Научная статья на тему 'Изучение вирусо-нематодного фитопатокомплекса на малине в условиях Московской области'

Изучение вирусо-нематодного фитопатокомплекса на малине в условиях Московской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
163
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ / НЕПОВИРУС / ЭПИФИТОТИЙНЫЕ СИТУАЦИИ В АГРОБИОЦЕНОЗАХ / НЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И ВИРУСОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭКСТИНКЦИИ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Романенко Н.Д., Таболин С.Б., Метлицкая К.В.

Введение. Вирусные инфекции опасны для всех плодовых и ягодных культур, особенно это касается культуры малины, которая является наиболее благоприятными растением-хозяином как отдельных видов нематод-вирусоносителей и переносимых ими неповирусов, так и в целом всего вирусно-нематодного патогенного комплекса. Фитопатогенные вирусы и нематоды резко снижают урожайность малины, способствуют ее быстрому вырождению и гибели всего растения и при этом они нередко вызывают эпифитотийные ситуации в агробиоценозах и естественных природных биоценозах. Вирусные инфекции в высокой концентрации и нематоды, превышающие пороги вредоносности по численности представляют серьезную угрозу культуре малины не только в РФ, но и за рубежом [1-7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of phytopathogenic complex viruses-nematodes on raspberries in the Moscow Region

Сommon genera of plant-parasitic nematodes in the rhizosphere of raspberries Criconema, Helicotylenchus, Rotylenchus, Longidorus, Pratylenchus, Trichodorus, Paratrichodorus, Xiphinema, and Tylenchorhynchus. Criconemoides informis and virus-vector nematodes Longidorus elongatus, Xiphinema diversicaudatum, Trichodorus primitivus, T. similis, Paratrichodorus pachydermus were widely spread both in agricultural and natural ecosystems. NEPO-viruses (extinction coefficient: 1,8-2,5) and their nematode vectors were found not only in industrial plantations and household plots but also in natural ecosystems including marshes, meadows, forests, and city parks.

Текст научной работы на тему «Изучение вирусо-нематодного фитопатокомплекса на малине в условиях Московской области»

Pollenia intermedia ИД=1,7, Sarcophaga carnaria ИД=1,35%, Drosophila funebris ИД=1,2%, Ceroxys urticae ИД=1,14%, Sepsis sepsis ИД=0,6%, Themira putris ИД=0,37%.

Литература:1.Костина М.Н.,//Ж-л “Дезинфекционное дело”. М.- 2003 -№1. 2. Лобанов А.М. ИВГМА- «Методика отлова имаго мух». 3. ШтакельбергА.А. ОпределительнасекомыхЕвропейскойчастиСССР.- 1956.

Fauna and ecology of zoophilous flies at the industrial sector of poultry husbandry in the Ivanovo Region. Romanenko P.V. D.K. Belyaev Ivanovo State Agricultural Academy.

Summary. One collected 3245 imago flies represented by 19 species attributed to 7 families.

ИЗУЧЕНИЕ ВИРУСО-НЕМАТОДНОГО ФИТОПАТОКОМПЛЕКСА НА МАЛИНЕ В УСЛОВИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Романенко Н.Д.*, Таболин С.Б. *, Метлицкая К.В.**

*Центр паразитологии Института проблем экологии и эволюции

им А.Н. Северцова РАН

**ГНУ Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и

питомниководства

Введение. Вирусные инфекции опасны для всех плодовых и ягодных культур, особенно это касается культуры малины, которая является наиболее благоприятными растением-хозяином как отдельных видов нематод-вирусоносителей и переносимых ими неповирусов, так и в целом всего вирусно-нематодного патогенного комплекса. Фитопатогенные вирусы и нематоды резко снижают урожайность малины, способствуют ее быстрому вырождению и гибели всего растения и при этом они нередко вызывают эпифитотийные ситуации в агробиоценозах и естественных природных биоценозах. Вирусные инфекции в высокой концентрации и нематоды, превышающие пороги вредоносности по численности представляют серьезную угрозу культуре малины не только в РФ, но и за рубежом [1-7].

Материалы и методы. С целью выявления комплексных вирусных и нематодных инфекций смешанного типа проводили отбор почвенных и растительных проб в промышленных, приусадебных, дачных ягодниках, других агробиоценозах и в природных биоценозах - в дикорастущих зарослях малины - в болотах и лесах, а также на территории вышедших из землепользования и брошенных ягодников. Нематологические и вирусологические обследования проводили в очагах массового проявления вирусных инфекций (израстания, пятнистости, мозаики, хлороза, др.). Почвенные и растительные образцы были отобраны в Талдомском,

244

Красногорском, Ленинском и Ступинском районах Московской области, а также в некоторых очагах Ульяновской и Псковской областей. Сбор материала проводили стационарным и маршрутным методами. Почвенные и растительные образцы отбирали в ризосфере дикорастущих растений малины, сельскохозяйственных угодий и в антропогенно - адаптированных природных экосистемах (в ЦПКиО им. Горького вдоль русла реки Москва и в Покровское-Стрешнево в Северо-Западном районе города Москвы) на протяжении вегетационных периодов 2010-2013 годов. В Талдомском районе на базе Опытного участка Центра паразитологии ИПЭЭ РАН были обследованы сорта - Калининградская, Сентябрьская, Новость Кузмина и др. Растительные и почвенные образцы отбирали как при наличии, так и отсутствии на растениях симптомов вирусных и нематодных инфекций. Кроме того, в Рузском районе были отобраны почвенные и растительные образцы на молодых (первого года посадки растениях) и на плодоносящих кустах малины с вирусными симптомами (сорт Новость Кузьмина). Большой материал собран в МСХА- на базе Плодово-ягодной станции и в Ленинском районе на базе ГНУ ВСТИСП на промышленных плантациях и участках сортоизучения малины. Нематологические анализы проводили двумя методами - просеивания - по Флеггу и вороночным - по Берману с последующим приготовлением постоянных и временных препаратов и их микроскопированием [2-4,6] на базе лаборатории фитопаразитологии Центра паразитологии Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН (ЦП ИПЭЭ РАН). Вирусологические анализы растительных образцов с целью идентификации возбудителей вирусных инфекций проводились в лаборатории вирусологии ГНУ ВСТИСП д.с.х.н. М.Т. Упадышевым и к.б.н. К.В. Метлицкой с использованием метода ИФА [6]. Всего в период с 2010 по 2013 гг. было отобрано и проанализировано свыше 500 почвенных и растительных образцов.

Результаты. В результате проведенных нами исследований, впервые был установлен видовой состав вирусно-нематодного комплекса на малине обыкновенной и ее отдельных сортах в различных типах биоценозов, как в агробиоценозах, так и в природных фитоценозах (леса, болота) в Московской, а также в двух контрастных по погодно- климатическим и почвенным условиям областях Европейской части РФ - в Псковской и в Ульяновской. Выявленный нами видовой состав наиболее опасных видов вирусов включает к настоящему времени 4 вида неповирусов, вирус кустистой карликовости и свыше 40 видов фитопаразитических корневых нематод на дикорастущей и культивируемой малине. Эпифитотии при поражении свыше 80% из 100 обследованных растений малины были зарегистрированы в Московской, в Псковской и в Ульяновской областях. В Талдомском районе Московской области в процессе проведенных исследований впервые было выявлено комплексное вирусно-нематодное заражение малины на ремонтантном сорте Сентябрьская, где было установлено наличие вируса кольцевой пятнистости малины (RRV) и его переносчика - нематоды Longidorus elongatus. Кроме того, были выявлены и подтверждены методом ИФА и другие неповирусы -

245

мозаики-резухи (AMV), и латентной кольцевой пятнистости земляники (SLRSV), а также выявлен вирус кустистой карликовости малины (RBDV) на симптомных растениях, где ранее был обнаружен очаг нематоды Longidorus elongatus в высокой численности, значительно превышающей известные пороги вредоносности (250 -340 особей на 1000 г почвы). С помощью иммуноферментного анализа установлена высокая степень зараженности обследованных участков малины. Коэффициент экстинкции в отдельных случаях превышал обычно допустимый уровень в 1,5 - 2 раза. Выявленные очаги неповирусной инфекции и очаги их переносчика - L. elongatus полностью совпадали. В частности, на участке малины расположенном в непосредственной близости с участком земляники и на участке их смешанной посадки, на сорте Сентябрьская ремонтантная и на дикорастущей малине вблизи ограды отделяющей эти участки были обнаружены неповирусы АМV и RRV и их переносчик нематода^ elongatus. Наиболее высокая концентрация отмечена для вируса кольцевой пятнистости малины (RRV) - на малине и землянике садовой в Талдомском районе (коэффициент экстинкции 2,5), а также на малине, сирени и сливе в Рузском районе (соответственно коэффициенты экстинкции составляли 2,1; 2,0 и 1,8 , что значительно превышает допустимый уровень и создает угрозу заражения различных плодовых, ягодных и декоративных видов растений, как в природных, так и агробиоценозах, особенно при наличии в почве нематод переносчиков неповирусов - L. elongatus и X. diversicaudatum. Кроме того, интересны находки опасного вируса кустистой карликовости малины (RBDV) на землянике садовой в Талдомском и Рузском районах (к.э. = 2,5 и 1,6 соответственно), и на экспериментальном опытном лимоне, инфицированном нематодами векторами - L. elongatus и Х. diversicaudatum, где впервые была обнаружена комплексная инфекция вируса кольцевой пятнистости малины (RRV) и вируса кустистой карликовости (RBDV) с довольно высоким уровнем коэффициента экстинкции [1,4].

Полученные данные указывают на высокий уровень опасности распространения обнаруженных вирусов и нематод их переносчиков и создают предпосылки для дальнейшего распространения вирусных и нематодных инфекций из природной среды в промышленные насаждения и наоборот.

Литература: 1. Романенко Н.Д. Фитогельминты - вирусоносители семейства Longidoridae. М. Наука, 1993. 284 с. 2. Романенко Н.Д. Дисс. в форме научного доклада на соискание доктора биол. наук. М. 1994. 84 с. 3. Романенко Н.Д., Буров Б.В. В кн.: «Динамика биологического разнообразия животного мира»// Сб. докл. Совещ. М. ИПЭЭ РАН 26-28.11.1996. М., 1997, С. 149-156. 4. Романенко Н.Д., Буров Б.В., Козырева Н.И., Стародубцев В.В. //Сборник трудов международной конференции «Современные проблемы микологии, альгологии и фитопатологии». М., 1998, С. 103-104. 5. Романенко Н.Д. Нематоды - переносчики вирусов. В кн.: Прикладная нематология. М. Наука. Глава 6, 2006. С. 122-161. 6. Weischer B. and Brown D.J.F. An

246

Introduction to Nematodes. General Nematology. 2000 Sofia. Bulgaria. Pensoft. 187 pp. 7. Cooperative extension - Raspberry and blackberry production Guide for the Northeast, Midwest and Eastern Canada// Natural Resource, Agriculture, and Engineering Service (NRAES - 35)// Lori Bushway, Martin Pritts, David Handley, tech. editors and published by NRAES, 2008, 167 p.

Investigation of phytopathogenic complex viruses-nematodes on raspberries in the Moscow Region. Romanenko N.D., Tabolin S.B., Metlitskaya K.V. Center of Parasitology, A.N.Severtsov Institute of Ecology and Evolution; Institute of Horticulture and Nursery Management.

Summary. Common genera of plant-parasitic nematodes in the rhizosphere of raspberries Criconema, Helicotylenchus, Rotylenchus, Longidorus, Pratylenchus, Trichodorus, Paratrichodorus, Xiphinema, and Tylenchorhynchus. Criconemoides informis and virus-vector nematodes Longidorus elongatus, Xiphinema diversicaudatum, Trichodorus primitivus, T. similis, Paratrichodorus pachydermus were widely spread both in agricultural and natural ecosystems. NEPO-viruses (extinction coefficient: 1,8-2,5) and their nematode vectors were found not only in industrial plantations and household plots but also in natural ecosystems including marshes, meadows, forests, and city parks.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГЕЛЬМИНТОФАУНОГЕНЕЗ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ (НА ПРИМЕРЕ РЕЧНЫХ БОБРОВ)

Ромашов Б.В., Ромашова Н.Б.

ФГБУ Воронежский государственный заповедник

Различные группы млекопитающих адаптированы к определенным экологическим условиям, что в свою очередь оказывает влияние на формирование у них специализированных взаимоотношений с

другимикомпонентамибиоты, включая и гельминтов. Бобры являются околоводными животными ив условиях водных и пойменных биоценозов между ними и другими видами животных в ходе совместной эволюции сформировались разнообразные экологические связи. Прямым отражением специфики трофико-хорологических связей бобров, складывающихся на фоне межвидовых и внутривидовых отношений, является формирование у этих зверей определенного по составу сообщества гельминтов.Важно отметить, что при подготовке этихматериалов мы опирались на исследования В.А. Ромашова, который наиболее продуктивные годы научно-исследовательской

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.