Научная статья на тему 'Изучение современных информационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности с социальной направленностью'

Изучение современных информационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности с социальной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенчева Людмила Александровна

Автор рассказывает о возможностях формирования у школьников на уроках коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых им в жизни и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение современных информационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности с социальной направленностью»

Пенчева Людмила Александровна

ИЗУЧЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Новое качество образования в современном информационном обществе определяется не как процесс и результат усвоения знаний, а как создание образа человека нового времени. Это значит, что к учителю предъявляются высокие требования по методике преподавания своего предмета.

Обучение должно быть предвосхищающее, ориентированное на восприятие нового. Оно должно базироваться на наших корнях, на актуальных потребностях общества. Учителя должны подготовить мобильного конкурентоспособного выпускника, востребованного нашим обществом. Исходя из этого, учитель должен формировать у учащихся на уроках коммуникативные, исследовательские, проектировочные, общекультурные, учебные умения, столь необходимые им в жизни и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

...я^ЬоекЛ^а-иссле^л&яЛеласслй помокши

угмщимс- реалиуо&а&ъ сбой по&еЩиал,,,

Компьютер, новые технические средства — это лишь посредники между учителем и учеником. Насколько полезным окажется этот посредник, зависит от учителя.

На мой взгляд, создание социально-значимого продукта на уроках информатики в рамках проектно-исследовательской деятельности (ПИД) помогает учителю успешно решать задачи нового образования.

Исследовательская деятельность с социальной направленностью предполагает вывод детей из школьного социума в мир взрослых людей, где им приходится столкнуться с различными социальными институтами, новыми людьми, с которыми им вместе придется решать реальные проблемы в различных сферах деятельности.

Благодаря этому, авторы проектов могут:

— во-первых, заявлять о себе в профессиональном сообществе;

— во-вторых, стать создателями тех или иных ресурсов (электронных продуктов), которые могут быть полезны для школы, общества;

— в-третьих, быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности на более высоком уровне;

Изучение современных информационных технологий посредством проектно-исследователъской деятельности с социальной направленностью

— в-четвертых, взаимодействовать с другими учебными заведениями (в том числе и высшими);

— в-пятых, свои работы представлять на конкурсах и конференциях разного уровня.

Через личностно-значимую информацию, которая приобретается в процессе такой деятельности, формируются исследовательские умения и навыки на основе современных ИТ, повышается общий уровень мотивации в обучении, вырабатывается самостоятельный подход к решению личностно-значимых и социальных проблем. Таким образом, проектно-исследо-вательская деятельность помогает учащимся реализовать свой потенциал и осуществить профессиональный выбор.

Следует еще отметить, что метод ПИ деятельности результативен не только для учеников, но и для самих преподавателей и администрации школы. Он позволяет учителям в соавторстве с учащимися, реализовать свой творческий потенциал и максимально использовать современные ИТ в педагогической деятельности.

В чем же заключается ПИД?

Сегодня очень часто обычную практическую работу, выполненную с помощью ИКТ на уроках информатики, называют проектом. Для меня проект — это фундаментальная проработка проблем, которые, в первую очередь, нужно уметь увидеть в обществе, школе и т. д., из них вычленить наиболее значимые, а затем детально их проработать. Проект необходимо реализовать практически. В результате его реализации должны произойти какие-то изменения: либо изменяется взаимодействие человека с окружающей средой, либо изменяется сама среда и т. д.

Поэтому мне наиболее близко определение, которое дает Е.С.Полат: «метод проектов — это способ достижения дидак-

•ГР <5ГГ?

"ТГГГТГГТГ]

тической цели через детальную разработку проблемы, которая должна закончиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (см. рисунок 1).

Какие же сферы жизни общества могут представлять интерес, подвергаться анализу? К примеру, это:

1. Муниципальное управление, деятельность общественных организаций, депутатов.

2. Производство, социальные и бытовые услуги.

3. Общественная безопасность в городе.

4. Организация досуговой деятельности.

5. Формирование информационно -образовательной среды.

6. Школа — культурно-образовательный центр.

Тематическая направленность по видам деятельности:

— работа с людьми;

— работа с животными;

— работа с механизмами;

— работа с документами или текстами;

— научная работа.

ПРОБЛЕМА

(анализ проблемной ситуации)

ИЛЕЯ

ТЕМА ПРОЕКТА

(отражает замысел проекта)

(пути решения проблемы)

Рисунок 1.

Лемм

Примеры:

— деятельность врача, журналиста, эколога, редактора;

— создание персональных или коллективных коллекций электронных документов по разным областям знаний;

— создание коллекций электронных документов, содержащих интересные сведения о музейных ценностях, памятниках истории и культуры того региона России, где вы живете и т. д.

Несомненно, процесс проектирования есть сложный творческий процесс, и его реализация под силу лишь команде единомышленников.

Состав команды может быть следующий:

1) учащиеся;

2) руководитель проекта;

3) идеолог проекта;

4) люди, заинтересованные в исследовании;

5) педагоги, администрация школы, района.

Выбор темы проекта и создание команды единомышленников происходит на первом этапе ПИД.

Перечислю все этапы ПИ деятельности:

На I этапе (подготовительный этап)

а) учащиеся выбирают темы проектов в зависимости от своей заинтересованности в той или иной сфере: это может быть и определенная область знаний, связанная с будущей профессией, и социальный заказ родителей, педагогов, администрации школы, района, и международные проекты (см. приложение 1);

6) формируются команды единомышленников;

рщьи&и прлеесЛл...

в) разрабатывается структура проекта в соответствии с темой проекта (см. приложение 2).

На II этапе (практический этап) учащиеся:

а) осуществляют выбор программных продуктов;

б) создают рекламный ролик или клип;

в) выпускают печатные публикации (газета, плакат, буклет, брошюра и т. д.);

г) создают Web-сайт с .. привлечением Интернет-ресурсов,

отражающих данную деятельность в мировом сообществе;

На III этапе (обобщающий этап) а) учащиеся анализируют ход исследования и готовят презентацию для защиты проекта;

б) проводится оценка результатов работы всех этапов проектно-исследователь-ской деятельности в форме общественного смотра знаний.

В состав жюри могут входить:

— администрация школы;

— представители редколлегии школьной газеты (может быть и корреспондент

районной, отвечающий за молодежное направление);

— представители местного телевидения;

— учащиеся параллельного класса. В результате такого обучения учащиеся должны

знатъ:

— понятие идеи, проекта; этапы создания проекта;

— особенности создания анимации на примере Flash-технологии, издательских систем на примере Adobe PageMaker, Microsoft Publisher; основы Web-дизайна, языка HTML, автоматизированные сред-

Изучение современных информационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности с социальной направленностью

ства создания сайта на примере Macromedia Dreamweaver;

— широкий спектр ИТ, в которых можно создавать анимацию, печатные издания, Web-сайты.

уметь:

— разработать проект: описать план и порядок реализации идеи на практике в соответствии с этапами проектно-исследова-тельской деятельности;

— выбрать из широкого спектра ИТ тот программный продукт, который при учете индивидуальных возможностей максимально полно отражал бы результаты проектно-исследовательской деятельности;

— создавать мультимедийный продукт, сайты с помощью языка HTML и автоматизированными средствами, осуществлять верстку печатного издания;

— написать тезисы к проекту; проанализировать ход исследования и сделать выводы;

— подготовить презентацию, сопровождающую выступление на защите проекта.

Таким образом, ПИД с социальной направленностью помогает раскрыть возможности, способности, желания каждого ребенка и, самое главное, формирует его активную жизненную позицию.

Кроме того, моя педагогическая деятельность в качестве учителя и руководителя районного методического объединения учителей информатики направлена на создание условий вхождения учащегося в открытое информационное общество и создание единой информационной среды, что способствует расширению информационно-образовательного пространства учащегося.

Об этом свидетельствует районный Фестиваль по новым информационным технологиям «Родимая сторонка», который в настоящее время в районе стал традиционным. Он посредством проектно-иссле-довательской деятельности приобщает учащихся к решению важных задач родного края, формирует их гражданскую позицию.

с сох/и&лъЛой пожлгле^

рмормень ^о-рмафНсСии, сикобМСни, клфуо-га ребеКкл...

Он убедительно доказывает, что только в соавторстве учащихся, преподавателей, администрации, выступающих в команде единомышленников, результаты ПИ деятельности приобретают социальную значимость.

Вот, к примеру, один из отзывов участников первого районного Фестиваля по новым информационным технологиям «Родимая сторонка».

Куратор проекта, хранитель «Саб-линского музея», учитель начальных классов Ульяновской СОШ №1 Слепнёва Татьяна Николаевна:

«В ходе подготовки к Фестивалю я сотрудничала с авторами проектов «Саб-линского музея» и «Речка Саблинка». Саб-линский музей — настолько молодой музей, что в СМИ практически нет никаких сведений о нем, поэтому было очень приятно, что тема Саблинского музея была выбрана для проекта. Работать оказалось очень интересно, потому что тема близка для авторов проекта, используемый материал был подан с точки зрения очень заинтересованного человека, который сумел по-новому увидеть то, что стало привычным для глаза создателей музея, раскрыть самые интересные странички истории поселка.

А «Речка Саблинка», знакомая с детства, оказалась незнакомой жителям и очень значимой для геологической науки на протяжении 170 лет.

Я очень довольна итогом этой работы: буклетами и роликом — и уже строю планы на последующее сотрудничество».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые практические результаты ПИ деятельности «Краеведение: Ленинградская область» собраны в электронном виде и помещены на диск к журналу.

Приложение 1.

Темы проектов 2002—2003 учебного года, выбранные учащимися в гимназия № 2:

1. Справочник для туристов.

2. Ветер перемен.

3. Природа Ленинградской области.

4. Любимый уголок.

5. Жизнь замечательных людей Ленинградской области.

6. Дружба народов.

7. Таинственная жизнь космоса.

8. Экологическая программа.

9. Трудовые ресурсы Тосненского района.

10. Радиоастрономия.

11. Палеонтология Ленинградской области.

12. Усадьбы и парки Ленинградской области.

13. Три шага, и мы в будущем.

14. Мир без наркотиков.

15. Дизайн интерьеров.

16. Саблинский музей.

Темы проектов 2002—2003 учебного года, выбранные учащимися на районный Фестиваль по новым информационным технологиям «Родимая сторонка»:

1. Электронный учебник по краеведению.

2. Саблинский музей.

3. Экологическая программа.

4. История земли Ленинградской.

5. Концепция воспитательной работы «Школа — культурно-образовательный центр».

6. Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.

7. Это Тосненская наша сторона.

8. Любанский край глазами нынешнего поколения.

9. Речка Саблинка.

10. История создания нашей маленькой Родины.

и т. д.

Прлиложение 2.

Требования к структуре проекта:

1. Название проекта.

Отражает конечный результат проекта.

2. Обоснование значимости проекта.

— какие проблемы решает проект;

— кого эти проблемы волнуют и почему;

— необходимость решения проблемы в цифрах и сравнениях;

— как проект вписывается в перспективу развития района, региона.

3. Новизна замысла проекта.

Идея: кому принадлежит, кем освещалась и в каких источниках.

4. План реализации проекта.

Что сделано, что предстоит сделать.

5. Ожидаемый результат.

Как изменится окружающая жизнь после реализации проекта.

6. Ресурсы.

Что сделаю сам, кого буду привлекать.

© Наши авторы, 2004. Our authors, 2004.

Пенчева Людмила Александровна, учитель информатики гимназии №2 г. Тосно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.