АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
STATE, MUNICIPAL AND CORPORATE GOVERNANCE IN SERVICES SECTOR: CURRENT ISSUES
УДК 338.48
DOI: 10.24412/1995-042X-2021-4-81-89
ВОЛКОВ Сергей Константинович
Волгоградский государственный технический университет (Волгоград, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУЮ-19 НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье проводится комплексный анализ развития туристской отрасли РФ в сравнении с мировыми трендами развития индустрии туризма. По данным ЮНВТО, количество международных прибытий сократилось с 1,5 млрд в 2019 г. до 381 млн чел. в 2020 г. Это самый большой спад за всю современную историю развития индустрии туризма. Российский рынок выездного туризма в 2020 г. упал, на сопоставимые с мировым трендом, 72%. За период с января по сентябрь 2020 г. россиян, с целью туризма, выехало 9875 тыс. чел., в то время как за аналогичный период 2019 г. таких туристов было 35200 тыс. чел. Эпидемиологические ограничения на передвижение туристов сильно повлияли не только на объем туристского спроса, но и на его структуру. Для выявления туристских предпочтений и намерений в до- и постковидный период проведен онлайн опрос. Общая выборка опрошенных составила 3550 чел. По итогам проведенного анализа мы видим, что наблюдается асинхронность мировых трендов развития туристской индустрии с российской действительностью. По результатам исследования сделаны рекомендации, которые направлены на совершенствование туристской политики на уровне страны и отдельных регионов.
Ключевые слова: пандемия, мировая экономика, туризм, туристские намерения, региональное развитие.
Для цитирования: Волков С.К. Изучение возможностей развития туризма в России в условиях пандемии СOVID-19 на основе социологических исследований // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №4. С. 81-89. 001: 10.24412/1995-042Х-2021-4-81-89.
Дата поступления в редакцию: 10 мая 2021 г. Дата утверждения в печать: 13 октября 2021 г.
СЕРВИС
Т. 15, No. 4 (96)
2021
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-042X-2021-4-81-89
Sergey K. VOLKOV
Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia) PhD in Economic, Associate Professor; e-mail: [email protected]
STUDYING THE POSSIBILITIES FOR TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA IN COVID-19 PANDEMIC: A SOCIOLOGICAL RESEARCH
Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the tourism industry development in the Russian Federation in comparison with global tourism development trends. According to the UNWTO, the number of international arrivals decreased from 1.5 billion in 2019 to 381 million people in 2020. This is the biggest decline in the modern history of the tourism industry. The Russian outbound tourism market in 2020 fell, comparable to the global trend, by 72%. During the period from January to September 2020, 9.875 thousand Russians traveled with the purpose of tourism, while during the same period in 2019, such tourists were 35,200 thousand people. Epidemiological restrictions on the movement of tourists strongly affected not only the volume of tourist demand, but also its structure. An online survey was conducted to identify tourist preferences and intentions in the pre- and post-coastal period. The total sample of respondents was 3,550 people. According to the results of the analysis, we see that there is an asynchrony of global trends in the development of the tourism industry with the Russian reality. According to the results of the study, recommendations were made, which are aimed at improving tourism policy at the country and individual regions.
Keywords: pandemic, world economy, tourism, tourists intentions, regional development.
Citation: Volkov, S. K. (2021). Studying the possibilities for tourism development in Russia in COVID-19 pandemic: A sociological research. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(4), 8189. doi: 10.24412/1995-042X-2021-4-81-89. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 10 May 2021 No potential conflict of interest was reported
Accepted 13 October 2021 by the author(s).
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Введение
По итогам 2020 года экономический спад был отмечен практически во всех отраслях экономики России. Эпидемиологические ограничения отразились на финансово-экономических показателях деятельности отечественных предприятий. Сильнее всего пострадали отрасли, ориентированные на обслуживание населения: гостиницы и рестораны (-24,1%), учреждения культуры и спорта (-11,4%), предприятия транспорта (-10,3%), организации, оказывающие прочие услуги населению (-6,8%)!.
Туристская отрасль наиболее восприимчива к кризисным явлениям в обществе и экономике первая и наиболее остро ощутила спад покупательной способности. Карантинные ограничения, закрытие границ, снижение уровня доходов население отразилось на динамике туристских поездок и уровне доходов предприятий, занятых в обслуживании туристов. Новая экономическая реальность заставляет туристские предпринимательские структуры, а также органы федеральной и региональной власти искать и вырабатывать новые адекватные механизмы развития туристской отрасли. Потребителям туристских товаров и услуг приходится адаптироваться под новые требования и условия туристского рынка. Вли-
Целью настоящего исследования является анализ развития туристской отрасли РФ и выработка практических рекомендаций для формирования туристской политики на уровне
страны и отдельных регионов. Методология исследования предполагает синтез количественных и качественных методов анализа. Количественный анализ предполагает работу со статистическими данными по количеству туристических прибытий и убытий, доходов, полученных странами по статье международный туризм, а также роли индустрии туризма в структуре экономики России и зарубежных стран. Статистические данные были взяты из открытых источников Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Всемирной туристской организации (ЮНВТО). Качественный анализ был представлен онлайн опросом (анкетирование), при помощи приложения «Google Формы». Целью анонимного анкетирования было выявление туристских предпочтений и намерений в до- и постковид-ный период. Общая выборка опрошенных составила 3550 чел.
Тенденции развития мирового туристского рынка По данным ЮНВТО, количество международных прибытий сократилось с 1,5 млрд в
2019 г. до 381 млн чел. в 2020 г. Спад туристского потока составил 74%2 (рис. 1). Это самый большой спад за всю современную историю развития индустрии туризма. Мировые катаклизмы прошлого не вызывали такого разительного падения рынка. Реакцией на эпидемию атипичной пневмонии в 2002-2003 гг. было падение туристского рынка на незначительные 0,4%. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. вызвал 4%-ный спад. По итогам
2020 г. рынок туристских товаров и услуг откатился на уровень начала 1990-х гг. Эксперты ЮНВТО оценивают потери денежных поступлений от международного туризма в 1,3 трлн USD2.
яние коронавирусной инфекции на развитие отечественного туризма было изучено рядом российских исследователей [1, 2, 4] и продолжает оставаться научным фронтиром мировых исследователей в сфере туризма и рекреации [6, 9, 10].
1 Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет. URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95.
2 2020: A year in review. URL: https://www.unwto.org/covid-19-and-tourism-2020.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Рис. 1 - Динамика международных туристских прибытий в 1989-2020 гг. согласно данным ЮНВТО2
Правительствами всех стран без исключения были предприняты меры по борьбе с ко-ронавирусной инфекцией, которые включали в себя ограничения на выезд за рубеж, приостановка деятельности большинства коммерческих предприятий, запрет на проведение массовых мероприятий. Наиболее пострадавшими от пандемии туристскими рынками, по числу сокращения международных туристов, являются Азиатско-Тихоокеанский регион (-84%), Ближний Восток (-75%) и Африка (-75%).
Анализ текущих исследований [5, 6, 7, 8] по проблеме влияния пандемии на развитие туризма позволил выявить тенденции развития мирового туристского рынка:
1. Переориентация туристских потоков на внутренний туризм.
2. Озабоченность проблемой безопасности путешествий со стороны, как туристов, так и правительств принимающих стран.
3. Молодежь является наиболее активным сегментом мирового и регионального туристских рынков.
4. Количество бронирований в последнюю минуту увеличилось в связи с нестабильностью эпидемиологической обстановки в мире и ограничениями на поездки.
5. В условиях ограничений передвижения стала расти популярность таких видов туризма, как сельский и экологический.
Анализ развития туристской отрасли РФ
Динамика развития туристской отрасли России, в сегменте въездного туризма, характеризовался устойчивым развитием (рис. 2). Согласно данным Росстата, которые подтверждаются статистическими данными Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), основными странами из которых едут иностранные туристы, являются Украина, Казахстан, Китай, Финляндия и Азербайджан3.
3 OECD Tourism Trends and Policies 2020 URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/6b47b985-en.pdf?expires= 1618858156&id=id&accname=guest&checksum=A49217C3C2FCC1DE 78A8299FC7597A92.
Рис. 2 - Количество иностранных туристов, посетивших Россию (сост. на осн. данных Росстата)
Динамика доходов от международного туризма на протяжении 10 лет характеризуется неустойчивым трендом (рис. 3). Наблюдаются отдельные всплески (2014, 2018-2019 гг.), что объясняется проведением крупных спортивных мероприятий на территории страны -
Зимние олимпийские игры 2014 и Чемпионат мира по футболу 2018. Перспективность организации и проведения масштабных событийных мероприятий для индустрии туризма давно доказаны эмпирическими исследованиями.
Рис. 3 - Доходы России от международного туризма (сост. на осн. данных Росстата)
Российский рынок выездного туризма в 2020 г. упал на сопоставимые с мировым трендом, 72%. За период с января по сентябрь 2020
г. россиян с целью туризма выехало 9875 тыс. чел., в то время как за аналогичный период 2019 г. таких было 35200 тыс. чел. Эпидемио-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
логические ограничения на передвижение туристов сильно повлияли не только на объем туристского спроса, но и на его структуру.
Для выявления того, как намерены адаптироваться российские туристы к изменившимся условиям и требованиям по организации путешествий, нами был организован и проведен онлайн опрос. В опросе приняли участие респонденты из девяти регионов страны. Выявление туристских намерений в постковид-ный период позволит скорректировать туристскую политику на всех уровнях управления для поиска новых точек роста отрасли.
Портрет современного российского туриста с точки зрения демографии - женщины в возрасте от 36 до 55 лет (рис 4).
16-21 • 22-35
Рис. 4 - Гендерно-возрастная структура респондентов
В доковидный период, подавляющее большинство опрошенных (76,4%), путешествовали в течение года как минимум один раз (рис. 5).
I несколько лет ! раза в год более 2-х раз в год вообще не путешествую
Рис. 5 - Регулярность путешествий опрошенных до 2020 года
Среди наиболее популярных видов туризма, которые выбирали российские туристы до 2020 г., преобладают культурно-исторический, пляжный и лечебно-оздоровительный (рис. 6).
1 пляжный
I активный/экстремальный
культурно-нсторический I лечебно-оздоровительный I событийный
| Совмещение рабочей поездки и отдыха
Ф Пляжный: турбаза, культурно-
иста рическнй Ф Гибрндный: поваляться на пляже:
Рис. 6 - Виды туризма, популярные среди российских туристов до 2020 г.
На вопрос «Где Вы предпочитали отдыхать до 2020 г.?» 58 % опрошенных ответили, что предпочитали выезд за рубеж, без привязки к виду туризма. В то время как путешествие по территории России как предпочтительный вид туризма отметили 36% респондентов. Оставшиеся 6% опрошенных путешествовали по территории своего региона проживания.
О готовности отправиться в путешествие в 2021 г. высказались 84% респондентов. Из готовых отправиться путешествовать в 2021 г. 69% планируют это сделать по территории России (в регионы, отличные от места постоянного проживания). Отправиться в зарубежные страны (разрешенные для выезда россиянам) планируют 20% опрошенных. Оставшиеся 11% респондентов планируют отдыхать на территории своего региона проживания. Среди популярных видов туризма, которые предпочтут российские туристы в 2021 г., также, как и в доковидный период, лидируют культурно-исторический, пляжный и лечебно-оздоровительный (рис. 7). С той лишь разницей, что самым популярным видом туризма в 2021 г. станет пляжный (36,4%).
Ф активный/экстремальный Ф культурно-исторический Ф лечебно-оздоровительный
Ф Совмещение работы и отдыха
Рис. 7 - Популярные виды туризма среди российских туристов в 2021 г.
Е
¥
Эпидемия коронавирусной инфекции наложила дополнительные требования к организации санитарно-эпидемиологической безопасности в местах туристского назначения (гостиницы, бары, музеи, аэропорты и пр.). Российские туристы стали интересоваться эпидемиологической обстановкой в месте потенциального отдыха. 64% опрошенных, заявили, что перед началом путешествия они изучают данные по количеству инфицированных в регионах отправления и готовы отказаться от поездки в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
На последний вопрос - «Если бы не было санитарно-эпидемиологических ограничений, Вы бы поехали отдыхать за рубеж или по территории России?» - большинство опрошенных (67%) ответили, что предпочли бы выездной туризм внутреннему.
Выводы и рекомендации
По итогам проведенного анализа, мы видим, что наблюдается асинхронность мировых трендов развития туристской индустрии с российской действительностью. Так, наиболее часто путешествующей возрастной категорией в России являются туристы в возрасте от 36 до 55 лет, в то время как наиболее активно развивающимся возрастным сегментом в мире является молодежь. В России, судя по данным настоящего обследования, туристы в возрасте от 16 до 21 года не являются активными участниками туристского рынка. Хотя, безусловно, данное обстоятельство может быть частично объяснено не релевантной выборкой респондентов. Тем не менее, представляется целесообразным, формировать туристское предложение под нужды и потребности более старших возрастных категорий туристов, что находит свое отражение в виде туризма, предлагаемого на рынке.
Самыми популярными, среди российских туристов, видами туризма являются культурно-исторический, пляжный и лечебно-оздоровительный. При чем популярность данных видов туризма не зависит от эпидемиологических ограничений и направлений путешествий
(внутренний или выездной). В то же время, в мире особую популярность набирают такие виды туризма как сельский и экологический, которые не были выделены российским туристами в качестве приоритетных в рамках настоящего исследования. Для развития внутреннего и въездного культурно-исторического и лечебно-оздоровительного туризма у России есть потенциал и необходимые туристские ресурсы. Лечебно-оздоровительный (медицинский) туризм, по мнению автора, обладает особым потенциалом в условиях реабилитации большого числа жителей планеты от коронавирусной инфекции.
Несмотря на то, что направление развития туризма, как в мире, так и в России, переориентировался с международного на внутренний, данный тренд не может рассматриваться как устойчивый и носит, скорее всего, временный характер. После снятия всех санитарно-эпидемиологических ограничений структура туристского спроса среди российских туристов сменит вектор.
Синхронизация трендов мирового и отечественного туристских рынков идет по вопросу озабоченности проблемой безопасности путешествий со стороны туристов. Более половины отечественных туристов (64% опрошенных) активно интересуются эпидемиологической обстановкой в месте потенциального отдыха. Как представляется автору настоящего исследования, вопросы эпидемиологической безопасности является долгосрочным трендом, который будет влиять на структуру и характер туристского предложения.
Развитие индустрии туризма благоприятно влияет не только на экономические показатели развития страны и отдельных ее регионов, но и может рассматриваться как инструмент дипломатии и туристского брендинга страны. Как справедливо отмечает А. Погор-лецкий, «наиболее масштабным инструментом «мягкой силы» является въездной туризм. Он формирует имидж страны на основе личных впечатлений туристов от ее посещения, освобождая от стереотипов пропаганды и
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
публикаций в СМИ» [3]. Данное обстоятельство приобретает дополнительную актуальность в условиях нарастания геополитической напряженности в отношениях между Россией и большинством стран Западной Европы, США, Канады и Австралии.
Несмотря на все сложности и ограничения в осуществлении туристских поездок, российские потребители не готовы отказаться от путешествий, что говорит об устойчивости спроса на туристские товары и услуги. Для развития отрасли в условиях системных
ограничений требуется комплексная поддержка отрасли и туристов со стороны государства, в лице как профильных ведомств, так и со стороны региональных властей. Наблюдающийся тренд на развитие внутреннего туризма необходимо трансформировать в устойчивую траекторию развития отрасли. Инвестиции в туристскую инфраструктуру, наряду с системной поддержкой предпринимательских структур, занятых в обслуживании туристов, является необходимым условием для развития туристской отрасли в России.
Список источников
1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Инновационные тренды в контексте глобальных угроз пандемии COVID-19: механизмы для туристской отрасли России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. №4. С. 7-26.
2. Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма российской федерации в условиях распространения covid-19 // Вестник национальной академии туризма. 2020. №4 (56). С. 10-13.
3. Погорлецкий А. «Мягкая сила» и экспортный потенциал России в несырьевых секторах экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т.65. №3. С. 102-110.
4. Рысаева М.А., Кабиров И.С. Перезапуск российского туризма - коллапс по имени COVID-19 // Вестник национальной академии туризма. 2020. №3(55). С. 20-23.
5. Dias A., Patuleia M., Silva R., Estevao J., González-Rodríguez M.R. Post-pandemic recovery strategies: revitalizing lifestyle entrepreneurship // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2021. DOI: 10.1080/19407963.2021.1892124.
6. Gossling S., Scott D., Hall C.M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 29(1). Pp. 1-20.
7. Han H., Al-Ansi A., Chua B.-L., Tariq B., Radic A., Park S.-h. The Post-Coronavirus World in the International Tourism Industry: Application of the Theory of Planned Behavior to Safer Destination Choices in the Case of US Outbound Tourism // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(18). Pp. 6485.
8. Muragu M.M., Nyadera I.N., Mbugua C.W. Gearing up for the new normal: Kenya's tourism sector before and after the COVID-19 pandemic // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2021. Vol. 12(4). Pp. 1-22.
9. Skare M., Soriano D.R., Porada-Rochon M. Impact of COVID-19 on the travel and tourism industry // Technological Forecasting and Social Change. 2021. Vol. 163. Pp. 120469.
10.Ugur N.G., Akbiyik A. Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison // Tourism management perspectives. 2020. Vol. 36. Pp. 100744.
References
1. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2020). Innovacionnye trendy v kontekste global'nyh ugroz pandemii COVID-19: mexanizmy dlya turistskoj otrasli Rossii [Innovative trends in the context of global threats of the COVID-19 pandemic: mechanisms for the tourism industry in Russia]. Sov-remennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 7-26. (In Russ.).
2. Lavrova, Т. А. (2020). Analiz ekonomicheskogo sostoyaniya industrii turizma Rossijskoj Federacii v usloviyax rasprostraneniya COVID-19 [Analysis of the economic condition of the tourism
industry of the Russian Federation in the spread of COVID-19]. Vistnik nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 4(56), 10-13. (In Russ.).
3. Pogorleckij, A. (2021). «Myagkaya sila» i eksportnyj potencial Rossii v nesyr'evyh sektorah ekonomikii ["Soft power" and Russia's export potential in non-resource sectors of the economy]. Mirivaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 65 (3), 102-110. (In Russ.).
4. Rysaeva, M. A., & Kabirov, I. S. (2020). Perezapusk rossijskogo turizma - kollaps po imeni COVID-19 [Restarting Russian tourism - a collapse named COVID-19]. Vistnik nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 3(55), 20-23. (In Russ.).
5. Dias, A., Patuleia, M., Silva, R., Estevao, J., & González-Rodríguez, M. R. (2021). Post-pandemic recovery strategies: revitalizing lifestyle entrepreneurship. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. doi: 10.1080/19407963.2021.1892124.
6. Gossling, S., Scott, D., & Hall, C. M. (2021). Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19. Journal of Sustainable Tourism, 29(1), 1-20.
7. Han, H., Al-Ansi, A., Chua, B.-L., Tariq, B., Radic, A., & Park, S.-h. (2020). The Post-Coronavirus World in the International Tourism Industry: Application of the Theory of Planned Behavior to Safer Destination Choices in the Case of US Outbound Tourism. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(18), 6485.
8. Muragu, M. M., Nyadera, I. N., & Mbugua, C. W. (2021). Gearing up for the new normal: Kenya's tourism sector before and after the COVID-19 pandemic. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, 12(4), 1-22.
9. Skare, M., Soriano, D. R., & Porada-Rochon, M. (2021). Impact of COVID-19 on the travel and tourism industry. Technological Forecasting and Social Change, 163, 120469.
10. Ugur, N. G., & Akbiyik, A. (2020). Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison. Tourism management perspectives, 36, 100744.