ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Камаев ИА., Гурьянов М£., Миронов СВ., Иванов АА.
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», Нижний Новгород
Резюме. В Нижегородской медицинской академии проведено социологическое исследование отношения студентов к своему здоровью и образу жизни. Результаты анкетирования показали, что большинство будущих медицинских работников не стремятся придерживаться здорового образа жизни. Полученные данные использованы при составлении целевой комплексной программы «Здоровье студентов НижГМА на 2006-2009 гг.», для последующего ретроспективного анализа проводимых мероприятий.
Ключевые слова: студенты, здоровье, образ жизни, медицинские работники
В условиях неблагоприятных демографических процессов вопрос укрепления здоровья населения страны и, прежде всего, молодежи, становится одним из приоритетов национальной политики. В Национальных проектах «Здоровье и «Образование» обращено внимание на проблему состояния здоровья подростков и молодежи в связи с её особой социальной значимостью.
Особую важность приобретает здоровье будущих врачей, которые должны быть образцом поведения для пациентов в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья. При этом медицинские работники имеют высокие уровни заболеваемости, предпосылки которых могут закладываться еще в студенческом возрасте.
Целью исследования стало выяснение отношения студентов различных ВУЗов Нижнего Новгорода к своему здоровью и образу жизни. Были применены современные социологические методики сбора, оценки и анализа полученных данных.
Опрос студентов проводился в 2006-2008 годах среди 578 студентов Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА). Анкета включала вопросы, касающиеся оценки собственного здоровья, источников информации о здоровом образе жизни, а также деятельности по поддержанию своего здоровья. Контрольную группу составили студенты Нижегородского государственного университета (ННГУ).
Самооценка здоровья может служить индикатором состояния и динамики здоровья населения в дополнение к объективным медицинским исследованиям. Полученные результаты позволяют констатировать, что здоровыми считают себя 64,9% студентов медицинской академии и 80,9% студентов университета. Почти четверть студентов-медиков и 13,1% студентов университета ответили, что скорее нездоровы. Наконец, доля студентов, считающих себя больными, среди студентов НижГМА и ННГУ составила 4,0% и 3,0% соответственно. Разница в оценках студентов, возможно, говорит об их более объективном характере у студентов, получающих медицинское образование.
Более половины студентов НижГМА (52,1±2,1 на 100 опрошенных) отметили, что часто устают. Около трети студентов испытывают недомогания. Частые простудные заболевания и частые головные боли беспокоят 24,0±1,8 на 100 опрошенных студентов. Угнетенное психологическое состояние (стрессы, депрессии) отметили у себя 23,0±1,7 из 100 опрошенных.
Проблемы с органами дыхания имеют 38,9±2,0 на 100 опрошенных студентов медицинской академии, а 37,0±2,0 на 100 опрошенных отметили, что иногда испытывают боли в области сердца. Заметим, что субъективная оценка состояния здоровья студентов-медиков остается неизменной от начальных до старших курсов.
Субъективная оценка состояния собственного здоровья во многом зависит от степени информированности о нем. На этом у большинства студентов университета информация о своем здоровье исчерпывается знанием своих роста и веса. Немногим
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
I ММ ММ МИ ИМ ММ ШИ ММ НМ ММ ШИ мм нм мм ми мм им нии ми нии нм нии ми нии ми
более двух третей студентов знают о болезнях, перенесенных в детстве, а также группу крови и резус-фактор. Об остальных параметрах своего здоровья информированы менее половины студентов. Большая часть студентов обоих вузов не располагает информацией о сделанных в течение жизни прививках.
Студенты-медики демонстрируют более высокий уровень информированности, увеличивающейся к пятому курсу, по всем перечисленным параметрам.
Среди источников информации о здоровом образе жизни 59,9±3,0 на 100 опрошенных студентов второго курса НижГМА и 58,1±3,5 на 100 опрошенных студентов ННГУ назвали телевидение. Более чем у двух третей студентов обоих вузов популярны такие источники информации о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья, как разговоры с друзьями и знакомыми, журнальные статьи, разговоры с родителями. Треть студентов медицинской академии получают информацию из специализированной литературы о здоровье, в отличие от студентов университета (13,1±2,0 на 100 опрошенных) (р<0,05). Почти четверть студентов-медиков отметили в качестве источника получения информации и специализированные курсы в своем учебном заведении.
У студентов университета третье место в рейтинге информационных источников занимает Интернет. У студентов медицинской академии Интернет находится на девятом месте.
Предпочтения в информационных источниках у студентов НижГМА меняется от второго курса к пятому. Лидирующую позицию стабильно занимает телевидение, но существенно повышается рейтинг информационных источников, носящих специализированный характер - консультации врачей (с 32,1±2,8 до 43,1±2,8 на 100 опрошенных), специализированные журналы о здоровье, книги и брошюры (с 29,9±2,8 до 42,1±2,8 на 100 опрошенных), специализированные курсы в НижГМА (с 20,1±2,4 до 27,0±2,5), (р<0,05). Общение с родителями о здоровом образе жизни как источник информации рассматривают 48,9±3,0 второкурсников и 28,0±2,6 пятикурсников медицинской академии на 100 опрошенных соответствующего курса (р<0,05). Снижается интерес и к консультациям специалистов оздоровительных и спортивных центров с 23,0±2,5 до 16,1±2,1, (р<0,05).
Большинство студентов как НижГМА, так и ННГУ питаются нерегулярно и однообразно. Большая часть (55,0%) студентов питается 1-2 раза в день. Тревожным моментом можно считать то, что 6,9% опрошенных питаются только 1 раз в день. Качеством своего питания удовлетворены лишь 11,9% студентов. Около трети опрошенных считают свое питание неудовлетворительным.
По данным анкетирования курят 15,9% студентов медицинской академии. Большинство курящих (41,0%) начали курить в возрасте 17-19 лет, треть
студентов (33,0%) курят с 14-16 лет, до 14 лет начали курить 15,1% опрошенных и 9,0% закурили после 19-ти лет. Среди курящих студентов 73,9%, выкуривает не более половины пачки сигарет в день, а 23,9% студентов-медиков выкуривают около пачки и больше, что составляет 3,8% от всех студентов-медиков, участвовавших в опросе.
Интересно проследить характерную динамику приобщения к курению. Среди второкурсников курили 12,0±2,0 на 100 опрошенных. На пятом курсе число курящих выросло до 19,7±2,3 на 100 опрошенных. Среди юношей-второкурсников доля курильщиков составляет 23,2%, среди пятикурсников - 39,3%; на втором курсе курит 8,4% девушек, на пятом - 15,2%.
Юноши и девушки, обучающиеся на разных курсах, различаются по интенсивности курения. В медицинской академии курят 12,2% девушек и 31,4% юношей. Для юношей-второкурсников в основном характерно эпизодическое курение, а среди пятикурсников - более половины ежедневно выкуривают около пачки сигарет и даже больше. Среди девушек количество ежедневно выкуриваемых сигарет с увеличением курса также возрастает. Если большинство курящих второкурсниц курят не более пяти сигарет в день, то на пятом курсе 41,0% курящих девушек выкуривает ежедневно пять-де-сять сигарет.
Почти треть студентов обоих ВУЗов не употребляют спиртные напитки (29,1% - НижГМА, 27,9% -ННГУ). Однако больше половины (51,0% - НижГМА, 60,1% - ННГУ) употребляют крепкие алкогольные напитки несколько раз в месяц, что может говорить о значимости спиртного в повседневной жизни молодежи. Настораживает, что 11,9% студентов НижГМА и 7,0% студентов ННГУ употребляют крепкие спиртные напитки чаще 1-го раза в неделю.
По данным анкетирования принимали наркотики 5,0% опрошенных. Более двух третей студентов принципиально не собираются пробовать наркотики, десятая часть студентов считает, что в жизни нужно попробовать все, в том числе и наркотики, и столько же заявляют, что их знакомые пробовали наркотики, и ничего страшного с ними не произошло.
Среди мер, предпринимаемых студентами для поддержания своего здоровья, ведущие места занимают следующие: прием витаминов, пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом.
Отношение студентов-медиков к профилактическим мероприятиям может демонстрировать мнение о посещении врачей с целью профилактики заболеваний. Лишь 11,1±1,3 на 100 опрошенных студентов медицинской академии и 7,0±1,5 на 100 опрошенных студентов университета регулярно посещают врачей в профилактических целях. Настораживает,
что 44,5% студентов, считающих себя больными, посещают врачей не чаще одного раза в год.
Применение современных медико-социальных методик позволило получить подробную и разностороннюю картину оценки здоровья и образа жизни учащейся молодёжи Нижнего Новгорода. В результате была подтверждена высокая заинтересованность студентов в сохранении здоровья, как собственного, так и окружающих. Однако также был выявлен ряд существенных проблем, связанных с недооценкой значимости собственного здоровья и невниманием к нему. Необходима разработка комплексных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья будущих медицинских кадров. Отлаженная система диспансерного наблюдения позволила бы наблюдать за студентами, имеющими различные жалобы, выявлять патологию и, при необходимости, направлять на лечение. Неотъемлемым элементом системы сохранения и укрепления здоровья должны стать долгосрочные медико-социальные исследования для наблюдения за динамикой изменений в соответствующих сферах.
Литература
1. Альбицкий, В.Ю. Результаты изучения самосо-хранительного поведения подростка / В.Ю. Альбицкий, М.Ю. Амбросимова, Л.С. Сафиуллина // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М.: Изд. дом «Династия», 2003. - С. 192-206.
2. Добрынина, В.Н. Особенности и тенденции развития массового сознания студенчества (мегаполис, средний и малый города) / В.Н. Добрынина «Alma mater». - 2003. - № 5. - С. 36-40.
3. Медик, В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос, 2003. - С. 75.
4. Студенчество: проблемы здорового образа жизни. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2009. -С. 5-6.
5. Эйгин, Л.Е. Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья медицинских работников и их заболеваемость: автореферат дисс. канд. мед. наук: 14.00.33 / Л.Е. Эйгин. - М., 1999. - 26 с.
Таб. 30. Меры, предпринимаемые студентами для поддержания здоровья (на 100 опрошенных соответствующего ВУЗа)
Меры для поддержания здоровья НижГМА ННГУ Р
Прием витаминов 55,0±2,1 40,9±2,8 <0,05
Пребывание на свежем воздухе 43,1±2,1 45,0±2,9 <0,05
Рациональное питание 29,1±1,9 31,2±2,7 >0,05
Занятия спортом 27,0±1,8 39,9±2,8 <0,05
Занятия физкультурой 20,9±1,7 14,4±2,0 <0,05
Употребление чая из трав 20,1±1,7 18,5±2,2 >0,05
Соблюдение диеты 14,0±1,4 7,0±1,5 >0,05
Прививки (например, против гриппа) 13,0±1,4 6,4±1,4 <0,05
Посещение врачей в профилактических целях 11,1±1,3 7,0±1,5 >0,05
Соблюдение режима дня 11,1±1,3 9,1±1,7 >0,05
Утренняя зарядка 11,1±1,3 14,4±2,0 >0,05
Прием биологически активных добавок 11,1±1,3 8,1±1,6 >0,05
Закаливание 8,0±1,1 6,4±1,4 >0,05
Массаж, физиопроцедуры 7,1±1,1 4,0±1,1 >0,05
Занятия йогой, оздоровительными практиками 5,2±0,9 3,4±1,0 >0,05
Вегетарианство 4,2±0,8 3,4±1,0 >0,05
Ничего не делают, не думают об этом 12,1±1,4 7,0±1,5 <0,05