СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Бакирова Э.Д.
учитель английского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
Обоснована необходимость изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ научно-популярных изданий на английском языке, доступных в глобальной компьютерной сети Internet.
Ключевые слова
Научно-популярное издание, английский язык, компьютерная сеть.
Популяризация научного познания и преобразования действительности является актуальной и важной дидактической задачей научной и педагогической общественности по нижеследующим причинам.
1. Низкий познавательный интерес у широких слоев населения к проблемам и достижениям достоверной науки, обеспечивавшей современную комфортную жизнь людей экономически развитых стран.
2. Недостаточно высокий уровень социального статуса людей, занятых постановкой и решением научно-технических задач познания и преобразования природы, техники и технологий.
3. Высокий уровень необходимости, проявляемой со стороны активной части общества, формирования устойчивой мотивации учащейся молодежи к участию в научных олимпиадах и исследованиях, творческих конкурсах [1].
4. Наличие потребности у творчески целеустремленных старшеклассников и учителей естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин совершенствовать знания, умения и навыки [2].
5. Возможность выделения молодому и старшему поколения людей тенденций развития современного мира с целью оптимальной адаптации к его требованиям и условиям.
На уроках английского языка в старших классах современных общеобразовательных школ для решения поставленной выше дидактической задачи можно изучать со школьниками фрагменты научной информации, представленной на страницах следующих, доступных в глобальной компьютерной сети Internet англоязычных научно-популярных изданий.
1. Научно-популярный журнал с аудиторией более сорока миллионов читателей National Geographic публикует на своих страницах уникальные фотографии, эксклюзивные материалы по истории, археологии, культуре и науки, являющиеся дидактическим материалом для совершенствования среднего общего образования учащейся молодежи.
2. Научно-популярный журнал Popular Science, выпускаемый в сорока пяти различных странах мира, имеющий множество общественных и правительственных премий и наград, публикует доступные всем читателям научно-популярные работы выдающихся ученых-современников, сближающих сферы научного и учебного познания действительности.
3. Научно-популярный журнал Popular Mechanics с тиражом более одного миллиона двести тысяч копий имеет громадную популярность в читательских научных и образовательных кругах во всем мире.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Традиционной тематикой этого журнала является история и новости науки и техники, астрономия, физика, химия, биология, энергетика, оригинальные изобретения, авиация, космос, автомобили, оружие. Среди современных трудов у журнала выделяются статьи по электронике, компьютерам, роботам, нанотехнологиям и современной бытовой технике. В этой связи учителям естественно-математических и общетехнических дисциплин средних общеобразовательных следует вместе с учителями английского языка на междисциплинарной основе организовать изучение ряда статей этого журнала старшеклассниками средних общеобразовательных школ.
4. Научно-популярный журнал Discover, ориентирован непрофессионалов в мире науке, однако упростив концепцию подачи сложного научного материала, журнал стал пользоваться популярностью у широкого круга читателей - от школьника до профессора.
5. Научно-популярный журнал Scientific American, работающий под девизом «От меньшего к большому и от простого к сложному», позиционирует себя как своеобразный научно-популярный форум, где могут высказаться и поделиться своими открытиями и уникальными мыслями выдающиеся и малоизвестные ученые со всего мира по отраслям науки и техники.
Дидактический опыт систематического и регулярного аудиторного и внеаудиторного изучения учащимися средних общеобразовательных школ телекоммуникационных научно-популярных изданий на английском языке, доступных в глобальной компьютерной сети Internet [3], показывает его эффективность в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, среди новых средств установления и развития междисциплинарных связей для старшеклассников средних общеобразовательных школ телекоммуникационные научно-популярные издания на английском языке выделяются дидактической эффективностью.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Бакирова Э.Д., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Бигаева Л.Р.
учитель английского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ФРАГМЕНТОВ ТРУДОВ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ НЬЮТОНА, ФАРАДЕЯ И МАКСВЕЛЛА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Реализована старшеклассниками междисциплинарная связь между физикой и английским языком на