Научная статья на тему 'Изучение традиций отечественного образования (на примере истории Московских высших женских курсов)'

Изучение традиций отечественного образования (на примере истории Московских высших женских курсов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кризис мировоззрения / воспитание / личностно ориентированное образование / позитивизм / сциентизм / Московские высшие женские курсы / проектно-исследовательская деятельность студентов / worldview crisis / upbringing / personality-oriented education / positivism / scientism / Moscow Higher Women's Courses / students' design and research activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Васильевна Гладышева, Стелла Геннадьевна Гладышева

В статье представлен опыт обращения преподавателей вуза к традициям отечественного образования на примере Московских высших женских курсов (МВЖК). Актуальность данного обращения обусловлена задачей возрождения традиций российского образования с его преимущественной ориентацией на формирование личности. На примере МВЖК рассматривается изменение в соотношении гуманитарного, ориентированного на формирование личности, и естественнонаучного (позитивистского) векторов в высшем образовании. Авторы рассказывают о конкретном проекте воспитательной работы со студентами («Уроки истории: от МВЖК к РТУ МИРЭА»), в результате которого были выявлены такие традиции отечественного образования, как углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования личности, личностное взаимодействие преподавателей и студентов в результате введения новых форм обучения, понимание занятия наукой как служения на благо общества. Авторы проводят параллель между критикой позитивистского подхода к истории основателя МВЖК профессора В.И. Герье, критикой позитивизма в философии В.С. Соловьевым и экономике С.Н. Булгаковым и спором между сциентистским и гуманитарным пониманием предмета философии в СССР. Обосновывается вывод о необходимости увеличения личностно ориентированного гуманитарного образования в высшей школе и недопустимости ограничения преподавания философии сциентистским подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE TRADITIONS OF DOMESTIC EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE MOSCOW HIGHER WOMEN'S COURSES)

The article presents the experience of applying university professors to the traditions of national education on the example of the Moscow Higher Women's Courses (MVZhK). The relevance of this appeal is due to the task of reviving the traditions of Russian education, with its primary focus on the formation of personality. On the example of MVZhK, the change in the ratio of the humanitarian, oriented towards the formation of personality, and the natural science (positivist) vectors in higher education is considered. The authors talk about a specific project of educational work with students (“History Lessons: from MVZhK to RTU MIREA”), as a result of which such traditions of domestic education were revealed as in-depth teaching of the humanities necessary for the formation of personality, personal interaction between teachers and students as a result of the introduction of new forms of education, understanding of science as a service for the benefit of society. The authors draw a parallel between the criticism of the positivist approach to the history of the founder of the MVZhK, Professor V.I. Guerrier, the criticism of positivism in philosophy by V.S. Solovyov and economics by S.N. Bulgakov, and the dispute between the scientistic and metaphysical understanding of philosophy in the Soviet era. The conclusion is substantiated about the need to increase the personality-oriented humanitarian education in higher education and the inadmissibility of limiting the teaching of philosophy by the scientist approach.

Текст научной работы на тему «Изучение традиций отечественного образования (на примере истории Московских высших женских курсов)»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С. 129-141 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 4 (80). P. 129- 141 (In Rus)

Научная статья УДК 3378

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-4 -129-141

Изучение традиций отечественного образования (на примере истории Московских высших женских курсов)

E. В. Гладышева

С. Г. Гладышева

Елена Васильевна Гладышева1 Стелла Геннадьевна Гладышева2

1 2 ФГБОУ ВО "МИРЭА — Российский технологический университет", Москва, Россия

1 E-mail: evgladysheva@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-3411-6437

2 E-mail: svglad@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-9687-9897

Аннотация. В статье представлен опыт обращения преподавателей вуза к традициям отечественного образования на примере Московских высших женских курсов (МВЖК). Актуальность данного обращения обусловлена задачей возрождения традиций российского образования с его преимущественной ориентацией на формирование личности. На примере МВЖК рассматривается изменение в соотношении гуманитарного, ориентированного на формирование личности, и естественнонаучного (позитивистского) векторов в высшем образовании. Авторы рассказывают о конкретном проекте воспитательной работы со студентами («Уроки истории: от МВЖК к РТУ МИРЭА»), в результате которого были выявлены такие традиции отечественного образования, как углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования личности, личностное взаимодействие преподавателей и студентов в результате введения новых форм обучения, понимание занятия наукой

© Гладышева Е. В., 2022 © Гладышева С. Г., 2022

как служения на благо общества. Авторы проводят параллель между критикой позитивистского подхода к истории основателя МВЖК профессора В. И. Герье, критикой позитивизма в философии В. С. Соловьевым и экономике С. Н. Булгаковым и спором между сциентистским и гуманитарным пониманием предмета философии в СССР. Обосновывается вывод о необходимости увеличения личностно ориентированного гуманитарного образования в высшей школе и недопустимости ограничения преподавания философии сциентистским подходом.

Ключевые слова: кризис мировоззрения, воспитание, личностно ориентированное образование, позитивизм, сциентизм, Московские высшие женские курсы, проектно-исследовательская деятельность студентов.

Для цитирования: Гладышева Е. В., Гладышева С. Г. Изучение традиций отечественного образования (на примере истории Московских высших женских курсов) // Ценности и смыслы. 2022 № 4 (80). С129-141. https:// doi.org/10.24412/2071-6427-2022-4 -129-141

Original article

STUDYING THE TRADITIONS OF DOMESTIC EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE MOSCOW HIGHER WOMEN'S COURSES)

Elena V. Gladysheva1 Stella G. Gladysheva2

1 2 MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia

1 E-mail: evgladysheva@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-3411-6437

2 E-mail: svglad@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-9687-9897

Abstract. The article presents the experience of applying university professors to the traditions of national education on the example of the Moscow Higher Women's Courses (MVZhK). The relevance of this appeal is due to the task of reviving the traditions of Russian education, with its primary focus on the formation of personality. On the example of MVZhK, the change in the ratio of the humanitarian, oriented towards the formation of personality, and the natural science (positivist) vectors in higher education is considered. The authors talk about a specific project of educational work with students ("History Lessons: from MVZhK to RTU MIREA"), as a result of which such traditions of domestic education were revealed as in-depth teaching of the humanities necessary for the formation of personality, personal interaction between teachers and students as a result of the introduction of new forms of education, understanding of science as a service for the benefit of society. The authors draw a parallel between the criticism of the positivist approach to the history of the founder of the MVZhK,

Professor V I. Guerrier, the criticism of positivism in philosophy by V. S. Solovyov and economics by S. N. Bulgakov, and the dispute between the scientistic and metaphysical understanding of philosophy in the Soviet era. The conclusion is substantiated about the need to increase the personality-oriented humanitarian education in higher education and the inadmissibility of limiting the teaching of philosophy by the scientist approach.

Keywords: worldview crisis, upbringing, personality-oriented education, positivism, scientism, Moscow Higher Women's Courses, students' design and research activities.

For citation: Gladysheva E. V., Gladysheva S. G. Studying the Traditions of Domestic Education (by the Example of the History of the Moscow Higher Women s Courses) // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022 No.4 (80). P. 129-141(In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-4 -129-141

Введение

В настоящее время отечественное высшее образование столкнулось с проблемой необходимости срочного включения воспитательной компоненты в образовательный процесс. Особенно это касается гуманитарных дисциплин. Однако это не просто сделать, так как встает ряд серьезных мировоззренческих вопросов: как воспитывать, на какой историко-философский и культурологический материал опираться? На VIII Российском философском конгрессе «Философия в полицентрич-ном мире» (26-28 мая 2022) вторая часть Пленарного заседания была посвящена памяти отечественного философа А. А. Зиновьева (в 2022 году исполняется 100 лет со дня его рождения). Александр Зиновьев, характеризуя постперестроечное российское государство («постсоветизм»), выделял в нем три составляющие: остатки советского командования, западную рыночную экономику и «призраки» культуры дореволюционной России. Философ считал, что такой гибрид («советизированный запад-низм») какое-то время существовать может, но альтернативой западной модели глобализации быть не в состоянии [6]. Причина современной мировоззренческой неопределенности может объясняться тем, что отказ от советской идеологии повлек за собой безоглядное отрицание всего исторического наследия, недоверие к традиционной системе духовных ценностей, к типу личности, формируемому отечественной культурой. Обращение к истории конкретного вуза может послужить преодолению этого недоверия.

Постановка проблемы

Отсутствие в действующей модели образования ориентации на формирование личности в качестве приоритетной задачи имеет следствием усвоения молодыми людьми западного мировоззрения, которому свойствен отказ от моральной оценки личности. Для них оказывается неактуальным восприятие человека, поведением которого руководит не экономическая выгода, а благо других людей, потребность в служении им. Неудивительно поэтому, что с особой остротой сегодня ведется дискуссия по поводу того, каким должно быть российское образование.

На кафедре гуманитарных и социальных наук РТУ МИРЭА в 2021-2022 учебном году в качестве воспитательной работы со студентами авторами статьи был предложен проект «Уроки истории: от МВЖК к РТУ МИРЭА» [5]. В результате слияния вузов в 2015 году к МИРЭА был присоединен МИТХТ (Московский институт тонких химических технологий), который ведет свою историю от Московских высших женских курсов. Кафедра гуманитарных и социальных наук была перемещена на Малую Пироговскую улицу, где и размещались в начале XX века Московские высшие женские курсы профессора В. И. Герье. Авторам статьи показалось интересным и полезным «открыть» для себя и для студентов историю МВЖК с целью ознакомления и изучения традиций отечественного образования.

Обзор литературы

По истории МВЖК существует обширная литература. О необходимости изучения прошлого МВЖК и использования их опыта сегодня говорит автор Е. А. Дубицкая [8]. Л. А. Трубина и Е. Ю. Лазарева в статье «Эпоха Герье» [14] пишут о том, что необходимость создать в России учебное заведение по типу университета, где могли бы учиться девушки, осознавалась еще с 1850-х годов, однако для этого требовалась инициатива, которую и осуществил Владимир Иванович Герье (1837-1919). Профессор В. И. Герье собирался создать Курсы, которые бы всестороннее просвещали и воспитывали девушек, а не готовили их к определенной профессии. Образование женщин, по мысли Герье, способно было улучшить нравственное состояние всего российского общества. Исследователь В. А. Власов, рассказывая о творческой биографии основателя МВЖК, подчеркивает, что, оставшись с 12 лет сиротой без средств к существованию, Владимир Иванович Герье считал образование ценно-

стью, формирующей нравственные идеалы и духовность личности [2].

Не совпадают мнения исследователей по поводу качества образования на Курсах. Автор О. А. Патрикеева считает университетское образование более систематичным и серьезным, чем образование курсисток [11]. Отчасти это мнение представляется справедливым, так как Курсы Герье действительно прерывали свою работу не по вине организатора. Насчет несистематичности получаемого девушками образования на Курсах можно не согласиться. Исследователь Е. А. Дубицкая приводит рекомендации В. И. Герье о строго системном характере образования на Курсах. Она подчеркивает культурное влияние Курсов на все российское общество [7]. Известно, что на МВЖК училась сестра А. П. Чехова Мария Павловна. Их брат Михаил Павлович вспоминал, как изменилась атмосфера всей семьи в результате поступления их сестры на Курсы Герье [10].

Исследователи А. В. Лубков, И. В. Литвинова и М. А. Гончаров отмечают дух солидарности и взаимопомощи, который сложился среди преподавателей и слушательниц. Авторы обращают внимание на нравственное воспитание на Курсах [10].

Методология и методы исследования

При организации и проведении проектно-исследовательской работы со студентами «Уроки истории: от МВЖК к РТУ МИРЭА» авторами статьи использовались следующие методы: биографический, метод единства логического и исторического, анализ и синтез.

При вовлечении студентов в проектную деятельность авторы стремились привить им навыки исследовательской деятельности. Они использовали приемы, в определенной мере подобные тем, которые применялись на «семинариях», впервые организованных на МВЖК профессором В. И. Герье: выбирались темы, предполагавшие работу по сбору и систематизации материала, стимулирующие к самостоятельному поиску дополнительной информации, требующие выработки навыков анализа и синтеза, классификации и обобщения. Были организованы экскурсии в музеи вузов-преемников МВЖК (МИТХТ и МПГУ). Студенты самостоятельно собирали материал об истории создания МВЖК, об их преподавателях и выпускницах. Для обобщения собранного материала был проведен Круглый стол, где студенты выступили с докладами и самостоятельно сделали выводы по теме «Традиции образования на МВЖК». Результаты этих исследований были представлены в виде

ряда студенческих докладов на Научно-технической конференции РТУ МИРЭА (май 2022 г.) [5].

Результаты исследования, обсуждение

В ходе проведенной проектно-исследовательской работы со студентами РТУ МИРЭА были получены следующие результаты:

Показано, что МВЖК претерпевали изменения, связанные с конкретными историческими событиями. Так, первоначально В. И. Герье задумал Курсы как учебное заведение, предоставляющее женщинам возможность получить широкое гуманитарное образование. Герье видел его значение в том, что оно способствует формированию целостного самостоятельного мировоззрения и выработке высоких нравственных идеалов. Основоположник Курсов считал, что образование поможет женщинам лучше выполнять их традиционную роль в семье и обществе (прежде всего, как воспитательниц своих собственных детей). Владимир Иванович связывал с образованием развитие нравственности и сохранение традиционных жизненных устоев. Однако из-за распространения революционной пропаганды в стране Курсы начали рассматриваться революционно настроенной молодежью как арена борьбы за женские права. Так, в 1886 году на МВЖК распространялась прокламация с призывами неповиновения властям. Чтобы прекратить беспорядки, Курсы были закрыты правительством. Однако это не остановило стремления девушек учиться. Некоторые преподаватели (В. И. Вернадский, С. А. Чаплыгин и др.) стали читать публичные лекции для бывших слушательниц Курсов в Политехническом музее и при Московском «Обществе воспитательниц и учительниц» (надо отметить, что сам В. И. Герье эту инициативу преподавателей не поддержал). Такие публичные лекции еще более облегчали революционную пропаганду среди девушек, что не могло не тревожить правительство. Поэтому Курсы были открыты вновь 15 сентября 1900 г., уже не как частное, а как полугосударственное заведение. Теперь они состояли из историко-филологического и физико-математического отделений. В 1906 году был открыт третий (медицинский) факультет. Таким образом, наряду с первоначальным гуманитарным образованием на Курсах усилилось и естественнонаучное образование. Директором курсов был назначен их основатель Владимир Иванович Герье. Усиление революционных настроений в стране привело к конфликтам на Курсах, вследствие которых Владимир Иванович Герье был вынужден уйти

с поста директора. В 1905 году профессор С. А. Чаплыгин (1869-1942) стал новым директором МВЖК. Однако основатель МВЖК профессор В. И. Герье и после ухода продолжал заботу о своем «любимом детище», выплачивая талантливым курсисткам стипендии из своих личных средств [14]. В 1916-1917 годах преподавание на Курсах стало более специализированным, популярность получали естественно-научные дисциплины. К лекциям по физике, математике и химии добавились факультативные занятия по этим предметам [8]. Таким образом, воспитание и просвещение девушек на Курсах, какими их задумывал основатель В. И. Герье, постепенно заменялось их профессиональной и научной подготовкой. Революция 1917 года уравняла права женщин на образование с правами мужчин, поэтому МВЖК было решено преобразовать во Второй Московский университет для лиц обоего пола [13]. Второй МГУ первоначально включал три факультета: историко-филологический, физико-математический и медицинский, ректором был оставлен С. А. Чаплыгин. В 1919 году правительство большевиков приняло постановление о слиянии трех Московских университетов (1-го МГУ, 2-го МГУ и университета Шанявского) в один. Однако постановление не было реализовано в полной мере: 2-й МГУ сохранил свою самостоятельность. Его ректором был назначен С. С. Наметкин. Он смог укрепить медицинский факультет, развернуть в факультет химико-фармацевтическое отделение, оставшееся от физико-математического факультета (часть которого перешла в 1-й МГУ), и в 1921 году открыть третий — педагогический — факультет. В результате нехватки технического персонала в 30-х годах XX века выпускники химико-фармацевтического факультета предпочитали идти работать не в аптеки, а на химическое производство [13]. Это явилось одной из причин образования впоследствии самостоятельного вуза — Московского института тонких химических технологий.

Итак, мы видим, что из гуманитарного и общеобразовательного, какими задумывались Московские высшие женские курсы их основателем В. И. Герье, образование постепенно (подчиняясь веяниям времени) становится более естественно-научным и специализированным. Е. А. Дубицкая сообщает об уменьшении интереса к курсам по психологии и педагогике на физико-математическом факультете уже в 1909 году [8]. Между тем, В. И. Герье, будучи историком по образованию, высоко ценил роль именно гуманитарного образования (разносторонние курсы по литературе, истории, языкам) для формирования личности. Представляется,

что потеря глубины гуманитарного образования облегчала пропаганду марксистско-ленинской идеологии и привела к исчезновению свободы и плюрализма самостоятельного мышления, которое заменялось начетничеством (в виде подгонки всех идей под цитаты из работ Маркса, Энгельса и Ленина).

2) Владимир Иванович Герье ратовал за системность образования на Курсах. В приветственной речи к своим первым слушательницам в 1872 году основатель Курсов отмечал: «Не ряд публичных лекций имели мы в виду, не собрать случайную публику, но нечто цельное, проникнутое одной мыслью и составленноепо стройному плану» [12]. Поэтому Владимир Иванович не поддержал инициативу некоторых преподавателей после закрытия Курсов продолжать читать бывшим курсисткам отдельные лекции, видя в этом нарушение системности и фундаментальности образования.

Образование на МВЖК приравнивалось к университетскому, так как В. И. Герье пригласил преподавать там выдающихся ученых с мировым именем: историка В. О. Ключевского (ученика С. М. Соловьева), философа В. С. Соловьева (система Всеединства которого легла в основание всей русской религиозной философии XX века), историка-византиниста и педагога К. Н. Успенского, искусствоведа С. П. Виноградова, ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского, химика-органика А. Н. Реформаторского. Курсы всеобщей истории вели С. Ф. Фортунатов и В. И. Герье, историю русской литературы и языка читали Н. С. Тихонравов и В. Ф. Миллер. Профессора Курсов нередко одновременно преподавали и в Московском университете. Представляется, что именно поэтому многие выпускницы Курсов впоследствии смогли добиться больших успехов в профессиональной деятельности. Так, например, выпускница МВЖК Вера Александровна Варсанофьева (1890-1976) стала первой женщиной, которая получила степень доктора геолого-минералогических наук (1935), членом-корреспондентом АПН РСФСР, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР (1960). В советское время Вера Александровна была профессором педагогического факультета 2-го МГУ и МГПИ (1925-1956). Выпускница Курсов Прасковья Васильевна Циклинская (1859-1923) стала первой русской женщиной-профессором бактериологии, в 1907-1923 годах была заведующей лабораторией бактериологии МВЖК и 2-го МГУ. Ольга Николаевна Цубербиллер (1885-1975) закончила МВЖК в 1908 г., с 1918 г. была сначала доцентом, а затем профессором математики 2-го

МГУ, заведующим кафедрой математики МИТХТ (с 1930 г) [13]. Таким образом, сциентистская линия развития МВЖК в дальнейшем оказалась востребованной и принесла достойные плоды.

Постулируется важность глубокого гуманитарного образования для воспитания нравственной личности и мотивации ее поведения. Идеи о нравственном воспитании гуманитарного знания Владимир Иванович Герье раскрыл в своей вступительной лекции в день торжественного открытия МВЖК. Он полагал, что понять современную культуру и самого себя человеку, как существу духовному, немыслимо без знания истории как духовной деятельности человечества. Знание истории необходимо для самопознания, чтобы не быть слепой игрушкой различных модных, но необоснованных и вредных веяний. Изучение словесности, всеобщей истории и философии истории (историософии) способствует нравственному самосовершенствованию, так как раскрывает общую историческую судьбу всех людей и, следовательно, их общую ответственность за все происходящее. Именно из-за воспитательной функции история и философия истории, согласно Герье, должны быть основой всего гуманитарного образования [12].

Своей концепцией истории В. И. Герье вступил в спор с одним из модных в его время философских направлений — позитивизмом. Владимир Иванович Герье не соглашался с позитивистами в недооценке свободы воли отдельных людей и индивидуальности развития разных стран. Он считал, что наряду с причинно-следственной связью в истории активную роль в конкретных событиях играют индивидуальные личности. В начале XX века позитивизм был направлением, стремившемся в науке ограничиться только констатацией фактов, а из философии убрать «метафизику» и ограничить ее только философией науки. Ограниченности позитивистского подхода в экономике и философии были посвящены многие работы отечественного философа С. Н. Булгакова (например, «Основные проблемы теории прогресса», «Народное хозяйство и религиозная личность», «Философия хозяйства» и др.), вслед за Ф. М. Достоевским и Вл. Соловьевым отстаивающего возможность религиозной метафизики. С. Н. Булгаков считал себя продолжателем философии В. С. Соловьева, магистерская диссертация которого также была посвящена критике позитивизма («Кризис западной философии. Против позитивистов»). Представляется, что на МВЖК существовало понимание неотделимости научной ориентации мировоззрения и его духовно-нравственных

основ. Вытеснение гуманитарной составляющей из высшего образования и замена его только естественно-научным (позитивистский подход) облегчили впоследствии пропаганду марксистско-ленинской идеологии. Противостояние гуманитарного и сциентистского подходов в философии будет продолжаться и в советское время на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, о чем повествует монография И. С. Андреевой [1].

При изучении истории МВЖК была обнаружена преемственность идей. Философ В. С. Соловьев преподавал на МВЖК. Владимир Иванович Герье был учеником его отца, историка С. М. Соловьева. Алексей Федорович Лосев (1893-1988), профессор педагогического факультета 2-го МГУ (1922-1929) и МГПИ (вуза-преемника МВЖК) (1944-1988), считал себя продолжателем метафизической традиции философии В. С. Соловьева, чьей личности и трудам он посвятил всестороннее и обширное исследование «Владимир Соловьев и его время» [9].

На МВЖК вводились новые формы организации учебного процесса — «семинарии». Впервые семинары по всеобщей истории на МВЖК и в Московском университете стал вести В. И. Герье [7]. На семинары выносились темы, которые требовали сбора и систематизации материала по основным и дополнительным вопросам, стимулировали слушательниц к самостоятельному поиску дополнительной литературы. Такая форма проведения учебных занятий явилась активным средством воспитания у слушательниц умения анализа и синтеза, классификации и обобщения. Курсистки учились критически оценивать разные точки зрения и определять свою собственную позицию, развивали культуру самостоятельного критического мышления. Позже семинары, предложенные профессором В. И. Герье, будут введены во всех вузах страны. На семинарах профессор Герье предлагал такие новые формы, как написание рефератов и защита их при общем обсуждении. Герье требовал, чтобы курсистки рассказывали рефераты по краткому конспекту (а не зачитывали их), умели отвечать на вопросы слушательниц, участвовали в обсуждении тем других участниц диспута. Темы рефератов и их основные тезисы вывешивались за неделю до даты семинара, что помогало всем слушательницам заранее подготовиться. Новые формы обучения, введенные на МВЖК, помогали курсисткам самостоятельно и ответственно формировать свое мировоззрение.

Мы видим личное заинтересованное взаимодействие преподавателей

и студентов. Традиции научного поиска, служения высшим идеалам науки во имя блага всего общества передавались непосредственно от профессоров к слушательницам. В процессе совместной научной работы наряду с образованием и научным поиском осуществлялось и личностное нравственное воспитание.

В качестве еще одной традиции можно назвать понимание научной деятельности как служения на благо Отечества. Традиции служения науки и ближним обнаруживаются и в последующей истории вузов-приемников, например, в МИТХТ, о чем может свидетельствовать биография выпускницы МИТХТ, крупного ученого-химика и впоследствии игуменьи Новодевичьего монастыря Варвары Васильевны Черной-Чичаговой, а также многих других преподавателей и выпускников этого ВУЗа [15].

Заключение

Анализируя историю МВЖК, можно выделить следующие традиции образования: основой образования и воспитания основателем Курсов предполагалось систематичное, всестороннее и качественное гуманитарное образование, где университетский уровень академического преподавания сочетался с поиском новых форм вовлечения слушательниц в образовательный и научный процесс. Все это было направлено не столько на формирование профессиональных компетенций, но прежде всего — на формирование личности — гармоничной, творчески развивающейся, воспринимающей свою деятельность не как функционирование, а как служение на благо Отечества и ближним. Представляется, что усилия, направленные на формирование личности, должны стать приоритетными в современных условиях.

В связи с этим представляется целесообразным: 1) увеличить часы на гуманитарные дисциплины во всех вузах (в том числе и технических), 2) не ограничивать изучение философии только вопросами гносеологии, философии науки и техники (позитивистско-сциентистский подход), а показывать все многообразие метафизических идей (антропологических, историософских, этических) на протяжении всей истории мировой философии; 3) в рамках философского курса увеличить количество часов на изучение отечественной философии, начиная не с XIX века, а с крещения Руси в X веке [4]; 4) опираться в преподавательской и воспитательной работе со студентами на богатый предшествующий опыт.

Литература

1. Андреева И. С. Философы России второй половины XX века. Монография / РАН ИНИОН. М., 2009. 312 с.

2. Власов В. А. Историк, педагог и общественный деятель Владимир Иванович Герье // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 15 (19). С. 68-74.

3. Герье В. И. Философия истории от Августина до Гегеля. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2015. (Из наследия мировой философской мысли: история философии).

4. Гладышева Е. В., Гладышева С. Г. История отечественной философии: практикум. М.: РТУ МИРЭА. 2021. 29 с.

5. Гладышева Е. В., Гладышева С. Г. Проект культурно-воспитательной работы со студентами «От Московских Высших женских курсов к РТУ МИРЭА: традиции и современность» / Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» («Радиоинфоком-2021»), Москва, РТУ МИРЭА: сборник научных статей. М.: МИРЭА — Российский технологический университет. 2021. С. 729-732.

6. Гусейнов А. А. Выступление на VIII Российском философском конгрессе — https://www.youtube.com/watch?v=a3UgX47sdLo, (дата обращения 23.06.22).

7. Дубицкая Е. А. Вклад В. И. Герье в разработку форм и методов обучения в высшем учебном заведении / Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 5-13.

8. ДубицкаяЕ. А. Преобразование Московских высших женских курсов во Второй Московский государственный университет / Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 21-36.

9. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс. 1990. 720 с.

10. Лубков А. В., Литвинова И. В., Гончаров М. А. Традиции солидарности и кооперации в пространстве Московских высших женских курсов / Преподаватель XXI век. 2022. № 1. Часть 1. С. 11-20.

11. Патрикеева О. А. Курсистка или вольнослушательница Университета: выбор россиянок в начале XX столетия / Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. История и политология. 2021. С. 39-46.

12. Положение о высших женских курсах в Москве и речи произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами московского университета Св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье. М.: Ун-тская тип., 1872.

13. Сто лет Второму МГУ. Москва. 2018. 34 с.

14. ТрубинаЛ. А., Лазарева Е. Ю. Эпоха Герье // Наука и школа. № 5. 2017. С. 61-68.

15. Яковлева Г. Н. Жизнь и служение В. В. Черной-Чичаговой (игумении Серафимы) // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. № 2. С. 3-9.

Яе£егепсе8

• Апйгввуа 1.8. Г1^о!у Rossii vtoroj роЬипу XX veka. Monografiya / ЕЛЫ ШЮЫ. М., 2009. 312 s. [Ы Rus].

• У1а$оу V. А. кШпк, pedagog i obshchestvennyj deyatel' Vladimir Ivanovich Оег'е // Izvestiya РОРи т. V. О. Belinskogo. 2010. № 15 (19). 8. 68-74. [!П Rus].

• Ger'e V. I. Filosofiya istorii ot Avgustina do Gegelya.— Izd. 2-e. M.: LENAND, 2015. (Iz naslediya mirovoj filosofskoj mysli: istoriya filosofii). [In Rus].

• Gladysheva E. V., Gladysheva S. G. Istoriya otechestvennoj filosofii: praktikum / M.: RTU MIREA, 2021. 29 c. [In Rus].

• Gladysheva E. V., Gladysheva S. G. Proekt kul'turno-vospitatel'noj raboty so studentami «Ot Moskovskih Vysshih zhenskih kursov k RTU MI-REA: tradicii i sovre-mennost' /Sbornik nauchnyh statej po materialam V Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya radiotekhnicheskih i infokommunikacionnyh si-stem» («Radioinfokom-2021»), g. Moskva, RTU MIREA: sbornik nauchnyh statej. M.: MIREA — Rossijskij tekhnologicheskij universitet. 2021. S.729-732. [In Rus].

• Gusejnov A. A. Vystuplenie na VIII Rossijskom filosofskom kongresse. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=a3UgX47sdLo, (accessed: 23.06.22). [In Rus].

• Dubickaya E. A. Vklad V. I. Ger'e v razrabotku form i metodov obu-cheniya v vys-shem uchebnom zavedenii // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2017. № 4. S. 5-13. [In Rus].

• Dubickaya E. A. Preobrazovanie Moskovskih vysshih zhenskih kursov vo Vtoroj Moskovskij gosudarstvennyj universitet // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2022. № 1. S. 21-36. [In Rus].

• Losev A. Vladimir Solov'ev i ego vremya. M.: Progress. 1990. 720 s. [In Rus].

• Lubkov A. V., Litvinova I. V., Goncharov M. A. Tradicii solidarnosti i kooperacii v prostranstve Moskovskih vysshih zhenskih kursov // Prepodavatel' XXI vek. 2022. № 1. Chast' 1. S.11-20. [In Rus].

• Patrikeeva O. A. Kursistka ili vol'noslushatel'nica Universite-ta: vybor rossiyanok v nachale XX stoletiya // Vestnik MGGU im. M. A. Sholohova. Istoriya i politologiya. 2021. S. 39-46. [In Rus].

• Polozhenie o vysshih zhenskih kursah v Moskve i rechi proiznesennye pri otkrytii kursov 1 noyabrya 1872 goda professorami moskovskogo universiteta Sv. A. M. Ivancovym-Platonovym, S. M. Solov'evym i V. I. Ger'e. M.: Un-tskaya tip. 1872. [In Rus].

• Sto let Vtoromu MGU. Moskva, 2018, 34 s. [In Rus].

• Trubina L. A., Lazareva E. Yu. Epoha Ger'e // Nauka i shkola. № 5. 2017. S. 61-68. [In Rus].

• Yakovleva G. N. Zhizn' isluzhenie V. V. Chernoj-Chichagovoj (igumenii Serafimy) // Vestnik MITHT. Seriya: social'no-gumanitarnye nauki i ekologiya. 2014. № 2. S. 3-9. [In Rus].

Информация об авторах

Е. В. Гладышева — кандидат философских наук, доцент РТУ МИРЭА. С. Г. Гладышева — кандидат философских наук, доцент РТУ МИРЭА.

Information about the authors

Elena V. Gladysheva — PhD (Philosophy), Associate Professor of MIREA — Russian Technological University. Stella G. Gladysheva — PhD (Philosophy), Associate Professor of MIREA — Russian Technological University.

Статья поступила в редакцию 14.06.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 02.08.2022. The article was submitted 14.06.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 02.082022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.