Научная статья на тему 'Изучение славянского населения Удмуртии: историографические наблюдения'

Изучение славянского населения Удмуртии: историографические наблюдения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / МОНОГРАФИЯ / НАРОД / ПАМЯТНИКИ / ПРИКАМЬЕ / РЕГИОН / РЕФЛЕКСИЯ / РУССКИЕ / СЛАВИСТИКА / УДМУРТИЯ / ЭТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич

В статье впервые предпринимается систематизация научных публикаций, выполненных в разное время исследователями Удмуртии и затрагивающих в той или иной степени вопросы истории русско-славянского населения республики и Камско-Вятского региона, предлагается вариант проблемнотематической классификации имеющейся литературы, намечаются перспективные направления дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение славянского населения Удмуртии: историографические наблюдения»

СЛАВЯНЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Д.А. Черниенко

ИЗУЧЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

В статье впервые предпринимается систематизация научных публикаций, выполненных в разное время исследователями Удмуртии и затрагивающих в той или иной степени вопросы истории русско-славянского населения республики и Камско-Вятского региона, предлагается вариант проблемно-тематической классификации имеющейся литературы, намечаются перспективные направления дальнейшей работы.

Ключевые слова: исследование, историография, монография, народ, памятники, Прикамье, регион, рефлексия, русские, славистика, Удмуртия, этнография.

В структуре историко-этнографических исследований Удмуртии в новейший период (1990-2010-е гг.) ведущим направлением является финноугроведение (прежде всего, удмуртоведение). Вместе с тем, формирование научной школы профессора В.Е. Владыкина в области общей этнографии, деятельность кафедры этнологии и регионоведения (с 1997 г.), работа специализированного диссертационного совета в Удмуртском государственном университете позволили активизировать и расширить традиционное исследовательское поле. Практическим результатом стали научные труды, посвященные истории, а также различным аспектам материальной и духовной

Черниенко Денис Аркадьевич - старший научный сотрудник отдела междисциплинарных и прикладных исследований УИИЯЛ УрО РАН; доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук.

культуры разных народов Удмуртии - татар, бесермян, немцев и других. С середины 2000-х гг. Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН в качестве одной из приоритетных задач научной работы успешно реализует концепцию интегративного изучения взаимодействия финно-угорского, славянского и тюркского этнокультурных миров в разных хронологических и территориальных измерениях. Подтверждением успешности и востребованности выбранного пути стало проведение ряда крупных научных форумов и подготовка соответствующих публикаций [20; 66].

Вместе с тем, сохраняет актуальность ситуация, которая была отмечена еще 20 лет назад - отсутствие системного изучения истории и культуры русского народа в Удмуртии, исчезновение богатейших пластов русской этнографии, фольклора, старообрядчества без надлежащей научной рефлексии [15, с. 146]. В настоящее время для того, чтобы выстраивать траектории перспективных исследований в области региональной славистики, необходим предварительный анализ имеющихся результатов, показывающий, с одной стороны, наиболее проработанные вопросы и проблемы, с другой стороны, сюжеты, которые требуют дополнительного внимания научного сообщества, представителей разных отраслей гуманитарного знания, в том числе историков, этнологов, археологов, культурологов, искусствоведов, лингвистов.

Обращение к существующему историографическому опыту по русско-славянской исторической тематике в Удмуртии позволяет выделить три основных направления, в наибольшей степени обеспеченных разножанровыми публикациями.

1. Археологическое изучение древнерусского населения Прикамья. Устойчивый интерес к славяно-русским древностям на территории современной Удмуртии и Камско-Вятского региона оформляется со второй половины XIX в. в связи с появлением научных обществ и развитием профессиональной археологии. Среди исследователей, внесших на рубеже Х1Х-ХХ вв. большой практический вклад в изучение древнерусских памятников можно назвать имена П.В. Алабина, Л.А. Беркутова, Ф.Д. Нефедова, Н.Г. Первухина и других. В советское время в отсутствии собственных научных кадров археологические работы на территории Удмуртии проводили преимущественно внешние исследователи -

A.П. Смирнов, В.Ф. Генинг и др., а также местные специалисты -

B.А. Семенов, Г.Т. Кондратьева и др., фиксировавшие отдельные

славянские материалы (керамику, ювелирные украшения, монеты) на городищах, поселениях, могильниках. Найденные материалы попадали в публикации, но обращение к славянской тематике не носило еще системного характера, не было обобщающих трудов, все вещи рассматривались в контексте финно-угорской археологии [42, с. 148-153; 43; 44].

С созданием в 1973 г. в Удмуртском университете Камско-Вятской археологической экспедиции (КВАЭ) обследование русских объектов продолжилось на новом научно-организационном уровне. С самого начала работы экспедиции был взят курс на изучение памятников всех категорий, всех этнокультурных групп, в том числе и русских древностей Прикамья в широком хронологическом диапазоне. За прошедшее время в той или иной степени обследовано более 500 русских или с русскими находками памятников. Накопленные материалы характеризуются богатством и разнообразием, обращение к ним позволило подготовить ряд диссертационных исследований, обогатить музееведческую работу, включить полученную информацию в лекционные курсы в рамках учебного процесса на историческом факультете УдГУ [41, с. 188, 210]. Интерпретация русских памятников в Удмуртии, а также их использование в сравнительно-исторических концепциях неоднократно находило отражение в научных трудах основателя и руководителя КВАЭ Р.Д. Голдиной, уделяющей особое внимание проблеме контактов и взаимодействия финно-угорского мира и удмуртского этноса с другими народами региона. Сюжеты, связанные с историей славяно-русской археологии Вятского края и реконструкциями русского переселенческого движения, включены в монографические работы Р.Д. Голдиной [14, с. 134-142].

Наиболее продуктивный этап в деятельности КВАЭ по целенаправленным раскопкам древнерусских памятников приходится на вторую половину 1970-х - первую половину 1990-х гг. и связан с научной работой Л.Д. Макарова - ведущего специалиста по истории русского населения Камско-Вятского региона, Вятской земли и Русского Севера. До этого времени проблема заселения и освоения бассейна р. Камы выходцами с территории Древней Руси в период Х-ХУ вв. было крайне слабо разработана в отечественной историографии. Главная заслуга исследователя заключалась в том, что для реконструкции миграционных процессов и изучения особенностей материальной культуры славянского населения края помимо традиционных письменных источников были привлечены

археологические материалы средневековых памятников Прикамья, большинство впервые введены в оборот. Опираясь на основные методологические принципы КВАЭ - междисциплинарность и повышенное внимание проблеме межэтнического взаимодействия, Л.Д. Макарову удалось выявить древнерусский компонент в памятниках Волжской Булгарии, проследить хронологию, динамику, характер интеграции и взаимодействия древнерусской культуры с местными прикамскими традициями, выделить основные этапы древнерусского присутствия на памятниках Удмуртии [37]. Л.Д. Макаров является автором более 400 научных трудов, из которых центральное место занимают публикации, посвященные атрибуции и интерпретации древнерусских памятников Камско-Вятского региона, истории отдельных населенных пунктов, источниковедению и историографии региональной археологии, особенностям материальной и духовной культуры, социально-политической истории и др. [35; 36]. В результате развития научной школы археологии в Удмуртии изучение славяно-русских преимущественно средневековых материалов стало важным направлением исследовательской деятельности КВАЭ и способствовало уточнению общих представлений о причинах, ходе и результатах русского переселенческого движения.

2. История освоения русскими Камско-Вятского региона в процессе хозяйственной колонизации, вклад русского населения в промышленное развитие края. Данный блок научных проблем можно разделить на несколько взаимосвязанных, но все же самостоятельных по объекту исследования сюжетов.

Прежде всего, это изучение истории колонизации Вятского края по письменным источникам. В начале ХХ в. к вопросам появления первых поселенцев на Вятке и на современных удмуртских землях неоднократно обращался Н.Н. Блинов, который относил начало массовых переселений русских на Вятке к 1374 г., а в бассейне р. Кама позднее -к XVI в., полагая, что «уже к половине этого века русские считали себя хозяевами всей земли по правую сторону реки Кама», кратко описывал их быт и хозяйственные занятия, отмечал основания ряда русских поселений, заводов и городов [4]. Примерно в это же время развернулась известная полемика между вятскими историками Д.К. Зелениным и А.С. Верещагиным по вопросу заселения Прикамья [22]. Позднее процесс освоения русскими территории Камско-Вятского междуречья нашел отражение

в подборке документов, составленных и прокомментированных «первым историком Удмуртии» П.Н. Лупповым [33].

Однако по настоящему развернутое и подробное исследование переселенческого движения было выполнено уже в новейший период. Вопросы освоения Вятско-Камского края крестьянами-переселенцами с точки зрения исторической ретроспективы неоднократно поднимались в работах М.В. Гришкиной, которая выделила основные этапы переселенческого движения, показала состав участников, территории исхода и размещения на новых землях, особенности крестьянской и церковно-монастырской колонизации и др. [16; 17]. Так, по ее мнению, постоянное русское население появилось в Прикамье лишь после окончательного завоевания Казанского ханства в 1552 г. Заселение носило характер «правительственной колонизации» с особым вниманием к строительству военно-административных центров, ставших позднее городскими поселениями. К концу XVI в. возникло три района сосредоточения русского населения: Сарапульский, Каракулинский, Елабужский. Население прибывало из самых разных районов Русского государства, но преимущественно это были выходцы из Поморья и соседних территорий Камско-Вятского междуречья. М.В. Гришкина и Е.М. Берестова выделяют основные этапы и ареалы заселения края, отмечают преобладавшие типы поселений, приводится статистика и динамика демографических процессов. Сделаны выводы о том, что в результате колонизационных и миграционных процессов ХУ1-ХУШ вв. характер расселения русских и удмуртов принял современные очертания; указанные процессы имели серьезные последствия для хозяйственного и социально-культурного развития края (в том числе появление крупных сел с православными храмами, возникновение уездных городов, усложнение социальной структуры и др.); сформировавшаяся в результате «этническая чересполосица» имела своим следствием взаимное обогащение материальной и духовной культуры местных и пришлых народов [18, с. 31-46].

В последнее время исторические сюжеты, связанные с освоением русским, по преимуществу крестьянским населением территории Удмуртского Прикамья в XVIII в., освещаются в работах Н.В. Пислегина. В качестве источников активно привлекаются материалы 1-^ ревизских переписей, которые показывают, что до середины XVIII в. осваивались в основном земли, примыкающие к территории современной Удмуртии, далее начинают появляться русские селения Удмуртии, достаточно

частым явлением также становится проживание русских в населенных пунктах вместе с удмуртами и другими народами края. В ряде районов на востоке, юго-востоке и юго-западе края русские административно-территориальные единицы развивались весь XVIII в. [48; 49; 50; 52; 53].

Второй блок проблем связан с изучением формирования и эволюции крестьянского сословия на территории Удмуртии. Эта тема становится центральной в советский период в рамках классовой теории, поэтому этническая составляющая здесь звучала лишь фоном, русское население не являлось предметом специального рассмотрения. Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. некоторые вопросы истории русского крестьянства начали разрабатываться в трудах Б.Г. Плющевского. Прежде всего, в публикациях было представлено социально-экономическое положение «казенных деревень» [57]. Характерной чертой населенных пунктов такого типа был их многонациональный состав. Опираясь на архивные документы, Б.Г. Плющевский приходит к выводу о том, что в первой половине XIX в. в Вятской губернии соотношение русского и нерусского населения почти не изменялось, доля русских составляла 78-79% и этот показатель почти не изменялся. Сколько-нибудь заметного переселенческого потока в губернию из местностей за ее пределами не наблюдалось. Вместе с тем, процент русского населения по отдельным уездам (например, в Глазовском) давал в некоторых случаях заметный прирост, что объясняется внутренней колонизацией [54, с. 137]. Сделаны выводы о том, что имущественное и социальное расслоение коснулось крестьян различных народностей вятской казенной деревни в неодинаковой степени; в русских волостях активнее шел процесс формирования зажиточной верхушки и применения наемного труда [54, с. 158].

Б.Г. Плющевский обращался также и к проблеме формирования русского пролетариата в Вятском крае в контексте зарождения капитализма. Исследователь отмечает, что процесс привлечения вольнонаемных рабочих на предприятия шел прежде всего из среды численно преобладающих русских государственных крестьян, хотя цифровые статистические показатели им не приводятся [56, с. 102]. Благодаря этому притоку на предприятиях Вятской губернии к середине XIX в. крепостной труд был почти вытеснен вольнонаемным (95,3% в 1849 г.) и этот процент был значительнее, чем по стране в целом, прежде всего, за счет широкого развития отходничества среди государственных крестьян [56, с. 105-106].

Недостаточно разработанная на тот период тема отходничества в Прикамье первой половины XIX в. получила продолжение и в ряде последующих публикаций Б.Г. Плющевского, где отражены направления отхода, численность данной категории работников, организация отхожих промыслов и т.д. Отмечено, что все вольнонаемные рабочие, они же крестьяне-отходники, работавшие в тот период на частновладельческих металлургических предприятиях Вятской губернии, были русскими [55, с. 134]. Таким образом, в научных статьях Б.Г. Плющевского показано активное участие русского населения в развитии промышленности Камско-Вятского региона.

Крестьянская промышленность XIX - начала XX в., получившая широкое развитие среди русского населения, подробно изучена в работах Н.П. Лигенко [31]. Подчеркивается, что формы промышленности в значительной степени зависели от национальных традиций, географических и природно-климатических условий. В исследовании нашли отражение такие вопросы как территориальное расположение кустарных промыслов русских, их видовое разнообразие, организация и структура деревенской промышленности, национальное и гендерное представительство в разных видах производства, взаимообогащение русской и удмуртской ремесленных традиций и др. Сделан вывод, что развитие ряда промыслов в Вятском крае в XIX в. связано, прежде всего, с появлением русских мастеров. Кроме того, в рамках историко-этнографических экспедиций 1990-2010-х гг. Н.П. Лигенко собирались сведения об особенностях материальной культуры русского населения Удмуртии, прежде всего, архитектурных традициях, усадебных постройках и т.п. [32].

Важным вопросом в аграрной истории Удмуртии является взаимодействие русского населения с другими народами, прежде всего, удмуртской, татарской и бесермянской этнокультурной средой. Исследователи, работавшие в данном направлении [17; 45; 61] отмечали, с одной стороны, типологическое сходство и тесную связь различных национальных групп крестьянства, с другой стороны, прогрессивное влияние аграрных традиций русских на удмуртскую общину. Этнический фактор при этом является второстепенным в рассмотрении более глубоких социально-экономических процессов. Некоторые сравнительные параллели в сословной структуре удмуртского и русского крестьянского, заводского и городского населения нашли отражение в работах Г.А. Никитиной [46], Н.В. Пислегина [51]. Показаны ведущая роль общины в жизни русского крестьянства, типы сельских общин, формы

землепользования, приведено статистическое соотношение общин по этническому признаку. В целом сделан вывод, что в русской традиционной общине процессы социально-экономических трансформаций на рубеже Х1Х-ХХ веков происходили более интенсивно, чем в других национальных общинах.

Еще одна группа сюжетов связана с социально-демографическими характеристиками различных групп населения, в том числе русского. В этом направлении большое значение имеют специальные исследования Т.А. Васиной, посвященные социальным аспектам истории камских заводов [5; 6; 7; 8], где преобладающий этнический компонент изначально составляли русские. Т.А. Васина приводит статистику, характеризующую этносоциальную сферу, выделяет и анализирует социальную структуру, правовое положение, общественный и хозяйственный уклад, особенности трудовой деятельности, быта и повседневной жизни жителей камских заводов. Главный вывод заключался в том, что формирование горнозаводского населения происходило преимущественно на основе русской православной культурной традиции. В этом же ключе выполнено и локально-историческое исследование на материалах уездного города Сарапула [59].

3. Третье тематическое направление ориентировано уже не на исторические реконструкции, а на анализ современных этносоциальных и этно-демографических процессов. Работа в этом направлении имеет под собой серьезные эмпирические основания в виде результатов социологических исследований. Из материалов крупного проекта «Электрокардиограмма социальных трансформаций», реализованного весной 2002 г., можно узнать о материальном положении, социальном самочувствии, общественно-политических взглядах особенностях поведения в межнациональной среде русских Удмуртии [62, с. 424-461]. Этнокультурные ценности и установки русского населения достаточно полно отражаются в последние годы в итогах республиканских опросов на тему «Межнациональные отношения в Удмуртии», выполняемые по заказу Министерства национальной политики УР, а также в ряде тематических исследований в рамках деятельности Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем [11; 12; 13]. Современная проблематика включает в себя также обращение к изучению форм и механизмов межнационального взаимодействия, прежде всего русско-удмуртского [10; 58; 67], русско-татарского [30] и др.

К отмеченным выше проблемам тесно примыкает и круг вопросов, связанных с историей христианства, в том числе старообрядчества,

в Удмуртии, представленных в советское время в трудах И. Ефимова [21], Ю.М. Ивонина [23; 24; 25], а в настоящее время - Е.М. Берестовой [2; 3], М.В. Гришкиной [21], Л.Д. Макарова [34; 38; 39; 40], Е.Ф. Шумилова [73; 74; 75; 76], а также в публикациях краеведческого содержания.

Общие статистические сведения об этносоциальной сфере, закономерностях формирования национального, в том числе, славянского состава на территории современной Удмуртии в разные исторические периоды содержатся в коллективных обобщающих работах [27; 28; 29; 47; 63] и энциклопедических изданиях [9] последнего времени. В 2012 г. в рамках научно-издательского проекта, представляющего панораму исторического развития, полиэтничность и современное культурное многообразие Удмуртской Республики, сотрудниками УИИЯЛ УрО РАН совместно с преподавателями УдГУ и ГГПИ им. В.Г. Короленко был подготовлен соответствующий раздел [60], включающий сведения об истории переселения, социальной структуре и хозяйственной деятельности горнозаводского и сельского населения, традиционной земледельческой, материальной и духовной культуре народа. С 2015 г. проводится ежегодная научная конференция, издается тематический альманах [26].

Славянская тематика в региональной историографии в последние годы не ограничивается исключительно «русскими» сюжетами. Автор данной статьи в ряде публикаций обратился к изучению в настоящее время четвертого по численности народа Удмуртии - украинцев. В 2009 г. было проведено комплексное этносоциологическое исследование, направленное на изучение культурных характеристик, языковых компетенций, особенностей межнациональных коммуникаций украинского населения республики [68]. В дальнейшем объектами внимания стали такие вопросы как причины и этапы миграционного движения, динамика этнодемографических процессов, современные этнокультурные тенденции, деятельность национальной общественной организации, этноязыковая ситуация на микро- и мезорегиональном уровне [69; 70; 71].

Белорусская тематика представлена монографическими трудами Н.Д. Украинца, выполненными в жанре научно-популярной, публицистической биографистики. Н.Д. Украинец является автором целой серии изданий, посвященных известным людям Удмуртии. В том числе две книги о ветеранах Великой Отечественной войны - уроженцах Белоруссии на удмуртской земле. Первая рассказывает о судьбе Н.А. Сухоплюевой

(Мацулевич), чья трудовая и общественная жизнь прошла в Сарапуле [65]; вторая - о судьбе А.К. Якимовича, бывшего в годы войны партизаном, в мирное время работавшего учителем и директором школы в Воткинске [64].

Представляется также, что славянская тематика в региональной историографии может быть успешно расширена за счет обращения к историко-культурному наследию поляков на территории Удмуртии. Для такой постановки вопроса есть объективные основания. Во-первых, польский «след» обнаруживается в истории удмуртской части Вятского края как минимум с середины XIX в. Отмечено присутствие поляков в 1840-е гг. при Камско-Воткинском, а позднее и при других металлургических заводах. Десятки польских ссыльных появлялись в юго-восточной части Вятского края после восстаний 1830 и особенно 1863 гг. К переписи 1897 г. численность поляков в четырех «удмуртских» (Глазовском, Елабужском, Малмыжском, Сарапульском) уездах Вятской губернии составляла уже 225 человек, и впоследствии на протяжении XX - начала XXI вв. колебалась в пределах 200-300 человек, показывая определенную стабильность и заметное присутствие с этнокультурной структуре региона. Заметным событием в истории Удмуртии стала эвакуация граждан Польши в годы Великой Отечественной войны, ставших наиболее многочисленной иностранной группой. Во-вторых, позитивный исследовательский опыт по изучению истории местного польского населения можно отметить на примерах соседних регионов - Кировской области, Пермского края, Республики Башкортостан и др., что подтверждает перспективность подобных работ и включенность в общие историографические тенденции.

Таким образом, историко-этнологическое изучение славянского населения Удмуртии имеет определенную историографическую базу. Основное внимание в научных публикациях обращено на интерпретацию археологических памятников и письменных источников, поэтому лучше всего известна история русского заселения и освоения Кам-ско-Вятского края. Недостаточно проработанными остаются аграрная и социальная история русского крестьянства Удмуртии [1, с. 5]. Генеалогические материалы могут представлять значительный интерес для изучения повседневности различных социальных групп направлений и интенсивности переселенческого движения. Перспективы региональной славистики могут быть связаны также с исследованиями в области классической этнографии - быта сельского населения в рамках широ-

кой научной проблемы адаптации традиционной культуры в условиях глобализации и модернизации социально-экономических институтов. Сохраняют актуальность современные этносоциальные и этнокультурные процессы в славянской среде. В 2016 г. исполнилось 25 лет с начала деятельности Общества русской культуры УР. Попытка обобщения основных сведений о работе организации в сложных условиях постсоветского периода уже предпринималась [72], но очевидно, что активная и разноплановая работа ОРК УР в течение четверти столетия, достойна стать объектом более пристального внимания.

Предложенный опыт историографического анализа является предварительным, он не исчерпывает всей полноты исследовательского опыта и может побудить к дальнейшим размышлениям о достижениях и потенциале региональной научной школы.

Источники и литература

1. Барышников А.В. Историографические аспекты изучения русской деревни Удмуртии в пореформенный период // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы МРНПК: сб. ст. - Глазов: ГГПИ, 2016. - 344. - С. 5-11.

2. Берестова Е.М. Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX начале XX в. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Ижевск, 2002. - 26 с.

3. Берестова Е.М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX в.): Социально-культурная деятельность. - Ижевск: УИИ-ЯЛ УрО РАН, 2005. - 232 с.

4. Блинов Н.Н. Сарапул и Среднее Прикамье: Былое и современное. -Сарапул, 1908. - 194 с.

5. Васина Т. А. Демографические процессы в горнозаводских округах Камско-Вятского региона (конец XУШ-XIX в.). - Ижевск, 2014. - 300 с.

6. Васина Т. А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XУШ -первая половина XIX в.). - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006. - 280 с.

7. Васина Т.А. Демографические процессы в Камско-Воткинском заводе в конце XVШ - середине XIX в. // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (76). - С. 92-100.

8. Васина Т.А. Типология семьи этноконфессиональных групп населения Камско-Воткинского завода в конце XIX в. // Вестник Челябинского государственного университета. История. - 2008. - Вып. 28 (№ 35). - С. 5-10.

9. Владыкин В.Е. Русские // Удмуртская Республика: энциклопедия. 2-е изд. -Ижевск: Удмуртия, 2008. - С. 580.

10. Владыкин В.Е., ГришкинаМ.В. Исторические корни дружбы удмуртского и русского народов. - Ижевск, 1970.

11. ВоронцовВ.С. Динамика численности славянских народов Удмуртии // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского реги-она'2015: Научный альманах. - Ижевск, 2015. - С. 61-65.

12. Воронцов В.С. Этнический состав населения Удмуртии (по материалам переписей населения 1989 2010 гг.) // Этнопанорама. - 2012. -№ 3-4. - С. 64-66.

13. Воронцов В.С. Этнодемографическая ситуация в Удмуртии // Этнопо-литическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2012 году. -М.: ИЭА РАН, 2013. - С. 382-385.

14. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. - Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 1999. - 464 с.

15. Голдина Р.Д. К истории ранних контактов финно-угров Приуралья и индоевропейцев / Материалы научно-практической конференции «Русские Удмуртии» (сентябрь 1997 г.) // Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. - М.-Ижевск, 2003. -С. 144-147.

16. Гришкина М.В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. - Ижевск, 1977. - 188 с.

17. Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV - первая половина XIX в.). - Ижевск, 1994. - 207 с.

18. Гришкина М.В., Берестова Е.М. Колонизационные процессы и расселение этнических групп в Вятско-Камском междуречье в XVI - первой половине XVIII века. - Ижевск, 2006.

19. Гришкина М.В. Христианизация как направление государственной политики по отношению к нерусским народам // Христианство в истории и культуре Удмуртии: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Ижевск, 2000. - С. 5-8.

20. Евразийское межкультурное пространство в исторической ретроспективе: сб. ст. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013. - 556 с.

21. Ефимов И. Церковники и сектанты в Удмуртии. - Ижевск. - 1960. - 28 с.

22. Зеленин Д.К. Два слова к вопросу о колонизации прикамских уездов Вятской губернии; Верещагин А.С. Одно слово по поводу двух слов Д.К. Зеленина // Труды ВУАК. - Вятка, 1906. - Вып. 1. - С. 49-55.

23. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. -Ижевск: Удмуртия, 1973. - 24 с.

24. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. -Ижевск: Удмуртия, 1987. - 116 с.

25. Ивонин Ю.М. Православие в Удмуртии. - Ижевск, 1980.

26. Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона'2015: Научный альманах / общ. ред. А.Е. Загребин; ред. кол.: В.С. Воронцов, Р.Н. Касимов, Д.А. Черниенко. - Ижевск, 2015. - 160 с.

27. История Удмуртии. Конец XV - начало XX в. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. - 552 с.

28. История Удмуртии: с древнейших времен до XV в. - Ижевск: УИИЯЛ Уро РАН, 2007.

29. История Удмуртии: XX век. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 544 с.

30. Касимов Р.Н. Влияние русской православной культуры на отдельные элементы календарной обрядности чепецких татар // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона'2015: Научный альманах. - Ижевск, 2015. - С. 137-141.

31. Лигенко Н.П. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60-90-е гг. XIX в.). - Ижевск, 1991. - 176 с.

32. Лигенко Н.П. ПМА: историко-этнографические экспедиции УдГУ и УИИЯЛ УрО РАН 1994; 1997; 2011.

33. Луппов П.Н. Заселение русскими территории Вятской земли в XV-XVII веках // Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв. - Ижевск. 1958. - С. 50-88.

34. Макаров Л.Д. Взаимодействие язычества и православия в Приуралье (II тыс. по Р. X.) // Церковная археология: материалы Всерос. конф. - СПб.; Псков, 1995. - Ч. 1. Распространение христианства в Восточной Европе. -С. 116-118.

35. Макаров Л.Д. Вятская земля в эпоху средневековья (по данным археологическим и письменным источникам). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Рукопись. - Л., 1985. - 15 с.

36. Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV вв. Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Рукопись. - Ижевск, 2006. - 55 с.

37. Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV вв.: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2001. - 140 с.

38. Макаров Л.Д. Древнерусское православие в бассейне Камы в первой половине II тыс. // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 1998. - С. 173-175.

39. МакаровЛ.Д. Особенности православия на Вятке в КЛ-КУ вв. // История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии): тез. докл. и сообщ. к межрегион. науч. конф. - Киров, 1994. - С. 75-77.

40. Макаров Л.Д. Погребальный обряд старообрядцев Верхокамья (по археологическим материалам и этнографическим параллелям) // Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплексного изучения: материалы науч. конф. - Пермь: ПГУ, 2001. - С. 41-45.

41. Макаров Л.Д. Русские археологические памятники в материалах Камско-Вятской экспедиции Удмуртского университета // Исследовательские традиции в археологии Прикамья: сб. науч. тр. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002. - С. 188-228.

42. Макаров Л.Д. Славяно-русские древности на территории Удмуртии (середина I - II тыс. н.э.): к истории сложения этнической картины региона / Материалы научно-практической конференции «Русские Удмуртии» (сентябрь 1997 г.) // Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. - М.-Ижевск, 2003.

43. Макаров Л.Д. История археологических исследований древнерусских памятников бассейна р. Вятки // Новые источники по древней истории При-уралья. - Устинов, 1985. С. 45-48.

44. Макаров Л.Д. История Вятской земли XП-XУI вв. в дореволюционной историографии // Актуальные проблемы историографии дореволюционной России. - Ижевск, 1992. С. 81-95.

45. Мартынова М.М. Аграрные отношения в Удмуртии во второй половине XIX века // Аграрные отношения в Удмуртии во второй половине XIX - начале ХХ века. - Ижевск, 1981.

46. Никитина Г.А. Сельская община-бускель в пореформенный период (1861-1900 гг.). - Ижевск, 1993.

47. Носонова Л.Н. Русские в Прикамье / Материалы научно-практической конференции «Русские Удмуртии» (сентябрь 1997 г.) // Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. -М.-Ижевск, 2003. - С. 166-170.

48. Пислегин Н.В. Казачество в удмуртском Прикамье дореволюционного периода // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Ижевск, 2013. - С. 43-49.

49. Пислегин Н.В. Русские в Удмуртском Прикамье с древности и до начала XX века // Вестник КИГИТ. 2012. № 6. С. 119-127.

50. Пислегин Н.В. Русские Удмуртского Прикамья: к истории колонизации в дореформенный период // Школа-конференция молодых ученых РИР РАН [Электронный ресурс]. - URL: http://mkonf.iriran.ru/papers. php?id=104#_ftn1

51. Пислегин Н.В. Удмуртское крестьянство и власть (конец XVIII -XIX вв.). - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2010. - 300 с.

52. Пислегин Н.В., Чураков В.С. Освоение края русским населением // Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2012. - С. 127-131.

53. Пислегин Н.В., Чураков В.С. Первые ижевцы и воткинцы. Население Ижевского и Воткинского заводов по данным III ревизии. Ижевск, 2015. 192 с.

54. Плющевский Б.Г. Государственные крестьяне Вятской губернии в первой половине и в середине XIX в. // Ученые записки УдНИИ ист., яз., лит. и фольклора при Сов. Мин. УАССР. - Ижевск, 1955. - Вып. 17. - С. 128-161.

55. Плющевский Б.Г. Отходничество как фактор комплектования рабочих кадров Прикамья в первой половине XIX века // Из истории рабочего класса Урала: сб. ст. - Пермь, 1961. - С. 122-134.

56. Плющевский Б.Г. Частновладельческая промышленность на территории Вятской губернии в конце XVII и в первой половине XIX вв. // Ученые записки УГПИ. - Ижевск, 1958. - Вып. 14. - С. 90-107.

57. Плющевский Б.Г. Экономическое развитие Вятской «казенной» деревни в 1840-50 гг. // Ученые записки УГПИ - Ижевск, 1956. - Вып. 9. - С. 106-124.

58. ПономаревК.А. Русские и удмурты: истоки дружбы и сотрудничества / Материалы научно-практической конференции «Русские Удмуртии» (сентябрь 1997 г.) // Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. - М.-Ижевск, 2003. - С. 157-160.

59. Пюрияйнен Д.М. Население уездного города Сарапула: социокультурный аспект. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013. - 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60. Русские / Н.В. Пислегин, В.С. Чураков, Т.А. Васина, Н.П. Лигенко, Г.А. Никитина и др. // Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки. - Ижевск, 2012. - С. 126-172.

61. Смирнова Л.В. Крестьянство Удмуртии в XVIII в. // Проблемы аграрной истории крестьянства Среднего Поволжья: сб. мат-лов VI региональной конференции историко-аграрников Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола: МарГУ, МарНИИ, 2002.

62. Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Этнополитическое развитие в контексте постсоветских трансформаций. - М.-Ижевск, 2002. - 560 с.

63. Удмуртия: историко-культурное наследие [Электронный ресурс]: Электрон. информ. база и интерактивная карта. Ижевск, 2012 (CD-ROM).

64. Украинец Н.Д., Хромченко Д.Н., Сервачинский И.Ю. Учитель. Фронтовик. Патриот (об А.К. Якимовиче). - Ижевск, 2015. - 144 с.

65. Украинец Н.Д. Чашу жизни испить до дна (о Н.А. Мацулевич). -Ижевск, 2014.

66. Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 768 с.

67. Фотеев Г.В. К истории становления удмуртско-русских этнокультурных отношений // Материалы к ранней истории населения Удмуртии. -Ижевск, 1978.

68. Черниенко Д.А. ПМА: Украинцы Удмуртии: этносоциологическое исследование, 2009 (материалы не опубликованы).

69. Черниенко Д.А. Украинцы Удмуртии: история малой этнической группы // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона'2015: Научный альманах. - Ижевск, 2015. - С. 66-77.

70. Черниенко Д.А. Этноязыковые процессы в среде украинского населения Приуралья // Вестник Удмуртского университета. История и филология. -2013. - Вып. 3. - С. 99-104.

71. Черниенко Д.А., Хаба С.М. Прием и размещение вынужденных переселенцев из Восточной Украины в Камско-Вятском регионе // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона'2015: Научный альманах. - Ижевск, 2015. - С. 77-93.

72. Шепталин А.А. Русское национальное движение в Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. - М.-Ижевск, 2003. - С. 67-79.

73. Шумилов Е.Ф. Из истории формирования первых неправославных общин на территории Удмуртии. Первая половина XX в. // Стабильность государственно-конфессиональных отношений - залог гражданского мира и согласия: материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Ижевск, 2004. - С. 56-59.

74. Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996. - 264 с.

75. Шумилов Е.Ф. Старообрядцы Удмуртии // Этнокультурная история Урала XVI-XX вв. - Екатеринбург, 1999. - С. 171-172.

76. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI - начала XX века. - Ижевск, 2001. - 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.