УДК 378.14
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сайсанова Г. Д. ассистент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ОРФОГРАФИИ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Рассмотрены в рамках словесного и графического моделирования химической действительности особенности изучения химического языка учащимися средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова
Классическая орфография, особенности орфографии химического языка.
В течение всего процесса обучения с первого по одиннадцатый классы учащиеся средних общеобразовательных школ изучают и используют орфографию русского языка - раздел лингвистики, изучающий правильность написания русских слов.
В восьмом классе средней общеобразовательной школе учащиеся начинают на основе ранее приобретенных знаний и умений по орфографии русского языка изучать и использовать орфографию химического языка с объектной [1] и символической [2] составляющими.
Учебное словесное и графическое моделирование объектов, процессов и явлений химической действительности, являющееся методом изучения и использования орфографии химического языка и состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3], имеет ряд нижеследующих орфографических особенностей, подлежащих освоению учащимися средних общеобразовательных школ на занятиях по химии и русскому языку.
1. Символ является знаком химического элемента, несущим информацию о самом химическом элементе, о количестве вещества, отвечающем одному молю химического элемента и о массе одного моля химического элемента.
2. Способами написания символа химического элемента выделяются: а) без указания внешних электронов иона или атома вещества; б) написание в электронной форме с указанием точками внешних электронов атома или иона; в) с указанием в виде черточек спаренных и в виде точек внешних электронов иона или атома.
3. Выделение и индивидуальная или групповая запись около химического символа четырех физических величин: а) слева сверху - массового числа; б) слева снизу - числа протонов; в) справа сверху - заряда иона; г) справа снизу - числа атомов.
4. Информация, содержащаяся в химической формуле: а) химическое соединение с составляющими его элементами и соотношением, в котором находятся входящие в него микроскопические частицы; б) количество вещества, отвечающее одному молю химического соединения или элемента; в) массе одного моля химического соединения или элемента.
5. Способы написания химических формул: а) без указания внешних электронов ионов или атомов химического соединения; б) написание в электронной форме с указанием точками внешних электронов атомов или ионов соединения; в) с указанием в виде черточек спаренных и в виде точек внешних электронов ионов или атомов химического соединения.
6. Виды представления химических формул: а) суммарная формула, несущая информацию о составе
вещества, но не позволяющая судить о типах химической связи между атомами или ионами и о структуре вещества; б) структурная формула, используемая для графического изображения молекулы с указанием химических связей между атомами, но не дающая информацию о пространственном расположении атомов; в) пространственная трехмерная формула, позволяющая представлять состав, взаимное расположение атомов, угол связи и расстояние между атомами вещества.
7. Алгоритм составления химической формулы для соединений из двух элементов: 1) найти химические символы элементов, из которых состоит вещество; 2) установить валентности входящих в состав химического соединения элементов; 3) рассчитать наименьшее общее кратное найденных значений валентностей элементов соединения; 4) установить, во сколько раз найденное наименьшее общее кратное больше соответствующего значения валентности для определения численного выражения соотношения числа атомов элементов в молекуле; 5) написать суммарную формулу найденного химического соединения.
Дидактический опыт установления и развития междисциплинарной связи химии и русского языка в средней общеобразовательной школе в области орфографии химического языка показывает её эффективность в повышении уровня интеллектуального потенциала учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на орфографии русского языка орфография химического языка с объектной и символической составляющими при усилении междисциплинарной связи в процессе обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ служит средством повышения качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т.17. - № 2 - С. 27 - 31.
2. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Спиридонов Р.А. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Приведены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты и её производных.
Ключевые слова
Сера, сернистый газ, сернистая кислота, кислые и нормальные сульфиты.