Т.Н. Золотова*
Изучение, сохранение и актуализация культурного наследия в музее-заповеднике «Старина Сибирская»
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-13 УДК 069.02:502 (571.1) Выходные данные для цитирования: Золотова Т.Н. Изучение, сохранение и актуализация культурного наследия в музее-заповеднике «Старина Сибирская» // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 154-165. URL: http://istkurier.ru/ data/2021/ISTKURIER-2021-2-13.pdf
T.N. Zolotova*
Study, Preservation and Actualization of Cultural Heritage in the Museum-Reserve "Antiquity Siberian"
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-13
How to cite:
Zolotova T.N. Study, Preservation and Actualization of Cultural Heritage in the Museum-Reserve "Antiquity Siberian" // Historical Courier, 2021, No. 2 (16), pp. 154-165. [Available online:] http:// istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-2-13.pdf
Abstract. The article deals with the activities of the museum-reserve of the Omsk region "Antiquity Siberian" for the study, preservation and actualization of cultural heritage. Cultural heritage in the modern information society is understood as "a set of objective realities and spiritual values of the past, preserved in modern culture and forming the source of its development" (E.A. Shule-pova). The study, preservation and actualization of cultural heritage is most effective in museums-reserves. A striking example of creating a special historical and cultural environment in which cultural heritage is preserved and updated is the Omsk State Historical and Cultural MuseumReserve "Antiquity Siberian", the largest in Western Siberia, created in 2014 in the Bolsh-erechensky district of the Omsk region. Thanks to the serious research, exhibition and cultural and educational work carried out by the staff of the museum-reserve, young and adult visitors are brought up to love their small homeland and the Fatherland as a whole, and an ethno-cultural and regional identity is formed. The museum-reserve has craft workshops, clubs and educational programs. In "Antiquity Siberian" a cycle of national calendar holidays is developed, Yuletide, Maslenitsa, Magpies, Easter, Trinity, Ivan Kupala, and Feasts of thr Saviour are held. The location of the complex in a place of historical development largely contributes to the preservation of the historical memory of the residents of Bolsherechye and the increase in the popularity of the "Antiquity Siberian". Serious archival and expedition activities of the staff allow us to use the rich potential of the local cultural heritage. Interactive methods of work and theatricalization, which are used by employees in the architectural and ethnographic complex, allow visitors to fully immerse themselves in the recreated cultural environment of the early 20th century, helping to better absorb the information through emotional influence.
Keywords: cultural heritage; museum-reserve "Antiquity Siberian"; scientific study; reconstruction of traditions; actualization.
The article has been received by the editor on 23.02.2021.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. В статье рассматривается деятельность музея-заповедника Омской области «Старины Сибирской» по изучению, сохранению и актуализации культурного наследия. Под культурным наследием в современном информационном обществе понимается «совокупность предметных реалий и духовных ценностей прошлого, сохранившихся в
* Золотова Татьяна Николаевна, кандидат исторических наук, Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Омск, Россия, e-mail: [email protected]
Zolotova Tatyana Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Siberian Branch, Omsk, Russia, e-mail: [email protected]
современной культуре и составляющих источник ее развития» (Э.А. Шулепова). Изучение, сохранение и актуализация культурного наследия наиболее эффективно происходят в музеях-заповедниках. Ярким примером создания особой историко-культурной среды, в которой сохраняется и актуализируется культурное наследие, является крупнейший на территории Западной Сибири Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская», созданный в 2014 г. в Большереченском районе Омской области. Благодаря серьезной научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной работе, которую проводят сотрудники музея-заповедника, у маленьких и взрослых посетителей воспитывается любовь к своей малой родине и Отечеству в целом, формируется этнокультурная и региональная идентичность. В музее-заповеднике работают ремесленные мастерские, действуют кружки и образовательные программы. В «Старине Сибирской» разработан цикл народных календарных праздников, проводятся Святки, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Иван Купала, Спасы. Сохранению исторической памяти жителей Большеречья и увеличению популярности «Старины Сибирской» во многом способствует расположение комплекса в месте исторической застройки. Серьезная архивная и экспедиционная деятельность сотрудников позволяет использовать богатый потенциал местного культурного наследия. Интерактивные методы работы и театрализация, которые применяются сотрудниками в архитектурно-этнографическом комплексе, позволяют посетителям полностью погрузиться в воссозданную культурную среду начала ХХ в., помогая за счет эмоционального воздействия лучше усвоить необходимую информацию.
Ключевые слова: культурное наследие; музей-заповедник; «Старина Сибирская»; научное изучение; реконструкция традиций; актуализация.
Культурное наследие в современном мире обретает свойства прочного фундамента, на котором базируется многомерное и многоплановое здание мирового сообщества. Глобализация со свойственной ей унификацией всех сфер жизни все более заставляет людей обращаться к своим историческим, этническим и религиозным корням. В России на основе исторического и культурного наследия формируется общенациональная идентичность. Культурное разнообразие способствует формированию различных видов сообществ - региональных и локальных, этнических и конфессиональных. Значимость культурного наследия определяется еще и его способностью влиять на экономическое и социальное развитие территорий, их позитивный имидж, туристическую привлекательность.
Под культурным наследием в современном информационном обществе понимается «совокупность предметных реалий и духовных ценностей прошлого, сохранившихся в современной культуре и составляющих источник ее развития»1. При этом наследие включает не только выдающиеся памятники истории и культуры, но и народную культуру, историческую городскую среду, сельскую застройку, природное окружение2. Изучение, сохранение и актуализация культурного наследия наиболее эффективно происходят в музеях-заповедниках в силу создания близкой к аутентичной историко-культурной среды и полного «погружения» в нее сотрудников и посетителей. «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы», - считал Д.С. Лихачев. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социаль-ности»3.
Ярким примером создания особой историко-культурной среды, в которой сохраняется и актуализируется культурное наследие, является крупнейший на территории Западной
1 Шулепова Э.А. Наследие // Историческая культурология. М., 2015. С. 448.
2 Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. № 2. С. 115-133.
3 Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. № 2. С. 8-10.
Сибири Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская». Он был создан в 2014 г. в Болынереченском районе Омской области. Это произошло посредством объединения трех учреждений культуры Омской области - историко-культурного комплекса «Старина Сибирская», историко-этнографического музея, национального археологического и природного парка «Батаково».
Имеющийся в регионе ресурс историко-культурного наследия необходимо было локализовать, освоить и достойно представить сибирякам. Это было осуществлено директором музея А.Д. Гулько и его соратниками. Создание и «воссоздание» музейных объектов на территории заповедника проводилось на строго научной основе, с учетом постоянных консультаций со специалистами, под контролем научных экспертов. В их числе следует назвать историков, археологов, этнологов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Сибирского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и других организаций.
Сегодня музей-заповедник состоит из пяти зон: 1) в архитектурно-этнографическом комплексе восемь экспозиций и 17 объектов показа; 2) краеведческий музей включает шесть выставочных залов, а фонды, основу которых составила личная коллекция основателя музея - краеведа B.C. Аношина, насчитывают более 20 ООО единиц хранения; 3) в картинной галерее четыре выставочных зала и более 300 картин; 4) на территории национального и природного парка «Батаково» находится 139 археологических памятников и произрастает 395 видов растений; 5) гостевой дом предназначен для проживания посетителей музея4.
Визитной карточкой музея-заповедника, наиболее привлекающей внимание посетителей, является архитектурно-этнографический комплекс. Его возрождение началось с реставрации в Большеречье дома купца Н.Я. Гладкова в 1998 г. Позднее из д. Малокаиркуль Болынереченского района были перевезены две крестьянские избы XIX в. братьев Дроздовых. Из двух срубов собрали однокамерную избу с русской печкой. Затем была воссоздана усадьба с амбаром и омшаником - проконопаченным мхом срубом для зимовки пчел. В 2003 г. была закончена реставрация дома П.Я Гладкова с чаевней в подвальном помещении и летней верандой (рис. 1).
С целью изучения архитектурных особенностей православных храмов провели экспедицию по северным районам Омской области. Осенью 2005 г. церковь Святого Благоверного князя Александра Невского была построена по образцам столетней церкви из с. Екатериновка Тевризского района. Она стала первой в регионе детской церковью, где вместе со священником службы проводят дети5. Из с. Такмык Болынереченского района перенесли на территорию заповедника дом потомственных ямщиков Копьевых. В нем, следуя в Илимскую ссылку, останавливался писатель А.Н. Радищев (рис. 2). В рубленом пятистенке имеется два помещения - изба с печью, полатями, иконой Николая Чудотворца и
4 Гулько А.Д. Сохранять «Старину Сибирскую» - наше призвание // Аношинские чтения: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (р.п. Большеречье Омской области, 10-11 октября 2019 г.). Омск, 2019. С. 262.
5 Там же. С. 291-292.
Рис. 1. Дом купца П.Я. Гладкова - первое здание музея-заповедника (р.п. Большеречье, 2006 г., фото Т.Н. Золотовой).
горница с зеркалом, кроватью, перинами на ней, подзором, лоскутным одеялом и подушками в вышитых наволочках.
Расширение музейного комплекса впоследствии было связано с возведением колокольни и памятника Святому Георгию Победоносцу, у которого проходят торжественные мероприятия Дня Победы. Была открыта торговая лавка для продажи работ местных мастеров из построенных на территории музея ремесленных мастерских (для берестянщика, прях, ткачих, вышивальщиц, гончарной, кузницы) (рис. 3). Реставрация красивого, с изысканной деревянной резьбой, двухэтажного дома купца А.Е. Кубрина была закончена в 2012 г. В дополнение к осмотру его интерьера посетители могут попариться и в настоящей русской баньке6. В данное время идет активная работа по восстановлению дома казачьего сотника и созданию игровой площадки «Казачья застава».
Таким образом насыщается знаковыми регионально-локальными объектами недвижимого историко-культурного наследия (дома купцов Н.Я. Гладкова, А.Е. Кубрина, казачьего сотника, потомственных ямщиков Копьевых, крестьян Дроздовых) пространство музея-заповедника. В социокультурной инфраструктуре «Старины Сибирской» важное место занимают торговая лавка, ремесленные мастерские, игровые площадки (рис. 4). Несомненно, объединяющую символическую роль для всех посетителей играет духовный комплекс: церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, колокольня и памятник Святому Георгию Победоносцу.
Создание серьезной материальной базы в виде экспозиционных зон (жилых и хозяйственных построек, ремесленных мастерских и т.д.) потребовало, в свою очередь, и содержательного, культурно-информационного наполнения объектов. Успешная научно-просветительная работа музея-заповедника базируется на богатом культурно-историческом потенциале Омского Прииртышья: традициях народной архитектуры, разнообразных ремеслах, празднично-обрядовой деятельности. Частично эта «база» отражена на сайте «Старины Сибирской»7. Краеведческая информация, размещаемая в интернет-сети, имеет важное значение для сохранения исторической и культурной памяти. В ней содержится информация об истории самого музея и его коллекциях, об археологических древностях и храмах Болынереченского района, реставрационных проектах. На сайте публикуются материалы конференций и семинаров, в т.ч. сборники первой и второй научно-практических
6 Сохранять «Старину Сибирскую» - наше призвание // Аношинские чтения... С. 293-295.
7 Официальный сайт музея-заповедника «Старина Сибирская» [Электронный ресурс]. URL: https://starinasib.ru (дата обращения: 20.12.2020).
в*
Рис. 2. Дом ямщика Копьева, в котором в 1791 г. останавливался А.Н. Радищев, готов к празднику (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Рис. 3. Сувениры из бересты в торговой лавке (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Рис. 4. В кузнице (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
конференций «Аношинские чтения» (2016, 2019), организованных совместно с Сибирским филиалом Института Наследия.
Следует отметить, что культурно-образовательная деятельность «Старины Сибирской» основывается на традициях местной старожильческой культуры практически с начала работы музея. С 2006 г. реализуется проект «Формирование активной творческой личности через изучение традиционной русской культуры», направленный на воспитание молодого поколения на культурном наследии русского народа. Мастера, изучающие традиции гончарства, кузнечного дела, ткачества, резьбы по дереву, воспроизводят народные технологии в своих мастерских и учат этому школьников. Так, в доме купца Земляницина возрождаются резьба по дереву и ткачество, а также вышивка, прядение, орнаментальное вязание на спицах, плетение опоясок (рис. 5). Здесь же изучается и реконструируется традиционный костюм. Большой популярностью у детей пользуются занятия по изготовлению тряпичной и лепной игрушки, созданию красивых панно из теста. В ремесленных мастерских дети учатся работать с берестой и расписывать предметы быта, соци-
Определяющую роль в окультурном пространстве заповедника играет «человеческий фактор»: все сотрудники музея отличаются высоким уровнем профессионализма, творческим энтузиазмом и потрясающей самоотдачей. Самая передовая методика презентации материала не способна настолько эмоционально зарядить посетителя и настроить его на приобщение к культурным традициям, насколько это сделает сотрудник музея, работающий «с душой». На театрализованных экскурсиях происходит настоящее перевоплощение: сотрудница музея превращается в «крестьянку», жену Прокопа Дроздова. Она в «своей избе» угощает гостей салом собственного приготовления, солеными огурчиками, хлебом из русской печи и жареными карасиками, принесенными «ее мужиком» с рыбалки (рис. 6, 7). Обстановка сибирской избы, русский костюм, деревенская пища, живая диалектная речь с присказками, поговорками, шутками-прибаутками погружают посетителя в атмосферу традиционной русской культуры, заставляя посредством игры пережить состояние нахождения «внутри» культуры своих предков. Картина деревенской жизни дополняется присутствием животных на подворье, возможностью покататься на лошадях, угоститься квасом и чаем на травах с медом и пирогами в чаевне.
Музеем-заповедником регулярно проводятся экспедиционные работы для пополнения фондов региональной материальной и нематериальной культуры. В 2016 г. в с. Такмык Большереченского района удалось зафиксировать в живом бытовании традицию изготовления распространенной в Омском Прииртышье выпечки - «калачей на блюдцах».
Рис. 5. Мастер-класс по плетению опоясок (р.п. Большеречье, 2016 г., фото Т.Н. Золотовой).
П.А. Плоцких (1926 г.р.) рассказала о том, как она готовила эти шарообразные калачи из ситной муки в русской печи на специальных глиняных блюдцах. Гончары «Старины Сибирской» изготовили такие блюдца в гончарной мастерской, мастерицы освоили традиционный рецепт и способ приготовления выпечки. Благодаря такому подходу традиционные калачи будут продаваться вместе с сибирскими шаньгами
и ватрушками в «сказочном кафе». _
Названные блюдца можно купить в Рис. 6. «Хозяйка» угощает гостей жареными карасями торговой лавке музея вместе с (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
рецептом приготовления калачей8.
В 2017 г. в результате экспедиции в д. Карташово Муромцевского района были привезены в музей уникальные экспонаты - две шерстобитные машины. В декабре этого же года состоялась поездка в д. Астрахановка Любинского района и была исследована паровая мельница 1912 г. постройки, проработавшая почти 100 лет.
На основе собранных материалов в музее-заповед-
Янике устраиваются выставки. Так, в январе 2018 г. была устроена выставка «Путешествие в Новый год», демонстрировавшая новогодние коллекции XX в.: открытки, новогодние игрушки. Это мероприятие пользовалось большой популярностью, его посетило более 4 тыс. человек. Выставки «Под шёпот самовара» (коллекция самоваров XIX - начала XX в.), «Образы минувшего» (редкие фотографии XX в.), «Лен многодельный» (предметы, связанные с выращиванием и обработкой льна) вызывали у посетителей неизменный интерес. Музей традиционно участвует во всех этнокультурных мероприятиях. В их числе, прежде всего, межрегиональный праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка». В «Старине Сибирской» создан и успешно выступает с концертами фольклорный коллектив «Веретенце».
Образовательная деятельность музея-заповедника
ведется в творческих объединениях. Так, в клубе «Юный
краевед» школьники 9-14 лет узнали многое о родном
крае на тематических занятиях. Среди них: «Краеве-Рис. 7. «Крестьянин с сыном» вернулся 0
- р . „ „г,' дение - наука о родном крае», «Знакомство с историеи
с рыбалки (р.п. Большеречье, 2020 г., " 17 г " г 5
фото т н Золотовой) возникновения школы», «Родословная и семейные
традиции», «Природа нашего края», «Культура и быт родного края», «Символика и геральдика Болыпереченского района», «Водные богатства Боль-шереченского района», «Памятники и памятные места п. Болынеречья».
Учащиеся старших классов в кружке «Литературное краеведение» рассмотрели темы: «Обычаи праздника Крещение Господне», «Рождество Христово, из священной истории», «Путешествие А.П. Чехова в Сибирь», «Бородино - поле русской славы», «Топонимы Боль-шереченского района», «Солдатская ложка».
8Иванова Л.А. Калачи «на блюдцах» (реконструкция экспедиционного материала) // Аношинские чтения... Омск, 2017. С. 89.
Рис. 8. «Крестьянская семья» в своей избе (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
В рамках программы «В гостях у "Старины Сибирской"» для школьников проходят такие занятия, как «Знакомство с русской избой», «Красный» угол, традиции переднего угла», «У русской печи. Ухват -чугунке брат», «Деревянное коромысло на плече моём повисло» (с игрой «Не пролей воду»), «История вещей (утюг, рубель, крынки и кувшины, рукомойник)», «Самопряха. Веретено. Образы пряхи и непряхи в сказках», «Роль полотенца, рушника в жизни человека», «Самовары. История появления самоваров на Руси», «Мы за чаем не скучаем», «Народные праздники», «Русские народные музыкальные инструменты», «Песенный фольклор», «Сибирские вечерки», «Сватовство, смотрины, свадьба» (рис. 8).
В «Старине Сибирской» существует свой календарный цикл возрожденных традиционных праздников, в которых взрослые и дети, местное население и приехавшие туристы, становятся непосредственными участниками обрядов и игр. Здесь широко отмечают Масленицу, Сороки, Пасху, Троицу, Ивана Купалу (рис. 9). Примечательно, что для создания сценариев праздничных действ сотрудники музея активно используют не только научную литературу, основанную
на экспедиционных сборах в Западной Сибири9, но и местные краеведческие материалы. Так, в фондах музея-заповедника сохранились воспоминания краеведа A.B. Горобцова о масленичных гуляниях в Большеречье, что послужило основанием реконструкции этого праздника в «Старине Сибирской»10.
В настоящее время Масленица в jjjj^^J^t , музее-заповеднике проводится с
травестизма (переодевания мужчин в женскую одежду и наоборот) воспроизводится путем ряженья фальшивой Масленицы, которую изображает облаченный в женскую одежду мужичок. Настоящая Масленица, одетая в праздничный женский костюм, появляется на лошади, запряженной в расписные сани-розвальни, под дугой - звонкие колокольцы (рис. 11). Третья
Рис. 9. Традиционное масленичное шествие (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
9 Болотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX - XX в.). Омск, 2002; Золотова Т.Н. Традиционный праздничный календарь восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири: научно-популярное издание. М., 2017.
10Амосова Л.А. Особенности празднования Масленицы в Большеречье // Аношинские чтения... Омск, 2017. С. 28.
Масленица, «Авдотья Изотьевна», изготавливается сотрудниками музея вместе с гостями. На соломенную куклу надеваются юбка, кофта, фартук и платок. Чучело устанавливается на возвышенности и в конце гуляния сжигается под народные песни. Но у гостей музея-заповедника остаются на память свои маленькие Масленки - соломенные куколки, сделанные своими руками под руководством мастериц. При желании маленькие Масленки можно сжечь вместе с большой Масленицей, прощаясь таким образом с зимой (рис. 12).
Сотрудники музея для популяризации культурного наследия используют приемы «живых» традиций. В период проведения Масленицы была организована площадка по приготовлению блинов. Участник праздника самостоятельно размалывал на настоящем жернове зерно, потом из этой муки заводил тесто и выпекал на железной печке блины, предварительно растопив ее дровами (рис. 13). Этот увлекательный процесс был организован как
Рис. 12. Чучело Масленицы (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
соревнование двух команд на скорость, и здесь каждый мог проявить свою ловкость, смекалку, умение работать в коллективе и одновременно постичь основы традиционной культуры и ручного труда. На спортивно-игровой площадке «Казачья застава» молодежная казачья дружина «Феникс» познакомила посетителей с молодецкими казачьими забавами, такими как «перетяга», «рюхи», фланкировка, джигитовка. Городские дети, никогда не державшие в руках пилу, шашку и лук, на дворе крестьянского дома смогли распилить бревно, на казачьем стане пострелять из лука и освоить азы фланкировки. Можно было поиграть в традиционные игры - перетягивание каната, бой мешками на бревне, городки, бег в мешках, на деревянных колодках или ходулях, а также попрыгать над вращающимся по кругу валенком или метнуть бревно в цель.
Помимо местных традиций сотрудники музея изучают и стремятся внедрить в жизнь традиции и других регионов России. В «Старине Сибирской» на
Рис. 10. Катание детей на «лошади» (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Рис. 11. Масленица встречает гостей на своем дворе (р.п. Большеречье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Рис. 13. Приготовление муки для блинов (р.п. Болыперечье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Масленице в 2020 г. впервые была показана игра «Кубарь», известная еще со времен Древней Руси. В ней деревянный цилиндрический кубарь с конусообразным концом раскручивается с помощью кнутика и движется по извилистой поверхности. Игрок должен так раскрутить кубарь, чтобы он не останавливаясь прошел весь путь и как можно быстрее. Желающих поиграть в эту захватывающую игру, и взрослых и детей, было очень много.
В Сибири XIX - начала XX в. широкое распространение имела игра «Взятие снежного городка». В музее-заповеднике возродили и эту традицию, адаптировав к современной ситуации. Из-за травмоопасности участие в игре всадника на коне, который традиционно должен был «брать» крепость, было исключено. Снежный городок строится из плотных снежных кирпичей, выложенных по кругу, в центре воздвигается круглая снежная башня с красным флагом. Задача защитников крепости - не дать нападающим захватить флаг. Всеми играми на Казачьем стане руководит атаман, который организует «разминку» перед взятием снежной крепости - традиционный уличный бой «стенка на стенку» с участием местной казачьей молодежи и гостей праздника - парней и подростков (рис. 14). После этого начинается «взятие снежного городка»: защитники - казаки, нападающие - все остальные (как правило, дети и подростки). В результате активной атаки крепость падает, флаг оказывается у победителя, а снежный городок разрушается к великой радости всех участников праздника. Здесь же на Казачьем стане можно угоститься вкусными щами со сметаной и гречневой кашей, сваренными в больших котлах на костре, попробовать
блины, приготовленные на глазах посетителей по традиционным рецептам, поменять честно заработанные в играх жетоны на мед и сушки. Прощание с Масленицей проходит традиционно возле горящего соломенного чучела в хороводе и с пляшущим «медведем» (рис. 15). Ведущие, «девицы-красавицы», объясняют присутствующим значение масленичных обрядов, связанных с древними культами почитания Солнца и Матушки Земли.
Рис. 14. «Стенка на стенку» на Казачьем стане (р.п. Болыперечье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Рис. 15. «Медведь» на Масленице (р.п. Болыперечье, 2020 г., фото Т.Н. Золотовой).
Зимой «Старина Сибирская» превращается в Сибирские владения Деда Мороза и его «брата» Мороза Васильевича. Все объекты музея-заповедника становятся жилищами сказочных персонажей - избушкой Бабы-Яги, мастерской Марьи Искусницы, «дозорным местом» Соловья-разбойника, лавкой Василисы Премудрой, музеем матушки Зимы. Весной здесь проводится праздник «Сороки», на котором дети знакомятся с историей праздника, разучивают весенние заклички и песни-веснянки. Вместе с девицей Весной-Красной и Авдотьей Плющихой они водят веселые уличные весенние хороводы, «плющат» снег, умываются талою водой, наряжают бумажными цветами и атласными лентами весеннее деревце. Живо и интересно проходят народные игры: «Карусели», «Жаворонок», «Платочек», «Маша и Яша», «Золотые ворота», «Ручеек». В завершение праздника ребята угощаются обрядовым печеньем - «жаворонком». В Пасху со школьниками проводится мастер-класс по окрашиванию яиц, разучиваются традиционные «волочебные» песни. Они умываются «с красного яйца», вместе с «механошей» ходят в гости к Макаровне, которая рассказывает о семейной традиции празднования Пасхи и угощает яйцами и пасхами. По традиции праздно-
вания ребятам разрешают подняться на колокольню и позвонить в колокола.
Интерактивные формы работы и театрализация, используемые в архитектурно-этнографическом комплексе, позволяют посетителям полностью погрузиться в воссозданную историко-культурную среду начала ХХ в. При этом эмоциональное воздействие помогает лучше усвоить необходимую информацию. Весело и интересно, с соблюдением народных традиций, проходят и другие праздники календарного цикла, а также свадебный обряд в народном стиле, который проводится по просьбе молодоженов, обрядовое действие «Посвящение в подмастерье». Музейной аудитории предлагается широкий спектр тематических экскурсий: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Игры и игрушки крестьянских детей», «Народные забавы», «Сказание о ямщике», «Русский народный костюм», «Пчеловодство», «Традиции русского чаепития», «Детский фольклор», «Сибирская вечерка».
Отзывы посетителей свидетельствуют о большой и благодарной работе сотрудников музея. Приведем только одну характерную запись из Книги отзывов: «Хочу выразить огромную благодарность всем работникам музея «Старина Сибирская». 17 декабря 2017 г. были в гостях у Деда Мороза. Не только дети, но и взрослые получили огромное удовольствие, побывали в настоящей сказке! Все действующие персонажи замечательно вжились в образы. Вы настоящие артисты и профессионалы! Замечательные декорации и
постановка. Весело и задорно! Еще раз огромное спасибо, хочется к Вам вернуться».
Трудно переоценить роль музеев-заповедников в изучении, сохранении и популяризации культурного наследия, и Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» является самым ярким в западносибирском регионе примером этой успешной работы. Сохраненные и возрожденные в музее объекты материального и нематериального культурного наследия активно и успешно используются в социокультурной, образовательной, просветительской и культурно-досуговой деятельности. Успех в работе музея-заповедника обеспечен благодаря многим факторам, но прежде всего - удачно выбранному расположению комплекса в месте исторической застройки и планомерной деятельности руководства музея по воссозданию исторической культурной среды. Кропотливая научно-исследовательская работа, использование накопленного научного потенциала, сотрудничество с омскими учеными - все это позволяет достойно актуализировать региональное культурное наследие в социокультурном пространстве Омского региона и России в целом. Театрализация, интерактивные формы работы с посетителями и творческий энтузиазм сотрудников «Старины Сибирской» способствуют неуклонному росту популярности музея-заповедника в Омском регионе, повышая его социокультурный потенциал и туристическую привлекательность.
Неуклонно растет число посетителей: в 2017 г. в музей-заповедник приехало 37 600 человек, а в 2018 г. на экскурсиях и программах музея побывало уже 42 500 посетителей.
Музей-заповедник «Старина Сибирская» воспитывает в посетителях бережное отношение к историко-культурному наследию, любовь к народным традициям и своей Родине, формирует региональную и национальную идентичность, способствует сохранению исторической памяти и развитию новых социокультурных практик.
Литература
Амосова Л.А. Особенности празднования Масленицы в Большеречье // Аношинские чтения: мат-лы I Межрегион. науч.-практ. конф. (р.п. Большеречье Омской области, 1213 октября 2016 г.) / гл. ред. Т.Н. Золотова, отв. ред. И.А. Селезнева, Г.М. Патрушева, О.Н. Шелегина. Омск: Издат. дом «Наука», 2017. С. 27-32.
Гулько АД. Сохранять «Старину Сибирскую» - наше призвание // Аношинские чтения: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (р.п. Большеречье Омской области, 10-11 октября 2019 г.) / отв. ред. Т.Н. Золотова. Омск: Издатель-Полиграфист, 2019. С. 290-298.
Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX - ХХ в.). Омск: Издатель-Полиграфист, 2002. 234 с.
Золотова Т.Н. Традиционный праздничный календарь восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири: научно-популярное издание. М.: Институт Наследия, 2017. 286 с.
Иванова Л.А. Калачи «на блюдцах» (реконструкция экспедиционного материала) // Аношинские чтения: мат-лы I Межрегион. науч.-практ. конф. (р.п. Большеречье Омской области, 12-13 октября 2016 г.) / гл. ред. Т.Н. Золотова, отв. ред. И.А. Селезнева, Г.М. Патрушева, О.Н. Шелегина. Омск: Издат. дом «Наука», 2017. С. 87-91.
Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. № 2. С. 8-10.
Официальный сайт музея-заповедника «Старина Сибирская» [Электронный ресурс]. URL: https://starinasib.ru (дата обращения: 20.12.2020).
Шулепова Э.А. Наследие // Историческая культурология / Новый ин-т культурологии; отв. ред. Э.Ю. Шулепова. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015. С. 447-448.
Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. № 2. С. 115-133.
References
Аmosova, L.A. (2017). Osobennosti prazdnovaniya Maslenitsy v Bol'sherech'e [Features of the celebration of Maslenitsa in Bolsherechye]. In Anoshinskiye chteniya: materialy I Mezhre-gional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (r.p. Bol'sherech'e Omskoy oblasti, 12-13 oktyabrya 2016 g.). Omsk, Izdatel'skiy dom "Nauka", pp. 27-32.
Gul'ko, A.D. (2019). Sokhranyat' "Starinu Sibirskuyu" - nashe prizvanie [Keeping the "Antiquity Siberian" is our vocation]. In Anoshinskie chteniya: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii (r.p. Bol'sherech'e Omskoy oblasti, 10-11 oktyabrya 2019 g.). Omsk, Izdatel'-Poligrafist, pp. 290-298.
Ivanova L.A. (2017). Kalachi "na blyudtsakh" (rekonstruktsiya ekspeditsionnogo materiala) [Kalachi "on saucers" (reconstruction of the expedition material)]. In Anoshinskiye chteniya: materialy I Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (r.p. Bol'sherech'e Omskoy oblasti, 12-13 oktyabrya 2016 g.). Omsk, Izdatel'skiy dom "Nauka", pp. 87-91.
Likhachev, D.S. (1980). Ekologiya kul'tury [Ecology of culture]. In Pamyatniki Otechestva. No. 2, pp. 8-10.
Ofitsial'nyy sayt muzeya-zapovednika "Starina Sibirskaya". URL: https://starinasib.ru (date of access: 20.12.2020).
Shul'gin, P.M. (2004). Istoriko-kul'turnoye naslediye kak osobyy resurs regiona i faktor ego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [ffistorical and cultural heritage as a special resource of the region and a factor of its socio-economic development]. In Mir Rossii. No. 2, pp. 115-133.
Shulepova, E.A. (2015). Nasledie [The heritage]. In Istoricheskaya kul'turologiya. Novyy in-t kul'turologii. Moscow, Akademicheskiy proyekt; Al'ma Mater, pp. 447-448.
Zolotova, T.N. (2002). Russkiye kalendarnyye prazdniki v Zapadnoy Sibiri (konets XIX - ХХ v.). [Russian calendar holidays in Western Siberia (late 19th - 20th centuries)]. Omsk, Izdatel'-Poligrafist. 234 p.
Zolotova, T.N. (2017). Traditsionnyy prazdnichnyy kalendar' vostochnoslavyanskogo nase-leniya Zaural'ya i Zapadnoy Sibiri: nauchno-populyarnoye izdaniye [The traditional holyday calendar of the East Slavic population of the Trans-Ural and Western Siberia popular science publication]. Moscow, Institut Naslediya. 286 p.
Статья поступила в редакцию 23.02.2021 г.