Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОГО АВИАЦИОННОГО ШУМА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОГО АВИАЦИОННОГО ШУМА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — С.В. Развейкин, Б.М. Столбун, И.Л. Карагодина, И.С. Суринович, И.А. Беренштейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF AIRCRAFT NOISE ON THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF MAN

The following alterations of moderate degree were noted in the cardiovascular system of those living and/or working at airports and exposed to intense noise (up to 67-92 dB (A) during take-off at the place of residence and up to 117 dB (A) at the place of work): metabolic disturbances, reduced myocardial contractility, predominance of the sympathicotonic type of cardiac activity regulation, increased rigidity of elastic vessels, and increased vascular resistance to blood flow. The magnitude of these alterations correlated with the intensity of noise.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОГО АВИАЦИОННОГО ШУМА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 612.1.ОМ.45:629.7

С. В. Развейкин, проф. Б. М. Столбун, канд. мед. наук И. Л. Карагодина, И. С. Суринович, И. А. Беренитейн, К■ П. Джига

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОГО АВИАЦИОННОГО ШУМА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Влияние авиационного шума исследовалось главным образом в производственных условиях. В то же время недостаточно изучен вопрос о воздействии интенсивного авиационного шума на состояние здоровья, в частности на сердечно-сосудистую систему, жителей близлежащих от аэропортор населенных пунктов, что и явилось целБю настоящей работы.

При решении данного вопроса использовали комплекс методов, позволяющих оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, проводили общеклиническое обследование, определяли показатели биоэлектрической и механической активности сердца, скорость распространения пульсовой волны, тонометрию, вариационную пульсометрию. Обследовано 243 практически здоровых мужчины в возрасте от 30 до 59 лет с трудовым стажем на данном предприятии не менее 10 лет, проживающих вблизи аэропорта. Из них 126 (группа А) работали на авиацнонно-технической базе (АТБ), подвергались воздействию интенсивного авиационного шума как во время смены, так и во внерабочее время, а 117 (грулпа Б) были заняты на одном из предприятий, расположенном вблизи аэропорта, и не подвергались существенному воздействию профессиональных вредностей. Уровни шума измеряли шумомером датской фирмы «Брюль и Къер». Точки замеров располагались по периметру самолетов, у носовой и хвостовой частей, у крыльев — в зоне пребывания рабочих, а также на территории поселка.

Максимальные уровни шума на территории поселка при полете самолетов колебались от 67 до 93 дБА, что выше нормы на 8 дБА согласно ГОСТу 22283-76. Эквивалентный уровень шума (Ьэкв) был равен 78,6 дБ А при норме на территории жилой застройки 65 дБА. Уровни шума распределялись следующим образом: Г99 = 47,5 дБА, 1-,0 = 50,8 дБА, Ь50 = 56,8 дБА, = 78,8 дБА.

Группу А составлял персонал АТБ — техники, ведущие регламентные работы по обслуживанию самолетов. Основные производственные вредности: шум, электромагнитные волны сверхвысокой частоты (СВЧ), неблагоприятные метеорологические условия. Почти половину (42—50%) рабочего дня техники находятся в подсобных помещениях, подвергаясь воздействию шума 70—85 дБА, а остальное время — на аэродромном поле, где интенсивность авиационного шума достигает 92—116 дБА, что, согласно гигиеническим нормам на рабочих местах № 1004-73, превышает допустимый уровень 85 дБА. Источниками шума являются само-

леты, обслуживаемые на данной стоянке, а также взлетающие и садящиеся с соседних стоянок. Рабочие антифонами не пользуются. Плотность потока СВЧ равна 40—1500 мкВт/см2, что превышает норму. Регламентные работы осуществляются на открытых стоянках в любое время года.

Группа Б состояла из техников-ремонтников, ремонтирующих авиационное оборудование. Работа проходит в помещении с нормальным микроклиматом, плотность потока СВЧ, по данным санэпидстанции, колеблется от 0,3 до 5,2 мкВт/см'-. Уровень шума составляет 78—79дБА, что соответствует норме на рабочих местах. Источники воздействия: авиационный шум от пролетающих самолетов, доносящийся с территории аэропорта, и внутренние шумы от налаживаемой аппаратуры.

При анализе показателей деятельности сердечнососудистой системы рассматривались их средние величины с определением достоверности межгрупповых различий по Стьюденту. Кроме того, в связи с возможным нивелированием показателей при их усреднении определяли частоту отклонений в процентах. При анализе данных в обеих группах выявлены умеренно выраженные изменения показателей сердечно-сосудистой системы, характеризующие состояние метаболизма и сократимости миокарда, о чем свидетельствуют данные ЭКГ: тенденция к левосторонней девиации, депрессия зубца Т с возрастом, снижение зубца Я (более выраженное у лиц группы А). В таблице представлены средние показатели и частота отклонений. Судя по приведенным данным, частота сердечного ритма у обследованных обеих групп существенно не различалась и находилась в пределах нормы. Однако синусовая тахикардия встречалась примерно в 2 раза чаще, чем синусовая браднкардия. При анализе статистических характеристик сердечного ритма наряду с общей тенденцией к увеличению индекса напряжения выявлена достоверно большая частота случаев с уменьшением моды и средней величины вариационного размаха, т. е. симпатнко-тоническое преобладание (особенно в группе А).

Приведенные данные нарушений ЭКГ и вариационной пульсометрии (тахикардия, изменение длительности интервалов и высоты зубцов) не вызваны в данном случае ни повышенной физической активностью, ни эмоциональным возбуждением и поэтому могут рассматриваться как результат влияния условий проживания и труда на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Наши данные согласуются с материалами Н. Н. По-

кровского, А. В. Рощина о воздействии промышленного шума на состояние системы кровообращения.

Средние показатели артериального давления находились в пределах нормы. Диастолическое давление у лиц группы Б оказалось значительно выше, чем у обследованных группы А, как и частота диастолической гипертензии. Систолическая ги-f пертензия встречалась примерно одинаково часто в обеих группах. Следует отметить, что наибольшая частота случаев гипертензии, выявленной по артериальному давлению, относится к переходной зоне, а у 6,3 и 8% по систолическому давлению (185—175 мм рт. ст.) и 2,4 и 16% по диастоличе-скому (100 мм рт. ст.) — к гипертонической болезни, что было подтверждено у 1/4 — 1/6 обследованных и показателями среднединамического давления.

Скорость распространения пульсовой волны по аорте имела тенденцию к возрастанию, причем частота случаев повышения у лиц группы А была достоверно выше, чем у лиц группы Б, а случаев снижения — ниже, чем в группе Б, что характеризует наклонность к увеличению ригидности сосудов эластического типа. Повышение скорости распространения пульсовой волны в отдельных случаях у лиц группы А достигало 17,4 м/с, в группе Б — 14 м/с. В данном случае эти нарушения правомерно отнести в большей мере за счет склерозирования сосудов, так как повышение диа-столического давления отмечалось чаще лишь в р группе Б, скорость же распространения пульсовой волны была увеличена у обследованных обеих групп. Правомерно предположить, что интенсивный авиационный шум способствует развитию ате-росклеротнческого процесса в сосудах эластического типа. Повышение скорости распространения пульсовой волны описывает H. Н. Шаталов у ста-жированных рабочих, подвергающихся воздействию интенсивного производственного шума. При анализе баллистокардиограммы обращает на себя внимание достоверно большая частота выраженных изменений I — III степенн по Брауну, «ранних М», «глубоких К» у лиц группы А по сравнению с обследованными группы Б, что характеризует различие в частоте снижения контра ктильной способности сердца.

Баллистокардиографический индекс (БИ) в среднем несколько более снижен у лиц группы А (различия недостоверны). Частота случаев со сниженным БИ была существенно выше в группе А и составила 66,4% против 40,6% в группе Б, что отражает более значительные дыхательные вариации волн и расценивается как показатель снижения контрактильности сердца. В группе А отмечены единичные случаи увеличения периода изгнания ^ в сопоставлении с должными. Следовательно, при баллистокардиографическом исследовании у 2/3 лиц группы А и у V3 лиц группы Б выявлены изменения сократительной способности миокарда и почти в половине случаев в обеих группах — признаки

к 2

о

О Ч

О

г

я ч

о. и

о с о.

о

х s

<

S <

а и V

s ш

euuiîdj

цнмано!гмхо aimaL'UEdiiBH

л л

S s

сЗ-

+1+1

СМ 00 to О!

-h- ~~ о

<7>

t» о m

+¡+1 * оо to to I (N т — о -

oo-§3

_

СОГ-СМ 00

— см

+1+1 <N Т

ОО

+1+1 * т

СМ СО сч -

оо'^

оощ •

- -со о ю — - -см — — t~-

to о сч г»

сч см см г- -«2

+1+1 Ю О) О! Ю

to о

СЧ Г—

г~- <м 8 о о о

+1+1

* оо — см см -

ос torn ч-ооо со—'

00 to сч Г—

+1+1 00 см см

-Г f-

■ч- о — ю

о о

+1+1

см tс.

о* о

— с— ст>

te о

CM t»

+1+1

00

см t» о> t»

а18

о о"

+1+1 Ю to см см

о'о*

см to ©о

о с

+1+1

« СП

см см о о

I I

•со

5CN

<1Д

<ia <ш<ш

+ I

0> et

Щ*

У О « - га s: ET X X

5 S +1+1

н ÏJn

о о

h ç

tj 3 .s

•S * = zr о =

о

? я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с;

si

ее га о

t; а О о F о

У з

га с; rr 2,

J & &5

ЕР х

V

3 га

H

s s.

S л

S f-2 о

¡а * §

4 о

te

за

о "ri

CQ ^

X

0 x et v

(_ *

, к

î^ a. m ra

C0

Q^ »

»>» a»

n s

Q.X

P

f S

1 &

• x

t ■> X

* о

U) Jï о s ra

® Ê.

y-s

-SI

S

l-e-o ? ra

S o- 3

" u £

no? o-P 2

и

« X

3 ч s

й e ? О га с cot

Si I

as H Ь> I

-S ^ о —

3 =< CL ™ «

r4

gxî * с

повышенного сопротивления крупных сосудов. Эти сдвиги свидетельствуют о наличии доклинических признаков компенсированных нарушений сократимости миокарда, так как обследовались практически здоровые (без видимой патологии) люди. В доступной литературе мы не встретили сообщений о подобных исследованиях.

Таким образом, полученные данные показали, что влияние интенсивного авиационного шума на сердечно-сосудистую систему может наблюдаться не только в производственных условиях, но и у жителей близлежащих населенных пунктов. Функциональные нарушения характеризуются снижением сократительной способности и изменением метаболизма миокарда, изменением вегетативной регуляции сердечной деятельности, повышением ригидности сосудов эластического типа. Перечисленные нарушения позволяют предположить повышение риска сердечно-сосудистой патологии в данных условиях.

Выводы

1. Воздействие авиационного шума и сопутствующих ему факторов внешней среды в условиях проживания и трудовой деятельности населения

вызывает умеренно выраженные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы: нарушение метаболизма, снижение сократительной способности миокарда, преобладание сим-патнко-тонического типа регуляции сердечной деятельности, повышение ригидности сосудов эластического типа и сопротивления току крови.

2. Степень отмеченных изменений соответствует интенсивности шумовой нагрузки.

3. Представляется целесообразным рекомендовать применение электрокардиографии, вариационной пульсометрии, баллистокардиографии, тонометрии, скорости распространения пульсовой волны по сосудам эластического типа для характеристики функционального состояния сердечно-сосу-дистой системы в целях предварительного отбора на данную работу, а также при периодических профосмотрах. Лица с выявленными отклонениями подлежат диспансерному наблюдению.

4. Жилые поселки для обслуживающего персонала аэропортов должны размещаться на основании акустических расчетов с обеспечением требований ГОСТа 22283-76 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».

ЛИТЕРАТУРА

Покровский Н. Н. — В кн.: Актуальные проблемы эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Львов, 1965, с. 79—80.

Влияние шума, вибрации и ультразвука на организм и профилактика этих воздействий. М., 1968, вып. 1.

Шаталов Н. Н., МанОанян Д. И. — В кн.: Всероссийская конф. на тему «Шум и шумовая болезнь, вопросы профилактики». Краткие тезисы докладов. Л., 1973, с. 156—157.

Шаталов Н. Н. — Гиг. труда, 1965, № 6, с. 3—7.

Поступила 27/УП 1979 г.

EFFECT OF AIRCRAFT NOISE ON THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF

MAN

S. V. Razveikin, B. M. Stolbun, I. L. Karagodina, 1. S. Surinovich, I. A. Berenshlein, and K. P. Dzhiga

The following alterations of moderate degree were noted in the cardiovascular system of those living and/or working at airports and exposed to intense noise (up to 67-92 dB (A) during take-off at the place of residence and up to 117 dB (A) at the place of work): metabolic disturbances, re-

УДК 619:612.6631:613.632:615.285.7

Кандидаты мед. наук Л. В. Марцонь и Я. Р. Шепельская

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕРАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖИВОТНЫХ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ПОЛИХЛОРКАМФЕНА

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Полихлоркамфен (ПХК) — широко применяемый в сельском хозяйстве инсектицид, высокоэффективный в борьбе со свекловичными долгоносиками, колорадским жуком и многими другими сельскохозяйственными вредителями. Он представляет собой сложную смесь полихлоркамфенов и камфенов различного строения (67—69% хлора)

duced myocardial contractility, predominance of the sympathicotonic type of cardiac activity regulation, increased rigidity of elastic vessels, and increased vascular resistance to blood flow. The magnitude of these alterations correlated with the intensity of noise.

и относится к стойким пестицидам. Препарат выпускается в виде 50% концентрат-эмульсии. Допустимое остаточное количество в продуктах пи- м тания 0,1 мг/кг, ПДК в воде 0,004 мг/л, в воздухе рабочей зоны 0,002 мг/м3.

Учитывая высокую стойкость препарата в окружающей среде, а также данные литературы о вли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.