ИЗУЧЕНИЕ ВУЗОВСКОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ»
В КОНТЕКСТЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ»
С.А. Виденин
Современный этап развития общества характеризуется процессом информатизации, т. е. использованием информации в качестве общественного продукта. Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Он предполагает использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения.
Обучающие технологии должны обеспечивать максимальную фиксацию внимания на процессе учебной работы ученика, а не только на его конечном результате. Процесс учебной работы отражается в тех способах, которыми ученик пользуется при усвоении предметного содержания материала. Этим требованиям, на наш взгляд, полностью отвечают педагогические технологии практической направленности, такие как прагматическая педагогика Джона Дьюи, которые в сочетании с изучаемыми информационными технологиями и на фоне современной информационной среды обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития. Считая ребенка центром педагогической системы, основоположник использования метода проектов в педагогике, видный американский социолог, философ и педагог-реформатор Джон Дьюи (1859-1952 гг.) призывал постоянно следить за развитием обучающегося и именно его рост принимать за меру успешности обучения. Опираясь на эти идеи, Джон Дьюи видел сущность процесса учения в открытии нового ребенком, который учится, совершая творческий акт при каждом решении задачи. Дьюи предлагал заменить пассивное обучение, основанное на запоминании, активной формой социального взаимодействия в стенах учреждения, а через тематику проектов - тесным соприкосновением с окружающей природой и социальной средой. Если обратиться к этимологии названия педагогики Дьюи (а слово «прагматическая» произошло от pragma — дело, действие), то можно отметить, что основным принципом обучения здесь является «обучение посредством делания», т. е. освоение знаний происходит через их практическое применение [Дьюи 1921]. Не случайно при этом обращение Дьюи к методу проектов, широко применяемому до этого в практике подготовки инженеров.
Ценность метода проектов для организации личностно и деятельностно-ориентированного обучения определяется прежде всего тем, что этот метод позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать деятельность по душе, в соответствии со своими интересами и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующим делам.
Роль обучаемого в организации собственного образования становится более значительной, поскольку особая организация учебного процесса в личностно и деятельностно-ориентированной информационной среде все в большей степени превращает процесс обучения в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде, пытается самостоятельно освоить учебный материал, необходимый ему для выполнения курсового проекта. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интери-оризировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания.
В личностно и деятельностно-ориентированной педагогической системе меняются позиции субъектов образовательного процесса.
Позиция учителя:
— инициирование субъектного опыта учения;
— развитие индивидуальности каждого ребенка;
— признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
— свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
— самопознание, самоопределение, самореализация.
С этих позиций, ставящих в центр всей образовательной системы индивидуальность ребенка, особую значимость приобретает построение учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий как средства развития личности.
Отличительной особенностью системы современного профессионального обучения является наличие в системе доминирующего элемента — информационной среды, обеспечивающей активное использование информационных технологий в учебном процессе. Ресурсы и средства информационно-образовательной среды, непосредственно ориентированные на использование в учебном процессе, должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить участие педагогов и студентов — будущих учителей в принципиально новом виде общения, ориентированном на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии.
Для такого вида деятельности в курсе «История информатики» подходит метод проблемного обучения, реализующийся средствами разработанного в поддержку сайта «Виртуальный музей истории информатики» [Виденин 2006]. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность, уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска [Жак 2001].
Этапы проблемного обучения таковы:
Действия учителя Действия ученика
Создает проблемную ситуацию Осознает противоречия в изучаемом явлении
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой Формулирует проблему
Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения противоречий в материале, ситуации Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления
Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.
Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание).
Изучение дисциплины «История информатики» реализовано путем научноисследовательской и поисковой работы студентов и преподавателя, который выступает в роли постановщика задач и модератора [Пак, Виденин 2007]. Особенностью курса является рекурсивный подход, предполагающий освоение курса путем развития виртуального музея истории информатики. Создаваемый студентами Web-сайт содержит материалы, которые должен освоить студент. Принцип «создаю дидактическое средство, по которому сам обучаюсь».
Основная цель виртуального музея истории информатики — создать свободно дополняемый и изменяемый информационный ресурс. Можно сказать, что данный сайт смог реализовать одну из современных информационных технологий обучения, а именно: предоставить студентам возможность быстрого доступа к необходимой информации по истории информатики. Это соответствует духу сегодняшнего дня, когда можно свободно получить интересующую информацию с помощью глобальной сети Интернет. Немаловажно и то, что студенты получат дополнительные навыки работы в сети и с такого рода системами.
Лекции данного курса проходят в традиционной форме обучения, а практические занятия — с использованием информационных технологий. Во время семинарского занятия студенты размещают в интернете свои оформленные, но не до конца завершенные проекты и презентуют основную идею одногруппникам. Таким образом, все участники призываются работать над улучшением еще незавершенного знания.
Известно, что знание, представленное на уроке учащимися, которые не имеют статуса экспертов, возбуждает внимание одногруппников [5]. Этот принцип мы использовали и в работе студентов с виртуальным музеем истории информатики: студенты были готовы критически работать совместно над текстами только потому, что они изначально не признавали преимущество в знании авторов. Эта новая форма конструирования знания начинает переход от науки экспер-
тов, которые накапливают свои письменно зафиксированные знания и сообщают их учащимся, к обществу, в котором все равноправно участвуют в коллективном конструировании знаний.
Проанализировав результаты применения методики, можно говорить о следующих положительных изменениях качеств личности студента.
— Введение системы методов «обучение через делание» обеспечило формирование и развитие исследовательской компетенции, так как учащиеся должны были регулярно сталкиваться с неопределенностью и сложностью нового материала, чтобы сообщать по принципу сокращения сложности новое содержание одногруппникам.
— Очень быстро вводилась в действие дискуссия, которая повышала самоанализ и тем самым следующий самоконтроль.
— Презентация нового материала требовала от учащихся, чтобы они сначала приобрели представление, как отличить важное от второстепенного и выбрать существенные части материала; тем самым развивалась способность думать в комплексной связи и сокращать сложный материал, учитывая содержание.
— При предъявлении материала учащиеся упражнялись в технике презентации, развилась способность к коммуникации.
— Так как «обучение через делание» структурирует урок в проект, то данный метод способствовал развитию проектной компетенции, особенно затронул такие важные качества, как пунктуальность, надежность, выдержку и планирующую компетенцию.
— Студенты систематически привыкали к тому, чтобы повседневно открывать и называть на уроке неясные обстоятельства дела.
— Одновременно они привыкали к тому, чтобы постоянно объяснять одногруппникам обстоятельства дела, которые они сами поняли.
— Наконец, во время многочисленных презентаций перед группой повысилось самосознание, а также способность мотивировать к исследовательской деятельности большие группы.
Суть университетского образования заключается не только в том, чтобы сообщать студентам научно обоснованные знания, но и готовить их к труду через практическую деятельность. Даже частичное использование метода «обучение через делание» позволит студентам приобрести такие необходимые качества и ключевые умения, как самостоятельность, способность к презентации, добросовестность, терпение, гибкость и прилежание, востребованные миром труда. Преподавателям этот метод дает возможность творчески и разнообразно подходить к семинарским занятиям.
Библиографический список
1. Виденин, С.А. Использование виртуального музея информатики в учебном курсе
«История информатики на основе проективной стратегии обучения» / С.А. Виденин //
Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием / Краснояр. гос. пед.
ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2006. — С. 24—25.
2. Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания / Дж. Дьюи. — М., 1921. — С. 62.
3. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорус. гос. ун-т. Центр проблем развития образования. - Минск: Пропилен, 2001. - С. 121-141.
4. Пак, Н.И. Курс «История информатики» в педвузе / Н.И. Пак, С.А. Виденин // Информатика и образование. - 2007. - № 7. - С. 78-80.
5. Alan Gartner et al.: Children teach children. Learning by teaching / New York: Harper & Row, 1971.