Научная статья на тему 'Изучение влияния уровня осознанности смысложизненных ориентаций на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания'

Изучение влияния уровня осознанности смысложизненных ориентаций на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТИЛЬ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / МАТЕРИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / COPING BEHAVIOR / COPING / COPING STRATEGIES / STYLE OF COPING BEHAVIOR OF A MOTHER / RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD / LIFE GOALS AND REFERENCE POINTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Светлана Николаевна

Данная статья посвящена исследованию совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня осознанности смысложизненных целей и ориентиров на выбор родителями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INFLUENCE OF THE LIFE VALUES AWARENESS ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY PARENTS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

The given article is devoted to the research of coping behavior of parents, raising mentally retarded children. The author presents results of the empirical study of how the awareness of life goals and reference points influence the coping strategies choice made by parents of the mentally challenged child.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния уровня осознанности смысложизненных ориентаций на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания»

УДК 159.922 Моисеева Светлана Николаевна

аспирант Шуйского филиала Ивановского государственного университета, педагог-психолог специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида округа Муром [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ВЫБОР МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА, СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ

Аннотация:

Данная статья посвящена исследованию совла-дающего поведения родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня осознанности смысложизненных целей и ориентиров на выбор родителями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

Ключевые слова:

совладающее поведение, копинг, копинг-стратегии, стиль совладающего поведения; матери, воспитывающие детей с умственной отсталостью; смысложизненные ориентации.

Moiseeva Svetlana Nikolayevna PhD student,

Ivanovo State University, branch in Shuya, Educational Psychologist at the Special (Correctional) Boarding School of the 8th type in Murom district

[email protected]

STUDY OF INFLUENCE OF THE LIFE VALUES AWARENESS ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY PARENTS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

Summary:

The given article is devoted to the research of coping behavior of parents, raising mentally retarded children. The author presents results of the empirical study of how the awareness of life goals and reference points influence the coping strategies choice made by parents of the mentally challenged child.

Keywords:

coping behavior, coping, coping strategies, style of coping behavior of a mother, raising a mentally retarded child, life goals and reference points.

Семья, в которой родился умственно отсталый ребенок, находится в условиях острой психотравмирующей ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а порой даже усиливается, что связано с увеличением забот о ребенке и наличием не проходящего родительского пессимизма относительно его будущего. Длительный, хронический стресс, негативные эмоциональные переживания, связанные с трудностями воспитания ребенка, имеющего умственную отсталость, влияют на изменение ценностно-смысловой составляющей образа мира матерей [1, с. 194].

В исследовании приняли участие матери, воспитывающие детей с олигофренией в легкой степени дебильности (п = 105) и матери, воспитывающие интеллектуально сохранных детей (п = 105).

Для диагностики смысложизненных ориентаций матерей мы использовали «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым в 1986-1988 гг. Для диагностики стилей и стратегий совладающего поведения родителей мы использовали опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (0188, КПСС), адаптированный Т.Л. Крюковой и «Опросник способов совладания» (ОСС), адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. За-мышляевой.

Значимость различий в значениях признаков между полученными данными первой и второй групп определялась с помощью 1-критерия Стьюдента, а для выявления меры связи между признаками в группах использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Сравнительное исследование позволило выявить следующие особенности ценностносмысловой составляющей образа мира родителей: у матерей, воспитывающих умственно отсталых детей, осмысленность жизни в целом и ее составляющие по отдельности, значительно снижены.

«Цели» в жизни менее точны и менее конкретны (1 = -2,171; р < 0,03), что свидетельствует об отсутствии, низкой представленности в жизни матерей целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и определенность перспектив в будущем. Матери умственно отсталых детей живут сегодняшним или вчерашним днем. Они воспринимают свою жизнь как недостаточно интересную, мало эмоциональную, ненасыщенную событиями («процесс» 1 = -1,8; р < 0,07).

Матери умственно отсталых детей не считают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями («Локус контроль “Я”»: t = -3,665; р < 0,000), менее уверены в возможности контролировать события собственной жизни. Наблюдается ощущение фатализма, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и что-либо загадывать на будущее - бессмысленно («Локус контроль “жизнь”»; t = -2,318; р < 0,02).

Таким образом, матери умственно отсталых детей менее убеждены в том, что человек может планировать и контролировать свою жизнь, он скорее не свободен в принятии решения. Направленность и временная перспектива отличаются ограниченностью.

Корреляционный анализ в данной группе показал тесную взаимосвязь между «эмоционально-ориентированным» копингом и «локус-контролем “Я”» (0,205*), то есть представление о себе как личности, не обладающей достаточной свободой выбора, толкает к эмоциональноориентированному стилю совладания. С одной стороны, это помогает матерям уберечь свою психику от неблагоприятного воздействия стресса, поскольку положительной стороной данного стиля выступает возможность эмоциональной разрядки. С другой стороны, это не позволяет гибко осуществлять копинг-поведение, направленное на решение проблемы.

У матерей, воспитывающих интеллектуально сохранного ребенка, наблюдается тесная взаимосвязь между «проблемно-ориентированным» копингом и «локус-контролем “жизнь”» (0,268**); между «конфронтационным» копингом и «локус-контролем “Я”» (0,220*). То есть, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их способствует использованию «проблемно-ориентированного» копинга. Выраженность «Локус контроля “Я”», соответствующая представлению о себе как о сильной личности, порой, толкает родителей на использование конфронтационного копинга, который предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности. С одной стороны, это дает возможность активно противостоять возникающим трудностям, но, с другой - при излишне частом использовании данной стратегии может наблюдаться недостаточная целенаправленность поведения в трудной жизненной ситуации.

Восприятие самого процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом влияет на выбор стратегии «дистанцирование» («дистанцирование» и жизненная «ориентация на процесс» 0,214*). Это позволяет отделиться от трудной ситуации, уменьшить ее значимость, а потом начать детально ее анализировать.

Восприятие своей жизни как интересной, наполненной смыслом, позитивной оценки пройденного ее отрезка; ощущение того, что прожитая часть жизни была продуктивна и осмысленна, - способствует использованию стратегии самоконтроля, которая предоставляет возможность избегания импульсивных поступков, помогает преобладанию рационального подхода к проблемным ситуациям (связь между «самоконтролем» и «жизненной ориентацией на процесс» (0,200*), между «самоконтролем» и «жизненной ориентацией на результат» (0,219*)).

Связь между «поиском социальной поддержки» и жизненных ориентаций: на «цель» (0,344**), на «процесс» (0,215*), на «результат» (0,377**) - говорит о том, что наличие в жизни матерей, воспитывающих детей с сохранным интеллектом, целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, способствуют выбору копин-га «поиск социальной поддержки» и толкает к обращению за помощью к другим людям.

«Поиск социальной поддержки» является одной из часто используемых стратегий совладания, коррелирующий практически со всеми смысложизненными ориентирами, в том числе с «локус контролем “Я”» (0,297**), с «локус контролем “жизнь”» (0,293**), с общим уровнем смысложизненных ориентаций (0,327*).

Таким образом, матери детей с сохранным интеллектом, достоверно больше убеждены в том, что человек может планировать и контролировать свою жизнь, может достаточно свободно принимать решения и воплощать их, что ограничения обусловлены, в подавляющем большинстве, личным выбором. Благодаря этому, они отдают предпочтение таким копинг-стратегиям, как: «поиск социальной поддержи», «проблемно-ориентированный» копинг, «самоконтроль», «принятие ответственности».

Матерям, воспитывающим интеллектуально сохранных детей, свойственно проявлять высокий уровень самоконтроля и ответственности, планировать решение проблемы и позитивно переоценивать ситуацию.

Матери умственно отсталых детей, в результате влияния хронического стресса, имеют меньшую осмысленность жизни. Направленность и их временная перспектива отличаются ограниченностью. Они чувствуют себя пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Это склоняет их к выбору стратегий совладающего поведения, направленных на

эмоционально-ориентированный копинг, а не на выбор проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения.

Таким образом, выбор копинг-стратегий и в целом специфика совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, будет определяться качеством осознанности смысложизненных целей и ориентиров.

Ссылки:

1. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.