопопова. СПб., б/г. (1913).
4 Любецкий С.М. Окрестности Москвы ближние и дальние. М., 1877; Шамурин Ю.И. Подмосковные // Культурные сокровища России. Вып. 3. 1912; Вып. 9. 1914.
5 Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. СПб.,1889; Он же. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889; Он же. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. СПб., 1891.
6 Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., 1991; Готье Теофиль. Путешествие в Россию. Перевод с франц, комментарии и подбор илл. Н.В. Шапошниковой. М., 1990. (По изданию: Theofile Gautier. Voyage en Russie. Paris, 1867.); и др.
ние сады Ф.Б. Гагерн, сопровождавший принца Александра Оранского во время его визита ко двору Николая I .
Особую группу текстов составляют научные сочинения, резюмировавшие опыт создания зимних садов. Это тексты в словарях, справочной
о
литературе и энциклопедических изданиях XIX - начала XX в. Здесь отметим еще одну проблему, с которой приходится сталкиваться исследователям, изучающим зимние сады. Словосочетание «зимний сад», ставшее понятием, обозначающим особое решение интерьера, давно известно9. Его можно встретить в текстах профессионалов: архитекторов и художников; в деловых бумагах; а также в мемуарах, переписке и художественной литературе, начиная с XVIII века. Но чаще приходится иметь дело с текстами, в которых речь идет об оранжереях в целом10, без выделения специфики, которую, на наш взгляд, обязательно подразумевают зимние сады. Интересные примеры для осмысления содержит художественная литература, которая, конечно, с определенными ограничениями, может быть отнесена к категории источников11.
Обратимся ко второй группе из обозначенных выше, а именно к
12
изобразительным материалам . К ней относятся, прежде всего, произведения живописи и графики художников XVIII - начала XX в., видевших и запечатлевших образ зимних садов. Среди ранних примеров приведем акварель Ф. Данилова «Зимний сад в Таврическом дворце» (1790-е гг., ГЭ), доносящую до нас, наряду с текстами Г.Р. Державина, подробности облика одного из первых российских произведений данной отрасли садового искусства (архитектор И.Е. Старов, 1783-1789 гг.).
Обширная группа изображений связана с зимними садами Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, созданными в середине XIX века, когда они находились «в зените моды». Самые известные среди них были созданы для императора Николая I: это зимний сад над Посольским подъездом - по проекту архитектора В.П. Стасова (1838-1839 гг.), и новый Зимний сад в
7
Ф.Б. Гагерн. Дневник путешествия по России // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., 1991. С. 671.
Энциклопедический словарь. Акционерное издательское общество Ф.А. Брокгауза -И.А. Ефрона. СПб., 1890 - 1907. Т. XXXII. С. 919-923.
9 Державин Г.Р. Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила. СПб., 1792. С. 5. Это один из первых получивших известность текстов, где использовано словосочетание «зимний сад».
10 ОсиповН.П. Новой и совершенной руской садовник. СПб., 1793. Часть 2. С. 107.
11 Яркие описания зимних и оранжерейных садов можно прочитать в текстах Г.Р. Державина, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина, Н.Г. Чернышевского. С.Я. Надсона, А.Н. Толстого, К.А. Федина, В. Хлебникова, М. Булгакова и
др. Основаны они были на реальных впечатлениях авторов.
12
12 Кропотливая работа сотрудников нескольких музеев и РГАДА привела к появлению издания, выводящего в свет редкие изобразительные материалы: Три века русской усадьбы. Изобразительная летопись. М., 2004.
Малом Эрмитаже - по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (18501858 гг.). Не менее известен Зимний садик императрицы Александры Федоровны в северо-западном крыле Зимнего дворца, устроенный по проекту А.П. Брюллова в 1839-1840 гг.
В московском собрании хранится картина «Зимний сад Зимнего дворца в Петербурге» (холст, масло, 1840 г., ГТГ), выполненная художником М.И. Антоновым, учеником А.Г. Венецианова, - редкий пример столь тщательной фиксации на холсте яркого произведения творческой мысли. Здесь изображен во всей пышности зелени зимний сад над Посольским подъездом, упомянутый выше. Тот же интерьер можно видеть на акварелях В.С. Садовникова «Зимний сад в Зимнем дворце» (1860-е гг., ГЭ) и «Помпейская галерея» (1855-1857 гг., ГЭ). На последней изображены Николай I и его супруга в сопровождении группы гостей, рассматривающие красоты зимнего сада. Следует отметить, что Садовников не раз обращался к изображению подобных, особо оформленных интерьеров не только Зимнего, но и других дворцов Петербурга (например, сохранилась акварель «Зимний сад Юсуповского дворца», 1852 г., ГРМ)13.
Среди художников, зафиксировавших роскошные интерьеры императорской резиденции, следует вспомнить также имена Ю. Фриденрейха, Э. Гау, К.А. Ухтомского, Л. Премацци. Среди множества изображений, выполненных в разные годы, есть целый ряд рисунков и акварелей, запечатлевших неповторимые образы зимних садов14. В контексте нашего исследования наиболее показательны две работы, изображающие виды Зимнего садика Александры Федоровны. Это акварель К. А. Ухтомского (1860-е гг., ГЭ) и акварель Э.П. Гау (1870-е гг., ГЭ), показывающие жизнь особого интерьера в развитии: от наполнения растительностью в первом случае до пустоты сохранившегося интерьера, без растений кажущегося безжизненным. Сравнение двух произведений дает возможность представить не только художественные функции зеленого убранства, но и психологические.
Еще одним документированным примером зимних садов, созданных по указу Николая I, является зимний сад в Большом Кремлевском дворце в Москве (1838-1849 гг., арх. К. А. Тон)15. Его наличие зафиксировано как в чертежах, так и в хромолитографии, выполненной по рисунку художника Н. Черкасова в 1851 г. (собрание Музеев Московского Кремля).
13
См.: Садовников Василий Семенович (1800-1879). Каталог выставки. ГРМ. Автор текста Капарулина О. СПб., 2000.
14 Материалы частично опубликованы в издании: Воронихина Л.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века. Л., 1983.
15 К числу источников можно отнести издание: Большой Кремлевский дворец. Указатель к его обозрению с 88 рисунками в тексте. Сост. С.П. Бартенев. В 2-х тт. на русск. и франц. яз. М., 1911.
Гравюры, позволявшие тиражировать изображение и сделать его доступным для широкого круга лиц, достойны особого упоминания. Как отдельные листы, становившиеся предметом коллекционирования, так и опубликованные в периодических изданиях, как, например, «Русский художественный листок» (СПб., 1851-1862) и «Всемирная иллюстрация» (СПб., 1869-1898), а позднее в журнале «Столица и усадьба» (СПб., 19131917), они помогали распространению знаний о зимних садах и усилению спроса на них, благодаря эффектному преподнесению материала.
На рубеже XIX-XX вв. на смену гравированным изображениям пришла фотография, включившаяся в процесс фиксации облика озелененных интерьеров. Фотографические снимки трудно превзойти по точности воспроизведения. В качестве источника информации они сопоставимы с подробными чертежами и документальными описями дворцов и особняков. Важно подчеркнуть, что успехи в развитии фотографии практически совпали с периодом широкого распространения зимних садов. И снимки смогли зафиксировать новые приемы в деле их устройства в эпоху модерна, когда на помощь архитекторам и садовникам, пришли такие достижения науки и техники, как электрическое освещение, современные системы отопления, вентиляции и т.д.
Следует выделить группу фотографий, связанных с садовыми выставками, которые порой устраивались непосредственно в зимних садах, а порой во временно приспособленных под них интерьерах зданий. В качестве примера приведем Петровскую юбилейную выставку садоводства (Санкт-Петербург, 1903 г.), устроенную в Зимнем саду Таврического дворца. Выставки проходили также в московском Манеже и Михайловском манеже в Петербурге. Репортажи публиковались в таких популярных изданиях, как «Нива» (СПб. - Петроград, 1869 - сентябрь 1918), а также в специальной садовой периодике, материалы которой прежде практические не привлекались к исследованию историками искусства16.
Особое место в ряду источников рубежа XIX-XX вв. занимает почтовая открытка, или почтовая карточка. Среди помещаемых на одной из ее сторон изображений встречаются ставшие популярными в тот период интересующие нас зимние сады. Благодаря тиражам почтовые открытки играли большую роль в распространении сведений. Лишь в последние годы они попали в поле зрения исследователей и начали рассматриваться как важный документ эпохи. Значительная часть находится в частных коллекциях, но некоторые попали в музейные собрания и представляют интерес в деле изучения различных проблем нашего прошлого. В том числе существовавших, но не дошедших до нашего времени, особых садов в интерье-
16 Не перечисляя всех, назовем московский «Журнал садоводства» (1838-1865, 18741876) и петербургский «Вестник садоводства» (1860-1916), переходившие из рук в руки, порой менявшие звучание названий, но освещавшие садовую проблематику и содержащие интересующий нас материал.
рах и общих принципов внутреннего убранства зданий с помощью живых растений - проблем, недавно осмысленных как предмет специального научного исследования17. В свою очередь, сами изучаемые зимние сады являются яркими свидетелями высокого уровня садового искусства в России и профессионального мастерства тех, кто их создавал и сохранял.
17
См.: Веселова С.С. Зимние сады российских дворцов и особняков ХУШ-ХХ вв.: образы в живописи и литературе // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2010. № 3. С. 124-142; Веселова С. С. Роль живых растений и растительных композиций в убранстве русского жилого интерьера XIX века // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2011. № 3. С. 129-143.