Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
5. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
© Каримов М.Ф., Спиридонов Р.А., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Шайдуллина К.С. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ИОДИСТОГО ВОДОРОДА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрены элементы проектирования и реализации изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств иодистого водорода.
Ключевые слова Йод, иодистый водород, иодистоводородная кислота и её свойства.
Среди галогенидов водорода иодистый водород выделяется рядом необычных физических и химических свойств, подлежащих углубленному и систематическому изучению старшеклассниками средних общеобразовательных школ, ориентированными на продолжение обучения в высших учебных заведениях естественно-математического и инженерно-технического профиля [1],
Для творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных учащихся средних общеобразовательных школ учителя химии и физики на основе принципов дидактики [2] проектируют и реализуют нижеследующую тематику учебных занятий по свойствам иодистого водорода.
1. Краткая история открытия и получения химического элемента йода и химического соединения йода с водородом [3].
2. Электронные конфигурации атомов водорода и йода [4].
3. Реакция йода с водородом только при нагревании и не пол ностью, с образованием химического соединения йодистый водород.
4. Графическая модель перекрывания электронных облаков при образовании молекулы иодистого водорода.
5. Полярная ковалентная химическая связь между атомами йода и водорода со смещением общей электронной пары к атому йода как более электроотрицательному.
6. Дипольный момент молекулы иодистого водорода, убывающий с увеличением расстояния между ядрами йода и водорода.
7. Уменьшенная степень перекрывания электронных облаков атомов йода и водорода, расположение области перекрывания электронных облаков на большом расстоянии от ядра атома йода и его сильная экранизация возросшим числом промежуточных электронных слоев способствуют ослаблению химической связи между атомами йода и водорода, приводящему к низким значениям температуры плавления, равной -51оС, и температуры кипения, равной -35оС, у хлористого водорода.
8. Слабость химической связи между атомами йода и водорода выделяет хлористый водород самым неустойчивым среди водородных соединений галогенов, легко разлагающимся на свету и при его нагревании выше 180оС.
9. Устойчивость газообразного иодистого водорода и его водного раствора при обычной температуре и даже на свету без доступа кислорода воздуха в герметично закрытый объем.
10. Растворение иодистого водорода в воде, сопровождающееся её диссоциацией по кислотному типу и относящее его к числу наиболее сильных бескислородных кислот.
11. Постепенное окисление иодистого водорода при комнатной температуре молекулярным кислородом и значительное ускорение выделенной реакции под действием света.
12. Заметное проявление восстановительных свойств иодистого водорода при его взаимодействии с концентрированной серной кислотой.
13. Восстановление алкилиодидов, спиртов и гидратация ряда ненасыщенных органических соединений иодистым водородом при нагревании реагирующих веществ.
14. Основное и наиболее распространенное применение иодистого водорода заключено в образовании алкилиодидов посредством взаимодействия иодоводорода с алкенами или первичными спиртами.
15. Неблагоприятное воздействие иодистого водорода на здоровье человека основано в его токсичности, вызове сильных ожогов кожи и повреждений глаз.
Обязательное и факультативное изучение физических и химических свойств иодистого водорода старшеклассниками средних общеобразовательных школ, как показывает дидактический опыт, вызывает повышение познавательного интереса у учащихся к современным естественно-математическим дисциплинам [5].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что обогащение содержания традиционного школьного курса химии дополнительными учебными темами по свойствам иодистого водорода приводит к повышению качества естественно - математического образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Шайдуллина К.С., 2018
УКД 37.013.42
С.Р. Малина
Студентка 4 курса, СДО, ДВФУ г.Владивосток, РФ E-mail: [email protected]
ИНТЕРЕС К СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Данная статья поможет рассмотреть вариант решения проблемы заикания у подростков посредством работы над современной музыкой. Представлен интересный и эффективный способ преодоления коммуникативных и психологических барьеров у заикающихся подростков.
Ключевые слова
заикание, современная музыка, речевая коммуникация, логофобии, психологическая проблема.
S.R. Malina
INTERESTS TO CONTEMPORARY MUSIC AS A WAY TO OVERCOMING STUTTERING IN ADOLESCENTS
Abstract
This article will help to consider solution of the problem of adolescents' stuttering for contemporary music. Article represents an interesting and effective way of solving this problem and psychological peculiarities of adolescents with stuttering is presented.
Key words:
stuttering, contemporary music, speech communication, logophobia, psychological problem.
В наше время всё больше подростков по данным статистики обращаются к специалистам с проблемой заикания.
Заикание по данным многих авторов, исследующих проблему по данному типу нарушения, рассматривается как сложное психофизиологическое состояние, которое сопровождается расстройствами ритма, плавности речи в ситуациях значимого общения. [1, с. 5]. Данное нарушение относится к группе функциональных логоневрозов, имеющих коммуникативную природу и может быть рассмотрено в качестве нарушения речевой коммуникации.
К сожалению, заикание у детей подросткового возраста часто сопровождается различными психологическими особенностями, такими как уловки, логофобии.
Логофобия (лого + греч. phobos - страх) навязчивый страх, боязнь нарушения способности к экспрессивной речи, произнесения слов [2, с.384].