НКА N=0 Na.SjfVII.O
O^N N11,
CH3 l
12'Уп N114OE[
HN
o-^N^-n
I ,
CH, 3
о
hn^V-n o^N-^n
cit,ci
1 X ^
i-^N N СП, 5
R = N
.C,H,
(«), N
C2H4OH
о
A ^nh2
hj it '
О N NTT-, Cll3 2
L H
1 T Ь—SH
m '
I Й 0 Л1 [Г i^scH,tcH2ci
гч N
ch2r
■ 'iV^
Q> ~ N N
CH
о
3 6-10
CII.SR
N
HN
CTT, П, 12
I [I
C2H4OH
-cP(10), C-
(7)N О (8), N'
N(C2H5>;
(ut, с;;
Mb
(®)> CI (12)
Целевые аминометильные производные (6-10) получают по типовой методике: действуют тройным мольным избытком нуклео-фила на 6Н,8-метил-3-хлорметилтиазоло[3,2-Г]ксантин (5) при нагревании в этиловом спирте или диметилформамиде (см. рисунок).
Тиометильные производные (11, 12) получают при действии эквимолярных количеств нуклеофила на 6Н,8-метил-3-хлорметил-тиазоло[3,2-Г]ксантин (5) при кипячении в низших спиртах (см. рисунок).
Индивидуальность соединений подтверждена методами ТСХ, элементным анализом, строение - данными ИК- и ЯМР-спектроскопий и масс-спектрометрии.
Заключение
Синтезирована реакционноспособная матрица, на основе которой получен новый ряд замещенных 3-алкил(арил)амино(тио) ме-тил-6Н, 8-метилтиазоло[3,2-Г]ксантина.
Рис. Схема синтеза 3-хлорметил-6Н,8-метилтиазоло[2,3-Цксантина и его производных
Сведения об авторе статьи:
Дианов Валерий Михайлович - д.фарм.н., доцент, профессор кафедры фармацевтической химии с курсами аналитической и токсикологической химии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
Дианов, В.М. Синтез и фармакологическая активность некоторых аминометильных производных тиазолоазолов / В.М. Дианов [и др.] // Химико-фармацевтический журнал. - 1994. - Т. 28, № 8. - С. 21-23.
Дианов, В.М. Синтез и противомикробная активность 3-метилзамещенных 6,8-диметилтиазоло[3,2-1]ксантина / В.М. Дианов, А.К. Булгаков // Химико-фармацевтический журнал. - 2006. - Т. 40, N° 10. - С. 30-31.
1
2.
УДК 614.281 (620) © Коллектив авторов, 2016
Ж.В. Мироненкова, М. Эль Муссави, А.Ф. Давлетьянова, О.И. Уразлина ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В ЕГИПТЕ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
В статье дана краткая характеристика системы здравоохранения Арабской Республики Египет (АРЕ, Египет). Описана структура Министерства здравоохранения и народонаселения Египта. Создана интеграционная модель взаимодействия участников системы обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) граждан Египта. Изучена система референтного ценообразования на оригинальные и дженериковые лекарственные препараты. Установлено, что в Египте, как и во многих европейских странах, применяется система внешнего референтного ценообразования для оригинальных ЛП. Существует ежегодный пересмотр цен и их снижение до 2%.
В ходе проводимого исследовании нами также был изучен порядок формирования цен на дженериковые ЛП - цены на них ЛП должны быть значительно ниже, чем на оригинальные ЛП: для ЛП, произведенных отечественными предприятиями - не менее чем на 30%; для импортных ЛП, произведенных по лицензии на производство, - не менее чем на 40%; для импортных ЛП, произведенных без лицензии, - не менее чем на 60%.
Ключевые слова: Министерство здравоохранения и народонаселения Египта, Главное управление фармацевтической деятельности, референтное ценообразование.
Zh.V. Mironenkova, M.El Moussawi, A.F. Davletianova, O.I. Urazlina STUDY OF THE SYSTEM OF PRICES FORMATION FOR MEDICINES IN EGYPT
The article gives a brief description of the health care system of the Arab Republic of Egypt (ARE, Egypt). The structure of the Ministry of health and population of Egypt is presented. The integration model of interaction of participants of the system of medical provision for citizens of Egypt is created. The system of the reference pricing of original and generic drugs is studied. It is estab-
lished that in Egypt, as in many European countries a system of external reference pricing for original drugs is used. An annual revision of prices and their reduction to 2% is practiced.
The study also analyzed pricing procedure for generic drugs - their cost must be lower than prices for original drugs: for drugs manufactured by domestic enterprises - not less that for 30%, for imported drugs, manufactured under license production is not less than 40%; for the imported drugs, produced without a license, not less than 60%.
Key words: Ministry of health and population of Egypt, the General authority for pharmaceutical activity, reference pricing.
На территории Российской Федерации (РФ) для рационального подхода к использованию выделяемых финансовых ресурсов лекарственное обеспечение граждан с учетом социальной составляющей в настоящее время осуществляется на основании Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 [6, 9].
Ключевым моментом регулирования цен на федеральном уровне является государственная регистрация предельных отпускных цен производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а на уровне субъекта - установление предельных размеров торговых надбавок. В Республике Башкортостан они устанавливаются на основании постановления Государственного комитета РБ по тарифам от 15.02.2016 № 30 [7].
В Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. предусмотрено совершенствование государственного регулирования цен путем внедрения системы референтных цен, направленной на создание стимулов для фармацевтических компаний к снижению цен на ЛП [8]. В настоящее время, несмотря на многочисленные научные исследования и апробированную систему государственного регулирования цен на ЖНВЛП, актуальными являются исследования, направленные на переход к практике референтного ценообразования, позволяющей значительно сократить финансирование возмещения стоимости лекарственных препаратов (реимбурса-цию) [2-5]. Поэтому актуальным является изучение опыта внедрения системы референтного ценообразования на примере стран, где функционирует данная модель.
Целью нашего исследования было изучение системы референтного ценообразования в арабских странах на примере Арабской Республики Египет (АРЕ, Египет).
Материал и методы
Методологическую основу исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты РФ и Арабской Республики Египет, регламентирующие порядок лекарственного обеспечения граждан; теоретические основы обращения ЛП, труды отечественных ученых в области референтного ценообразования. Методами исследования являлись контент-анализ, структурно-логический и системный анализ.
Результаты и обсуждение
Египет находится в северо-восточной части Африки. На начало 2014 г. по данным Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций население Арабской Республики Египет составляло 92519 тысяч человек. Размер валового внутреннего продукта Египта в 2014 г. составил 286538 млн. долларов (39-е место среди 139 стран мира, размер валового внутреннего продукта которых известен) [1].
В ходе проведения исследования нами было установлено, что в 2012 г. Египет потратил 61,4 млрд. египетских фунтов (6,87 млрд. долларов) на здравоохранение, что составило 5,9% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Далее в 2013 - 2014 гг. эти расходы снизились и составили 5,1% и 4,3% ВВП соответственно. Финансирование здравоохранения за счет государственных средств имело тенденцию к снижению. Если в 2010 г. оно составляло 25% всей потребности, в 2011 г. - 21%, то в 2012 г. финансовые средства Минздрава и народонаселения Египта составили лишь 19% потребности в финансировании. В Египте насчитывается в общей сложности 1969 частных и государственных больниц и 5034 станции скорой медицинской помощи.
Правовое регулирование деятельности государственных медицинских организаций осуществляет Министерство здравоохранения и народонаселения Египта [10]. Фрагментирован-ная система здравоохранения имеет различные источники финансирования. Она обеспечивается за счет средств: государственного бюджета, формируемого из налоговых поступлений; фонда социального страхования; работодателей; благотворительных организаций; граждан (личные средства) [11,12]. Лишь 55% граждан Египта участвуют в программе обязательного медицинского страхования.
В ходе исследования нами была создана интеграционная модель взаимодействия участников системы обеспечения лекарственными препаратами граждан Египта (см. рисунок). Непосредственными участниками ценообразования при обеспечении ЛП в Правительстве Египта являются: Министерство здравоохранения и народонаселения, Министерство труда и Министерство финансов, которые принимают решения по согласованию с Парламентом Египта.
В структуру Министерства здравоохранения и народонаселения Египта входят:
Национальная организация по контролю качества лекарств и исследованиям;
Главное управление фармацевтической деятельности (ГУФД);
Национальная организация по исследованию и контролю биологических продуктов;
Организация медицинского страхования, в состав которой входит комитет по медицинским закупкам.
Технический отдел Комитет по ценам
медицинских Регистрацио нный
закупок отдел
Комитет по медицинским закупкам
Рис. Интеграционная модель взаимодействия участников системы обеспечения лекарственными препаратами в Египте
В составе ГУФД находятся регистрационный отдел комитета по ценам, а также технический отдел медицинских закупок.
Нами выявлено, что процесс утверждения цен на оригинальные и дженериковые ЛП различен.
Установлено, что при формировании цены регистрации на оригинальные ЛП Министерство здравоохранения и народонаселения проводит исследование цен регистрации на ЛП близлежащих стран и из самой низкой цены вычитается 10%. Помимо этого существует также ежегодный пересмотр цен и их снижение до 2%. Данное референтное ценообразование производится согласно модели «Издержки плюс». При этом учитываются стоимость сырья, производственных расходов, расходов на логистику и возможная валовая прибыль аптечной организации. Министерство здравоохранения и народонаселения Египта издает приказ об установлении цены на данный ЛП, после чего происходит ее регистрация в Комитете по ценам ГУФД. Утвержденная цена на ЛП включается в тендерный список ЛП.
Главное управление фармацевтической деятельности представляет рекомендации в Министерство здравоохранения и народонаселения по пересмотру цен на оригинальные ЛП в случае изменения курса иностранной валюты более чем на 15% и себестоимости продукции.
В ходе проводимого исследовании нами также был изучен порядок формирования цен на дженериковые ЛП. Установлено, что цены на данные ЛП должны быть значительно ниже цен оригинальных ЛП:
для ЛП, произведенных отечественными предприятиями, имеющими удостоверение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA) Министерства здравоохранения и социальных служб США, Европейское валютное соглашение Министерства здравоохранения, труда и благосостояния, сертификат Австралийской администрации лекарственных средств, аккредитацию Всемирной организации здравоохранения (BO3) или являющимися участниками международной конференции по гармонизации технических требований для регистрации фармацевтических препаратов, используемых человеком (International Conference on Harmonization -ICH) - не менее чем на 30%;
для импортных ЛП, произведенных по лицензии на производство, - не менее чем на 40%;
для импортных ЛП, произведенных без лицензии, - не менее чем на 60%.
Цена на ЛП в Египте может быть изменена в ответ на изменение цены на данный ЛП в близлежащих странах.
Выводы
В ходе проведенного исследования нами было установлено, что в Египте, как и во многих европейских странах, применяется система внешнего референтного ценообразо-
вания для оригинальных ЛП. При этом учитывается цена на ЛП в близлежащих странах. Цены на дженериковые ЛП должны быть значительно ниже, чем на оригинальные ЛП, не менее чем на 30-60%.
Сведения об авторах статьи:
Мироненкова Жанна Викторовна - д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Эль Муссави Мохамад - аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Давлетъянова Айгуль Фидаритовна - аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Уразлина Ольга Исламовна - к. фарм.н., доцент кафедры послевузовского и дополнительного профессионального фармацевтического образования ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта / Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии и развитие человека». URL: http://www. http://gtmarket.ru (дата обращения: 07.08.2016).
2. Лин, А.А. Международный опыт применения референтного ценообразования в качестве метода государственного регулирования цен на фармацевтическом рынке / А.А. Лин, И.А. Наркевич, А.С. Орлов // Фармакоэкономика. - 2011. - № 1. - С. 51.
3. Лукьянчук, Е. Как работает система референтного ценообразования / Е. Лукьянчук // Аптека (Украина). - 2012. - №8 (829). - С. 4.
4. Орлов, А.С. Внедрение системы референтного ценообразования для совершенствования ценового регулирования на российском фармацевтическом рынке / А.С.Орлов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -2013. - Т. 8. - Вып. №2. - С. 644-648.
5. Орлов, А.С. Референтное ценообразование как метод государственного регулирования цен на фармацевтическом рынке / А.С.Орлов // Труды 14-й Международной научно-практической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей», 27.10.09 - 29.10.09. - СПб.: СПбГПУ, 2009. - С. 380-381.
6. Постановление Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» (в ред. от 03.02.2016 г.).
7. Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 15.02.2016 № 30 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в Республике Башкортостан».
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 № 66 «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал справочной правовой системы «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.08.2016).
9. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств».
10. Ministry of Public Health. - Режим доступа: www.moph.gov.lb (дата обращения: 07.08.2016).
11. Investment Development Authority of Lebanon IDAL. - Режим доступа: www.investinlebanon.gov.lb (дата обращения: 07.08.2016).
12. Syndicate of Lebanese Pharmacists. Режим доступа: www.opl.org.lb (дата обращения: 07.08.2016).
УДК 614:316
© И.А. Нурова, Г.Я. Ибрагимова, 2016
И.А. Нурова, Г.Я. Ибрагимова ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Статья посвящена изучению динамики изменения отношения молодежи к своему здоровью. Бережное отношение молодого поколения к своему здоровью способствует сохранению здоровья нации в обозримой перспективе. Понимание процессов, формирующих образ жизни современной молодежи и определяющих место здоровья в системе ценностей молодых людей, позволит принимать более эффективные меры, направленные на заботу о здоровье молодежи.
В статье представлен анализ результатов социологических опросов молодых людей. Опросы были проведены методом анкетирования в 2005 и 2015 гг. среди студентов учебных заведений Республики Башкортостан. Вопросы исследования касались отношения молодежи к своему здоровью, влияния условий и образа жизни на их здоровье. В исследовании показаны изменения отношения молодежи, произошедшие за 10 лет. Выявлено, что возрос уровень социальной активности и стрессовой нагрузки. В результате, для современной молодежи характерно более ответственное отношение к своему здоровью. Возросла популярность здорового образа жизни и физических упражнений.
Ключевые слова: молодежь, отношение к здоровью, самочувствие, профилактика, сравнительная оценка.