наилучшим способом пригодиться для качественного обучения курсантов. Новые подходы в образовании крайне необходимы, но надо беречь и применять, то что было разработано и накоплено ранее с внесением изменений в связи с прогрессом человечества и в общем государства [4].
Таким образом, совершенствование подходов в образовании в военных вузах на сегодняшний день может являться приоритетным направлением, как и развитие нового вооружения, технологий и т.д., которому надо уделять пристальное внимание. В зависимости от рода войск и специальности будущих офицеров, необходимо совершенствовать программы боевой подготовки, которые направлены на становление личного состава, как высококлассных специалистов с высокой морально-психической и физической подготовкой с возможностью дальнейшего развития будущего офицера Российской армии. Список использованной литературы:
1. Электронный ресурс удаленного доступа: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Военно-научная работа курсантов и слушателей [статья] Источник: http://академия-ВВС.РФ/ - 2021.
2. Электронный ресурс удаленного доступа: Научный журнал Международный журнал экспериментального образования. Современные подходы в образовании [учебно-методическое пособие] Источник: https://www.expeducation.ru/ - 2010.
3. Электронный ресурс удаленного доступа: Свободная энциклопедия Википедия Физическая подготовка [статья] Источник: https://ru.wikipedia.org/ - 2021.
4. Электронный ресурс удаленного доступа: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Том I. Часть физиологическая [электронная книга] Источник: http://dugward.ru/ - 2020.
© Косырев Е.Н., Ковпанец Д.В., Косырев Е.Е., 2021
УДК 1751
Кугаевская О.Л., бакалавриат Воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ» г. Нижневартовск, Россия
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РУССКОГО
ЯЗЫКА У ВТОРОКЛАССНИКОВ
Аннотация
На сегодняшний день современным методом обучения грамоте является звуковой, то одной из актуальных проблем считается способность второклассников определять в словах звуки русского языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет предметные результаты овладения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку - это сформированность положительного отношения к безошибочной устной и письменной речи, так как она является показателем общей культуры и гражданской позиции человека; освоение учебных действий с языковыми единицами и умение пользоваться знаниями для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [6, с 9].
Выявить уровни сформированности умений определять звуки русского языка у второклассников.
На основе анализа научных источников были определены критерии и показатели сформированности умения различать звуки русского языка у обучающихся второго класса, выделенные М.Ю. Демидовой. Для выявления исходного уровня сформированности умения различать звуки русского языка был определен диагностический инструментарий.
Анализ работ обучающихся показал, что 5 (22,8%) человек выполнили все задания верно. Выявлены ошибки при выполнении заданий у 14 (63,6%) обучающихся. Они различают гласные и согласные звуки, но допускают ошибки при выявлении твердых и мягких звуков речи, звонких и глухих согласных звуков, а также при составлении звуковой схемы слова. Неверно выполнили большую часть заданий 3 (13,6%) обучающихся.
Полученные данные, свидетельствуют о преобладании среднего уровня сформированности умения различать звуки русского языка у второклассников. Проведенное исследование показало, что необходима дальнейшая работа по формированию умения различать звуки русского языка у обучающихся второго класса.
Ключевые слова.
Звуки русского языка, сформированность, фонетические умения, гласные и согласные звуки,
различать звуки русского языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет предметные результаты овладения основной образовательной программой начального общего образования по русскому языку - это сформированность положительного отношения к безошибочной устной и письменной речи, так как она является показателем общей культуры и гражданской позиции человека; освоение учебных действий с языковыми единицами и умение пользоваться знаниями для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [6, с 9].
В примерной основной образовательной программе ФГОС, говорится, что во втором классе формируют следующие фонетические умения: школьники учатся классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава: гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие. Формируется и закрепляется умения второклассников различать звуки речи, что имеет фундаментальное значение для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических правил.
По мнению известных психологов Л.А. Карпенко и С.Ю. Головина умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [3, с.87]. Значит, чтобы сформировать умения у школьников второго класса различать звуки русского языка, нужно систематически на уроках русского языка определять на слух звонкость-глухость, твердость-мягкость, парность-непарность согласных; отрабатывать задания на различения звуков с каждым школьником. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы.
В начальной школе не дается определения звука, так как это довольно абстрактное понятие. Обучающиеся узнают, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Младшие школьники в процессе прохождения данной темы узнают, что звуки можно определять по общим опознавательным признакам - по произношению, по звучанию, по способности образовывать слог.
Каждый школьник учиться определять гласные и согласные звуки по частным опознавательным признакам - по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости. Обучающиеся узнают о том, что гласные звуки образуются с помощью голоса, а согласные - с помощью голоса и шума. М.В. Панов предлагает в начальных классах при объяснении различия между гласными и согласными использовать выражение, составленное по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: «Гласные - ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот» [4, с. 8].
Н.С. Четверушкина для формирования понятия звук на уроках рекомендует использовать следующие приемы: выделение слова из речевого потока (из предложения); выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке; прием перечисления (этот прием используют при перечислении звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава - Сла-ва - с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный - сла. Использование приема перечисление продолжается в следующих классах под названием фонетического разбора); сопоставление,
сравнение слов по звучанию; анализ образования звука, его артикуляции; составление таблиц гласных и согласных звуков [7, с. 125].
В свою очередь, изучая новый звук с первоклассниками на уроке, можно применять следующие приемы: выделение из предложения звука-слова (например: [и] из картинки «Слива и груша»); прием звукоподражания (жжжук); выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных), например: Шшшшу-ра, СССа-ша; перечисление слов с одинаковым начальным звуком (например: со [к] конь, камень, крыша); договаривание слова, произнесенного по картинке (например: на картинке - лук); дети договаривают за учительницей [к].
Следующие приемы связаны с использованием схем (моделей), что является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения: прием на соответствие (рассмотреть картинки, соотнести каждую из них с моделью (звуков или слогов) или какая схема какой картинке соответствует); составление схемы к слову; соотношение схемы и слова.
Различению звонких и глухих, твердых и мягких согласных в школе уделяется большое внимание, подчеркивается смыслоразличительная роль противопоставления звуков по этим признакам. В ходе практических упражнений учащиеся должны убедиться в том, что названные звуковые различия играют большую роль в выражении значения русских слов (гора - кора, жар - жарь и подобные). Не случайно указание на звонкость - глухость, твердость - мягкость согласного считается обязательным при фонетическом разборе.
Для того чтобы выяснить чему должны научится обучающиеся при изучении темы «Звуки» во втором классе нужно проанализировать образовательные программы по русскому языку.
В программе по русскому языку авторов В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина УМК «Школа России» при изучении темы «Звуки» второклассники учатся находить в слове гласные и согласные звуки по их признакам, правильно произносить и объяснять особенности звуков русского языка. Дифференцировать согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Работать с памятками «Гласные звуки и буквы для их обозначения» и «Согласные звуки русского языка». Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове и соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Группировать слова по первому (последнему) звуку. Моделировать структуру слова: заполняют звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Наблюдать за артикуляцией звуков, выявлять различия [1, с. 161-167].
В программе по русскому языку авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной УМК «Перспектива» при изучении темы «Звуки» обучающиеся второго класса различают гласные и согласные звуки, характеризуют их. Рассказывают о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукоград. Классифицируют согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Выполняют звуковой анализ: интонационно выделять в словах звуки, определяют последовательность их в слове. Характеризуют и сравнивают твёрдые и мягкие согласные звуки, используют условные знаки для их обозначения. Находить в слове и объяснять орфограмму. Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарем. Моделируют структуру слова: заполняют звуковые схемы (самостоятельно и в паре) [5, с. 83].
В программе по русскому языку авторов Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина в УМК «Планета знаний» при изучении темы «Звуки» второклассники различают гласные и согласные звуки гласные: ударные и безударные, согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Произносят звуки и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Осознают единство звукового состава слова. Устанавливают числа и последовательности звуков в слове. Сопоставляют слова, различающихся одним или несколькими звуками. Характеризуют и сравнивают твёрдые и мягкие
согласные звуки, используют условные знаки для их обозначения. Находят в слове и объясняют орфограмму. Составляют звуковые модели слов [2, с. 64].
Проанализировав ряд программ, можно подвести итог, что в программе по русскому языку авторов: В.Г. Горецкий, В.П. Канакин, Л.М. Зеленин УМК «Школа России» по начальному образованию во втором классе уделяется большее внимание изучению темы «Звуки», чем в остальных образовательных программах.
В процессе развития связной речи детей, устной и письменной работа над звуками как основной речевой единицей является центральной. Упражнения по фонетике нужно проводить так, чтобы учащиеся тренировались производить анализ звуков, характеризовать и сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения, заполнять звуковые схемы и др. Умения различать звуки на слух помогут регулярные тренировки и упражнения в устной и письменной форме.
М.Р. Львов утверждает, что самый простой и в то же время самый необходимый прием работы над звуками во втором классе - это различать гласные и согласные звуки, умение дифференцировать согласные звуки, а в некоторых случаях - запоминание, заучивание звуков. Также необходимо уметь составлять звуковые схемы слов. Обучающиеся должны услышать, почувствовать звуки как единицу речи.
С целью изучения исходного уровня сформированности умения различать звуки русского языка у обучающихся второго класса. Был проведен констатирующий этап эксперимента.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1» с углубленным изучением определенных предметов поселка городского типа Излучинск во 2 «В» классе. Исследование проводилось в ноябре-декабре 2019 года. В исследовании приняли участие 22 обучающихся в возрасте 8-9 лет.
На основе анализа научных источников были определены критерии и показатели сформированности умения различать звуки русского языка у обучающихся второго класса, выделенные М.Ю. Демидовой. Для выявления исходного уровня сформированности умения различать звуки русского языка был определен диагностический инструментарий.
Таблица 1
Критерии и показатели сф ормированности умения различать звуки русского языка у второклассников
Критерии Показатели
1. Умение различать гласные и согласные звуки. 1.Умение определить общие опознавательные признаки звуков: по произношению (при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно без преград, при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду: губы, зубы, язык). По звучанию (гласный звук состоит только из голоса, согласный звук состоит из шума или из шума и голоса). По способности образовывать слог (гласный звук образует слог (у|че|ник, а согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком (стра|на). 2.Умение определить частные опознавательные признаки звуков: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; по участию в артикуляции мягкого неба; по работе голосовых связок.
2.Умение дифференцировать согласные звуки. 1 .Умение выделить твердые и мягкие согласные звуки. 2.Умение выделить звонкие и глухие согласные звуки.
З.Умение составить звуковую схему слова. 3. Умение фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.
На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни сформированности умения различать звуки речи у второклассников.
Таблица 2
Уровни сформированности умения различать звуки русского языка у второклассников
Уровни Характеристика
Высокий уровень Обучающийся умеет различать гласные и согласные звуки, определять общие опознавательные признаки звуков: по произношению, по звучанию, по способности образовывать слог. Обучающийся умеет определить частные опознавательные признаки звуков: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; по участию в артикуляции мягкого неба; по работе голосовых связок. Обучающийся умеет дифференцировать согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Обучающийся умеет фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.
Уровни Характеристика
Средний уровень Обучающийся допускает 1 - 2 ошибки при различии гласных и согласных звуков, при определении общих опознавательных признаков звуков: по произношению, по звучанию, по способности образовывать слог. Обучающийся допускает 1 - 2 ошибки при определении частных опознавательных признаков звуков: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; по участию в артикуляции мягкого неба; по работе голосовых связок. Обучающийся допускает 1 - 2 ошибки при дифференцировании согласных звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Допускает 1 - 2 ошибки при фиксации звуков в слове на звуковых схемах.
Низкий уровень Обучающийся допускает 3 и более ошибки при различии гласных и согласных звуков, при определении общих опознавательных признаков звуков: по произношению, по звучанию, по способности образовывать слог. Допускает 3 и более ошибки при определении частных опознавательных признаков звуков: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; по участию в артикуляции мягкого неба; по работе голосовых связок. Обучающийся допускает 3 и более ошибки при дифференцировании согласных звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Допускает 3 и более ошибки при фиксации звуков в слове на звуковых схемах.
Для диагностики использовались карточки с заданиями, которые было необходимо выполнить в течение урока. Все карточки были одного уровня сложности для чистоты эксперимента. Характеристика выполненных обучающимися заданий определялась согласно критериям и уровням. В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. Исходный уровень сформированности умения различать звуки русского языка у второклассников представлен в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности различать звуки русского языка у второклассников
Показатели Уровни
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Умения различать твердые и мягкие согласные звуки. 11 (50%) 6 (27,3%) 5 (22,7%)
2. Умения различать звонкие и глухие согласные звуки. 11 (50%) 5 (22,7%) 6 (27,3%)
3. Умения составлять звуковую схему слова. 6 (27,3%) 7 (31,8%) 9 (40,9%)
4. Умения составлять звуковую схему слова. 9 (40,9%) 4 (18,2%) 9 (40,9%)
Исходный уровень сформированности умения определять звуки русского языка у второклассников 5 (22,8%) 14 (63,6%) 3 (13,6%)
Анализ работ обучающихся показал, что 5 (22,8%) человек выполнили все задания верно, Татьяна Ш., Константин Г., Виолетта Ч., Владислав Н., Анастасия С. продемонстрировали умение различать гласные и согласные звуки, выявлять твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, а также умение составлять звуковую схему слова.
Выявлены ошибки при выполнении заданий у 14 (63,6%) обучающихся. Они различают гласные и согласные звуки, но допускают ошибки при выявлении твердых и мягких звуков речи (Иван К., Влада Б., Ангелина С., Артем Т.), звонких и глухих согласных звуков (Хадиджа А., Петр Д., Илья И.), а также при составлении звуковой схемы слова (Кира К., Амалия У., Злата З., Анна О., Максим П., Виктория С. Влада Б.).
Неверно выполнили большую часть заданий 3 (13,6%) обучающихся. Анастасия В. не умеет различать гласные и согласные звуки. Василина П. допускает ошибки при выявлении твердых и мягких звуков речи. Илья М. не умеет различать звонкие и глухие согласные звуки, а также составлять звуковую схему слова.
Полученные данные, свидетельствуют о преобладании среднего уровня сформированности умения различать звуки русского языка у второклассников. Проведенное исследование показало, что необходима дальнейшая работа по формированию умения различать звуки русского языка у обучающихся второго класса.
Список использованной литературы:
1. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Программы общеобразовательных учреждений. Начальна школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. М.: Астрель, 2012. 607.
2. Горецкий В.Г, Канакин В.П., Зеленин Л.М. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 528 с.
3. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. СПб.: КАРО, 2013. 432 с.
4. Камалова Л.А. Методика обучения литературному чтению в начальной школе. Институт психологии и образования. Кафедра дошкольного и начального образования. Краткий конспект курса. Казань, 2016. - 10с.
5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Система учебников «Перспектива». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. 368 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). 9 с.
7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. М.: Национальный книжный центр, 2016. 192 с.
© Кугаевская О.Л., 2021
УДК 001.891
В.В. Лазукин
канд. тех. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ Д.В. Ковпанец
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ Е.Е. Косырев
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Аннотация
Статья знакомит с написанием исследовательской работы в различных формах. Рассмотрены этапы написания исследовательской работы. Большое внимание уделено основе написания исследования, общим требования к написанию, а также указаны часто встречающиеся ошибки в написании работы. Данная статья поможет правильно создать, определить и предоставить результаты исследования работы.
Ключевые слова: Статья, исследовательская работа, алгоритм, анализ
Для начала нам необходимо определиться с объектом изучения, подобрать необходимую литературу по данной проблеме, сначала построить короткую аргументацию, затем переходим к аргументационному