Научная статья на тему 'Изучение взаимовлияния человека и древних культовых сооружений Республики Алтай в рамках концепции «Экология души»'

Изучение взаимовлияния человека и древних культовых сооружений Республики Алтай в рамках концепции «Экология души» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / РИТУАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ЭКОЛОГИЯ ДУШИ / ANCIENT RELIGIOUS BUILDINGS / ETHNIC RITUAL CENTERS / ECOLOGY OF THE SOUL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батурина М. М., Батурина А. Д.

В статье исследуется аспект проблемы взаимодействия человека и природы на примере выявления условий и факторов взаимовлияния человека и древних культовых сооружений ритуальных этнических центров, находящихся в статусе особо охраняемых природных территорий (Этно-природный парк «Уч-Энмек», Республика Алтай). Делается попытка формирования концепта «Экология души» в качестве системного подхода в поиске концептуальных и практических решений оптимизации взаимодействий общества и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF THE MUTUAL INFLUENCE OF A HUMAN BEING AND ANCIENT RELIGIOUS PLACES IN THE ALTAI REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF ECOLOGY OF THE SOUL

The article deals aspect of the problem of the interaction of man and nature, for example, to determine the conditions and factors of interaction of the person and ancient cult constructions ritual ethnic centres in the status of specially protected natural territories (Ethno-nature Park «Uch-Enmek», Republic of Altai). An attempt is made to the formation of the concept of «Ecology of the soul» as a systematic approach in the search for conceptual and practical solutions optimize the interactions of society and nature.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимовлияния человека и древних культовых сооружений Республики Алтай в рамках концепции «Экология души»»

Раздел 9 ФИЛОСОФИЯ

Редактор раздела:

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУК - доктор филосовских наук, профессор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово)

УДК 352.075.1

Baturinа M.M., Baturina A.D. THE INVESTIGATION OF THE MUTUAL INFLUENCE OF A HUMAN BEING AND ANCIENT RELIGIOUS PLACES IN THE ALTAI REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF ECOLOGY OF THE SOUL. The article deals aspect of the problem of the interaction of man and nature, for example, to determine the conditions and factors of interaction of the person and ancient cult constructions - ritual ethnic centres in the status of specially protected natural territories (Ethno-nature Park «Uch-Enmek», Republic of Altai). An attempt is made to the formation of the concept of «Ecology of the soul» as a systematic approach in the search for conceptual and practical solutions optimize the interactions of society and nature.

Key words: ancient religious buildings, ethnic ritual centers, ecology of the soul.

М.М. Батурина, ассистент АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул;

А.Д. Батурина, аспирант Московского института психоанализа, г. Москва, E-mail: kikt2011@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДРЕВНИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

В статье исследуется аспект проблемы взаимодействия человека и природы на примере выявления условий и факторов взаимовлияния человека и древних культовых сооружений - ритуальных этнических центров, находящихся в статусе особо охраняемых природных территорий (Этно-природный парк «Уч-Энмек», Республика Алтай). Делается попытка формирования концепта «Экология души» в качестве системного подхода в поиске концептуальных и практических решений оптимизации взаимодействий общества и природы.

Ключевые слова: древние культовые сооружения, ритуальные этнические центры, экология души.

На этапе постнеклассического периода (конец XX века) человечество столкнулось с глобальными экологическими и социальными проблемами. Поиск путей развития цивилизации оказался тесно связанным с проблемой синтеза культур. Очевидно, что человек не может и далее навязывать природе свои потребительские принципы. Наиболее верным путем развития цивилизации, на наш взгляд, является путь пролиферации (равноценности научного и обыденного знания), введенный П. Фейе-рабендом. Речь идет о синтезе традиционных, накопленных опытом предков и современных естественно научных знаний. Примером этого могут служить коренные жители республики Алтай, не утерявшие связь и тонко чувствующие природу.

Данная работа является одним из направлений исследований, начатых на территории этно-природного парка Уч-Энмек под руководством И.А. Жерносенко и Д.И. Мамыева, в цели которого входит культурфилософское изучение динамики взаимодействия человека и культовых сооружений (ритуальных этнических комплексов) долины [1].

На протяжении трех лет нами изучался объект, входящий в состав ритуального этнического комплекса Башадар (известный археологический памятник, датируемый скифским временем), которому исследовательская группа дала условное название «Портал». Данный объект представляет собой две каменные стелы, отстоящие друг от друга на расстоянии примерно четырех-пяти метров и ориентированные на священную для местных жителей гору Уч-Энмек.

Взаимодействие человека и культовых сооружений изучалось рядом методов, среди которых были: психофизиологические (метод газоразрядной визуализации и метод кардиоинтер-

валометрии) и психологические (метод телесно-ориентированной терапии и метод экзистенциально-гуманистической психотерапии). Названные методы показали высокую чувствительность в выявлении изменения психофизиологического состояния людей в ряде исследований, поэтому и были выбраны в качестве основных [2]. Обработка данных осуществлялась в комплексе компьютерных программ, в том числе и методом математической статистики box plot.

В результате исследований было выявлено изменение состояния испытуемых по показателю средняя интенсивность свечения. Этот показатель является одним из наиболее важных, демонстрируя скорость протекания метаболизма (обмена веществ) в организме испытуемых и свидетельствует о состоянии регуляции нервной и сердечно-сосудистой систем — главных и определяющих систем организма человека. В результате психологической работы выяснилось, что после нахождения человека в поле объекта «Портал» у испытуемых смягчался так называемый «мышечный каркас» [4 с. 5], что приводило к улучшению как психологического так и физического состояния. Также было выявлено субъективное изменение состояния испытуемых при взаимодействии с объектом «Портал», выраженные в увеличившейся активности, подъеме настроения и общего тонуса участников группы.

По нашим предположениям, данные изменения являются результатом накопительного эффекта при взаимодействии системы человек — культовый этнический объект.

Ссылаясь на опыт проведенных нами исследований можно сделать вывод о необходимости возвращения к традиционным знаниям коренного населения. При этом, по нашему мнению,

единственным верным вариантом дальнейшего пути в рамках концепции «Экология души» является попытка синтеза традиционной и естественно научной картин мира [1 с. 24]. Только осмыслив опыт предков в плане взаимодействия человек-при-

Библиографический список

рода и подкрепив его современными естественно научными методами изучения и практическими результатами мы сможем говорить об осмысленном подходе к формированию концепта «экология души».

1. Жерносенко, И.А. Изучение воздействия на человека священных объектов Каракольской долины методом газоразрядной визуализации / Методика исследования культовых комплексов: сб.ст. / И.А. Жерносенко, Д.И. Мамыев, М.М. Батурина, А.Д. Батурина. - Барнаул, 2012.

2. Коротков, К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. - СПб., 2007.

3. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова. - М., 1986.

4. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / пер. с англ. Е.В. Поле; под ред. А.М. Боковикова. - М., 1996.

Bibliography

1. Zhernosenko, I.A. Izuchenie vozdeyjstviya na cheloveka svyathennihkh objhektov Karakoljskoyj dolinih metodom gazorazryadnoyj vizualizacii / Metodika issledovaniya kuljtovihkh kompleksov: sb.st. / I.A. Zhernosenko, D.I. Mamihev, M.M. Baturina, A.D. Baturina. - Barnaul, 2012.

2. Korotkov, K.G. Principih analiza GRV bioehlektrografii. - SPb., 2007.

3. Feyjerabend, P. Izbrannihe trudih po metodologii nauki / per. s angl. i nem. A.L. Nikiforova. - M., 1986.

4. Louehn, A. Fizicheskaya dinamika strukturih kharaktera / per. s angl. E.V. Pole; pod red. A.M. Bokovikova. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 20.11.13

УДК1(091)(031)

BelyakovA.N. NON-RATIONALAND RATIONALFORMS OF KNOWLEDGEINBUDDHIST PHILOSOPHY. The

articleis devoted tothe study ofthe rationalway of knowingin Tibetan Buddhismas an exampleof the Gelugpa school.Correlation ofrationalandnon-rationalways of knowingthe example ofother Buddhistschools.The prospects for thestudy of thesemethods of knowledgein other schoolsof Buddhist philosophy, as well asotherrelatedreligious movements.

Key words: Gelug-varttikaPramana, logic, knowledge, Buddhism,Pramana.

А.Н. Беляков, Новосибирский технологический институт (филиал) «МГУДТ», г. Новосибирск, E-mail: aleksey_belyakov@ngs.ru

ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ В БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена изучению такого явления, как рациональный способ познания в тибетском буддизме на примере школы Гелуг. Рассмотрено соотношение рациональных и внерациональных способов познания в рамках других буддийских школ. Показаны перспективные исследования трансформации данных способов познания в более поздних школах буддийской философии и связанных с ним религиозных течениях и ответвлениях. Ключевые слова: Гелуг, Прамана-варттика, логика, познание, буддизм, прамана.

Рациональность (от лат. ratio - разум) — разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, доступное разумному пониманию. Противоположно иррациональности как чему-то неразумному, недоступному разумному пониманию. В системе познания человека можно рассматривать два основных вида познания - рациональный и внерациональный. Рациональный способ познания, базируется на логических умозаключениях различных сложностей, опирающихся на представление окружающего мира и собственного опыта взаимодействия с этим миром. После получения опыта взаимодействия с окружением, рациональный ум выстраивает предположения работы законов окружающей его среды. Эти предположения проходят проверку, после чего укрепляются в сознании как истинно существующие законы окружающего мира. В последствии, при возникновении нового познания какого-либо явления, сознание использует привычные логические умозаключения с целью анализа новой информации поступившей в следующий момент после познания нового явления. После анализа, рациональный ум делает для себя выводы приводящие к определенному отношению в возникшей ситуации. Внерациональный способ познания, отличается совершенной противоположностью рациональному способу познания, так как опирается на такие понятия как интуиция, вера, инстинкт, чувство, откровения и т.п. Важное отличие внерационального познания от рационального, заключается в том, что внерацио-нальное познание может пренебречь теми постулатами, которые рациональный установил для себя на основе личных экспериментов и личного прямого опыта. Внерациональный ум, опирается на внутренние ощущения возникающие при позна-

нии, после чего делает вывод, приводящий к определенному отношению к познаваемому явлению.

К сегодняшнему дню, уже написано много научных трудов относящихся к изучению буддийской философии. Буддизм изучали и изучают такие ученые, как Васильев В.П., Щербатский Ф.И., Торчинов Е.А. и многие другие. Мы в своей работе исследуем такой феномен, как рациональный способ познания в буддийской философии, основываясь на работах Щербатского Ф.И. и так же на текст древнеиндийского философа Дхармакирти -Прамана-варттика.

Рациональный способ познания присутствует в разных буддийских традициях. Его можно встретить в таких направлениях буддизма как буддизм махаяны, также в раннем буддизме. Буддизм уделяет большое значение рациональному мышлению, занимая большое место в буддийской дхарме. Так как одно из главных условий для усвоения буддийского воззрения является размышление, во множестве буддийских традициях применяются различные виды так называемых аналитических медитаций. Эти медитации, в большинстве своем невозможны без использования рационального мышления, и при этом они играют большую роль в изучении буддийского воззрения. Особенно большое значение в позднем буддизме играет логика. К внерациональному типу познания в буддизме, можно отнести такие направления как дзен буддизм, так же такие учения как дзогчен и махамудра. С точки зрения форм познания, эти направления несут в себе созерцательный характер и используются практикующими имеющими уже определенную базу и опыт в буддийских практиках.

Рациональный тип познания активно используется в тибетском буддизме. Интенсивное использование логического ана-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.