Научная статья на тему 'Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий'

Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МАТЕРИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COPING BEHAVIOR / COPING / COPING STRATEGIES / TYPE OF COPING BEHAVIOR / MOTHER RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD / EMPATHY ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Светлана Николаевна

Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня эмпатических способностей на выбор родителями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моисеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INFLUENCE OF THE EMPATHIC ABILITIES LEVEL ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY PARENTS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

The given article reviews the research of coping behavior of parents, raising mentally retarded children. The author presents results of the empirical study of how the empathic abilities level influences the coping strategies choice made by parents of the mentally challenged child.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий»

УДК 316.61

Моисеева Светлана Николаевна Moiseeva Svetlana Nikolayevna

аспирант Шуйского филиала Ивановского государственного университета, педагог-психолог специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, округа Муром

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ВЫБОР МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА, КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

PhD student,

Ivanovo State University, branch in Shuya, Educational Psychologist at the Special (Correctional) Boarding School of the 8th type in Murom district

STUDY OF INFLUENCE OF THE EMPATHIC ABILITIES LEVEL ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY PARENTS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня эмпатиче-ских способностей на выбор родителями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

Ключевые слова:

совладающее поведение, копинг, копинг-стратегии, матери, воспитывающие детей с умственной отсталостью, эмпатийные способности.

Summary:

The given article reviews the research of coping behavior of parents, raising mentally retarded children. The author presents results of the empirical study of how the empathic abilities level influences the coping strategies choice made by parents of the mentally challenged child.

Keywords:

coping behavior, coping, coping strategies, type of coping behavior, mother raising a mentally retarded child, empathy ability.

Позиция матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется исследователями [1, с. 359; 2, с. 225] как недостаточно эмпатийная. Это проявляется в непоследовательном подходе к воспитанию ребенка: с одной стороны, наблюдаются мягкость, терпение, а с другой - раздражение, непонимание трудностей ребенка, равнодушие.

У родителей, воспитывающих детей с сохранным интеллектом, в процессе воспитания так же возникают и тревога, и вина, и разочарование, однако преобладает у них чувство гордости за своего ребенка [3, с. 35].

Эмпатия крайне важна при построении эффективных межличностных отношении, при понимании состояния другого человека, его мыслей, чувств, настроения. Проявление эмпатийных тенденций во взаимоотношениях между родителями и детьми помогает родителям оставаться чуткими воспитателями, понимать мотивы поступков ребенка и активно проводить свою линию воспитания.

В связи с этим нам показалось интересным изучение общего уровня эмпатии, ее структурных компонентов у родителей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, а также определить влияние эмпатии на совладающее поведение.

В исследовании приняли участие матери, воспитывающие детей с олигофренией в легкой степени дебильности (п = 105) и матери, воспитывающие интеллектуально сохранных детей (п = 105).

Для диагностики эмпатических способностей нами была использована методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, которая позволяет выявить как основной показатель уровня эмпатии, так и значимость конкретного параметра в ее структуре.

Для диагностики стилей и стратегий совладающего поведения родителей мы использовали опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (0188, КПСС), адаптированный Т.Л. Крюковой и «Опросник способов совладания» (ОСС), адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.

Для выявления меры связи между признаками в группах использовался коэффициент корреляции Спирмена, где ** - корреляция значима на уровне 0,01, а * - корреляция значима на уровне 0,05.

Изучение влияния эмпатии на выбор стиля/стратегии совладания среди матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, показало следующие результаты: низкий уровень

«рационального» канала эмпатии в данной группе приводит к использованию стратегии «отвлечения» (-0,269**) в совладающем поведении, а низкий уровень канала «установок» тесно коррелирует с копинг-стратегией «бегство-избегание» (0,257**).

Следовательно, низкая направленность на понимание причин поступков, состояние, проблемы, поведение другого человека, отсутствие интереса к другой личности, приводит матерей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, к уходу от проблемно-ориентированного копинга и использованию стратегии «отвлечения».

Низкий уровень проникающей способности в эмпатии не позволяет матерям, воспитывающим детей с умственной отсталостью, часто обращаться к использованию «проблемно -ориентированного» копинга (-0,217*) и чаще заставляет прибегать к совладанию в виде «избегания».

Эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.

Низкий показатель эмпатии в описываемой группе снижает возможности матерей в объективном оценивании проблемы, в способности видеть варианты выхода из трудной ситуации и в итоге снижает вероятность использования проблемно-ориентированной стратегии.

Низкий показатель развития канала «проникающая способность» в эмпатии у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, приводит к частому использованию «избегания» (0,227*) в процессе совладания с трудностями, то есть атмосфера напряженности, хронического стресса препятствует раскрытию и эмпатическому постижению другого.

Впечатление о причинах и следствиях поведения другого человека становится очень поверхностным. По этой причине матери данной группы часто делают поспешные выводы, дают необоснованные советы или выдвигают требования к другим. Эмпатическое постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности.

У матерей, воспитывающих ребенка с сохранным интеллектом, выявлена умеренная связь «эмоционально-ориентированного» копинга с «идентификацией» в эмпатии (0,192*) и «общим показателем» эмпатии (0,195*). Вероятно, это объясняется тем, что к «эмоциональноориентированному» копингу матерям данной группы помогает прибегать такая способность как легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию, поэтому эта группа матерей не испытывает трудностей в понимании другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.

Стратегия «поиска социальной поддержки» у матерей, воспитывающих ребенка с сохранным интеллектом, находится в корреляционной зависимости с эмпатическими каналами «установка» (0,299**) и «эмоциональность в эмпатии» (0,231*). Связь канала в форме «установки» способствующей эмпатии, приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии. Эффективность эмпатии повышается, если человек старается прибегать к личным контактам, проявляет любопытство к другой личности.

«Положительная переоценка» трудной ситуации находится во взаимосвязи с «идентификацией» (0,219*). «Положительная переоценка» трудной ситуации легче дается матерям данной группы, у которых развито умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.

Таким образом, определено, что уровень развития эмпатических способностей у матерей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, низкий. Родители данной группы имеют больший, по сравнению с другими, негативный опыт общения с окружающими, и как следствие, они становятся более «отстраненными» и не стремятся к установлению близких личностных связей.

Низкий показатель эмпатии у матерей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, снижает возможности родителей в объективном оценивании проблемы, в способности видеть варианты выхода из трудной ситуации и в итоге снижает вероятность использования проблемно-ориентированной стратегии.

Мы считаем, что эмпатия является ресурсом совладающего поведения, через развитие которого можно повлиять на сближение матери и ребенка, на установление между ними тесного взаимопонимания, которое поможет матери постичь сущность затруднений ребенка.

В целом, соотношение эмпатии и копинг-поведения можно охарактеризовать так: чем выше эмпатийность, тем выше проявляется ответственность, поиск социальной поддержки; чем ниже эмпатийность, тем выше ориентации на стратегию бегство-избегание.

Неподдельный искренний интерес к личности ребенка как таковой, к ее индивидуальным особенностям - основная предпосылка глубокой эмпатии. Мы считаем, что развитие эмпатий-ных способностей создаст чувство уверенности у матерей, повысит их уровень оптимизма, со-

здаст перспективы будущих отношений, стратегию развития ребенка, что в итоге повлияет на выбор более адаптивных копинг стилей/стратегий.

Ссылки:

1. Психология семьи и больной ребенок / под ред. И.В. Добрякова, О.В. Защиринской // Учеб. пособие: хрестоматия. СПб., 2007.

2. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005.

3. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.