Научная статья на тему 'Изучение уровня одаренности и пути преодоления психологических проблем одаренного ребенка в современной школе'

Изучение уровня одаренности и пути преодоления психологических проблем одаренного ребенка в современной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадиева Роза Исмаиловна, Кимпаева Эльмира Арсеновна

РЕЗЮМЕ Цель исследования изучение уровня одаренности и психологических проблем одаренного ребенка в современной школе. Методы. Методика «Изучение гибкости при создании слов»; тексты сочинений-сказок на свободную тему. Результат. Возрастной показатель в развитии способностей дал следующие результаты: до 10 лет максимальный уровень 25,5 %; 56,1 % низкий; 18,6 % промежуточный. Дети 11 лет: максимальный 11,6 %; 31,5 % промежуточный; 36,8 % -низкий. Общий показатель: 45,7 % составляют дети с низким уровнем, с промежуточным 25,7 %, с максимальным уровнем 28,2 %. Вывод. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что у детей десятилетнего возраста уровень развития ниже, чем у одиннадцатилетних испытуемых. Одним из детей десятилетнего возраста было составлено 15 слов: данный уровень характеризуется как высокий, но они не были учтены, так как им были использованы буквы, которые отсутствовали в исходном слове. В ходе исследования были выявлены 10 детей с максимальным уровнем, 9 детей с промежуточным уровнем и 16 детей с низким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадиева Роза Исмаиловна, Кимпаева Эльмира Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня одаренности и пути преодоления психологических проблем одаренного ребенка в современной школе»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-25-30

Изучение уровня одаренности и пути преодоления психологических проблем одаренного ребенка в современной школе

@ 2018 Кадиева Р. И., Кимпаева Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: rozakadieva @ mail.ru; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ Цель исследования - изучение уровня одаренности и психологических проблем одаренного ребенка в современной школе. Методы. Методика «Изучение гибкости при создании слов»; тексты сочинений-сказок на свободную тему. Результат. Возрастной показатель в развитии способностей дал следующие результаты: до 10 лет - максимальный уровень - 25,5 %; 56,1 % - низкий; 18,6 % промежуточный. Дети 11 лет: максимальный - 11,6 %; 31,5 % - промежуточный; 36,8 % -низкий. Общий показатель: 45,7 % составляют дети с низким уровнем, с промежуточным - 25,7 %, с максимальным уровнем - 28,2 %. Вывод. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что у детей десятилетнего возраста уровень развития ниже, чем у одиннадцатилетних испытуемых. Одним из детей десятилетнего возраста было составлено 15 слов: данный уровень характеризуется как высокий, но они не были учтены, так как им были использованы буквы, которые отсутствовали в исходном слове. В ходе исследования были выявлены 10 детей с максимальным уровнем, 9 детей с промежуточным уровнем и 16 детей с низким.

Ключевые слова: одаренность, интеллект, способности, творческое мышление.

Формат цитирования: Кадиева Р. И., Кимпаева Э. А. К вопросу изучения уровня одаренности и пути преодоления психологических проблем одаренного ребенка в современной школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 25-30. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-25-30_

Giftedness Level Study and the Ways of Overcoming the Psychological Problems of the Gifted Child in a Modern School

@ 2018 Roza I. Kadieva, Elmira A. Kimpaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; е-mail: [email protected]; [email protected]

ABSTRACT. The aim of the research is to study the level of giftedness and psychological problems of a gifted child in a modern school. Methods. Method "The study of flexibility in the creation of words"; texts of works-fairy tales on a free theme. Result. Differences in the levels of giftedness relative to the age index are revealed: children of 10 years: 25 % - high level; 56,2 % - low level; 18,8 % average level. Children 11 years of age: 31,5 % of high level; 31,5 % of the average level; 36,8 % are low. The number of children with a low level is 45,7 %, with an average - 25,6 %, with a high - 28,5 %. Conclusion. Attained results allow us to conclude that the level of development of the children of 10 years is lower than the children of 11 years old. One of the children of 10 years old composes 15 words: this level is characterized as high, but we don't take it into account, because he uses the letters which are missing from initial word. 10 children with high level, 9 children with intermediate level and 16 children with low level are revealed in the study.

Key words: giftedness, intellect, abilities, creative thinking.

For citation: Kadieva R. I., Kimpaeva E. A. Giftedness Level Study and the Ways of Overcoming the Psychological Problems of the Gifted Child in a Modern School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 25-30. DOI: 10.31161/19950659-2018-12-4-25-30 (In Russian)

Введение

На сегодняшний день проблема одаренности становится все более актуальной. Прежде всего, это связано с востребованностью общества в творческих неординарных личностях. Современное общество со своей неопределенностью требует не только максимальной активности человека, но также способностей к нестандартному мышлению [1; 2; 5; 6].

Кого же называют «одаренным»? Данное понятие имеет несколько определений, и прежде всего, биологическую

предрасположенность. Этим термином мы будем пользоваться в общепринятом его значении, которое подразумевает максимальное развитие умственных способностей. Стоит отметить, что некоторые дети в своем развитии значительно опережают сверстников.

Синонимами этого слова являются слова «очень способный» или просто «способный» [1; 3].

Цель. Главной задачей

совершенствования системы образования является раскрытие, обучение и воспитание талантливых и одаренных детей. Важную роль играет психологическая

подготовленность педагогов к работе с такими детьми. Часто приводит к неверной оценке их деятельности недопонимание между учеником и учителем. Очень часто, нестандартное мышление таких детей рассматривается как отклонение от нормы или негативизм [8].

Только в интелектуальном плане это понятие нельзя характеризовать. Одарена личность, а не ум сам по себе. Их характер и восприятие мира отличаются от остальных людей.

Его взаимоотношения с окружающими, со своими сверстниками выстраиваются подругому, нежели у остальных детей. К одаренной личности необходим целостный подход, прежде всего к ребенку (особенно младшего школьного возраста), для реалиализации и развития его способностей [7; 8].

Такие дети во многом отличаются от своих ровесников. Наше общество сегодня

нуждается в таких талантливых и способных детях [7].

Чтобы своевременно выявлять способности детей педагоги должны опираться на данные психологии, начиная с младшего школьного возраста [6; 7].

Проведено большое количество исследований, но все же проблемы одаренных детей в современной школе остаются малоизученными.

Показателями одаренности выступают интеллектуальные способности: она также проявляется в уровне мыслительных операций. Выявить уровень одаренности детей возможно только при изучении их интелектуальных способностей. Опытно-экспериментальная база - гимназия № 1 г. Махачкалы.

Объект нашего исследования - 4 «а» класс (учащиеся 10 и 11 лет).

Результаты и обсуждение

Полученные данные позволяют уточнить роль одаренности для развития личности младшего школьника, материалы исследования могут быть использованы школьными психологами, родителями и педагогами в практической работе с младшими школьниками.

Результаты исследования могут быть также рекомендованы для использования в общеобразовательных учреждениях для изучения одаренности среди учащихся.

Методический материал может быть применен при работе с подрастающим поколением.

При проведении исследования с детьми общепринятые опросники и анкетирование не дают хороших результатов. Объясняется это физиологическими и

психологическими особенностями

школьников, затруднениями, которые они испытывают при выражении своих мыслей. Важно установить доверительный контакт с ребенком, чтобы в доверительном общении говорить с ним о его беспокойствах.

Для установления длительного контакта отсутствовали достаточно благоприятные условия, методы графического анализа показали неплохие результаты.

Изучение гибкости при создании слов

Задание рассчитано на детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Чтобы провести данное исследование, каждому ребенку были розданы листы со словом РАДИОСТАНЦИЯ.

Школьники должны были, не повторяя буквы, придумать как можно больше слов из букв данного слова. Одна и та же буква в словах не должна повторяться. На выполнение задания было дано 5 минут. Чтобы оценить гибкость мышления мы подсчитаем правильно написанные слова.

По нижеприведенной таблице определяем итоговый результат.

Анализ полученных результатов также будет приведен ниже (табл.)

Таблица

Итоговый ^ результат_

Уровень развития способностей Составлено слов

максимальный от 9

промежуточный 7-8

низкий От 6

Следующее задание для детей - это сочинение-сказка. Детям необходимо придумать сказку и начать ее словами: жили- были..., как-то раз..., однажды...

Ниже мы приведем результаты, полученные в ходе исследования.

Исследование № 1 «Изучение гибкости при создании слов»

С низким уровнем количество детей составляет 45,7 %, со средним - 25,6 %, с высоким - 28,5 % (рис. 1).

При учитывании полового признака получается следующее: низкий уровень для мальчиков - 50 %, 16,5 - промежуточный, 33,5 - максимальный %; девочки: низкий -42,5, 30,4 % промежуточный, 25 % -максимальный.

Данные показывают, что максимальный и простейший уровни у мальчиков выше, у девочек промежуточный превышает.

Возрастные показатели показали следующее:

До 10 лет:

25 % - максимальный уровень;

56,2 % - низкий;

18,8 % - промежуточный (рис. 2).

От 11 лет:

Максимальный уровень - 31,5 %;

Промежуточный - 31,5 %;

Низкий - 36,8 % (рис. 3).

Рис. 2. Уровень развития детей 10 лет

Рис. 3. Уровень развития детей 11 лет

Анализ сочинений, написанных школьниками, показазывает влияние СМИ на психологию детей. («Сказка про маленький Зубик, страшный кариес и про храбрый Бленд-а-мед»). Огромное количество полезной и вредной информации получают дети через рекламы. На детскую психику это оказывает негативное влияние.

В остальных работах главные герои - это друзья детской жизни: звери, птицы, сама природа, обладающие волшебными свойствами. Все сказки заканчиваются победой добра над злом. Детские работы удивительны.

В сказке № 12 про месяц май было использовано огромное количество сравнений, эпитетов, соблюдены

орфографические и пунктуационные правила письма.

Таким образом, читая работы школьников, можно для себя открыть все новые интересные моменты, часто которые даже не ожидаешь встретить в детских работах.

Ниже приведем некоторые примеры сочинений:

Сказка «Странствие Алены»

Жила-была однажды девочка по имени Алена. Алена пошла в лес за грибами и повидала зайчика. Зайчик говорит Алене: «Помоги мне девочка, пожалуйста. Я прыгал и попал на дерево, а я боюсь высоты. Помоги мне слезть». Алена положила свою корзинку и помогла зайчику. И Алена пошла дальше, вдруг ей попался медведь. Сидит медведь и плачет. Алена спрашивает, что случилось. А медведь говорит: «Мне в

лапу попала заноза, вытащи, пожалуйста». Алена вытащила занозу. И медведь поблагодарил Алену. Алена после наполнила свою корзину грибочками и пошла домой.

Сказка про «Доброго деда»

Жили-были дед да баба и у них был внук. Дед отправил внука в лес за грибами. Внук пошел за грибами в лес и заблудился. Наступил вечер, но внука все не было. Бабушка с дедушкой заволновались. От голода внук потерял сознание. Мимо проходил старик, он увидел его и испугался. Старик отвел его к себе домой. Он его накормил и напоил. А бабушка с дедушкой нашли его следы и пошли по ним. На дворе была уже ночь они шли и шли, и увидели маленький домик и зашли в него. Они нашли его и отблагодарили старика. Внук обрадовался и обнял бабушку с дедушкой, и они пошли домой.

Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что у детей 10 лет уровень развития ниже, чем у детей 11 лет, они старались составить как можно больше слов. Одним из школьников было составлено 15 слов, данный уровень характеризируется как высокий, но в связи с тем, что им были допущены орфографические ошибки и буквы повторялись, данные слова не могли быть учтены.

В ходе исследования были выявлены 10 детей с максимальным уровнем развития, промежуточный уровень - 9 детей и 16 детей с низким уровнем развития.

Рекомендации педагогам при работе с одаренными детьми

Исследователи утверждают, что самым действенным методом при контакте с одаренным ребенком является

индивидуальная работа с ним, в ходе которой распознаются склонности ребенка. Работая с одаренными детьми, педагог должен придерживаться следующих правил;

1. Большаков В. Ю. Учителю о психологии детской одаренности. М. : Олма-Пресс, 2009. 258 с.

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. : Просвещение, 2007. 217 с.

3. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. 2009. № 3. С. 54-59.

4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М. : Академия, 2007. 144 с.

- учитывать физиологические и психологические особенности ребенка;

- по сложным темам проводить консультации с ребенком;

- за непродолжительный период времени проводить контроль по пройденным темам.

Снабдить школьника:

- основными вопросами;

- важными понятиями, которые обязательны для усвоения;

- прикладными работами;

- источниками для самостоятельного изучения.

Референции родителям при работе с творческими детьми.

Необходимо при воспитании и обучении таких детей вырабатывать в них следующие качества:

- умение признавать свои промахи;

- любознательность к исследованиям в разных областях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гуманное отношение к окружающим;

- стремление к самостоятельности;

- быть общительным с разными людьми разных культур;

- никогда не следует выделять ребенка, вызывать у него гордыню;

- без страха находить ответы на поставленные вопросы;

- важно, чтобы он осмысливал свои действия и делал выводы из ранее совершенных ошибок;

- поощрять детей за хорошие результаты;

- следует больше времени уделять одаренным детям;

- воодушевлять к проявлению интереса;

- не препятствовать в получении знаний;

- поощрять увлечения и интересы в самых разнообразных областях;

- не ждать от ребенка проявления сверхспособностей во всех делах;

- проявлять осторожность в критике: необоснованная критика способна заглушить интерес.

5. Матнешкин А. М. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 94-97.

6. Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. М. : Прогресс, 2009. 376 с.

7. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Молодая гвардия, 2007. 508 с.

Литература

8. Яковлева Е. Л. Методические творческого потенциала учащихся. М. : Пресс, рекомендации учителям по развитию 2007. 268 с.

References

1. Bolshakov V. Yu. Uchitelyu o psihologii detskoj odarennosti [To teacher of the psychology of children's giftedness]. Moscow, Olma-Press Publ., 2009. 258 p. (In Russian)

2. Gelbukh Yu. Z. Vnimanie: odarennye deti [Attention: gifted children]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2007. 217 p. (In Russian)

3. Konopleva N. Is it easy to be the Wunderkind? Direktor shkoly [Director of School]. 2009. No. 3. Pp. 54-59. (In Russian)

4. Landau E. Odarennost trebuet muzhestva: psihologicheskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka [Giftedness requires the courage: psychological support of gifted children]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 144 p. (In Russian)

5. Matneshkin A. M. Gifted and talented children. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2007. No. 4. Pp. 94-97. (In Russian)

6. Odarennye deti [Gifted children]. Transl. from English. General editorship of G. V. Burmenskaya, V. A. Slutsky. Moscow, Progress Publ., 2009. 376 p. (In Russian)

7. Heller K. A. Diagnostika i razvitie odarennyh detej i podrostkov. Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti [Diagnostics and development of gifted children and adolescents. Basic modern concepts of creativity and giftedness]. Ed. by D. B. Bogoyavlenskaya. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2007. 508 p. (In Russian)

8. Yakovleva E. L. Metodicheskie rekomendacii uchitelyam po razvitiyu tvorcheskogo potenciala uchashchihsya Methodical recommendations to teachers on development of creative potential of pupils]. Moscow, Press Publ., 2007. 268 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кадиева Роза Исмаиловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е-mail: rozakadieva @ mail.ru

Кимпаева Эльмира Арсеновна, старший преподаватель, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Roza I. Kadieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: rozakadieva @ mail.ru

Elmira A. Kimpaeva, senior lecturer, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia: [email protected]

Принята в печать 23.10.2018 г.

Received23.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.