исследованиях /В.Ю. Урбах.- М.: Медицина, 1975.- С. 81-87.
12. Фишер, М. Нейропротекция при остром ишемическом инсульте / М. Фишер // Журнал неврологии и психиатрии (прилож. «Инсульт»), 2003.- № 9.- С. 41-43.
13. Barthel, DW, Mahoney, FI. Functional evaluation: the Barthel Index. Md Med J 1965;14:61-65
14. Eskinazi D. Homeopathy re-revisited - is homeopathy compatible with biomedic al observations? / D. Eskinazi // Arch. Intern. Med, 1999.- Vol. 159.- P. 1981-1987.
15. Heine H. Lehrbuch der biologischen Medizin. 2. Auflage / H. Heine.- Stuttgart: Hippokrates, 1997.
16. Wilcoxon F. Individual Comparisona by Ranking Methods / F. Wilcoxon // Biometrica Bulletin, 1945.- N 1.- P. 80-83.
OPTIMIZING THE TREATMENT OF PATIENTS WITH ISCHEMIC STROKE
YE.A. BORISOVA, K. M. REZNIKOV Voronezh State Medical Academy after NN. Burdenko
The article explains the use of catholyte and complex homeopathic remedy “Aurum - plus” while treating patients with ischemic stroke.
Key words: catholyte, homeopathic medicine “Aurum - plus”, ischemic stroke.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДОЗ РЕАМБЕРИНА НА ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ У КРЫС В ЧЕЛНОЧНОМ ЛАБИРИНТЕ
Н. В. ГОРДЕЕВА*
В настоящей работе продемонстрированы поведенческие показатели у экспериментальных животных, полученные при введении различных доз реамберина. Выявлены условия, при которых ремберин способен оказывать стимулирующие действие на когнитивные способности животных
Ключевые слова: лабораторные крысы, реамберин, когнитивные способности.
На сегодняшний день для исследования когнитивных процессов широко применяются методы обучения животных в искусственных инструментальных средах. Челночный лабиринт с пищевым подкреплением, на наш взгляд, полностью адекватен для изучения поведенческой активности у крыс. При этом поведение животных в данной методике представляет собой сложный комплекс, включающий в себя работу долговременной и кратковременной памяти, формирование тактики и стратегии поиска и локомоцию [3].
Ряд современных исследователей доказали наличие у анти-оксидантных препаратов (например, у мексидола и эмоксипина) способности позитивно влиять на познавательные и мнестиче-ские процессы мозга, а также противодействовать развитию психосоматической патологии на фоне хронического стресса [2,4]. В опытах на лабораторных крысах были показаны нейротропные свойства и стресспротективные эффекты у антиоксидантов. Эта информация позволяет отнести данные фармакологические агенты к разряду средств, обладающих ноотропной активностью (согласно классификации Т. А. Ворониной) [4].
В анализе причин, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья человека, необходимо учитывать роль психологических и поведенческих факторов, основным из которых является формирование в структуре поведения временного состояния поисковой активности (ПА), относящейся к одной из самых важных высших функций мозга и связанной с его когнитивными способностями и процессами обучения. Еще с конца второго тысячелетия ПА рассматривают как позитивный психонейроиммунологический «фактор здоровья», способствующий его укреплению. Психическая дезадаптация, невротические расстройства, возникающие при стрессорных воздействиях (как результат низкой интенсивности ПА), устраняются с помощью психотропных средств: антидепрессантов, транквилизаторов. Однако адаптация при их приеме носит кратковременный характер. Поэтому более перспективным, на наш взгляд, является использование фармакологических препаратов из группы актопротекторов и ноотропов для профилактики стрессо-
* Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск, 675000, Горького, 95, gordeeva [email protected]
генных нарушений.
В конце XX и начале XXI веков были получены обширные данные о нейротропном влиянии ноотропных средств, таких как пирацетам, аминалон, бемитил, циннаризин, кавинтон и многих других. Было показано, что данная группа препаратов способна воздействовать на нервные механизмы, связанные с системой гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Значение центральной ГАМК-ергической системы в регуляции поведенческих реакций на стресс, в том числе состояние тревожности, хорошо изучена.
Интересным соединением, на наш взгляд, является антиок-сидантный препарат реамберин, активно использующийся в клинической практике для борьбы с последствиями стресса различного генеза в спортивной медицине, хирургии, онкологии, восстановительной медицине, пульмонологии, неврологии [6].
В основе механизмов действия этого средства лежит его уникальный состав.
В первую очередь это сукцинат, который является естественным эндогенным субстратом клетки. Назначение экзогенного сукцината сопровождается двумя основными изменениями, которые происходят в углеводном обмена веществ и окислительном фосфорилировании: янтарная кислота ускоряет оборот дикарбо-новой части ЦТК (сукцинат - фумарат - малат) и снижет концентрации лактата, пирувата (в меньшей степени) и цитрата, которые накапливаются в клетках во время гипоксии [6].
Несомненно, что участие составных компонентов реамбе-рина в дыхательной цепи клетки оказывает мощное воздействие на устойчивость организма к влиянию психоэмоционального стресса, одним из главным сопутствующих компонентов которого является гипоксия [9].
Цель исследования - изучение влияние различных доз реамберина (10 и 30 мл/кг) на процессы обучения и механизмы долговременной памяти у крыс в условиях челночного лабиринта.
Материалы и методы исследования. Эксперимент выполнен на 120 неинбредных крысах-самцах, содержавшихся в стандартных условиях вивария. Крысы получали сбалансированный корм и питьевую воду без ограничений. Работа выполнена согласно требованиям Хельсинской декларации о гуманном отношении к животным.
Участвующие в работе особи предварительно были разделены на 3 группы. Крысы первой группы являлись контрольными. Крысы второй группы в каждые сутки эксперимента получали внутривенно реамберин в дозе 10 мл/кг. Третьей группе за аналогичный промежуток времени делали внутривенную инъекцию реамберина в дозе 30 мл/кг.
В опыте для оценки нервно-психических процессов использовали челночный лабиринт (нас в первую очередь интересовали когнитивные функции мозга, и эта установка наиболее тождественна завяленной нами цели). В конце лабиринта располагали пищевое подкрепление (семена подсолнечника). Исследование выполняли ежедневно в течение 5 суток в звукоизолированной комнате при освещении 250 лк. Регистрация поведенческих показателей выполнялась оператором с помощью ЭВМ и системы компьютерного видеонаблюдения.
Расположение окружающих предметов, источника света было строго фиксировано на протяжении всего эксперимента. Регистрировали: количество пройденных отсеков; количество крыс, достигших конца лабиринта; время прохождения лабиринта; количество вертикальных стоек, груминг, время фризинга [3].
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью программы Стентона Гланца «Biostat». Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента.
Результаты и их обсуждение. Изучая локомоцию и эмоциональные проявления у крыс в челночном лабиринте, мы установили, что при ежедневном тестировании в течение 5 суток у животных наблюдалось достоверное снижение вертикальной активности (с 53% до 14%). Возрастала реакция фризинга (до 76%); количество реакций груминга достоверно не менялось на протяжении всего эксперимента. Необходимо отметить, что по показателям локомоции двигательная и исследовательская активности у животных, участвующих в опыте, постепенно снижались от 1 к 5 суткам эксперимента.
Общеизвестно, что процесс груминга у крыс начинается с облизывания передних лапок и трения носа; затем следует умывание мордочки целиком, которое сменяется умыванием головы, туловища, задних конечностей и гениталий [5]. Сохранение данной последовательности свидетельствует о комфортном состоя-
нии крысы. Если последовательность нарушается, то это говорит о дискомфорте и повышенной стессированности животного. В нашем эксперименте груминг у крыс во всех группах сохранялся в полной мере и обычно достигал финальных стадий [8].
Введение реамберина в дозах 10 мл/кг и 30 мл/кг вызвало определенные изменения в поведении тестируемых особей. Обе дозы препарата снижали психоэмоциональные проявления у подопытных животных. Регистрировалось достоверное снижение вертикальной активности и тревожности по сравнению с контрольной группой. К 4-5 суткам эксперимента происходила постепенная адаптация крыс к инструментальным условиям тестирования, что отражалось в снижении двигательной активности и исследовательского поведения. Крысы, получавшие реамберин, быстрее адаптировались к челночному лабиринту. Справедливости ради нужно отметить, что полученная нами информация коррелирует с работами ряда авторов, доказывающих наличие стресспротекторных и анксиолитических свойств у антиокси-дантных препаратов.
В 1-2 сутки эксперимента 35% крыс контрольной группы достигали конца лабиринта (среднее время прохождения установки - 43,11±3,92 сек.). Данный показатель у второй и третьей групп достоверно не отличался от контроля (р>0,05) (40,64±3,01 сек. и 44,91±2,55 сек. соответственно).
На 3 - 4 сутки мы наблюдали выраженные изменения в поведении тестируемых животных. 59% контрольных крыс успешно достигали конца лабиринта, пройдя все отсеки установки и получив в консуматорную фазу пищевое подкрепление (среднее время прохождения - 31,16±4,82 сек.). Во второй группе (реамбе-рин в дозе 10 мл/кг) 64% особей успешно справились с задачей (28,01±5,19 сек.), однако достоверно время прохождения лабиринта по сравнению с контролем не отличалось (р>0,05). В отличие от предыдущих групп, 80% крыс, которым вводили реамбе-рин в дозе 30 мл/кг, быстро проходили все отсеки и достигали вознаграждения. Среднее время прохождения лабиринта у них составило 25,65±3,09 сек. Это достоверно отличается от аналогичного показателя у контрольных животных (р<0,01).
Согласно проведенному исследованию, крысы, получавшие антиоксидантное средство, легче обучались, чем интактные особи. Более того, у группы «реамберин в дозе 30 мл/кг» мы наблюдали почти полное достижение максимума решения поставленной когнитивной задачи.
Время прохождения лабиринта отражает оценку обучения и памяти крыс [3]. Согласно принятой классификации, память разделяют на долговременную («референтную») и кратковременную («рабочую, оперативную») [4]. В своей работе мы изучали процессы приобретения, сохранения и извлечения энграмм, так как продолжительность эксперимента позволяет судить о механизмах долговременной памяти. Животные, получавшие реамбе-рин в дозе 10 мл/кг, имели тенденцию к повышению адаптационных способностей в условиях искусственной инструментальной среды. Реамберин в дозе 30 мл/кг достоверно быстрее оптимизировал процессы поведенческой адаптации у подопытных животных по сравнению с контрольными.
Данное исследование, на наш взгляд, имеет важное прикладное значение. Большое количество когнитивных и мнестиче-ских расстройств в мировой клинической практике делает весьма актуальной проблему поиска новых высокоэффективных нейро-тропных лекарственных средств без вредных побочных эффектов для борьбы с нейродегенеративными патологиями по типу болезни Альцгеймера [1,7]. В свете вышеизложенного, антиоксидант-ные препараты приобретают особую привлекательность из-за своей низкой токсичности, позитивных свойств и относительно высокой тропности к нервной ткани.
Основываясь на результатах выполненной работы, мы можем предположить, что реамберин в дозах 10 мл/кг и 30 мл/кг обладает однонаправленным действием на высшие интегративные функции мозга. Его можно было бы применять в качестве фармакологического средства профилактической коррекции постстрессовых нервно-психических (прежде всего когнитивных) нарушений. Улучшение мнестических процессов с помощью реамберина может быть следствием его непосредственного влияния на гиппокампальную активность.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при хроническом применении реамберин оказывал ноотропное действие на модели с положительным пищевым подкреплением. Под влиянием препарата улучшались два основных показателя, отве-
чающих за долговременную память животных - количество пройденных отсеков и время прохождения лабиринта. Это свидетельствует о перспективности использования реамберина в дозе 10 мл/кг и, в первую очередь, в дозе 30 мл/кг в качестве ноотроп-ного и стресспротекторного средств.
Выводы.
1. Реамберин при ежедневном хроническом введении в течение 5 суток в дозе 10 мг/кг у крыс не влиял на процессы обучения, но способствовал оптимизации когнитивной деятельности мозга, улучшая процессы долговременной памяти.
2. Реамберин при хроническом применении в дозе 10 мг/кг у крыс обнаруживал выраженные мнемотропные эффекты.
Литература
1. Арушанян, Э. Б. Экспер. и клин. фармакол. / Э.Б. Аруша-нян.- 68(3), 74-79 (2005).
2. Арушанян? Э. Б. Усп. физиол. Наук / Арушанян Э. Б., Арушанян Л. Г., Эльбекян К. С..- 24(4), 12-27 (1993).
3. Буреш, Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш.- Высш. шк., Москва (1991).
4. Воронина, Т. А. Экспер. и клин. фармакол. / Воронина Т. А., Гузеватых Л. С., Трофимов С.С..- 68(2), 3-7 (2005).
5. Дембовский, Я. Психология животных, Изд-во Иностранной литературы / Я. Дембовский.- Москва (1959).
6. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.- М., «Прогресс», 2001.- 392 с
7. Хавинсон, В. Х. Пептидные биорегуляторы и старение / Хавинсон В. Х., Анисимов В.Н..- Наука, Спб. (2003).
8. Pierpaoli W. andMaestroni G. J. M, Immunol. Lett., 16(2), 355-362 (1987).
9. Salum C., Morato S., Roque—da—Silva A.C. Neural Networks.-2000.- V. 13.- P. 21-29.
STUDYING OF INFLUENCE OF VARIOUS DOSES REAMBERIN FOR LONG-TERM MEMORY AT RATS IN THE SHUTTLE LABYRINTH
N.V. GORDEEVA A mur State Medical A cademy, Blagoveshchensk
The article highlights experimental animals' behavioural indices, received in the result of injecting various doses of reamberin. The conditions at which reamberin is capable to stimulate the cognitive abilities of animals are revealed
Key words: laboratory rats, reamberin, cognitive abilities.
УДК 612.014.483+616-08-039.76
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ ЛЕЧЕНИЯ
Н.А. ГРИДНЕВА*
В статье затронута проблема психологической реабилитации нейрохирургических больных c краниофациальными опухолями головного
мозга использованием методов нейропсихологии и психотерапии.
Ключевые слова: нейрохирургия, реабилитация, стационар.
Проблема психологической реабилитации нейрохирургических больных имеет не только здравоохранительную и экономическую актуальность, но и социо-культурную. От ее решения во многом зависит не только процесс восстановления больных, но и их возвращение к нормальной социальной и общественной жизни. В представленной работе основное внимание уделялось оценке динамики восстановления нарушений высших психических функций (ВПФ) у больных с опухолями головного мозга в до- и послеоперационный период в связи с влиянием психологического компонента на процесс реабилитации нейрохирургических пациентов, а также разработке методологии их психологической реабилитации.
Цель исследования - оценка возможности психологической реабилитации нейрохирургических больных с различными нозологическими формами краниофациальных опухолей мозга на стационарном этапе лечения, используя методы нейропсихологии и психотерапии для улучшения результатов и качества лечения таких пациентов.
* Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московская обл,.г. Дубна, ул. Университетская,19. Тел. (8 496) 219-07-43.