Научная статья на тему 'Изучение системы работы с замещающими семьями на территории Томской области: основные проблемы, причины их возникновения и предложения по устранению'

Изучение системы работы с замещающими семьями на территории Томской области: основные проблемы, причины их возникновения и предложения по устранению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюк К.Б.

Статья содержит результаты исследования причин основных проблем работы с замещающей семьей в Томской области: возвратов детей приемными родителями в государственные учреждения и возникновения случаев жестокого обращения с детьми в приемных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение системы работы с замещающими семьями на территории Томской области: основные проблемы, причины их возникновения и предложения по устранению»

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ

© Костюк К.Б.*

Областное государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр «Луч» г. Томска», г. Томск

Статья содержит результаты исследования причин основных проблем работы с замещающей семьей в Томской области: возвратов детей приемными родителями в государственные учреждения и возникновения случаев жестокого обращения с детьми в приемных семьях.

Ключевые слова: социальное сиротство, замещающая семья, сопровождение, школа приемных родителей.

В настоящее время, одной из серьезных проблем современного российского общества является проблема растущего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение вопроса о жизнеустройстве детей, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Одной из основных задач жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство детей в замещающие семьи. В Российской Федерации полномочия по передаче детей в замещающие семьи возложены на Органы опеки и попечительства. От того, насколько профессионально и эффективно будет выстроен подход специалистов Органов опеки и попечительства к вопросам передачи и сопровождения детей в замещающих семьях, зависит будущее многих поколений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, наиболее важным

Психолог, ведущий Школы приемных родителей.

140 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

считается соблюдение принципов межведомственного взаимодействия, выстраивания системы профессионального взаимодействия между Органами опеки и попечительства, Школами приемных родителей, Службами сопровождения замещающих семей, учреждениями здравоохранения и образования и соответствующих органов исполнительной власти.

В Томской области социальное сиротство является одной из наиболее острых проблем детства [2, 3]. Наиболее значимыми проблемами, при передаче детей в замещающие семьи, являются проблема возвратов детей из семей в государственные учреждения и проблема жестокого обращения с детьми-сиротами в замещающих семьях. Актуальность проблемы возрастает в связи с тем, что развивающиеся семейные формы устройства детей-си-рот (усыновление, опека, приемная семья) требуют грамотного, комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях.

На территории Томской области в 19 учреждениях, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей, функционируют Школы приемных родителей, в 22 учреждениях - Службы по сопровождению замещающих семей. Благодаря развитию данных видов деятельности улучшаются условия пребывания детей в замещающих семьях, развивается система профилактики возвратов детей из замещающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, по данным статистики, ежегодно достаточно большое количество детей возвращается замещающими родителями в государственные учреждения, возникают случаи жестокого обращения с приемными детьми в замещающих семьях.

Проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей посвящены работы Г. С. Красницкой, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой, Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко и других исследователей. Проблемы сиротства и социальную работу с детьми-сиротами исследовали такие авторы, как В.Н. Ослон, В.И. Брутман, Л.Я. Олиференко, Е.И. Хо-лостова, Л.Г. Гуслякова, Н.П. Иванова, Е.Г. Лозовская, Л.М. Шипицина и другие [1].

В связи с перечисленными выше обстоятельствами, можно говорить об актуальности проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.

Социальные процессы в современном мире

141

Нами было проведено исследование, позволяющее определить основные причины возвратов детей из замещающих семей и причины возникновения случаев жестокого обращения в замещающих семьях на территории Томской области.

В исследовании приняли участие 3 группы респондентов: 22 специалиста Органов опеки и попечительства из 20 муниципальных образований, 31 специалист Школ приемных родителей из 19 Школ приемных родителей Томской области и 6 экспертов в сфере защиты семьи и детей. Таким образом, нами были охвачены все отделы органов опеки и попечительства и все Школы приемных родителей Томской области.

В состав группы экспертов вошли:

1. Эфтимович Людмила Евгеньевна, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области;

2. Кравченко Оксана Ивановна, начальник Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

3. Протасова Ирина Владимировна, и.о. начальника Департамента по вопросам семьи и детей Томской области до 2013 г.;

4. Шапарева Маргарита Анатольевна, заместитель начальника Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

5. Шайдо Татьяна Николаевна, директор ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Зырянский детский дом»;

6. Антонова Оксана Николаевна, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Томской области.

Всем респондентам было предложено анкетирование, с одинаковым набором вопросов. Помимо вводных вопросов, касающихся возраста, образования, стажа работы в сфере защиты семьи и детей, респонденты отвечали на 4 основных вопроса:

- Назовите три, наиболее важные, на Ваш взгляд, причины возврата детей из замещающих семей.

- Назовите причины возникновения случаев жестокого обращения в замещающих семьях, как Вы считаете, почему это происходит?

- Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, для того, чтобы снизить риск возвратов детей из замещающих семей?

142 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы снизить риск возникновения случаев жестокого обращения в замещающих семьях?

В группах специалистов Органов опеки и попечительства и Школ приемных родителей анкетирование проводилось анонимно, в письменной форме. В экспертной группе анкетирование проводилось в виде интервью, с непосредственной фиксацией ответов, в ходе которого экспертам была предоставлена возможность давать расширенные ответы на вопросы.

Обработка результатов проведенного исследования состояла из четырех этапов. Для получения более качественной и надежной интерпретации результатов, на первом этапе были учтены все мнения респондентов в каждой группе, которые затем были распределены по соответствующим, выделенным в ходе анализа категориям. На втором этапе был проведен количественный анализ мнений респондентов, представленный в процентном соотношении. Третий этап предполагал качественную обработку результатов. Заключительный, четвертый этап исследования, включал обобщенный анализ данных всех трех групп респондентов.

Сводный анализ результатов исследования мнений групп специалистов Органов опеки и попечительства и Школ приемных родителей позволил сделать следующие выводы:

- Основными причинами возврата детей из замещающих семей специалисты считают:

1. Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот (особенно в период подросткового кризиса, а также с «трудным» поведением ребенка, связанным с физическими или психическими особенностями, расстройствами);

2. Наличие деструктивной мотивации замещающих родителей при приеме ребенка в семью (преимущественно отмечена материальная заинтересованность кандидатов, но указаны и иные виды неадекватной мотивации);

3. Возникновение острой конфликтной ситуации внутри семьи либо между членами семьи и ближайшим окружением (преимуще-

Социальные процессы в современном мире

143

ственно между замещающим родителем и приемным ребенком, а также между приемными и кровными детьми);

4. Слабую систему подготовки и сопровождения замещающих семей.

- Основными причинами возникновения случаев жестокого обращения с детьми в замещающих семьях специалисты считают:

1. Наличие личностных особенностей / проблем замещающих родителей: (преимущественно выделяют: наличие собственного неблагополучного детского опыта замещающих родителей, наличие психических расстройств у замещающих родителей и эмоциональную инфантильность замещающих родителей);

2. Слабую систему подготовки замещающих родителей в Школах приемных родителей;

3. Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот: родительская и педагогическая некомпетентность замещающих родителей;

4. Слишком лояльная система мер наказания за жестокое обращение с ребенком.

- Основные предложения специалистов по профилактике риска возвратов детей из замещающих семей:

1. Ужесточение отбора кандидатов в замещающие родители специалистами Органов опеки и попечительства и Школ приемных родителей;

2. Организация обязательного длительного профессионального сопровождения замещающих семей;

3. Усовершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители Школами приемного родителя.

- Основные предложения специалистов по профилактике возникновения случаев жестокого обращения с детьми в замещающих семьях:

1. Организация обязательного длительного профессионального сопровождения замещающих семей;

2. Ужесточение отбора кандидатов в замещающие родители специалистами Органов опеки и попечительства и Школ приемных родителей;

144 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Усовершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители Школами приемного родителя.

Группа экспертов показала следующие результаты:

- Основными причинами возврата детей из замещающих семей эксперты считают:

1. Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот (особенно в период подросткового кризиса, при предъявлении к ребенку завышенных требований, а также с «трудным» поведением ребенка, связанным с физическими или психическими особенностями, расстройствами);

2. Наличие деструктивной мотивации замещающих родителей при приеме ребенка в семью;

3. Отсутствие на федеральном уровне регламентации процесса сопровождения замещающих семей;

4. Особенности прохождения обучения в Школах приемных родителей: (наличие возможности у опекунов не проходить курс подготовки приемных родителей; не достаточно эффективная подготовка в Школах приемных родителей).

- Основными причинами возникновения случаев жестокого обращения с детьми в замещающих семьях эксперты считают:

1. Наличие личностных особенностей / проблем замещающих родителей: (преимущественно выделяют: наличие собственного неблагополучного детского опыта замещающих родителей, наличие психических расстройств у замещающих родителей);

2. Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот;

3. Наличие деструктивной мотивации замещающих родителей при приеме ребенка в семью;

4. Отсутствие компетентного комплексного сопровождения на территории каждого муниципального образования.

- Основные предложения экспертов по профилактике риска возвратов детей из замещающих семей:

Социальные процессы в современном мире

145

1. Усовершенствование процесса устройства детей в замещающие семьи;

2. Усовершенствование системы подбора кандидатов в замещающие родители;

3. Организация обязательного длительного профессионального сопровождения замещающих семей;

4. Усовершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители Школами приемного родителя.

- Основные предложения экспертов по профилактике возникновения случаев жестокого обращения с детьми в замещающих семьях:

1. Организация обязательного длительного профессионального сопровождения замещающих семей;

2. Усовершенствование процесса устройства детей в замещающие семьи;

3. Усовершенствование системы подбора кандидатов в замещающие родители;

4. Усовершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители Школами приемного родителя.

Осуществляя сравнительный анализ всех трех групп, можно сделать следующие выводы:

- По определению причин возвратов детей из замещающих семей, мнения группы экспертов и специалистов Органов опеки и попечительства и Школ приемных родителей совпадает по большому количеству позиций. Идентичным оказался выбор первых двух причин, это «Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот» и «Наличие деструктивной мотивации замещающих родителей при приеме ребенка в семью». В качестве третьей причины группами специалистов обозначено «Возникновение острой конфликтной ситуации внутри семьи либо между членами семьи и ближайшим окружением», в перечне названных экспертами причин, данная причина так же указана. Однако, по мнению экспертного состава, третьей причиной было названо «Особенности прохождения обучения в Школах при-

146 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

емных родителей: (наличие возможности у опекунов не проходить курс подготовки приемных родителей; недостаточно эффективная подготовка в Школах приемных родителей)». Схожая причина имеется и в группах специалистов, она занимает четвертую позицию.

- По определению причин возникновения случаев жестокого обращения в замещающих семьях: наблюдается абсолютное совпадение первой, из названных причин, у групп специалистов и экспертов, это «Наличие личностных особенностей / проблем замещающих родителей: (преимущественно выделяют: наличие собственного неблагополучного детского опыта замещающих родителей, наличие психических расстройств у замещающих родителей)». В качестве второй причины, группа экспертов определила «Неготовность замещающих родителей справляться с особенностями и проблемами категории детей-сирот», специалисты ставят эту причину на третье место. Второй причиной в группе специалистов названа «Слабая система подготовки замещающих родителей в Школах приемных родителей». На третьем месте в группе экспертов - «Наличие деструктивной мотивации замещающих родителей при приеме ребенка в семью». Обе группы специалистов так же отмечают эту причину, но не на ведущих позициях. Четвертой причиной эксперты считают «Отсутствие компетентного комплексного сопровождения на территории каждого муниципального образования», а группы специалистов «Слишком лояльную систему мер наказания за жестокое обращение с ребенком».

- По профилактике возвратов детей из замещающих семей и профилактике возникновения случаев жестокого обращения в замещающих семьях, мнения трех групп также имеют большое количество совпадения. Основными позициями в трех группах перечисляются: качественный подбор граждан, усовершенствование подготовки в Школах приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Схема «Подбор кандидатов - Подготовка кандидатов - Сопровождение семей», в группе экспертов дополнена еще одним структурным элементом - это «Усовершенствование процесса устройст-

Социальные процессы в современном мире

147

ва детей в замещающие семьи», объединяющим всю схему в единый механизм профилактики возвратов детей из замещающих семей и определяющим системность данного процесса.

С целью усовершенствования системы работы с замещающими семьями на территории Томской области требуется разработка комплекса мероприятий, направленного на усовершенствование системы передачи детей в замещающие семьи.

Все предложения респондентов были разделены на несколько категорий:

- Предложения по совершенствованию законодательства, в вопросах передачи детей в замещающие семьи:

1. ввести обязательное прохождение Школы приемных родителей для всех категорий замещающих родителей / усыновителей без исключения;

2. регламентировать процедуру сопровождения замещающих семей;

3. ужесточить медицинское обследование кандидатов в замещающие родители, включить в перечень заболеваний дополнительные расстройства поведения и психики. Для специалистов Органов опеки и попечительства, должна быть открыта база учета медицинских данных по категории кандидатов в замещающие родители;

4. ввести систему мер ответственности замещающих родителей за необоснованный возврат детей в государственные учреждения: родители не должны нести ответственность только в случаях, когда в данных обстоятельствах нет их вины (например, при передаче ребенка в семью, родителям не была предоставлена информация о серьезном заболевании ребенка). Данная система мер дисциплинирует и специалистов, занимающихся передачей детей в семьи;

5. ужесточить систему административных и уголовных наказаний за применение жестокого обращения с ребенком;

6. запретить передачу детей в семьи, из которых когда-либо был возвращен ребенок в государственное учреждение;

148 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7. установить ограничение на количество детей, передаваемых на воспитание в семье, запретить передачу большого количества детей в семьи (кроме братьев и сестер), учитывать возрастные промежутки между детьми;

8. ввести возрастные ограничения для замещающих родителей (кроме случаев кровного родства);

9. установить для кандидатов в замещающие родители размер необходимого прожиточного минимума, как профилактики материального интереса, при приеме ребенка в семью.

- Предложения по усовершенствованию системы поиска, подбора, обучения и сопровождения замещающих семей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению многих специалистов Школ приемных родителей и некоторых членов экспертной группы, необходимо создание автономного Центра по работе с замещающими семьями, подведомственного Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, курирующего деятельность специалистов Школ приемных родителей в муниципальных образованиях Томской области.

- Усовершенствование профессиональных навыков специалистов Органов опеки и попечительства.

Реализация на практике комплекса мероприятий позволит усовершенствовать систему работы с замещающими семьями на территории Томской области и успешно решить основные проблемы в данной сфере.

Список литературы:

1. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис, 2006.

2. Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013-2015 годы: Ведомственная целевая программа Томской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента по вопросам семьи и детей. - Режим доступа: http//family.tomsk.gov.ru (дата обращения: 01.09.2014).

3. Право ребенка на семью: региональная программа [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента по вопросам семьи и детей. - Режим доступа: http//family.tomsk.gov.ru (дата обращения: 01.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.