Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ИЗУЧЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
676
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИИ / СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппова И.Д.

Данное исследование, основанное на анализе результатов, полученных при использовании методики Шкала депрессии Бека, позволило выявить степень распространенности риска депрессии среди студентов различных учебных заведений, а также наиболее значимые факторы, способствующие её развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филиппова И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE RISK OF DEVELOPMENT OF DEPRESSIVE STATES IN THE STUDENT ENVIRONMENT

This study, based on the analysis of the results obtained using the Beck Depression Scale methodology, made it possible to identify the prevalence of the risk of depression among students of various educational institutions, as well as the most significant factors contributing to its development.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 616.895.4:378.180.6 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.333

^ ИЗУЧЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Филиппова И.Д.

Научный руководитель - к.м.н., доцент Осипова Н.Н.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

victoria.vinter@mail.ru - Филиппова Ирина Дмитриевна

Резюме. Данное исследование, основанное на анализе результатов, полученных при использовании методики Шкала депрессии Бека, позволило выявить степень распространенности риска депрессии среди студентов различных учебных заведений, а также наиболее значимые факторы, способствующие её развитию.

Ключевые слова: риск развития депрессии, студенты, качество жизни.

^ STUDYING THE RISK OF DEVELOPMENT OF DEPRESSIVE STATES IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Filippova I.D.

Scientific adviser - associate professor Osipova N.N., Candidate of Medicine

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia.

Summary. This study, based on the analysis of the results obtained using the Beck Depression Scale methodology, made it possible to identify the prevalence of the risk ofdepression among students of various educational institutions, as well as the most significant factors contributing to its development.

Key words: depression risk, students, quality of life.

Введение. Депрессия является распространенным психическим расстройством, от которого страдает 350 миллионов человек всех возрастных групп. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2030 году депрессия займет первое место в списке болезней, сокращающих жизнь человека [1].

Современное общество характеризуется этапом серьезных перемен и требований по отношению к будущим молодым специалистам. Важность выявления депрессивных и тревожных настроений у студентов обусловлена темпом и напряженностью учебы, что предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к социальным и психологическим конфликтам и к стрессу [5]. Специфика вузовского обучения, как известно, совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, возможно, обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками [4].

Статистические данные показывают, что 90 % выпускников общеобразовательных школ, поступающих на первый курс различных вузов страны, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. В некоторых вузах число студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, возрастает с 12 % на первом курсе до 30-40 % на 4 курсе [3].

Нагрузки характерные для обучения в медицинском вузе, создают дополнительные условия для манифестации и предрасположенности к заболеванию (высокая интенсивность подачи информации, большое количество пар в день (4-5), необходимость постоянных переездов из одной клиники в другую за короткий промежуток времени) [2].

Целью настоящей работы является изучение степени распространенности риска депрессии среди студентов различных учебных заведений и выявление наиболее значимых факторов, способствующих её развитию.

Методика. В исследовании приняли участие 68 респондентов, обучающихся в СГМУ и РАНХиГС, включая 24 мужчин (35,3%) и 44 женщин (64,7%) в возрасте 18-23 лет.

От респондентов получено информированное согласие на участие в исследование. Выбор подходов, соответствующих требованиям, предъявляемым к психометрическим исследованиям и анализу их результатов, позволил обеспечить максимально объективную информацию. Все процедуры,

связанные с проведением опроса респондентов, кодированием информации, формированием банка данных, хранением первичного материала и результатов его обработки, проведены с соблюдением этических норм.

В работе применены следующие методики:

• Шкала депрессии Бека (BDI), использующаяся для диагностики уровня депрессии [6];

• Специально разработанная анкета для идентификации личности респондента. Обработка и стандартизированная интерпретация результатов тестирования осуществлялась с

помощью компьютерной программы. Для статистического анализа полученных данных и для построения графиков для наглядного представления обработанной информации использовали программу: Microsoft Office Excel 2019.

Результаты исследования. Согласно результатам исследований, полученным при использовании Шкалы депрессии Бека (BDI) выявлено, что лишь у 43% респондентов депрессия отсутствует, у других она проявляется в различной степени (35% - легкая степень депрессии, у 6% -умеренная, у 16% - ярко-выраженная).

Таблица 1. Результаты изучения степени депрессии, полученные при использовании методики

Шкала депрессии Бека (B DI).

Отсутствует Легкая Умеренная Ярко-выраженная

29 (43%) 24 (35%) 4 (6%) 11 (16%)

12,98 ± 8,46 14,42 ± 3,01 20 ± 0 27,82 ± 4,17

Согласно результатам исследований, полученным при использовании Шкалы депрессии Бека (BDI), в общей выборке значительная степень депрессии выявлена в 22% случаев (12% - у мужчин, 27% - у женщин).

Таблица 2. Результаты изучения степени депрессии мужчин и женщин, полученные при использовании методики Шкала депрессии Бека (BDI)._

Женщины Мужчины

Отсутствует Легкая Умеренная Ярко-выраженная Отсутствует Легкая Умеренная Ярко-выраженная

15 (34%) 17 (39%) 3 (7%) 9 (20%) 14 (59%) 7 (29%) 1 (4%) 2 (8%)

4,87 ± 2,42 15,06 ± 3,17 20 ± 0 28,7 ± 4,15 6,86 ± 1,83 12,86 ± 1,95 20 ± 0 24 ± 0

Получив приведенные данные, мы изучили частоту встречаемости значительной степени депрессии у студентов медицинских университетов -38% и другой ВУЗ города - 28% и выявили зависимость степени депрессии от места обучения респондентов, которая оказалась статистически значимой. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует р<0.05.

Таблица 3. Зависимость степени депрессии от места обучения

Депрессия Медицинский университет Другой ВУЗ Все

Легкая 12 (50%) 12 (80%) 24 (62%)

15,25 ± 3,14 13,58 ± 2,75 14,42 ± 3,01

Умеренная 3 (12%) 1 (7%) 4 (10%)

20 ± 0 20 ± 0 20 ± 0

Ярко-выраженная 9 (38%) 2 (13%) 11 (28%)

28,67 ± 4,15 24 ± 0 27,82 ± 4,17

Всего 24 (71%) 15 (44%) 39

20,88 ± 7,15 15,4 ± 4,56 18,77 ± 6,77

Далее мы выявили зависимость степени депрессии от различных факторов, в числе которых: Зависимость степени депрессии от курса, обучающегося - статистически значима. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует р<0.05.

Таблица 4. Зависимость степени депрессии от курса обучающегося

Депрессия 1 курс 3+4 курс Все

Легкая 15 (65%) 5 (72%) 20 (67%)

14,67 ± 3,18 15 ± 3,71 14,4 ± 3,10

Умеренная 2 (9%) 1 (14%) 3 (10%)

20 ± 0 20 ± 0 20 ± 0

Ярко-выраженная 6 (26%) 1 (14%) 7 (23%)

28,5 ± 4,72 27 ± 3,74 27,86 ± 4,63

Всего 23 (67,6%) 7 (38,9%) 30

18,74 ± 6,99 16 ± 4,93 18,1 ± 6,60

Первокурсники более склонны к депрессии, чем последующие курсы (I курс - 67,6%; II курс -56,3%; III курс - 41,7%; IV курс - 33,3%).

Зависимость степени депрессии от того, иногородний респондент или местный -статистически значима. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует p<0.05.

Таблица 5. Зависимость степени депрессии от того, иногородний респондент или местный

Депрессия Иногородний Местный Все

Легкая 12 (48%) 12 (86%) 24 (62%)

14,17 ± 3,49 14,67 ± 2,57 14,41 ± 3,01

Умеренная 4 (16%) 0 (0%) 4 (10%)

20 ± 0 0 ± 0 20 ± 0

Ярко-выраженная 9 (36%) 2 (14%) 11 (28%)

28,56 ± 4,28 24,5 ± 0,71 27,81 ± 4,17

Всего 25 (65,8°%) 14 (46,7%) 39

20,28 ± 7,49 16,07 ± 4,29 18,77 ± 6,77

Иногородние студент более склонны к депрессии (65,8% - иногородние, 46,7% - местные). Зависимость степени депрессии от частоты возникновения депрессии - статистически значима. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует р<0.001.

Таблица 6. Зависимость степени депрессии от частоты возникновения депрессии

Депрессия Никогда Редко Часто Все

Отсутствует 6 (86%) 22 (53%) 1 (5%) 29 (43%)

3,83 ± 1,94 6,45 ± 2,18 4 ± 0 5,83 ± 2,35

Легкая 1 (14%) 15 (37%) 8 (40%) 24 (35%)

11 ± 0 13,73 ± 3,08 16,13 ± 2,17 14,41 ± 3,01

Умеренная 0 (0%) 2 (5%) 2 (10%) 4 (6%)

0 ± 0 20 ± 0 20 ± 0 20±0

Ярко-выраженная 0 (0%) 2 (5%) 9 (45%) 11 (16%)

0 ± 0 25 ± 0 28,44 ± 4,39 27,82 ± 4,17

Всего 7 41 20 68

4,85 ± 3,24 10,68 ± 5,81 21,45 ± 7,82 13,25 ± 8,36

На основе анализа данных результатов мы сделали вывод, что субъективная оценка респондента о частоте возникновения депрессии является достоверной информацией, которой можно доверять (выбор ответа «часто» - 95% студентов с различной степенью депрессии, из которых 55% со значительной).

Зависимость степени депрессии от субъективной оценки респондента о наличии или отсутствии депрессии в настоящее время - статистически значима. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует р<0.001.

Таблица 7. Зависимость степени депрессии от субъективной оценки респондента о наличии или отсутствии депрессии в настоящее время_

Депрессия Субъективное ДА Субъективное НЕТ Все

Отсутствует 1 (7%) 28 (53%) 29 (43%)

6 ± 0 5,82 ± 2,39 5,83 ± 2,35

Легкая 5 (33%) 19 (35%) 24 (35%)

15,4 ± 2,30 14,16 ± 3,17 14,41 ± 3,01

Умеренная 1 (7%) 3 (6%) 4 (6%)

20 ± 0 20 ± 0 20 ± 0

Ярко-выраженная 8 (53%) 3 (6%) 11 (16%)

28,5 ± 4,69 26 ± 1,73 27,81 ± 4,17

Всего 15 53 68

22,07 ± 8,41 10,71 ± 6,50 13,25 ± 8,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективная оценка респондента о наличии депрессии является достоверной информацией, которой можно доверять (подтверждение депрессии - 93% студентов с депрессией различной степени, из которых 60% со значительной).

Субъективная оценка об отсутствии депрессии является не столь достоверной (отрицание депрессии - 47%, из которых 12% со значительной).

Зависимость степени депрессии от причины возникновения депрессии - статистически значима. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует р<0.001.

Таблица 8. Зависимость степени депрессии от причины возникновения депрессии

Депрессия Проблемы в общение Проблемы с финансами Проблемы с семьей Проблемы с учебой

Легкая 7 (64%) 5 (71%) 2 (67%) 6 (75%)

12,57 ± 2,94 13,8 ± 2,95 17 ± 1,41 17,33 ± 1,03

Умеренная 1 (9%) 0 0 1 (12,5%)

20 ± 0 0 ± 0 0 ± 0 20 ± 0

Ярко-выраженная 3 (27%) 2 (29%) 1 (33%) 1 (12,5%)

30,67 ± 4,93 24 ± 0 25 ± 0 27 ± 0

Всего 11 7 3 8

12,55 ± 9,16 16,71 ± 5,53 19,67 ± 4,73 18,88 ± 3,52

Проблемы в общение с окружающими людьми -самая частая причина возникновения депрессии среди студентов (38%)

Заключение (Выводы). Получив представленные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1. Депрессия среди студентов является острой проблемой современного мира. Выявлено, что лишь у 43% респондентов депрессия отсутствует, у других она проявляется в различной степени (35% -легкая степень депрессии, у 6% - умеренная, у 16% - ярко-выраженная).

2. Женщины более склонны к депрессии (65.91%), чем мужчины (41.67%);

3. Степень депрессии зависит от следующих факторов:

a) Места обучения: обучающиеся медицинских ВУЗов более склонны к депрессии (70,9%), чем обучающиеся другого ВУЗа (44%);

b) От курса, обучающегося: первокурсники более склонны к депрессии, чем последующие курсы (Ъурс - 67,6%; II курс - 56,3%; Шкурс - 41,7%; IV курс - 33,3%);

c) Иногородний респондент или местный: иногородние студент более склонны к депрессии (65,8% -иногородние, 46,7% - местные).

4. Субъективная оценка респондента о наличии депрессии, а также о частоте её возникновения является достоверной информацией, которой можно доверять (подтверждение депрессии - 93% студентов с депрессией различной степени, из которых 60% со значительной; выбор ответа «часто» -95% студентов с различной степенью депрессии, из которых 55% с значительной). Субъективная оценка об отсутствии депрессии является не столь достоверной (отрицание депрессии -47,2%, из которых 12% со значительной).

5. Проблема в общение с окружающими людьми - частая причина возникновения депрессии среди студентов (38%).

Литература

1. Гаврилова Е.С., Яшин Д.А., Яшина Л.М. Распространённости тревоги и депрессии среди студенческой молодёжи и её ассоциации с основными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

2. Гусакова И.В., Омельченко О.Д., Николаенко О.А., Богомаз О.В. Уровень депрессии и тревоги среди студентов, обучающихся в медицинском университете Украины // JuvenisScientia. 2017. №2. С. 13-15.

3. Дорошенко А.Л. Возможности валеологических ресурсных центров университета в сохранении здоровья преподавателей и сотрудников / А.Л. Дорошенко // Научно- исследовательская деятельность в классическом университете. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. - С. 35-39.

4. Проскурякова Л.А. Здоровье сбережение в системе высшего образования // Здоровье студента. 2012. с. 80-83.

5. Tajalli P., Ganbaripanah A. The relationship between daily hassles and social support on mental health of university students. Procedia. Social and Behavioral Science. 2010. Vol. 5. Pp. 99-103.

6. Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. [Электронный ресурс]. URL: https://eldercare.ru/wp-content/uploads/2018/06/BDI.pdf (дата обращения: 03.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.