парк «Ленские столбы»: прошлое, настоящее и будущее. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007.С.142-162.
7. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. 247 с.
8. Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. М.: Лесная промышленность. 1978. 480 с.
9. Красная книга РСФСР. Животные. М: Россельхозиздат, 1983. 456 с.
10. Красная книга PC (Я). Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Якутск: ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат», 2003. 208 с.
11. Тугаринов А.Я., Смирнов H.A., Иванов А.И. Птицы и мле-
копитающие Якутии // Тр. СОПС «К 10-летию ЯАССР». Вып. 6. Л., 1934. 67 с.
12. Потапова Н.К., Жирков С.И. Дыхальцевый индекс кровососущих комаров (Díptera, Culicidae) // Национальный природный парк «Ленские столбы»: геология, почвы, растительность, животный мир, охрана и использование: Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2001. С. 200-203.
13. Боескоров Г.Г. Млекопитающие мамонтовой фауны на территории природного парка «Ленские столбы» // Природный парк «Ленские столбы»: прошлое, настоящее и будущее: Сборник научных трудов. Якутск, 2007. С. 56-62.
14. Мочанов Ю.А., Федосеева С.А., Аргунов В.Г. Проект организации национального природного парка «Ленские столбы». Новосибирск, 1991-1992. Т. II. С. 98-123.
N. G. Solomonov, PR Nogovytsyn, VI. Zakharova, A.D. Adamova, S.P. Ivanova, M.A. Yumshanov, Ark. P. Isaev
Research field trips of schoolpupils in Yakutia: organization experience
The article tells about organization of field trips with pupils in Khangalassky and Verkhoyansk districts. As a result, there has been collected rich material on flora and fauna, determination of new fact data on history and arhceology of native place. In the process of the activity close relationship of pupils and teachers with researchers has been established which increased level of research training. On the other hand, attraction of great number of pupils and their parents allows research workers to collect a big number of research data.
Key-words: pupils, management experience, research field trips, ecological educatiopn, biological diversity, montoring, reearch park "The Lena Pillars", "Verkhoyanie is a Pole of Cold"
УДК 373.1.02
M. Т. Гоголева
ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Представлена психолого-педагогическая характеристика якутского фольклора как действенного средства воспитания подрастающего поколения в аспекте его социализирующей функции. На примере жанра исторической легенды раскрываются основные идеи, актуализируемые в процессе воспитания подростков. Главная тема заключается в признании необходимости использования жанров устного народного творчества в воспитании подростков, формировании их духовно-нравственных качеств.
Ключевые слова: педагогика, устное народное творчество, восприятие ценностей родной культуры, социализация подростков, духовно-нравственные качества, гражданское воспитание, диалог культур.
Педагогический потенциал фольклора позволяет рассматривать жанры устного народного творчества в аспекте их разностороннего воздействия на личностное становление человека. В современных исследованиях под социа-
ГОГОЛЕВА Марина Трофимовна - к.п.н., преподаватель Вилюйского педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского PC (Я).
E-mail: [email protected]
лизацией личности понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [1]. Для конкретизации понятия социализации, отличающейся многоаспектной характеристикой в разных научных школах, отметим, что в данной работе мы придерживаемся российской трактовки проблемы социализации, разрабатываемой в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, «в которой представлена иерархия
U 35
ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, Я° 3
диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения» [1, с. 18]. Значение термина «социализация» мы принимаем в культурологическом контексте - «это поведение в быту, способность к творчеству, ее язык и восприятие культуры своего народа» [2, с. 55]. В процессе социализации главной целью является воспитание личности ребенка. Личность - продукт социального развития, так как ребенок становится личностью только в процессе общественно значимой деятельности. По общепринятому определению A.B. Петровского, «развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологи-ческимн предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества» [1, с. 17].
Изучение особенностей процесса социального становления личности позволило П.Я. Гальперину сформулировать вывод о неизбежном характере урегулирующих взаимоотношений в человеческом обществе: «Уровень личности включает и физические, и физиологические, и психические механизмы поведения. Но у личности над всем этим господствует новая инстанция - регуляция действия на основе сознания общественного значения ситуации и общественных средств, образцов и способов действия» [3, с. 147]. Восприятие ценностей родной культуры в процессе социально значимой деятельности обусловливает осознанное отношение к сложным жизненным ситуациям, в которых вековой опыт народа подсказывает разумный подход к их решению. Выявлено три этапа социализации личности: «Первая ступень - дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность. Вторая ступень - период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры. Третья ступень - этап завершения ее формирования, это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования» [2, с. 58]. При всей значимости третьего этапа основа социализации, по этой теории, приходится на второй, школьный этап. Именно в подростковом возрасте ребенок идентифицирует себя как носителя культуры определенного этноса, начинает осознавать свои индивидуальные качества, он задумывается о своей будущей профессии, выборе жизненного пути. Старший подростковый возраст - это период постижения учащимися глубокого смысла нравственных заповедей, освоения ими правил общественного поведения, зарождения и укрепления чувства патриотизма, любви к своей стра-не. Это период, когда подростку, подверженному влиянию
противоречивых начал, особенно важно самоутвердиться в коллективе, осознать ценность надежных ориентиров в жизни. Произведения устного народного творчества дают подростку эту опору, формируя мировоззрение в согласии с его внутренними установками, обостренным чувством справедливости юношеского максимализма. В этом плане, при сопоставительном изучении особенностей нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и в США М. А. Якобсоном сформулирован убедительный вывод: «Основой и идеалом гражданского общества является социальная и духовная свобода человеческих индивидуумов. Российские педагогические теории на этапе активного нравственно-этического переосмысления идеалов преодоления тоталитаризма ищут гражданскую нравственность в русле традиций своего национального склада духа в гармонии сердечного единства общества, окружающего мира и человека. И это является задачей воспитания личного характера, воспитания культурной свободы индивидуума» [4, с. 24]. Успех гражданского воспитания , как известно, зависит от многих факторов, как учет индивидуальных качеств, выбора средств, подходов, анализа мотивов поведения, определения общественных тенденций, условий реализации, влияния среды и т.д.
Устное народное творчество относится к важнейшим факторам воспитания по эффективности, массовости и результативности. Если активная социализация личности включает в себе семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание личности, то наиболее влиятельным институтом из них является семья, где происходит первая социализация личности. В семье ребенка не только кормят, одевают, ухаживают за ним, именно здесь закладываются важнейшие правила поведения в обществе, нравственные принципы. Анализ социального влияния на личность показал, что в жизни у 40 % людей решающее влияние ока -зала семья, у 30% - средства массовой информации, у 20% - школа, у 10% - улица. [2, с. 314]. А семья как ячейка общества отражает все тенденции социального развития. Следовательно, можно утверждать, что рассказывание сказок, разучивание народных песенок и стишков в семье имеет важное социализирующее значение.
Фольклорные произведения, вобравшие в себя философские, религиозные, педагогические идеи народа, представляют мощный арсенал средств воспитания молодежи. Известно, что каждый новый виток в общественном развитии сопровождается переоценкой устоявшихся ценностей в сознании людей, а народная мудрость всегда остается тем спасительным миром, где человек чувствует незыблемость традиций и непреходящих ценностей. Хотя процесс трансформации жанров устного народного творчества есть их объективное свойство, идеи народной педагогики, заключенные в них, не подвержены влиянию времени, и потому являются действенным средством воспитания человека. Задача для педагогов - найти пути и способы приобщения молодежи к истокам народной мудрости. Для иллюстрации изложенного обратимся к
самому распространенному жанру якутского фольклора - кэпсээннэр - рассказам.
Под общим названием былыргы кэпсээннэр, сэкэннэр представлены прозаические жанры якутского фольклора: от маленьких житейских историй бытовых рассказов до повествований о выдающихся личностях, от романтических легенд до религиозно-мистических историй и исторических преданий. Непритязательность условий бытования, участие практически любого желающего в рассказывании занимательных историй делали этот жанр фольклора очень популярным среди всех возрастов. Особенно почитаемы были искусные мастера слова, хранители старины, их называли сэЬэнньиттэр - повествователи. Педагогическая ценность этих произведений выражена в отношении слушателей к содержанию легенд, их нравственно-этическому подтексту, обеспечивающему социализирующее действие. Специфика исторических легенд в том, что в большинстве своем они документально точно отражают различные события и факты, имевшие место в историческом прошлом. Сопоставление легенд с данными археологии, архивными источниками позволило А.Е. Кулаковскому [5], Г.В. Ксенофонтову [6], А.П. Окладникову [7], Г.У. Эргису [8], Г.М. Васильеву [9], А.И. Гоголеву [10] выявить высокую точность содержащихся в них сведений. Правдивость обеспечивалась строгими правилами повествования - предание следовало пересказывать по принципу «как услышал сам». В легендах увековечивается все ценное в жизни поколений: рассказы о знаменитых бегунах, удачливых охотниках, искусных кузнецах, неутомимых косарях, прославленных богатырях, певцах, важных событиях. Эти рассказы поражают ум и воображение подростков в силу их возрас -тных особенностей, для которых характерно тяготение ко всему неординарному, впечатляющему. Создается своеобразный культурологический фон для обоснования положительной мотивации в поведенческой модели подростков, априорно признаваемый ими образцом для подражания. В этом заключается социализирующая функция данного жанра.
В известном варианте легендарные предки якутов Омо-гой и Эллэй противопоставляются друг к другу с точки зрения оценки уровней их культурного развития. Знатный глава бурятского рода Омогой умен, богат и гостеприимен, но живет в очень трудных условиях. По Лене прибывает человек татарского рода по имени Эллэй. Нанявшись работником, Эллэй трудится, не покладая рук: прорубает окна в юрте, совершенствует печь - сооружает дымоход, строит загоны для скота и т.д. Даже в выборе жены он руководствуется качествами, необходимыми для продолжения рода и налаживания дел в хозяйстве. В поступках Эллэя усматривается прагматизм, продиктованный необходимостью выживания в суровых условиях северной природы. При оценке мотивов поведения героев ребятам предлагается задуматься о главных ценностях данной общности людей. Несмотря на трагический исход обстоятельств в связи с женитьбой Эллэя на нелюбимой дочери Омогоя,
во взаимоотношениях героев нет антагонизма. Легенда утверждает: перенятие культуры более высокого уровня происходило по доброй воле. Как рассказывается в легенде, Эллэй бежал от соплеменников, спасая престарелого отца от неминуемой гибели, и в течение долгого пути мудрые советы отца оберегали сына от многих опасностей. Эллэй уравновешен и терпелив, не затаивает обиду на Омогоя, будучи даже выгнанным из дому вместе с женой, он первым протягивает руку для примирения - приглашает на свой первый праздник ысыах и получает благословение стариков. От этого благословенного союза и произошли якуты [6].
По легенде выясняется, что в формировании якутской народности принимали участие тюркские и монгольские племена, основа культуры якутов положена тюрко-мон-гольскими племенами. Эта легенда примечательна еще и тем, что в ней упоминаются буряты и татары. А.П. Окладников на основе сопоставительного изучения бурятских и якутских преданий установил сходство мотивов: «В основе преданий об Эллэе и Омогое лежит древний мировой сюжет о невинно гонимых божественных героях-близнецах и что он не может рассматриваться как конкретная историческая летопись путешествия предков якутов Прибайкалья или Южной Сибири на Лену» [7, с. 177]. По вопросу об историзме легенды нам более импонирует осторожное высказывание Г.У Эргиса: «Возможно, что в составе и бурятского, и якутского генеалогических сказаний имеются древние мотивы о гонимых героях, но основное содержание дошедших до нас легенд отражает, скорее, исторические явления, чем мифологические. Относительно ку-рыканского происхождения сюжета об Омогое и Эллэе, а также об Аджирай Бухэ и Харамцай Мэргэнэ трудно что-либо сказать в подтверждение или опровержение догадки А.П. Окладникова, так как никаких конкретных памятников курыканского фольклора мы не знаем» [8, с. 240].
«Богач Омогой и Эллэй Боотур» относится к тем преданиям, знание которых обязательно для каждого школьника. Остановимся на узловых моментах экспериментального изучения легенды в 7 классе якутской школы.
Включение в круг детского чтения предания «Богач Омогой и Эллэй Боотур» интересно тем, что в нем каждый ученик может найти отголосок своей ветви родословной, осознать свою сопричастность к событиям из далекого прошлого, ощутить живую связь поколений. К достижению этой цели могут привести следующие пути и способы организации работы учащихся:
1. Предварительное ознакомление учащихся с текстом предания позволяет сэкономить время и организовать продуктивную деятельность учащихся.
2. Учащиеся распределяются на группы и получают опережающие задания:
а) оформить класс или помещение;
б) подготовить ведущих и рассказчиков;
в) подготовить инсценировку по сюжету предания;
г) подготовить выступления «ученых-фольклористов»;
и 37
ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, Ж« 3
д) «историкам» предлагается иайти материальные и документальные свидетельства эпохи.
е) остальным готовиться к выступлению в качестве экспертов.
3. Урок проводится в форме защиты общей работы. Каждая группа перед экспертной комиссией представляет свою работу, рассказывает, как готовились к выступлению, с какими трудностями пришлось сталкиваться, как решали проблемные вопросы. Заранее оговаривается регламент выступлений, чтобы ребята спланировали время выступления. Ведущие предоставляют слово учителю, которому отводится роль председателя экспертной комиссии, он же следит за ходом игры и постановкой проблемных вопросов: например, «Почему Эллэй выбрал себе в жены нелюбимую дочь Омогоя?», «Омогой-монгол, Эллэй-татарин считаются прародителями якутов, о чем это говорит?» «Эллэй - культурный герой?» и т.д. После просмотра инсценировки проводится обсуждение игры актеров. При сопоставлении постановки с текстом создаются условия для свободной интерпретации текста, в которой не должна остаться незамеченной любая интересная идея. Фольклористы и историки демонстрируют научный подход к обсуждению предложенной проблемы. Такая разносторонняя работа приближает фольклорную тему к жизни современных школьников. Самый интересный момент наступает, когда дети получают домашнее задание - вести свою родословную по возможности от Омогоя и Эллэя, представить ее в схемах и рисунках. В качестве образцов демонстрируются хорошо оформленные родословные известных людей. Как правило, эта работа очень привлекательна для ребят любого возраста и охотно ими выполняется. Лучшие таблицы выставляются в местных музеях, что может стать для ребят дополнительным стимулом. Для ознакомления по внеклассному чтению предлагаются научно-популярные издания: книги «Откуда мы родом?» Г.В. Попова, «Люди племени Айыы» А.И. Эверстова и др., проливающие свет на древнюю историю якутов.
В ходе формирующего эксперимента выявлено, что в процессе изучения исторических легенд и преданий наибольшее впечатление на учащихся производит привлечение исторических сведений, архивных данных, иллюстраций, создающих культурно-исторический фон эпохи междоусобных войн. Углублению восприятия способствуют также коммуникативный подход, коллективный способ добывания знаний, внимание к личности отдельного учащегося.
Сопоставление уровней обученности контрольных и экспериментальных групп по данной теме отражает улучшение основных показателей: на 19% - освоения текстов, на 14% - повышение интереса к легендам, на 7% - чтение дополнительной литературы. Необходимо отметить, что умение рассказывать, анализировать в обоих классах не претерпело значительных сдвигов, что, видимо, следует объяснять особенностями текстов, насыщенных сведениями преимущественно культуроведческого характера. При
изучении легенд важными условиями освоения материала нам видятся комментирование слов и понятий, обращение к историческим фактам и событиям, выявление реальной основы изображаемого. Все это способствует реализации социализирующей функции данного жанра устного народного творчества.
Значительную часть исторических преданий составляют рассказы о выдающихся людях, особенно почитаемых якутами. Культ физической силы, выносливости, быстроты прослеживается в рассказах о знаменитых силачах, борцах, бегунах. Особенной популярностью пользовались Ёррпоууб Oeaaa i, который поднял пятидесятипуцовый колокол, непобедимый борец по национальной борьбе - хап-сагаю Мае Мэхээлэ, Гу^уёу NppSpe, который опередил коня на дистанции длиной в несколько десятков километров, национальный герой Манчаары - якутский Робин Гуд и другие. Герои этих рассказов наделены лучшими человеческими качествами, причем сила и ловкость прославляются толькоу того, кто добр, скромен; настоящий герой всегда заступается за бедных и обиженных. На таких примерах еще раз убеждаемся в том, что подлинно народное есть всегда общечеловеческое. Таковы богатыри русских былин, герои среднеазиатских эпических сказаний, греческих мифов, западно-европейских эпосов - всех объединяет патриотизм, любовь к людям.
В якутских исторических легендах значительное место отводится изображению труда. Отношение к труду возвышенное, и это не уцивляет, ведь для того, чтобы выжить на севере, необходимо каждый день труциться в поте лица. На грани фантастического и реального рассказывается о своеобразных трудовых рекордах: как на покосе всех косарей побеждает старуха Могоос, как несколько десятков воза дров нарубил другой. Примечательно, что рассказы эти вовсе не являются преувеличиванием, например, Г.М. Васильев приводит такой пример: «Колхозник из Терасинс-кого наслега Таттинского улуса Толстоухов Егор Романович в уцарный день 1 августа 1937 года скосил в местности « ГаТТаЗа о35а3» 4,88 га, (...) бывало, когда лесоруб, вооруженный только топором, рубил за день до 70 возов дров долготьем, или до 5 саженей (10 кубометров) дров швырком » [9, с. 44]. Легенда облагораживает даже тяжелый фи -зический труц, ибо это необходимое условие существования народа. Поэтому трудовые достижения людей возводятся в ранг подвига - таково воспитывающее значение этих рассказов.
Необходимо отметить, что в процессе социализации можно задействовать все жанры устного народного твор -чества, так как специфика произведений позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности в личностном развитии ребенка. Каждый жанр имеет свой развивающий потенциал, на этой основе фольклор можно представить как целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
По этой системе нами намечены цели: загадка - это развитие мышления, речи, обучение абстрагированию
Л.Д. Варламова. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
понятий образами; пословицы, поговорки - развитие речи, воспитание нравственных качеств, чабыргахи - воспитание нравственности средствами сатиры и юмора, развитие речевых навыков; мифология - объяснение архетипов поведения, образной картины мира; сказки - подсказка поведенческой модели; народная песня, осуохай - воспитание чувств, развитие способностей; олонхо - формирование мировоззрения, гражданское воспитание, моделирование общества будущего, развитие способностей.
В комплексе приобщение к устному народному творчеству может рассматриваться как действенное средство воспитания личности, выработанное якутским народом на протяжении долгого исторического пути.
Литература
1. Психология развития: Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. Т. 1. 176 с.
2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). 2-е изд., дополненное и переработанное. М.: Полиграфресурсы, 1998. 421 с.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Опыт изложения вводной части курса общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
4. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. 20 века: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. 24 с.
5. Кулаковский А.Е. Научные труды / Сост. Н.В Емельянов, П.А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.
6. Ксенофонтов Г.В. Эллайада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Якутск: Бичик, 2004. 352 с.
7. Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 1. 439 с.
8. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 404 с.
9. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. Якутск: Кн. изд-во, 1973. 303 с.
10. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1993. 199 с.
M.T. Gogoleva
Folklore study as one of factors of teenager socialization
The article presents psychological-educational charcteristics of Yakut folklore as an active means of up-bringing for teenagers in terms of socilaizing. On the example historical legend there has been revealed main ideas that become actual in the process of teenagers upbringing. The main theme is to admit needs for folklore genres in teenagers' upbringing, in formation of their moral and spiritual qualities.
Key-words: pedagogy, folklore, perception of native culture values, teenagers socilaization, spiritual and moral qualities, civil education,, culture dialogue.
УДК 378.183
Л.Д. Варламова
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Формирование гуманистической направленности личности в техническом вузе является одной из основных задач воспитательной работы в современных условиях. Студенческое самоуправление можно рассмотреть как возможность формирования гуманистической направленности личности будущего инженера в условиях реформирования высшей школы.
Ключевые слова: воспитание, формирование, направленность, гуманизация, личность, социализация, самооценка, самоуправление, самореализация, самоактуализация.
К настоящему времени накопился обширный и разнообразный материал по принципам формирования лично-
ВАРЛАМОВА Любовь Дмитриевна - старший преподаватель ИТФ ЯГУ.
E-mail: [email protected]
стных качеств и моделей специалистов. Но современное реформирование высшего образования выдвигает новые требования в условиях динамично меняющихся структур во всех областях народного хозяйства, утвердившихся рыночных отношениях в экономике, внедрения и модернизации технологий производства. Развитие и обширное
U 39