Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ядро высшего педагогического образования / технологии цифрового образования / контроль качества знаний / тест / государственная итоговая аттестация / формы тестовых заданий / онлайн-ресурс / анкета / чек-лист / core of higher pedagogical education / digital education technologies / knowledge quality control / test / state final certification / forms of test tasks / online resource / questionnaire / checklist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Людмила Анатольевна

Тенденции развития современного общества диктуют новые требования к организации высшего образования. Необходимым условием данного процесса является унификация способов и методов обучения будущего специалиста. В высшем педагогическом образовании происходит переход на ядро единое содержание практической, методической и предметной подготовки педагога. Все педагогические вузы Российской Федерации вносят в учебные планы дисциплины с единым содержанием, определяемым ядром. Дисциплина «Технологии цифрового образования» относится к коммуникативно-цифровому модулю учебного плана всех профилей подготовки педагогического направления. В статье раскрывается содержание одной из тем данной дисциплины «Системы мониторинга и контроля качества знаний». Описывается лабораторная работа, в которой рассматриваются способы использования цифровых технологий для измерения качества знаний обучающихся. Приводятся примеры заданий для аудиторной и самостоятельной работы. Часть заданий носит аналитический характер, они нацелены на формирование умения осуществлять поиск информации, развитие критического мышления. Другие задания нацелены на продуктивную деятельность студентов, требуют творческого подхода и методических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of modern society dictate new requirements for the organization of higher education. A necessary condition for this process is the unification of methods and methods of training a future specialist. In higher pedagogical education, there is a transition to the core the unified content of practical, methodological and subject training of a teacher. All pedagogical universities of the Russian Federation introduce disciplines with a single content defined by the core into the curricula. The discipline "Digital Education Technologies" refers to the communicative and digital module of the curriculum. The article reveals the content of one of the topics of this discipline "Knowledge quality monitoring and control systems". A laboratory work is described in which ways of using digital technologies to measure the quality of students' knowledge are considered. Examples of tasks for classroom and independent work are given. Some of the tasks are analytical in nature, they are aimed at the formation of the ability to search for information, the development of critical thinking. Other tasks are aimed at the productive activity of students, require a creative approach and methodological skills.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Автором пронормирована скоростная подготовленность (на примере теста в беге на 30 м) детей 12-15 лет в данном виде спорта. Норматив рассчитывался исходя из результатов тестирований, проводимых с помощью автоматических систем («Tendo Sprint System»), позволяющей избежать ошибок в определении результата в беге при ручном хронометраже.

Прирост скорости у футболистов в беге на 30 м заметен в период с Идо 15 лет, и составляет около 17 %. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футболистов. Хотя данный процесс необходимо постоянно мониторировать, а на основе больших массивов выборок создавать шкалы практически для всех возрастных групп.

Предложены нормы скоростной подготовленности футболистов.

Е.А. Якимова (КИТ КАИ, г. Казань) представляла «Психологические и физические последствия как результат прекращения занятий спортом» [1, С. 404-406]. Анкетированию подверглись студенты колледжа информационных технологий и их спортивные наставники в рамках учебного заведения, которые бросили спорт из-за различных обстоятельств. В результате проведённого исследования выяснилось, что люди, бросившие спорт, страдают целым рядом отрицательных последствий, не только физиологического, но и психологического характера: ожирение; нарушение работы сердца; появление хрупкости костей, атрофии мышечных тканей; сахарный диабет; старение организма; патологии опорно-двигательного аппарата (люди с сидячим образом жизни часто страдают от остеохондроза, радикулита и т.д.).

Отрицательные процессы происходят с психологическим состоянием самого индивида; меняется его внутренний мир, его настроение, чувства.

Люди, бросившие спорт, сталкиваются со многими трудностями, отражающимися на их здоровье. Для того, чтобы сохранить свою физическую форму и иметь меньшую предрасположенность к хроническим заболеваниям, человек не должен отказываться от спорта; ему следует продолжать регулярно заниматься физической активностью и развивать свой организм.

Выводы. Конференция в Сочи прошла на высоком научном уровне, с интересными докладами и публикациями по инновационным технологиям в спорте для атлетов различного возраста и квалификации. На 5 дискуссионных площадках и круглом столе было заслушано более 100 докладов. В сборник конференции вошли статьи преподавателей и студентов из 36 городов России, а также из стран ближнего зарубежья: г. Алматы, г. Туркестан (Казахстан), г. Донецк (ДНР), г. Луганск (ЛНР), г. Минск (Беларусь). По итогам научно-практической конференции выпущен сборник, который размещается на платформе РИНЦ [1]. Иногородние участники могли ознакомиться с достопримечательностями города Сочи.

Литература:

1. Молодежь - науке-XIV. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства и предпринимательства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Сочи, 18 мая 2023 г. / Отв. ред. к.э.н. И.С. Сыркова. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2023. - 415 с.

Педагогика

УДК 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Сафонова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ЯДРА ВЫСШЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Тенденции развития современного общества диктуют новые требования к организации высшего образования. Необходимым условием данного процесса является унификация способов и методов обучения будущего специалиста. В высшем педагогическом образовании происходит переход на ядро - единое содержание практической, методической и предметной подготовки педагога. Все педагогические вузы Российской Федерации вносят в учебные планы дисциплины с единым содержанием, определяемым ядром. Дисциплина «Технологии цифрового образования» относится к коммуникативно-цифровому модулю учебного плана всех профилей подготовки педагогического направления. В статье раскрывается содержание одной из тем данной дисциплины «Системы мониторинга и контроля качества знаний». Описывается лабораторная работа, в которой рассматриваются способы использования цифровых технологий для измерения качества знаний обучающихся. Приводятся примеры заданий для аудиторной и самостоятельной работы. Часть заданий носит аналитический характер, они нацелены на формирование умения осуществлять поиск информации, развитие критического мышления. Другие задания нацелены на продуктивную деятельность студентов, требуют творческого подхода и методических навыков.

Ключевые слова: ядро высшего педагогического образования, технологии цифрового образования, контроль качества знаний, тест, государственная итоговая аттестация, формы тестовых заданий, онлайн-ресурс, анкета, чек-лист.

Annotation. Trends in the development of modern society dictate new requirements for the organization of higher education. A necessary condition for this process is the unification of methods and methods of training a future specialist. In higher pedagogical education, there is a transition to the core - the unified content of practical, methodological and subject training of a teacher. All pedagogical universities of the Russian Federation introduce disciplines with a single content defined by the core into the curricula. The discipline "Digital Education Technologies" refers to the communicative and digital module of the curriculum. The article reveals the content of one of the topics of this discipline "Knowledge quality monitoring and control systems". A laboratory work is described in which ways of using digital technologies to measure the quality of students' knowledge are considered. Examples of tasks for classroom and independent work are given. Some of the tasks are analytical in nature, they are aimed at the formation of the ability to search for information, the development of critical thinking. Other tasks are aimed at the productive activity of students, require a creative approach and methodological skills.

Key words: core of higher pedagogical education, digital education technologies, knowledge quality control, test, state final certification, forms of test tasks, online resource, questionnaire, checklist.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение НИР по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева» по теме «Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза в рамках изучения предметно-методического модуля «Информатика» в условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования»»

Введение. С 2022 года в педагогические вузы Российской Федерации внедряется ядро высшего педагогического образования. Цель перехода на ядро - обеспечить единые подходы к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога, а также к результатам обучения и условиям реализации подготовки в любом вузе страны. Предполагается, что три четверти (75%) всего учебного времени будут занимать дисциплины ядра, перечень которых будет един по всей стране. К тому же содержание этих дисциплин также регламентировано.

В общепрофессиональной подготовке, которая составляет 28% от общего числа часов, присутствует дисциплина «Технологии цифрового образования». В учебных планах подготовки учителя она составляет 108 часов или 3 зачетные единицы и относится к коммуникативно-цифровому модулю.

Согласно нормативным документам содержание дисциплины делится на 4 раздела и должно быть представлено следующими темами:

1. Образовательныетехнологии.

2. Место и роль информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога.

3. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети и применение их в образовательном процессе.

4. Проектирование цифровых образовательных ресурсов.

Каждый раздел определяет содержание всей дисциплины. Возникает проблема разработки средств и методов, формирующих необходимые компетенции.

Изложение основного материала статьи. После анализа предложенного содержания членами кафедры физики, информационных технологий и методик обучения Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева разработана рабочая программа дисциплины «Технологии цифрового образования», описанная в статье [5].

Представим её содержание.

Раздел 1. Цифровые технологии в профессиональной деятельности педагога.

Раздел 2. Использование прикладного программного и аппаратного обеспечения в профессиональной деятельности педагога.

Раздел 3. Использование сетевых технологий в образовательном процессе.

Раздел 4. Проектирование ЦОР.

В рамках изучения второго раздела «Использование прикладного программного и аппаратного обеспечения в профессиональной деятельности педагога» проводится лабораторная работа на тему: «Системы мониторинга и контроля качества знаний».

Цель работы состоит в освоении способов использования цифровых технологий в системе мониторинга и контроля качества знаний.

Задачи работы:

1) сформировать понятие мониторинга и контроля качества знаний;

2) изучить виды и формы контроля;

3) рассмотреть рекомендации по созданию тестовых заданий;

4) сформировать навыки создания тестовых заданий с использованием цифровых технологий;

5) сформировать навыки проведения анкетирования с использованием цифровых технологий;

6) сформировать навыки создания чек-листов с использованием цифровых технологий.

После выполнения данной лабораторной работы студенты должны:

Дескриптор Результат выполнения лабораторного занятия Формируемая компетенция

знать понятие мониторинга и контроля качества знаний ОПК-2

функции педагогического контроля ОПК-2

формы контроля УК-1

основные формы тестовых заданий УК-1

виды итоговой аттестации и их особенности ОПК-2

функционал онлайн-ресурсов для создания тестов, анкет, чек-листов УК-1

уметь разрабатывать тестовые задания различных форм ОПК-2

создавать тестовые задания с использованием цифровых технологий ОПК-9

проводить анкетирование с использованием цифровых технологий ОПК-9

создавать чек-листы с использованием цифровых технологий ОПК-9

Раскроем содержание лабораторной работы.

В теоретической части лабораторной работы представлен материал по двум пунктам:

1) формы и методы мониторинга и контроля качества знаний;

2) практическое применение сервисов для мониторинга и контроля качества знаний (тестирование, анкетирование, чек-листы).

В первом вопросе «Формы и методы мониторинга и контроля качества знаний» рассматриваются различные понятия, связанные с контролем качества знаний: мониторинг, проверка, контроль, учет, оценка, выставление отметки. Здесь описываются функции, которые выполняет педагогический контроль: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная. Раскрываются формы контроля с точки зрения временного фактора: предваряющий контроль, текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль.

Во втором вопросе «Практическое применение сервисов для мониторинга и контроля качества знаний (тестирование, анкетирование, чек-листы)» обосновывается применение тестов как самых эффективных методов контроля.

Раскрываются достоинства теста, он:

1) позволяет разнообразить познавательную деятельность обучаемых;

2) добавляет учителю информацию о каждом его ученике;

3) экономит учебное время;

4) даёт возможность выявлять индивидуальные различия учащихся [6].

Обосновывается популярность тестовой системы контроля в нашей стране в связи с формами государственной итоговой аттестации: обязательным государственным экзаменом (ОГЭ) и единым государственным экзаменом (ЕГЭ).

Даётся обзор существующих онлайн-ресурсов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Анализируются особенности разработки тестовых заданий четырёх классических форм, приводятся примеры на разных предметных областях. В статьях [3], [7] подробно описывается методика разработки тестовых заданий на примере дисциплин предметной области «Математика. Информатика».

1. Задания закрытой формы представляют собой вопросы с набором ответов, при этом выделяют два вида заданий: с выбором одного правильного ответа; с выбором нескольких правильных ответов. К каждому тестовому заданию прилагается инструкция для испытуемых. Для задания с выбором ответа инструкция может быть такой: «Выберите правильный ответ (ответы)» или «Выберите НЕправильный ответ».

Пример 1. Выберите правильный ответ.

Алгоритмы, содержащие только условие, называются ...

- линейными;

- разветвляющимися;

- циклическими.

(Ответ: разветвляющимися).

2. Задания открытой формы (с пропусками) должны выявлять умение учащихся воспроизводить информацию без подсказки, по памяти, а также умение решать типовые задачи. К ним относятся задания, в которых пропущено ключевое слово, фраза, формула или иной существенный элемент текста. Формулировка инструкции к этому заданию может быть: «Заполните пропуски», «Продолжите предложение», «Укажите пропущенное слово».

Пример 2. Укажите пропущенное слово.

Квадратомназывается ... с прямымиуглами.

(Ответ.ромб).

3. Задания на установление соответствия - это задания, в которых необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого. В инструкции желательно указать, между элементами каких множеств следует установить соответствие. Для эффективности тестового задания можно использовать неравное число элементов множеств.

Пример 3. Установите соответствие между животными и их группами по способу питания.

1) пчела а) Травоядные

2) медведь б) Плотоядные

3) сова в) Всеядные

4) заяц

5) волк

(Ответ: 1- а, 2-е, 3 - б, 4 - а, 5 — 6).

4. Задания на установление правильной последовательности используются в тех случаях, когда очередность элементов описания ситуации, к которой относится вопрос, однозначно определена. Инструкции: «Установите правильную последовательность» или «Укажите порядок следования», «Расставьте по порядку» и т.п.

Пример 4. Расставьте в хронологическом порядке сражения Великой Отечественной войны.

1) Белорусская операция

2) Берлинская операция

3) Московская битва

4) Сталинградская битва

5) Курская битва

оОтвет: 3, 4, 5, 1, 2).

Обосновывается, что конструирование теста - сложная задача. Для организации тестирования необходимо разработать все составляющие элементы теста, которые образуют его структуру:

- спецификация теста;

- специально разработанные задания, прошедшие систему апробации и экспертизы (КИМы);

- эталон (правильный ответ на задание);

- инструкция для испытуемых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инструкция для организаторов тестирования;

- инструкция для проверяющих;

- рекомендации для обработки и анализа результатов;

- система оценок за выполнение каждого задания [4].

В лабораторной работе даётся обзор тестовых оболочек в сети Интернет: Мастер-Тест, BankTestov.ru, Твой тест, TestsOnline, Barankatest, Online Test Pad. С их помощью можно создавать собственные тестовые задания или воспользоваться уже имеющимися тестами различных типов и категорий, организовать и провести тест среди группы людей, удаленными учащимися, просмотреть результаты.

Далее подробно разобрана технология работы в тестовой оболочке Мастер-Тест [2].

После этого описывается метод анкетирования, представлены различные классификации видов анкетирования: по степени охвата, количеству участников, виду вопросов, способу контакта, способу представления информации. Обосновывается популярность онлайн анкетирование.

Вводится понятия чек-листа (check-list) как контрольного списка дел или задач, который нужно выполнить или проверить, также чек-листы можно применять для выработки полезных привычек.

После изучения теоретической части студенты приступают к выполнению практической части. Представим тексты предлагаемых заданий.

Задание 1. Проанализируйте ресурсы для подготовки к итоговой аттестации.

1. Найдите Интернет-ресурс, специализирующийся на подготовке к экзаменам.

2. Просмотрите функционал найденного ресурса.

3. Результаты анализа представьте в соответствии со схемой.

1. Название ресурса.

2. URL-adpec.

3. Скриншот главной страницы.

4. Какие виды итоговой аттестации представлены на сайте (ОГЭ, ЕГЭ).

5. Укажите особенности сайта:

1) Есть ли пробный тест с секундомером?

2) Есть ли задание, выбираемое случайным образом?

3) Сколько вариантов заданий представлено?

4) Есть ли ответы ко всем вариантам заданий?

5) Есть ли пояснения к выполнению заданий?

6) Есть ли дополнительные попытки в случае неправильного ответа?

7) Есть ли ссылки для обсуждения на форумах или социальных сетях?

6. Опишите методические материалы для самоподготовки, представленные на сайте (справочный материал, указания к решению, примеры решения заданий, возможность задать вопрос, получить консультацию и т.п.).

7. Оцените удобство и скорость навигации по сайту.

8. Оцените качество формул и иллюстраций.

9. Сделайте выводы (положительные и отрицательные характеристики сайта). Выполненное задание представьте в электронном виде.

Задание 2. Изучите онлайн-ресурсы для проведения тестирования и анкетирования.

1. Найдите онлайн-ресурсы для проведения тестирования и анкетирования.

2. Составьте сравнительную таблицу по 3-м ресурсам каждого вида.

№ п/п Название ресурса Электронный адрес Основные возможности Платный/ бесплатный

Онлайн-ресурсы для анкетирования

1.

2.

3.

Онлайн-ресурсы для тестирования

1.

2.

3.

Выполненное задание представьте в электронном виде. Задание 3. Разработайте тест по Вашему профилю подготовки.

1. Разработайте 10 (или больше) тестовых заданий различной формы по Вашему профилю подготовки.

2. Переведите разработанные контрольно-измерительные материалы (КИМы) в тестовую оболочку.

3. Назначьте прохождение созданного теста трём студентам своей группы. Сохраните скриншоты их результатов.

4. Сохраните скриншот личного кабинета в используемой тестовой оболочке в режиме редактирования.

5. Укажите ссылку на прохождение созданного теста.

6. Разработайте критерии оценивания правильности выполнения теста, в зависимости от общего числа заданий, например:

Количество правильно выполненных ■заданий Оценка

Менее 5 неудовлетворительно

5-9 удовлетворительно

10-12 хорошо

13-15 отлично

Выполненное задание представьте в электронном виде.

Для самостоятельной работы предлагаются следующие задания.

Задание 4. Разработайте анкету по Вашему профилю подготовки.

1. С помощью одного из рассмотренных онлайн-ресурсов для создания анкет разработайте анкету по Вашему профилю подготовки для выявления предпочтений обучающегося, содержащую не менее 7 вопросов.

2. Ссылку на анкету разместите на персональном сайте.

3. Пригласите одного из студентов группы пройти анкетирование.

4. Вопросы анкеты, скриншот страницы сайта с анкетой, результаты анкетирования и ссылку на анкету представьте в электронном виде.

Задание 5. Создайте чек-лист.

1. С помощью ресурса кирз://скескИз1з.ехрег(/ (или подобного ему) создайте чек-лист на одну из тем «Режим дня», «Каникулы», «Саморазвитие» и т.п.

2. Добавьте в чек-лист не менее 7 пунктов.

3. Ссылку на чек-лист разместите на персональном сайте.

4. Текст чек-листа, скриншот страницы сайта с чек-листом и ссылку представьте в электронном виде. В лабораторной работе предусмотрены контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте понятие мониторинга и контроля качества знаний.

2. Опишите функции педагогического контроля.

3. Раскройте формы контроля.

4. Охарактеризуйте основные формы тестовых заданий.

5. Опишите виды итоговой аттестации и их особенности.

6. Опишите онлайн-ресурсы для подготовки к итоговой аттестации.

7. Опишите функционал современных тестовых онлайн-оболочек.

8. Раскройте этапы создания тестов и организации тестирования с помощью онлайн-ресурсов.

9. Опишите особенности анкетирования онлайн.

10. Опишите возможности ресурсов по созданию чек-листов.

Выводы. Описанная в статье методика была апробирована в течение одного учебного года на всех факультетах Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Студенты с интересом выполняют предложенные аналитические задания, производя поиск информации в сети Интернет, анализируя различные онлайн-

ресурсы. Задания практического характера студенты выполняют, действуя по алгоритму и используя материалы указанных источников, креативно подходят к решению задач творческого плана. Каждый студент работает самостоятельно, так как задания носят индивидуальный характер и списать практически невозможно.

Студенты-бакалавры с интересом осваивают технологии, которые будут им полезны в будущей профессиональной деятельности. Они разрабатывают тестовые задания различных форм по своей предметной области, используют современные цифровые технологии для организации тестирования и анкетирования, знакомятся с онлайн-ресурсами для подготовки к государственной итоговой аттестации, создают чек-листы с целью упорядочения различных видов деятельности.

Представленные задания лабораторной работы можно использовать как в высшем, так и среднем образовании. В связи с этим, они имеют и методическое значение: бакалавры педагогического образования учатся формулировать упражнения для самостоятельной работы обучающихся, организовывать их исследовательскую, творческую деятельность. Полный текст заданий всех лабораторных работ по дисциплине «Технологии цифрового образования» представлены в базе данных [1].

Литература:

1. База данных контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Технологии цифрового образования» (направление подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриат) / Т.В. Кормилицына, С.И. Проценко, Е.А. Тагаева [и др.]; ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». -Саранск: МГПУ, 2023. - 1 CD-ROM

2. Бесплатное создание тестов и проведение онлайн тестирования. - Мастер-Тест: сайт. - 2008. - URL: http://master-test.net (дата обращения: 21.09.2023)

3. Воинова, И.В. Методические аспекты разработки тестовых заданий как средства формирования математических понятий / И.В. Воинова, Л.А. Сафонова // Профильная школа. - 2016. - Т. 4, № 4. - С. 56-63

4. Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. - Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с. - URL: http://ito.osu.ru/files/monograf.pdf (дата обращения: 21.09.2023)

5. Кормилицына, Т.В. Методы активного обучения дисциплинам коммуникативно-цифрового модуля ядра высшего педагогического образования / Т.В. Кормилицына, Е.А. Бакулина // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14, № 1(53). - С. 47-53

6. Радьков, A.M. Тестовые технологии в системе непрерывного образования: метод, пособие / A.M. Радьков, Е.В. Кравец. - Могилев: Изд-во. МГУ, 2001. - 147 с.

7. Сафонова, Л.А. Методика составления тестов по предметной области «Математика. Информатика» / Л.А. Сафонова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. A.A. Романова. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2016.-С. 239-243

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Технические университеты нашей страны «шагают в ногу со временем», и потому периодически меняют свои требования к профессиональной подготовке специалиста на выходе из вуза. Систематически появляются новые дисциплины для изучения, открываются даже новые технические специальности, меняются учебные планы, но неизменно наличие в них математической подготовки студентов, хотя рабочие программы по высшей математике претерпевают изменения. Математика учит студента выстраивать логические цепочки, последовательно и всесторонне подходить к решению любой профессиональной задачи. Мы считаем, что в преподавании математики необходимо использовать принципы личностно-ориентированного подхода, которые «во главу угла» ставят личность студента, его развитие, его потребности. Это позволит для каждого студента изучить математику на максимальном для себя уровне, сделать математическую подготовку значимой лично для каждого студента. Личностно-ориентированный подход позволяет использовать в процессе математической подготовки проблемные, исследовательские, эвристические, дискуссионные формы обучения. Мы, упор при таком математическом обучении, делаем на работе студентов по созданию разнообразных проектов, личных и групповых. При этом у студентов появляются не только знания по предмету, но и происходит развитие студента как личности.

Ключевые слова: высшая математика, проект, технический вуз, личностно-ориентированное образование.

Annotation. Technical universities of our country "keep up with the times", and therefore periodically change their requirements for the professional training of a specialist upon leaving the university. New disciplines are systematically emerging for study, even new technical specialties are being opened, curricula are changing, but the presence of mathematical training of students in them is invariable, although work programs in higher mathematics are undergoing changes. Mathematics teaches students to build logical chains, consistently and comprehensively approach the solution of any professional problem. When teaching mathematics, it is necessary to use the principles of a personality-oriented approach, which put the student's personality, his development, and his needs "at the forefront". This will allow each student to study mathematics at the maximum level for themselves, to make mathematical training meaningful for each student personally. The personality-oriented approach makes it possible to use problem-based, research, heuristic, and debatable forms of learning in the process of mathematical preparation. The emphasis in such mathematical training is on the work of students to create a variety of projects, personal and group. At the same time, students acquire not only knowledge of the subject, but also develop the student as a person.

Key words: higher mathematics, project, technical university, personality-oriented education.

Введение. Техническое образование в нашей стране постоянно претерпевает изменения, направленные на удовлетворение требований работодателей. Одной из современных используемых концепций, давно применяемых в образовании, является личностно-ориентированная направленность образования, но, конечно, со временем она претерпела существенные изменения. В свое время В.В. Сериков разработал модель личностно-ориентированного образования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.