изучение возможной связи между скоростью роста карциномы герена с различной чувствительностью к противоопухолевым препаратам и активностью фермента ксантиноксидоредуктазы
А.А. ГЯАВИН, В.М. МИХАЙлЕНКО
Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р.Е. Кавецкого НАН Украины, г. Киев
Наличие лекарственной резистентности к противоопухолевым препаратам является значительной проблемой при лечении онкологических заболеваний. В работах N. Linder et al. показана обратная связь между степенью злокачественности опухолевого процесса при раке желудка и молочной железы и активностью фермента ксантиноксидоредуктазы (КсОР, EC 1.1.1.204) в опухолевой ткани. Этот фермент принимает участие в катаболизме многих ксенобиотиков, активации ряда лекарственных препаратов, в том числе и такого противоопухолевого препарата, как доксорубицин. Большинство эффектов, наблюдающихся при изменении активности фермента и соотношения между его изоформами, связывают с образованием реактивных форм кислорода и азота.
Целью работы было изучить возможную связь между особенностями роста карциномы Герена (КГ) с приобретенной резистентностью к противоопухолевым препаратам доксоруби-цину и цисплатину и активностью оксидазной (КсО, ЕС 1.17.3.2) и дегидрогеназной (КсД, EC 1.17.1.4) изоформ фермента КсОР в опухолевой ткани.
Для проведения исследований использовали самцов белых нелинейных крыс. Животные были разделены на 3 группы - контрольные животные с исходной КГ и опытные крысы с КГ, резистентной к доксорубицину (КГдр) или цисплатину (КГцп). Исследования скорости роста КГ проводили с 6-х по 18-е сут. Активность изоформ КсОР в опухолевой ткани определяли на 12-е и 18-е сут.
Рост опухолей у животных с КГ резистентной к лекарственным препаратам, был замедлен, особенно на начальной фазе их развития. На 6-е
сут размеры опухолей в группах КГдр и КГцп составляли 27 и 18% от контрольного уровня (опухоли различимы у 100% крыс группы КГ, 88% КГдр и 70% КГцп). Для группы КГдр эти различия были достоверны только до 8-х сут (р<0.05), а к 12-м сут размеры опухолей в этой группе не отличались от контроля. В случае КГцп рост опухолей был замедлен на протяжении всего эксперимента и составил 82% от контрольного уровня.
Активность КсОР в опухолях групп КГдр и КГцп на 12-е сутки была ниже контрольной на 38 и 67% соответственно, а доля КсО составляла 52 и 57% при 28% в контроле. На 18-е сутки в группе КГдр размер опухолей не отличался от контрольной группы, однако наблюдалось повышение активности КсОР до 143% от контрольного уровня. При этом доля КсО снижалась с 52 до 31% в отличие от контрольных животных, где наблюдалось увеличение доли КсО с 28 до 56%. У крыс с КГцп, где задержка роста опухолей наблюдалась до конца опыта, активность КсОР в опухолях оставалась ниже контрольной на 25%, а доля КсО достигала 62%.
Полученные результаты указывают на наличие связи между интенсивностью роста КГ с приобретенной резистентностью к противоопухолевым препаратам и активностью КсОР в опухолевой ткани. Имеется корреляция между повышением доли КсО изоформы фермента, отвечающей за продукцию свободнорадикальных форм, и замедлением темпов роста КГ. Пониженная активность КсОР в опухолях КГцп и КГдр свидетельствует о возможном участии фермента в механизмах возникновения резистентности к действию противоопухолевых лекарственных препаратов.
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2009. Приложение № 2