Научная статья на тему 'Изучение спроса на СПА и веллнесс услуги как условие формирования нового гостиничного продукта для бизнес-отеля'

Изучение спроса на СПА и веллнесс услуги как условие формирования нового гостиничного продукта для бизнес-отеля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1254
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОТЕЛЬ / HOTEL PRODUCT / СПА И ВЕЛЛНЕСС УСЛУГИ / SPA AND WELLNESS SERVICES / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY INDUSTRY / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ВЕЛЛНЕСС (WELLNESS)-ФИЛОСОФИЯ / WELLNESS PHILOSOPHY / BUSINESS-HOTEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Г. Г., Уросова Ю. А.

Статья рассматривает вопросы изучения влияние спроса на СПА и Веллнесс услуги и необходимость разработки нового гостиничного продукта в сегменте бизнес-отелей, ориентированного на потребителя, приверженца веллнесс (wellness)-философии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of demand for SPA and wellness services as a condition for developing a new hotel product for business-hotels (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the study of demand for SPA and wellness services and the necessity to develop a new hotel product in the business-hotel segment, oriented towards consumers sharing wellness philosophy

Текст научной работы на тему «Изучение спроса на СПА и веллнесс услуги как условие формирования нового гостиничного продукта для бизнес-отеля»

ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА СПА И ВЕЛЛНЕСС УСЛУГИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ БИЗНЕС-ОТЕЛЯ

Г.Г. Воронцова,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук [email protected]

Ю.А. Уросова,

администратор СПА комплекса «Монплезир» официальной гостиницыIГосударственного Эрмитажа

[email protected]

Статья рассматривает вопросы изучения влияние спроса на СПА и Веллнесс услуги и необходимость разработки нового гостиничного продукта в сегменте бизнес-отелей, ориентированного на потребителя, приверженца веллнесс (wellness)-философии.

Ключевые слова: бизнес-отель, СПА и веллнесс услуги, гостиничный продукт, индустрия гостеприимства, здоровый образ жизни, веллнесс (wellness)-философия

УДК 338.46 ББК 75.81

Приближающийся чемпионат мира по футболу в Санкт-Петербурге вызвал значительный рост как самих средств размещения, так и номерного фонда, что подтверждают результаты исследования NAI Becar. В 2017 году номерной фонд увеличился на 890 номеров в 10 отелях, и это самый высокий показатель после 2010 года, а данные за 4 квартал подтверждают, что номерной фонд Санкт-Петербурга составил 24 тыс. номеров в 360 качественных отелях [1].

Несомненно, такая статистика свидетельствует о том, что рост количества гостиничных мест усилит конкуренцию на рынке индустрии гостеприимства в городе. Для повышения своей привлекательности и преодоления конкуренции новый гостиничный продукт, куда будут входить СПА и веллнесс услуги, для сегмента бизнес-отелей будет весомым фактором [2, 3].

Новый гостиничный продукт «можно рассматривать как инструмент, который обеспечивает конкурентное преимущество гостиничного предприятия посредством увеличения продаж, с другой позиции — это возможность организации получать дополнительную прибыль за счет увеличения потока клиентов» [4].

«Вся деятельность персонала гостиницы направлена на создание такого гостиничного продукта, который в первую очередь учитывал бы потребности конкретного сегмента клиентов, удовлетворяя их потребности, а также соответствовал направлению развития отеля» [4].

Функциональные свойства и характеристики гостиничного продукта на этапе выбора покупателю неизвестны, в этот момент его волнует и привлекает так называемая «оболочка» гостиничного продукта, а также соотношение цены и качества [4, 5].

Для того, чтобы сформировать новый гостиничный продукт, необходимо изучить рынок услуг, а также спрос потребителя на данный вид услуги. В настоящее время в России происходит внедрение новых для нашей страны современных технологий в гостиничную индустрию и, в частности, в процесс оказания wellness-услуг. Новые технологии используются не только в оценке уровня здоровья конкретного человека, а также в процессе формирования здорового образа жизни и отдыха людей всего общества в целом. В данном случае речь идет о такой концепции здорового образа жизни как веллнесс (wellness) — философия, которая подразумевает в своей сущности формирование и сохранение баланса физического и ментального здоровья, правильного питания и разумных физических нагрузок.

Популярность веллнесс услуг подтверждается данными UNI Wellness, констатирующими, что с 2014 года более половины работодателей по всему миру использовали кадровые стратегии, основанные на концепции здорового образа жизни, тогда как треть инвестировала в полномасштабные веллнесс-программы. Гостиничная индустрия, к сожалению, не смогла своевременно отреагировать на современный тренд и запросы потребителей в сфере философии здорового образа жизни.

По мнению Илоны Ансоне, Члена правления Балтийской СПА ассоциации, руководителя Балтийского отделения Российского Союза Туриндустрии, индустрия СПА и Веллнесс привлекает гостей в любое время года, таким образом, бизнес перестает быть только сезонным, а значит, востребованность данных услуг будет круглогодичной[6].

Для нашего исследования были выбраны следующие отели: «Sokos Hotel», «ParkInnby Radisson», «Four Seasons Hotel», Grand Hotel «Emerald», «Holiday ClubSt. Petersburg», «Эрмитаж», «Гелиос отель», «Скандинавия»[7, 8]. Для анализа конкурентоспособности отелей, предоставляющих СПА и Веллнесс услуги, был использован метод, позволяющий достаточно быстро провести этот процесс по ключевым показателям конкурентов, таким как: имидж отеля, месторасположение, время работы СПА департамента, ассортимент, цена, качество и удобство оплаты услуг, а также отзывы потребителей.

—^Отель Эрмитаж -Гелиос Отель -Скандинавия

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности

Сравнительный анализ основных конкурентов в сфере СПА и Веллнесс услуг показал, что основными преимуществами обладает Four Seasons Hotel. Данный поставщик услуги предлагает наиболее широкий ассортимент, качество услуг, удобство оплаты, но и самые высокие цены на услугу.

Было установлено, что водные процедуры и услуги, связанные с водным комплексом — массаж: общий, релаксирующий, антицеллюлитный, а также тренажерный зал как вид услуги — присутствуют во всех отелях.

Проведенный авторами анализ рынка СПА и веллнесс услуг в бизнес-отелях Санкт-Петербурга показал, что чаще всего респонденты, пользующиеся услугами СПА и Веллнесс, обращаются к следующим услугам: обертывание (24%), сауна/ баня/хамам (23%), косметологи и массаж (по 19%), гидромассажная ванна (18%), талассотерапия и солярий (по 16%). Можно сделать вывод, что наибольшим спросом пользуются услуги обертывания (рис. 2).

Рис. 2. Популярные услуги СПА и Веллнесс

Наше внимание было сосредоточено на такой услуге, как талассотерапия, поскольку данная услуга позволяет улучшить не только физическое, но и эмоциональное состояние клиента, и предлагается клиентам СПА департамента отеля Эрмитаж.

Проанализировав целевую аудиторию СПА и Веллнесс услуг, были выделены следующие категории потребителей: а) мужчины бизнесмены возраста от 23 до 45 лет, занятые люди, не имеющие времени регулярно посещать тренажерный зал, желающие повысить свою работоспособность. Частота заказа — от 3 до 7 раз в неделю (период пребывания в отеле); б) женщины трудоспособного возраста от 23 до 35 лет, занятые в бизнесе, желающие сохранить свою физическую привлекательность и работоспособность, преимущественно незамужние. Частота заказа — от 1 до 5 раз за период пребывания в отеле; в) семьи бизнесменов с детьми / без детей, проживающие в отеле, возраст от 35 лет до 55, желающие поддержать свою физическую форму и провести совместный досуг, порадовать себя чем-то новым. Частота заказа — от 1 до 3 раз за период пребывания в отеле; г) любая категория состоятельных посетителей отеля, желающих попробовать что-то новое.

Доля от общего количества заказов, которая приходится на каждую категорию потребителя, отображена в виде диаграммы.

Рис. 3. Структура заказов по категориям потребителей

Как видно из диаграммы, наибольший процент потребителей услуги талассотерапии составляют индивидуальные бизнес-клиенты, 42% — мужчины и 30% — женщины. Учитывая вышесказанное, можно представить модель принятия решения о пользовании услугой талассотерапии. Оно будет зависеть как от индивидуальных характеристик потребителей, а именно, пола, возраста, стиля жизни, так и от характеристики самого гостиничного продукта, куда будет входить не только сама ус-

луга, но и качество услуги, ассортимент услуг, сервисная составляющая процесса обслуживания, внутренний интерьер и дизайн отеля, а также соотношение цены и качества.

Для определения степени удовлетворенности услугой талассотерапии клиентов СПА департамента отеля Эрмитаж была составлена Таблица со значениями важности потребительских характеристик услуги и их выраженности. Итоговые результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчеты степени удовлетворенности гостей отеля Эрмитаж

Характеристика Bi Yi Ydi

Цена 7,3 5,7 78,01

Время работы 6,7 7 104,5

Отзывы 4,2 9,1 216,7

Ассортимент услуг 8 8,5 106,25

Качество услуг 9 8,3 92,2

Удобство оплаты 9,3 5,8 62,4

Имидж отеля 6,6 7 106,06

Итого 51,1 51,4 100,6

Степень удовлетворенности данной услугой можно, рассчитать по следующей формуле:

Уд1 = (У1/В1)*100% где У1 — математическое ожидание экспертных оценок удовлетворенности по каждой характеристике.

В1 — математическое ожидание экспертных оценок важности по каждой характеристике.

По шкале Ж.-Ж. Ламбена, если показатель Уд = более 100%, то можно утверждать о сверхудовлетворённости клиента, если Уд = 80-90%, то тогда отмечается недостаточный уровень удовлетворенности.

Исходя из приведенных данных в таблице 1, можно сделать вывод, что степень удовлетворенности услугой талассотерапии клиентов СПА департамента отеля Эрмитаж составляет 100,6% по шкале Ж.-Ж. Ламбена, а это доказывает, что клиенты отеля сверх удовлетворены данной услугой в отеле.

Таким образом, можно сделать вывод, что тренд «здоровой образ жизни» благодаря росту популярности биохакинга (системы контроля за здоровьем, которая основывается на определении жизненных показателей) претерпевает в сознании бизнесменов и руководителей корпораций значительные трансформации. Осознание и понимание потребностей своего тела, тех изменений, которые происходят в организме, возможность формирования программы по увеличению своей работоспособности, продолжительности жизни, выносливости, а также физической привлекательности приводят к тому, что происходит увеличение мужской аудитории в сегменте услуг СПА и Веллнесс.

Бизнес-отели являются «лакмусовой бумагой», своего рода индикатором нововведений при разработке нового продукта на гостиничном рынке, а современные бизнесмены — это люди, которые сами меняют окружающую реальность и готовы получать новые креативные услуги. В этой связи разработка конкурентоспособного гостиничного продукта с веллнесс-услугами на основе новых цифровых технологий для данной категории клиентов будет востребована и весьма актуальна.

Литература

1. В 2018 году цены на гостиничном рынке Петербурга поднимутся на 10-15 процентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rtournews.ru/blog/tournews/v-2018-godu-tseny-na-gostinichnom-rynke-peterburga-podnimutsya-na-10-15.html? (Дата обращения 30.01.2018)

2. Гостиничный продукт как комплекс услуг.[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://dw6.ru/gostinichnyj_produkt_kak_ kompleks_uslug.html(Дата обращения 30.01.2018)

3. Воронцова Г.Г., Федоров Г.А. Организации производственных процессов на предприятиях туризма и индустрии гостеприимства: учеб. пос. - СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012.

4. Воронцова Г.Г., Гаврилова Н.А. Клиентоориентированность в локализации веб-сайта как условие успешного продвижения гостиничного продукта // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2 (62). — С. 209-212.

5. Гаврилова Н.А., Воронцова Г.Г. Основные проблемы продвижения гостиничного продукта при помощи веб-сайта // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе. Сб. научн. трудов по материалам XII международной научно-практической конференции. — СПб.: СПБГЭУ, 2016. — С. 34-36.

6. Уросова Ю.А., Воронцова Г.Г. СПА и Веллнесс услуги гостиниц Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом современных потребностей клиента // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства. Сб. научн. трудов по материалам XIII международной научно-практической конференции. — СПб.: СПБГЭУ, 2017. — С. 60-62.

7. Гостиничные сайты: опыт популярных гостиничных брендов. [Электронный ресурс]. URL: http://prohotelia.com.ua/2015/05/ digital-iq-index-luxury-hotels/

8. Воронцова Г.Г. Влияние клиентоориентированного подхода на содержание и продвижение гостиничного продукта // Эффективное управление в гостиничном и ресторанном бизнесе: теория, практика, подготовка кадров. Колл. монография. — СПб.: СПБГЭУ, 2017. — С. 98-108.

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

С.Н. Самойлов,

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института бизнеса и инноваций

[email protected]

В статье показана важность качества управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предложен комплексный подход к оценке качества управления предприятиями и организациями в сфере жилищно-коммунальных услуг. Предложена авторская методика самооценки системы управления управляющей организации на конкретном примере.

Ключевые слова: управляющая организация ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, качество управления, самооценка качества

УДК 332.8 ББК 65.44

В современных социально-экономических условиях состояние жилищно-коммунального многоотраслевого комплекса непосредственно определяет как экономическую, так и социальную стабильность нашего государства, реализуя основной принцип государственного регулирования: соблюдение баланса интересов государства, бизнеса, потребителей жилищно-коммунальных услуг и локальных естественных монополий [1].

При этом решающую роль играет качество управления жилищно-коммунальным комплексом. При оценке качества управления, как правило, используются количественные показатели, характеризующие экономическую и финансовую деятельность. Ценность экономической и финансовой информа-

ции не вызывает сомнений и остается ключевым индикатором для инвесторов и власти.

Но учёта только количественных показателей для оценки качества управления явно недостаточно. Так, В.П. Пилявский отмечает, что при оценке качества необходимо учитывать все уровни управления жилищно-коммунальным комплексом, учитывая как численные, так и качественные оценки [2]. При этом в методике оценки качества управления должны широко использоваться такие методы, как методы сравнительного, структурного, факторного, ретроспективного анализа, методы социологического исследования.

В работе предложен комплексный подход к оценке качества управления жилищно-коммунальными услугами (рис.1).

Оценка качества управления в сфере жилищно-коммунальных услуг

а

1. Анализ федерального уровня управления сферы ЖКХ 1.1. Анализ состояния ЖКХ в стране; 1.2. Анализ законодательной базы сферы ЖКХ; 1.3. Анализ федеральных программ реформирования и модернизации сферы ЖКХ; 1.4. Анализ системы тарификации жилищно-коммунальных услуг; 1.5. Анализ опыта применения государственно-частного партнерства в субъектах РФ; 1.6. Анализ и распространение отечественного опыта применения инновационных технологий в ЖКХ.

а

2. Оценка регионального уровня управления сферы ЖКХ 2.1. Оценка состояния ЖКХ в регионе 2.2. Оценка существующих форм управления структурами ЖКХ 2.3. Оценка региональных целевых программ модернизации сферы ЖКХ 2.4. Оценка системы тарификации жилищно-коммунальных услуг 2.5. Оценка опыта применения государственно-частного партнерства в регионе 2.6. Оценка и распространение регионального опыта применения инновационных технологий в ЖКХ

а

3. Оценка муниципального уровня управления сферы ЖКХ 3.1. Оценка состояния ЖКХ в муниципальном образовании 3.2. Оценка исполнения нормативно-правовых актов РФ и субъекта РФ 3.3. Анализ муниципальных программ развития ЖКХ 3.4. Оценка опыта по реализации инвестиционных проектов 3.5. Оценка опыта внедрения ресурсосберегающих технологий 3.6. Оценка готовности жилищного фонда к зиме 3.7. Оценка работы управляющих организаций

а

4. Оценка управления в организациях и предприятиях жилищно-коммунального хозяйства 4.1. Оценка экономического и финансового состояния предприятий 4.2. Оценка качества оказываемых услуг 4.3. Оценка удовлетворенности потребителей

Рис. 1. Методика комплексной оценки качества управления в сфере жилищно-коммунальных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.