Научная статья на тему 'Изучение видов глагола на занятиях русского языка как иностранного'

Изучение видов глагола на занятиях русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7092
874
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА / ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В. Ю. Баймиева

В статье рассматривается методика обучения иностранных слушателей использованию глаголов совершенного и несовершенного вида на элементарном уровне освоения русского языка. Представлены способы образования видовых пар глаголов, приведены языковые упражнения для закрепления данного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение видов глагола на занятиях русского языка как иностранного»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЯЗЫК И ПРАВО.

ЮРИСЛИНГВИСТИКА

УДК 811.161.1

В. Ю. БАЙМИЕВА, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент (г. Уфа)

V. Y. BAIMIEVA, associate professor of the department of foreign and Russian languages of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of philological sciences, associate professor (Ufa)

ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

STUDYING THE TYPES OF VERB AT RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Аннотация. В статье рассматривается методика обучения иностранных слушателей использованию глаголов совершенного и несовершенного вида на элементарном уровне освоения русского языка. Представлены способы образования видовых пар глаголов, приведены языковые упражнения для закрепления данного материала.

Ключевые слова: совершенный и несовершенный вид глагола, временные формы глагола.

Annotation. The article deals with the method of teaching foreign students to use perfect and imperfect verbs at the elementary level of the Russian language. The author presents ways of formation of species pairs of verbs and provides exercises in the given language to consolidate the material.

Keywords: perfect and imperfect form of the verb, temporary forms of the verb.

Ни у кого не возникает сомнения, что довольно сложным аспектом при изучении русского языка иностранными слушателями является грамматика. Иностранцам сложно постигать как большое количество грамматических правил, так и большое количество исключений из них. И конечно же, одна из самых трудных грамматических тем, по мнению исследователей, в обучении русскому языку как иностранному -глаголы несовершенного и совершенного вида (далее - НСВ, СВ) [1], так как категория вида глагола не свойственна многим другим языкам. Трудность свя-

зана с тем, что иностранным слушателям сложно не только запомнить способы образования глаголов, но и правильно употребить глаголы НСВ в общефактическом значении, когда наблюдается разобщенность действия, имевшего место в прошлом, с моментом высказывания, когда заявляется только тот факт, что данное действие совершилось в прошлом, безотносительно к каким-либо событиям, которые последовали за этим действием, т. е. вне какой-то конкретной ситуации.

Общефактическое значение, как и конкретно-фактическое значение глаго-

лов, раскрывается только в определенном контексте, поэтому при изучении темы необходимо показывать основные функции видов глагола на конкретных примерах.

На элементарном уровне при изучении глаголов НСВ и СВ объяснение материала надо начинать с того, когда и в каких ситуациях мы используем данные глаголы. Это значит, что необходимо определить значения глаголов.

Глаголы НСВ обозначают:

1) процесс действия (действие, которое продолжается в течение какого-то времени действия);

2) повторяющееся действие (обычное или повторяющееся в течение какого-то времени действие);

3) констатация одного факта;

4) два факта в одно время;

5) отрицание действия.

Глаголы СВ обозначают:

1) результат действия (законченное действие в прошлом или будущем, которое имеет или будет иметь результат);

2) одно-единственное действие (единичное действие в прошлом или будущем времени);

3) последовательные действия.

Показывая различия в значении глаголов, необходимо сразу предложить иностранным слушателям слова-сигналы, которые помогут правильно использовать вид глагола. Например, для НСВ это следующие слова: всегда, часто, иногда, редко, обычно, каждый день, никогда, долго, недолго, 2 (3, 4) часа, весь день, целый день, всю жизнь. Для СВ такими словами будут: в конце концов, наконец, вдруг, сразу, неожиданно.

Следующим шагом в изучении темы будет объяснение способов образования видовых пар глаголов. Известно, что существует несколько способов образования видовых пар глаголов. Во-первых, СВ образуется от НСВ с помощью приставок: инфинитив НСВ + приставка = СВ. Самые распространенные приставки: про-; у-; по-; за-; на-; при-; с-; вы-. Во-вторых, с помощью суффиксов: инфинитив СВ + суффикс = НСВ; самые распространенные суффиксы: -ива, -ыва, -ва, -а, -я. Для лучшего запоминания можно предложить иностранным слушателям таблицу.

Несовершенный вид Совершенный вид

Глаголы без приставки / Глаголы с приставкой

Делать С Сделать

Мочь Смочь

Есть Съесть

Гулять ПО Погулять

Звонить Позвонить

Слушать Послушать

Смотреть Посмотреть

Знакомиться Познакомиться

Болеть ЗА Заболеть

Платить Заплатить

Хотеть Захотеть

Видеть У Увидеть

Слышать Услышать

Писать НА Написать

Рисовать Нарисовать

Готовить ПРИ Приготовить

Читать ПРО Прочитать

Пить Учить ВЫ Выпить Выучить

Глаголы с суффиксом -ЫВА, -И ВА, -ВА / Глаголы без суффикса

Давать Сдавать Забывать Открывать Спрашивать Опаздывать Рассказывать Дать Сдать Забыть Открыть Спросить Опоздать Рассказать

Глаголы с суффиксом -А, -Я / Глаголы с суффиксом -И

Изучать Отвечать Получать Повторять Приглашать Изучить Ответить Получить Повторить Пригласить

Необходимо отметить исключения: инфинитив НСВ + суффикс -ну = СВ (отдыхать - отдохнуть), иногда образование НВС сопровождается чередованием примыкающей согласной (спрашивать - спросить), чередованием гласной в корне (заканчивать - закончить). Существуют также особые слу-

Далее необходимо, используя таблицу, перейти к объяснению временных форм. Глаголы НСВ имеют все временные формы, глаголы СВ не имеют форм настоящего времени, способ образования прошедшего времени у глаголов НСВ и СВ совпадает, способ образования будущего времени - различный. При дальнейшем изучении употребления глаголов НСВ и СВ необходимо указать на то, что глаголы НСВ обозначают два одновременных действия в настоящем, прошедшем или будущем времени:

чаи образования пар, при котором не предполагается знание правила. Эти пары необходимо запомнить. Такие случаи делятся на две группы: 1) разные глаголы (глагол другого вида - новое слово), например, говорить - сказать; 2) изменения в корне, например, покупать - купить.

- Студенты шли по улице и разговаривали.

Глаголы СВ обозначают два последовательных действия в прошедшем или будущем времени:

- Мы пообедали и пошли в библиотеку.

Важно также отметить, что, если единичное действие происходит во время действия процесса, употребляются глаголы разных видов:

- Когда мы смотрели фильм, пришел мой друг.

Несовершенный вид Совершенный вид

Начинать Начать

Начинаться Начаться

Понимать Понять

Отдыхать Отдохнуть

Покупать Купить

Говорить Сказать

Брать Взять

С глаголами начинать/начать, продолжать/продолжить, кончать/кончить, нравиться/понравиться, учиться/научиться, уметь, не хотеть и другими употребляются только глаголы несовершенного вида:

- Я начал готовить ужин; мне нравится читать книги; он не хочет смотреть фильм.

Для качественного усвоения иностранными слушателями данной темы можно порекомендовать записывать глаголы в отдельную тетрадь. В методике преподавания русского языка как иностранного считается целесообразным не одноразовое (линейное) предъявление темы, а трехразовое. Это позволяет вводить грамматическую тему постепенно, не перегружая иностранных слушателей, и в конце периода обучения получить запланированный результат. При этом в иностранной аудитории анализ грамматического материала проводится с учетом анализа функционирования единицы в речевой деятельности.

Недостаточное внимание к грамматическому аспекту изучения русского языка как иностранного ведет к загрязнению речи иностранных слушателей, их многочисленным ошибкам, затрудняет нормальное общение на русском языке [2, с. 125]. После объяснения закономерностей образования и использования видовых пар иностранным слушателям предлагаются языковые упражнения, которые обеспечат закрепление данного материала [3].

Обычно используются следующие виды языковых упражнений:

- заполнение пропусков в предложении (вставить глаголы НСВ и СВ);

- выбор правильной формы глагола из предложенных;

- трансформация предложений (на основе образца);

- образование одной грамматической формы от другой (раскрыть скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму).

При изучении базового уровня освоения русского языка иностранным слушателям можно вводить понятие непарных глаголов, то есть глаголов, у которых нет видовой пары. Такие глаголы имеют или только совершенный вид, не соотносящийся с несовершенным, или только несовершенный вид, не соотносящийся с совершенным.

В изучении одновидовых глаголов также наблюдаются некоторые сложности. Иностранные слушатели должны понять, что одновидовые глаголы совершенного вида обозначают стремительность действия, мгновенность действия, его результативность, могут показывать лишь какой-то момент действия или смену одного состояния другим: очнуться, молвить, ринуться, хлынуть, встрепенуться, грянуть, кануть, рухнуть, ринуться, соскучиться, состояться и др. В то время как одновидовые глаголы НСВ выражают действия, которые ни коим образом не связаны с результатом или с каким-то одним моментом действия: преследовать, руководить, утверждать, состоять, заведовать, находиться, зависеть, предвидеть, присутствовать, значить, отрицать, ожидать и др.

В самую последнюю очередь иностранным слушателям вводится понятие двувидовых глаголов, которые в определенном контексте выступают или как глаголы СВ, или как глаголы НСВ: арестовать, атаковать, заимствовать, женить, жениться, расследовать, образовать, организовать, ранить, заимствовать, гарантировать, велеть, использовать, воздействовать. Например: Оперативники сегодня расследовали кражу ювелирных изделий (СВ). Оперативники часто расследовали кражи ювелирных изделий (НСВ).

Таким образом, поэтапное изучение глаголов НСВ и СВ, система упражнений, обеспечивающих закрепление материала, помогут выработать у иностранных слушателей навыки употребления видовых пар глаголов.

■к-к-к

ЛИТЕРАТУРА

1. Занин В. Ф. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2005.

2. Русский язык как иностранный: методика обучения русскому языку: учебное пособие для высшых учебных заведений / Г. М. Васильева [и др.]; под ред. И. П. Лысаковой. М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2004.

3. Бикмаева Л. У., Михайлова А. Г. Русский глагол: правила и упражнения: учебное пособие. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016.

© Баймиева В. Ю.

УДК 81'373

Л. Ф. НАФИКОВА, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

L. F. NAFIKOVA, teacher of the department of foreign and russian languages of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ

SOCIO-CULTURAL COMPONENT IN THE ENGLISH-LANGUAGE ADVERTISING TEXT

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена всевозрастающим интересом к проблеме «язык-культура», которая выражается в появлении ряда работ, представляющих лингвокультурологическое изучение всех уровней языка. Лингвокуль-турологический подход к анализу рекламных текстов является наиболее продуктивным, поскольку именно в семантике рекламных текстов, к числу которых относятся разного рода рекламные объявления, в силу их непосредственной связи с каждодневной жизнью народа, культурный компонент выражен наиболее ярко.

Ключевые слова: рекламный текст, реклама, социокультурный компонент.

Annotation. The relevance of this article is determined by the ever-increasing interest in the problem of «language-culture», which is expressed in the emergence of a number of works representing linguoculturological study of all levels of language. Linguoculturological approach to the analysis of advertising texts is the most productive, as it is in the semantics of advertising texts, which include all sorts of advertisements, because of their close connection with the everyday life of the people, the cultural component is expressed most vividly.

Keywords: advertising text, advertising, socio-cultural component.

Современный этап развития лингвистической науки характеризуется

усиленным интересом к единицам языка, отражающим сложный процесс взаимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.