Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ РАПЫ И ГРЯЗИ САКСКОГО ОЗЕРА К САМООЧИЩЕНИЮ ОТ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ'

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ РАПЫ И ГРЯЗИ САКСКОГО ОЗЕРА К САМООЧИЩЕНИЮ ОТ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Д.И. Сапегин, И.Н. Кальсада, А.Г. Кучер, И.С. Северинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ РАПЫ И ГРЯЗИ САКСКОГО ОЗЕРА К САМООЧИЩЕНИЮ ОТ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ»

Второй важный момент в деле охраны почвы — централизация предпосевной обработки семян (по типу кукурузокалибровочных заводов), что нами пропагандируется с 1969 г., одобрена облисполкомом и областным сельскохозяйственным управлением. В 1978 г. нами согласовано строительство пяти первых в области межхозяйственных семенных заводов.

У В области текущего санитарного надзора работа санитарной службы велась по следующим основным направлениям: упорядочение учета применения пестицидов, более строгий подход к определению показателей для .проведения химических обработок и их кратности; ограничение использования стойких хлорорганических пестицидов типа полихлорпинена, полихлоркамфена, гексахлор-циклогексана и замена их менее стойкими (из группы фосфорорганических соединений), полный запрет применения препаратов ДДТ в растениеводстве с 1970 г.; расширение использования биологических методов борьбы с вредителями и болезнями растений, упорядочение хранения пестицидов (за последние 10 лет санитарной службой

закрыто более 60 % ядохранилищ); ограничение использования авиаметода; улучшение условий децентрализованной предпосевной обработки семян (в 1966 г. во всех хозяйствах протравка зерна гранозаном проводилась на «незащищенной» почве, к 1977 г. в 271 хозяйстве эти работы выполнялись на стационарных протравочных площадках с твердым покрытием), полное запрещение сухого метода протравливания, обеспечение большинства хозяйств более современными и герметичными машинами (АС-2УМ, «Мобитокс» и др.); механизация основных погрузочно-разгрузочных работ; усиление санитарного надзора и расширение лабораторного контроля.

Проведенные мероприятия вместе с организационной и санитарно-разъяснительной деятельностью, работой с кадрами при поддержке со стороны партийных и советских органов позволили снизить загрязненность пестицидами всех объектов окружающей среды. За последние 10 лет в области загрязненность пестицидами воды уменьшилась в 77 раз, пищевых продуктов — в 22,6 раза, почвы — в 2,5 раза.

Поступила 6/Ш 1979 р.

Краткие сообщения

УДК 615.838.7:632.95

Д. И. Сапегин, И. Н. Кальсада, А. Г. Кучер, И. С. Северинов

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ РАПЫ И ГРЯЗИ САКСКОГО ОЗЕРА К САМООЧИЩЕНИЮ ОТ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ

Крымский медицинский институт, Симферополь

Основной лечебный фактор Саки, курорта всесоюзного значения, — лечебная грязь и рапа Сакского озера. К последнему непосредственно примыкают сельскохозяйственные угодья совхозов «Сакского» и «Прибрежного», где для борьбы с вредителями и болезнями растений и уничтожения сорняков широко используются различные пестициды, в том числе такие стойкие соединения, как хлорорганиче-ские пестициды (ХОП). Кроме того, озеро граничит с городом Саки, значительная часть жилого фонда которого частные дома с садово-огородными участками, где также применяются химические средства защиты растений. Такое расположение уникального по лечебным свойствам озера не исключает возможности поступления в рапу и грязь ядохимикатов. Не исключено, что даже небольшие концентрации пестицидов способны оказать неблагоприятное влияние на процессы образования и регенерации лечебной грязи.

В связи с этим мы поставили задачу изучить способность Сакского озера к самоочищению в случае попадания рнего одной из наиболее стойких групп пестицидов — гХОП.

В модельных экспериментах мы изучили стабильность в рапе и грязи ДДТ, линдана и кельтана. С этой целью к 50 г лечебной грязи добавляли 200 мкг каждого пестицида, к 100 мл рапы — 20 мкг. Порции грязи помещали

в стеклянные банки с притертыми пробками, порции рапы — в герметически закрытые колбы. Пробы выдерживали в термостате при 24,5 °С (среднемесячная температура рапы и грязи в июле). Раз в сутки каждую порцию грязи и рапы тщательно перемешивали. Исследование проб на содержание пестицидов производили сразу после добавления и перемешивания ядохимиката (результаты анализа брали за исходные 100 %), а также после инкубации в течение 1, 5, 15, 30, 60 и 90 сут. Пробы грязи изучали дополнительно на 120-есутки инкубации. Одновременно, для уточнения времени распада в рапе наименее стабильного пестицида кельтана пробы его анализировали после 3, 10, 17, 18 и 19-суточного выдерживания в термостате. Для каждого ХОП и срока выдержки исследовали не менее трех проб. Содержание пестицидов определяли методом хроматографии в тонком слое окиси алюминия. Для количественного измерения использовали микрофотометр МФ-2. Модификация метода определения ХОП применительно к рапе и грязи разработана на кафедре гигиены Крымского медицинского института.

Из трех пестицидов наибольшую стабильность в рапе прбявил ДДТ. После 90-суточной инкубации разрушилось менее 1/3 ядохимиката. Наиболее быстро деструкция препарата происходила в течение первых 15 сут инкубации. Затем скорость распада заметно уменьшалась. Так, про-

3 Гигиена н санитария № I

— 65 —

цент деструкции на 45-е сутки экспозиции был равен 25,2, на 90-е сутки — 29,1. Распад линдана в течение первых 5 сут осуществляли медленнее, чем ДДТ. Но уже на 15-е сутки процент деструкции его был в 2 раза больше (39,7 у линдана и 18,9 у ДДТ), на 60-е сутки — в 21/. раза больше (соответственно 69,6 и 27,7). Однако даже на 90-е сутки инкубации в пробе оставалась'еще почти 1/5 исходного количества адохимиката. Кельтан оказался наименее стабильным пестицидом. Стопроцентная деструкция его была зарегистрирована после 19 сут инкубации.

Рапа Сакского озера представляет собой концентрированный раствор различных минеральных веществ. Ее состав: СаС03 0,05 г/л, Са(НС03), 0,105 г/л, СаБО« 4,744 г/л, Л^БОа 6,219 г/л, Л^С12 7,08 г/л, ЫаС! + КС1 53,008 г/л; рН 7,0—7,5. В рапе обнаружены микроэлементы: железо, марганец, бериллий, кобальт, никель, элементарная сера, йод, бром. На основании высокой концентрации солей, наличия в рапе таких активных элементов, как йод и бром, следовало ожидать, что разрушение в ней пестицидов должно проходить быстрее, чем в пресной воде.

В лечебной грязк высокую стабильность проявили все исследованные пестициды. Наиболее устойчивым к распаду оказался ДДТ. Даже на 60-е сутки инкубации содержание пестицида в пробе не отличалось от исходного. По скорости распада кельтан не уступал линдану, что не совпадает с результатами наших экспериментов с рапой. Согласно инструкции перед аппликацией грязь в течение I1/, ч подогревали до 55 °С. При моделировании указанных условий обнаружена большая стойкость к разрушению всех пестицидов: процент деструкции ДДТ был равен всего 7,5, линдана — 15, кельтана—10.

Стабильность всех пестицидов в лечебной грязи оказалась более выраженной, чем в рапе, что объясняется особенностями физических свойств и химического состава грязи. Лечебная грязь Сакского озера — сложная смесь органических и неорганических веществ1, ее рН 7,6.

1 Справочные материалы о физико-химических свойствах бальнеологических лечебных факторрв Евпаторийского и Сакского курортов. Евпатория, 1975.

В 100 г грязи содержится 40,34 г воды, 5,85 г сульфатов, 1,41 г общего железа (в том числе 0,656 г двухвалентного), 0,246—0,297 г сероводорода, 0,056—0,06 г элементарной серы, 2,161 г общего углероде, около 6,0 г разнообразных липидов. В грязи обнаружены микроэлементы: никель, кобальт, ванадий, марганец, титан, свинец, медь, иттрий, алюминий, стронций и др. ХОП обладают ярко выраженным сродством к липидам. Липиды, содержащиеся в грязи в большом количестве, по-видимому, адсорбируют и в известной степени предохраняют ХОП от распада. Одцн из основных путей деструкции ХОП — окисление, чта| используется при очистке питьевых и сточных вод от ядо--химикатов (М. А. Шевченко и соавт.). В рапе, контактирующей с атмосферным воздухом, всегда находится растворенный кислород. В грязи с большим содержанием химически активных органических веществ растворенный кислород, по-видимому, отсутствует. Вероятно, основной путь разрушения хлорорганических соединений в грязи — микробиологический. По данным М. С. Соколова и Б. П. Стрекозова, процессу разрушения ядохимикатов в почве предшествует «лаг-период>, в течение которого почва обогащается микроорганизмами, способными разрушать данные пестициды. Вероятно, аналогичные процессы происходят и в грязи. Наличием «лаг-периода» объясняется то, что в отличие от рапы в грязи ХОП начинают разрушаться только после длительной инкубации. Более быстрое разрушение пестицидов в рапс можно объяснить тем, что в ней имеются такие высокоактивные элементы, как йод и бром. В грязи они связаны различными органическими веществами.

В наших экспериментах моделировались наиболее благоприятные условия для распада пестицидов: инкубацию их производили при температуре рапы и грязи в самый жаркий месяц (июль) и при температуре нагревания грязи перед приемом лечебных процедур. Несмотря на это и высокую химическую активность рапы и грязи, пестициды проявили большую стойкость к разрушению. Это свидетельствует об относительно низкой способности Сакского ойера к быстрому самоочищению в случае попадания в нсг4^ пестицидов, в связи с чем необходимо строгое соблюдение мер, направленных на предупреждение загрязнения ядохимикатами уникальных запасов рапы и лечебной грязи.

ЛИТЕРАТУРА

Соколов М. С., Стрекозов Б. П. — Химия в сельском

хоз-ве, 1975, № 7, с. 63—66. Очистка питьевых и сточных вод от ядохимикатов. Шев-

ченко М. А., Марченко П. В., Таран П. Н. и др., Киев, 1975.

Поступила 4/1V 1979 г.

УДК 614.7:57

I

Г. А. Багдасарьян, В. И. Немыря, Р. А. Дмитриева, А. Ф. Перцовская, Ю. Г. Талаева, И. Р. Голубев, М. И. Михайлова, М. И. Афанасьева, Т. В. Доскина, О. В. Заремба '

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

< «

Предприятия по производству кормовых дрожжей и белково-витаминных концентратов (БВК) являются одним из основных источников массивного загрязнения окружающей среды биологическими компонентами (микробными клетками и продуктами их жизнедеятельности). На примере этих предприятий будут рассмотрены вопросы загрязнения окружающей среды биологическими факторами.

На гидролизно-дрожжевых заводах и предприятиях по производству БВК жизнеспособные дрожжевые клетки поступают в воздух в каплях питательной среды, в которых происходит их культивирование. В наиболее крупных

каплях (размером 500 мкм и более) содержится несколько сотен дрожжевых клеток. Однако наибольшую опасность представляют капли размером от 5 до 15 мкм, которые распространяются воздушными потоками на большие расстояния, задерживаясь главным образом в верхних дыхательных путях человека. При длительном воздействии бю> логического аэрозоля может развиться патологические процесс инфекционного или неинфекционного характера. По данным Р. М. Колло, размер частиц сухих кормовых дрожжей колеблется от 5 до 100 мкм. Эти частицы обладают, по-видимому, наиболее активными сенсибилизирующими свойствами, проникают в верхние отделы дыхатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.