Научная статья на тему 'Изучение валеологической продуктивности, устойчивости и внимания учеников младшего школьного возраста'

Изучение валеологической продуктивности, устойчивости и внимания учеников младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутуханов В. Д.

В работе анализируются результаты исследований в Сотниковской средней школе среди учеников первого класса, где были проведены на 15 17-й минуте каждого урока общеукрепляющие упражнения на позвоночник, мелкую мускулатуру пальцев рук, орган зрения и самомассаж, которые значительно повысили продуктивность и устойчивость внимания и продолжительность умственной работоспособности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутуханов В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение валеологической продуктивности, устойчивости и внимания учеников младшего школьного возраста»

Э.В. Бурцева, О.А. Чепак. К вопросу преподавания иностранного языка на неспециальных факультетах

в рамках контекстного подхода

УДК 371. 037. 1

бБк 74.24(28)731.0 В.Д. Бутуханов

Изучение валеологической продуктивности, устойчивости и внимания учеников младшего школьного возраста

В работе анализируются результаты исследований в Сотниковской средней школе среди учеников первого класса, где были проведены на 15 - 17-й минуте каждого урока общеукрепляющие упражнения на позвоночник, мелкую мускулатуру пальцев рук, орган зрения и самомассаж, которые значительно повысили продуктивность и устойчивость внимания и продолжительность умственной работоспособности младших школьников.

Ключевые слова: валеологическая продуктивность, устойчивость, внимание.

V.D. Butukhanov

The research of valeological productivity, stability and attention of pupils of junior school age

The results of the research in which the first year schoolchildren did exercises to help develop spine, finger muscles, eyesiqht and self massage for 15-17 minutes during each lesson and which increased productivity, attention and length of intellectual activity of young learners are analysed.

Key words: valeological produktivity, stability, attention.

Целью настоящей работы является исследование вопросов валеологической устойчивости и внимания учеников младшего школьного возраста. Впервые термин «валеология» был введен И.И. Брехманом (Брехман, 1980, 1982). Валеология произошла от двух латинских слов «valeo» - здравствую, здоровье, и «logos» - наука, таким образом, наука о здоровье.

Одной из самых существенных валеологических проблем при обучении младших школьников является соответствие функциональных возможностей организма младших школьников учебному режиму школы: уроку, расписанию уроков в течение дня, недели, переменам и т.д.

Основополагающей целью педагогической валеологии является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников. Современная педагогическая концепция (Татарникова Л. Г., 1997) заключается в повышении эффективности оздоровительной деятельности и учебно-воспитательной работы посредством создания и мотивации и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности посредством приведения учебного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся.

Таким образом, сущность валеологично проведенного урока, по Т.Ф. Ореховой, состоит в том, что этот урок должен обеспечивать ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть прибавить и детям, и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности: это валеологи-ческие паузы, физкультминутки, двигательные дидактические игры и различные другие активные движения, действия, перемещения детей в пространстве класса и т.д.

Валеологично проведенный урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь -это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен, во-первых, избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Полезнее строить с ними отношения на обнаружении у него достоинств и их стимулировании.

Во-вторых, желательно отказаться от оценок ниже «5» (а еще лучше вообще отказаться от балльной системы оценок). По данным Т.Ф. Ореховой (Орехова Т.Ф., 2001), установлено, что у каждого возрастного периода и у каждого индивида в рамках этого возрастного периода есть свои границы познания, и если мы хотим, чтобы наши дети имели знания, то и нужно требовать от них этих знаний до тех пор, пока их качество не будет соответствовать потенциалу данного конкретного ребенка.

В-третьих, очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей, а не хмуро сдвинутые брови. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений. Самое главное - учитель должен находиться по отношению к ученикам одновременно в двух позициях: в позиции учителя, наставника, который помогает детям познавать мир вокруг себя, и в позиции ученика, ибо его ученики на столько лет более развиты, на сколько он старше их.

В этих случаях валеологический подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя в полную силу и со всей серьезностью все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это

гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися и так далее.

Одним из признаков валеологического подхода к уроку является работа по расширению сознания детей, в результате которой учащиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, свои взаимоотношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье. Именно работа с сознанием обеспечивает формирование в детях механизма гармонизации отношений с самим собой, с другими людьми, с миром природы и миром культуры. Так учащиеся осмысливают и осознают причинно-следственные связи; учатся видеть взаимосвязь между индивидуальным здоровьем и здоровьем всего человеческого сообщества; начинают понимать, что свое здоровье можно творить, только помогая людям творить их здоровье; осваивают практические приемы сохранения, восстановления и укрепления физического, психического и духовного здоровья; изобретают собственные приемы оздоровления; учатся строить свой индивидуальный путь здоровья с учетом региональных климатических и географических условий проживания.

Таким образом, каждый валеологично проведенный урок должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя. Мы в данной работе решили рассмотреть двигательную активность учеников младших классов Сотниковской средней школы во время уроков, за полгода.

Нами проведен мониторинг времени двигательной активности во время урока в течение дня (средние данные за неделю) среди младших классов Сотниковской средней школы, который показал, что среди учеников 1-го класса процент двигательной активности составляет 14-15%, среди учеников 2-го класса - 8-10%, среди учеников 3-го класса - 0-3%, что явно недостаточно. К 3-му классу учителя перестают проводить валеологические паузы, физкультминутки во время урока, а эти 3% набираются за счет дидактических игр. Основная причина отсутствия валеологических пауз и физкультминуток среди школьников 3-го класса, учителя объясняют тем, что не хватает времени на выполнение программы, хотя они хорошо знают о том, что физическая активность стимулирует работу мозга, в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен и одной из причин усталости мозга является кислородное голодание его клеток, в результате чего у человека начинает болеть голова и у детей непроизвольно открывается рот. В таких случаях восприимчивость информации падает до 30% (Орехова Т.Ф., 2001). Это подтверждается изучением продуктивности и устойчивости внимания учеников первого класса Сотниковской средней школы в течение одного урока, продолжительностью 35 минут (средние данные за один месяц). Изучение проводилось тестом «кольца Ландольта» по балльной системе от 0 до 10. Установлено, что в начале урока (русский язык, третий урок) были следующие данные: 4-7 баллов составляли 38-39% учеников, 8-9 баллов - 41-42%, 10 баллов - 17-19%. Через 10 минут от начала урока: 4-7 баллов - 40-42%, 8-9 баллов - 35-37% и 10 баллов - 20-21%. Через 25 минут от начала урока: 4-7 баллов - 50-52%, 8-9 баллов - 34-35%, 10 баллов -11-13%. В конце урока: 4-7 баллов - 69-71%, 8-9 баллов - 28-29% и 10 баллов не набирал никто. К тому же к концу урока у большинства учащихся отмечались непроизвольная зевота и головная боль. Здесь также можно отметить, что наиболее продуктивным временем является десятая минута от начала урока, где 10 баллов получили 20-21%, после чего отмечается падение устойчивости внимания и продуктивности.

После проведенных валеологических пауз и физкультминуток продолжительностью 3-5 минут на 15-17 минуте от начала урока, где давались общеукрепляющие упражнения на позвоночник, на мелкую мускулатуру пальцев, орган зрения и упражнения в виде самомассажа на биологически активные точки (БАТ), также на третьем уроке русского языка (средние данные в течение месяца), ученики были снова протестированы «кольцами Ландольта». Установлено, что в начале урока были следующие данные: 4-7 баллов составляли 39-40% учеников, 8-9 баллов - 41-43%, 10 баллов - 16-17%. Через 10 минут от начала урока: 4-7 баллов - 39-41%; 8-9 баллов - 36-37% и 10 баллов - 20-22%. Через 25 минут от начала урока: 4-7 баллов - 46-48%; 8-9 баллов - 33-34%, 10 баллов - 16-18%. В конце урока: 4-7 баллов - 49-51%, 8-9 баллов - 34-35% и 10 баллов - 13-14%.

Таким образом, в результате проведенных валеологических пауз, физкультминуток в конце урока процент учеников, которые набирали 10 баллов, достигает 13 - 14% (без валеологической паузы -0%). Интересно то, что процент учеников, которые набирали 8 - 9 баллов, остается стабильным к концу урока, в пределах 34 - 37%, что говорит об увеличении продолжительности умственной работоспособности.

Литература

1. Брехман И.И. Начало пути // Советская Россия. 1980, 29 мая. №122.

2. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблем здорового школьника // Вопросы философии. 1982. №2.

3. Орехова Т.Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе. Начальная школа: плюс, минус. 2001. №9.

4. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденции развития. СПб., 1997.

О.И. Витвар. Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации

как средство развития специалистов социальной сферы

Literature

1. Brechman Y.Y. The beginning of the way // Sovetskaya Rossiya. 1980, 29 May. № 122.

2. Brechman Y.Y. Philosophical and methological aspects of the health of pupil // Voprosi philosofii. 1982. №2.

3. Orechova T.V. The valeological approach to organization of a lesson at present school // Primary school: plus, minus. 2001. №9.

4. Tatarnikova L.G. Valeology teaching. The genesis, the tendency of development. St. Petersburg, 1997.

Бутуханов Валерий Дмитриевич, кандидат биологических наук, доцент, Бурятский государственный университет. Butuhanov Valery Dmitrievich, сand. of biological sci., reader, Buryat State University.

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

УДК 378.046.4

ББК 74.8 О.И. Витвар

Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации как средство развития специалистов социальной сферы

Эффективное решение задач социальной работы требует от специалиста социальной сферы педагогических знаний и умений в личностно-средовом контексте. Создание педагогически организованного интегративного образовательного пространства института повышения квалификации способствует формированию объективно-необходимого сегодня специалисту уровня педагогической компетентности. Методика и результативность работы по решению данной проблемы предлагаются в данной работе.

Ключевые слова: повышение квалификации, социальная работа, интегративное педагогическое пространство.

O.V. Vitvar

Integrative pedagogical space of the Institute of qualification rising as a means of development

of social sphere specialists

Modern specialists of social sphere should possess pedagogical knowledge and skills to solve social work tasks effectively. Development of integrated pedagogical space and their introduction into the system of qualification rising does much to promote formation of pedagogical competence level necessary for specialists nowadays. The given work offers a technique and its effectiveness of solving the problem.

Key words: qualification rising, social work, integrative pedagogical space.

В современных условиях социальных изменений успех преобразований зависит от профессионализма специалистов социальной сферы. Для того чтобы специалисты социальной сферы могли работать по-новому, необходимо создать условия для их профессионального развития, что предопределяет разработку новых технологий и нового содержания дополнительных профессиональных образовательных программ.

Коллектив ученых Института социальной педагогики РАО обращает в своих трудах внимание на то, что базовую основу социальной работы составляет психолого-педагогическая компетентность (а, следовательно, и подготовленность) специалиста социальной сферы в личностно-средовом аспекте [1]. Именно педагогические знания и умения в широком понимании (психолого-педагогические, социально-педагогические, организационно-педагогические, собственно педагогические в области воспитания и др.) позволяют социальным работникам и социальным педагогам оказывать действенную помощь в адаптации и функционировании клиентов социальной работы, привлекать им в помощь силы социума, пробуждать и активизировать их жизненные силы, способность к самостоятельной жизни. Поэтому профессиональное развитие специалиста социальной сферы в настоящее время должно быть непосредственно связано с формированием объективно необходимого сегодня специалисту уровня педагогической компетентности.

Одним из исходных положений профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в настоящей работе рассматривается педагогически целесообразное преобразование и развитие образовательного пространства учреждения дополнительного профессионального образования как средства повышения уровня и качества педагогической подготовленности социальных работников и социальных педагогов - основных специалистов социальной сферы, работающих с человеком на личностном уровне.

Существование в теории и методике профессионального образования понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», их содержательная близость обусловили необходимость обращения к специальной литературе и научным трудам с целью уточнения содержания дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.