Качество и безопасность пищи. Методы контроля
содержащие йессотоксин в концентрациях 2 ijM/кг, 8 ijM/кг и 12 ijM/кг (1 моль YTX = 1187,32 г), вводили крысам указанных групп однократно внутрибрюшинно. Выведение животных из эксперимента осуществляли через 6, 24 и 168 ч после введения йессотоксина путем декапитации под эфирной анестезией. Определяли массу внутренних органов, биохимические и гематологические показатели крови, апоптоз клеток головного мозга, уровень малонового диальдегида в головном мозге и восстановленного глутатиона в печени.
Результаты. Окадаиковая кислота - проведенные исследования показали, что минимальные проявления токсического действия окадаиковой кислоты при ее внутрибрюшинном введении (сдвиги в соотношении нейтрофилов и лимфоцитов, повышение активности АСТ, изменения активности глутатионпероксидазы) наблюдаются уже при дозе 50 мкг/кг м.т. С учетом коэффициента безопасности, равного 3, безопасный уровень острого воздействия окадаиковой кислоты (ARfD=0,33 мкг/кг м.т.) должен быть пересмотрен и составлять 0,27 мкг/кг м.т. Впервые показана возможность использования в качестве маркеров токсического действия окадаиковой кислоты в эксперименте следующих показателей окислительного метаболизма: тиоловых соединений, активности глутатионпероксидазы, содержания малонового диальдегида в печени.
Йессотоксин - проведенные исследования показали наличие токсических эффектов йессотоксина при его внутрибрюшинном введении всех испытуемых доз (2; 8 и 12 |М/кг). Установленное значение безопасного уровня острого воздействия йессотоксина (ARfD) 25 |М/кг м.т. Данное действие проявлялось в достоверном снижении массы селезенки, легких, тимуса (в % от м.т.) на протяжении всего времени проведения эксперимента; в усилении процессов катаболизма белков и липидов во всех экспериментальных группах после 6 и 24 ч введения токсина; в динамике показателей содержания малонового диальдегида через 168 ч после введения токсина; в усилении процессов раннего апоптоза и снижении показателей позднего апоптоза в тканях головного мозга. Впервые было показано, что доза йессотоксина 2 |М/кг может оказать токсическое воздействие на теплокровный организм, это соответствует допустимому уровню содержания токсина в моллюсках 2,37 мг/кг и свидетельствует о необходимости пересмотра максимально допустимого уровня содержания йессотоксинов в моллюсках, установленного в Европейском союзе в настоящее время = 3,75 мг/кг [Regulation (EC) No 853/2004].
Заключение. Проведенные оценки рисков липотропных фикотоксинов (окадаиковой кислоты, йессотоксинов) позволят разработать более эффективные механизмы управления рисками возникновения возможных негативных эффектов, оказываемыми данными токсинами, а именно уточнить их максимально допустимые уровни в морепродуктах.
Работа выполнена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в рамках Программы фундаментальных исследований (тема ФАНО России № 0529-2014-0044).
Чалый З.А., Седова И.Б., Киселева М.Г.
ИЗУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ЧАЯ МИКОТОКСИНАМИ
ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Контаминация микотоксинами (МТ) пищевых продуктов является следствием повсеместного распространения микроскопических плесневых грибов. Все МТ обладают характерным токсическим действием. Постоянное поступление малых доз МТ вызывает хронические дисфункции. Комитет экспертов JECFA ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам установил величины условно переносимого суточного поступление для человека. Поэтому мониторинг уровня контаминации часто потребляемых продуктов является насущной задачей обеспечения пищевой безопасности.
Актуальность. Чай относится к напиткам, наиболее часто потребляемым в мире. Имеются сведения об обнаружении афлатоксинов (АФЛ) В1, В2, G1 и G2 в корейском чае с орехами, чае из Египта, из Турции, зеленом чае с мятой, травяных чаях. Охратоксин А (ОТА) присутствовал в зеленом и травяном чаях из Германии, в чае Пуэр из Юго-Западного Китая, фумонизин В1 (ФВ1) - в черном чае из Португалии и цейлонском чае, 15-ацетилдезоксини-валенол - в зеленом чае с мятой, энниатин В (ЭНН В) - в зеленом чае.
Цель - изучение частоты и уровня контаминации МТ в различных видах чая.
Материал и методы. Для определения МТ в образцах чая нами была разработана следующая методика. Экстракцию МТ из сухого измельченного чая осуществляют смесью ацетонитрил : вода : уксусная кислота (79:20:1). Количественное определение 21 МТ [Т-2, НТ-2, ОТА, АФЛ В1, В2, G1, G2 и М1, дезоксиниваленол, зеараленол и его метаболиты (зеранол, талеранол, альфа- и бета- зеараленол), стеригматоцистин, диацетоксискирпенол, фузаренон Х, цитринин, ниваленол, 15-ацетилдезоксиниваленол, 3-ацетилдезоксиниваленол] проводят методом ВЭЖХ с тандемной масс-спектрометрией.
Условия хроматографического разделения: колонка Agilent ZorbaxSB-C18 150Ч4,6 мм, 3,5 мкм; элюирование -градиент ацетонитрила (Б) в 0,1% водном растворе муравьиной кислоты (А). Схема градиента: 0 мин - 5% (Б), с 30 по 33 мин - 95% (Б) и с 34 по 40 мин - 5% (Б), скорость потока - 0,4 мл/мин, объем ввода - 5-10 мкл. Температура термостата - 25 °С. Условия детектирования: тип детектора Agilent 6410 TripleQuadrupoleLC/MS; источник ионов: электроспрей; скорость газа-распылителя (азот): 12 л/мин; давление небулайзера: 60 psi; температура газа-осушителя (азот): 350°С; полярность: положительная; тип детектирования: MRM (режим определения перехода исходный ион - дочерний ион); напряжение на капилляре: 4000 В. Для каждого МТ были подобраны напряжение фрагментора, энергия разрушения, время удерживания (t уд.).
Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
Результаты и обсуждение. С помощью вышеописанной методики было изучено содержание МТ в 30 образцах чая (26 черного и 4 зеленого чая), выращенных во Вьетнаме, Индии, Индонезии, Кении, Китае, на Цейлоне. В двух образцах чая (черный чай из Индонезии и зеленый чай из Китая) был обнаружен МТ стеригматоцистин на уровне 0,0004 мг/кг. Другие МТ в исследованных образцах чая не были найдены.
Результаты проведенных предварительных исследований свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения частоты и уровня загрязнения МТ различных видов чая, включая травяные чаи.
Работа поддержана грантом Российского научного фонда 18-16-00077 «Эмерджентные микотоксины в пищевых продуктах растительного происхождения: разработка методов анализа, изучение контаминации, видовая характеристика микромицетов-продуцентов, разработка гигиенических нормативов».
Чигринец С.В.
БИСФЕНОЛ А И МУЖСКОЕ БЕСПЛОДИЕ
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Челябинск
В 1993 г. впервые в науку был введен термин «эндокринные дизрапторы» (гормоноподобные ксенобиотики), к которым были отнесены химические соединения, способные нарушать функцию эндокринной системы. Одним из наиболее известных и широко изучаемых во всем мире эндокринных дизрапторов является бисфенол А (ВРА). ВРА - убиквитарное нестойкое фенольное соединение, которое широко используется человеком в повседневной жизни и обнаруживается в образцах мочи до 100%. Бисфенол А входит в состав полимерных материалов, которые используются для производства разнообразного круга изделий: детских игрушек, пластиковых контейнеров, внутренних покрытий металлических банок для продуктов питания и напитков. Загрязнение продуктов питания и питьевой воды происходит за счет миграции ВРА из материалов упаковки, пластиковых бутылок и внутренних покрытий консервных банок. Поэтому в организм человека ВРА попадает главным образом через желудочно-кишечный тракт и может быть обнаружен в различных биологических жидкостях и тканях организма, демонстрируя различную степень накопления в них. Вместе с тем эндокринные дизрапторы называются, наряду с оксидативным стрессом и генетическим фактором, наиболее вероятной причиной мужского идиопатического бесплодия.
Цель исследования - изучить влияние ВРА, измеренного в семенной жидкости методом газовой хроматографии с масс-спектрометрией, на качество эякулята, а также общий тестостерон и эстрадиол крови у мужчин.
Материал и методы. Исследовано 53 образца эякулята мужчин, обратившихся в клинику по лечению бесплодия в 2017-2018 гг. для выполнения спермиологического анализа в связи с бесплодием в браке по неизвестной причине, невынашиванием беременности партнершей, а также планированием беременности или донорством спермы. Спер-миологическое исследование проводили, согласно рекомендациям ВОЗ. Методом SCD (sperm chromatin dispersion) оценивался индекс фрагментации ДНК сперматозоидов. ВРА измеряли в семенной жидкости методом газовой хроматографии с масс-спектрометрией (GC-MS). Оценка уровней общего тестостерона и эстрадиола плазмы крови проводилась на приборе Immulite 1000. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке.
Результаты и обсуждение. BPA был обнаружен в 100% образцов эякулята со срединной концентрацией 0,15 (0,060,31). С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена между концентрацией ВРА в семенной жидкости и параметрами эякулята (количество, подвижность и морфология сперматозоидов), а также уровнем общего тестостерона и эстрадиола крови были обнаружены следующие статистически значимые связи: общее количество сперматозоидов (r=-0,33; р=0,016); доля прогрессивно подвижных сперматозоидов (r=-0,58; р<0,001); доля сперматозоидов с нормальной морфологией (r= -0,40; р=0,003); степень фрагментации ДНК сперматозоидов (r=0,35; р=0,025); общий тестостерон (r=-0,62; р<0,001). Обнаружение ВРА во всех образцах семенной жидкости отражает прямое и длительное действие репротоксиканта на качество эякулята. Подавление эндокринной функции яичка (снижение продукции тестостерона) свидетельствует о том, что бисфенол А обладает свойствами эндокринного дизраптора.
Выводы. Таким образом, убиквитарный эндокринный дизраптор - ВРА, обнаруженный в 100% образцов семенной жидкости, статистически значимо снижал качество эякулята (количество, подвижность, морфология, индекс фрагментации ДНК сперматозоидов) и уровень общего тестостерона крови.
Шевелева С.А., Ефимочкина Н.Р., Минаева Л.П., Быкова И.Б., Маркова Ю.М., Пичугина Т.В., Стеценко В.В., Полянина А.С., Алешкина А.И.
МЕРЫ СНИЖЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЗБУДИТЕЛЯ КАМПИЛОБАКТЕРИОЗА В ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ: СПЕЦИФИКА ПОДХОДОВ
ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем гигиены в последнее десятилетие остается заболеваемость населения острой кишечной инфекцией (ОКИ) кампилобактериозом, достаточно часто сопровождающейся