Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ГОСПРОГРАММЕ «МОЯ УЛИЦА» НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ САДОВОЕ КОЛЬЦО'

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ГОСПРОГРАММЕ «МОЯ УЛИЦА» НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ САДОВОЕ КОЛЬЦО Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
494
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ИНЖЕНЕРИЯ МОСКВЫ / САДОВОЕ КОЛЬЦО / ПРОГРАММА "МОЯ УЛИЦА" / MOSCOW CURRENT GREENING / GENERAL IMPROVEMENT / AND ENGINEERING / GARDEN RING / MY STREET

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Копылов Павел Владимирович

Изучены работы, посвященные современному благоустройству и озеленению Садового кольца г. Москвы. Рассмотрено значение для города Садового кольца, начиная с истории его создания и до настоящего времени. Проанализированы результаты капитального ремонта по государственной программе «Моя улица». Приведено деление дорожной магистрали на сегменты и отдельные элементы благоустройства и озеленения с последующим их сравнением. Проведен анализ положительного опыта строительства и дана оценка возможностей его применения для развития аналогичных городских территорий. Установлены связи и выявлены различия между элементами благоустройства и озеленения Садового кольца. На основе определенных сравнительных критериев представлены результаты современного благоустройства и озеленения. Охарактеризованы временные и стоимостные, количественные и качественные показатели, а также площадные показатели в целом и по отдельным сегментам, наименования элементов благоустройства и озеленения. Прокомментированы материалы специалистов различных сфер, в том числе представителей органов государственной власти, в средствах массовой информации, планы развития программ благоустройства и озеленения для других городских объектов, стандарты, принятые и применяемые при проектировании и строительстве объекта по итогам производства работ в соответствии с государственной программой «Моя улица».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Копылов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MOSCOW GOVERNMENTAL PROGRAM "MY STREET" FOR CURRENT GREENING AND GENERAL IMPROVEMENT IN CASE STUDY OF IMPROVEMENT TERRITORIES ALONG GARDEN RING ROAD

The purpose of this article is to study current work of greening and general improvement of Moscow Garden Ring. To research the value of the Garden Ring, we start from the history of its creation till the present moment, and consider the results of the state program «My street». The division of a whole highway into segments with separation of elements and subsequent comparison is given. Also we analyze gained positive construction experience for further better development on similar urban areas. The main goal is to define criteria, and further compare sites before and after construction. Identification of positive existing and project planning decisions, typical elements of greening and improvement helps to better apply them on other urban objects. According to the results, the methods of research, and analysis helps us to clearly establish links and identify differences between the elements of the Garden Ring greening, landscaping and general improvement. In conclusion there are opinions from mass media specialists and representatives of state authorities, as well as quantitative and qualitative indicators of the project, time and cost, plans programs for urban development. Also areas of the Garden Ring in general and in its individual segments with element of greening and improvement are considered, as well as the standards adopted on the basis of results of «My Street» program and used in the design and city objects construction.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ГОСПРОГРАММЕ «МОЯ УЛИЦА» НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ САДОВОЕ КОЛЬЦО»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 1. С. 25-33. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020

Изучение результатов современного благоустройства... Ландшафтная архитектура

УДК 712.00, 712-1, 711.73 DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-25-33

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ГОСПРОГРАММЕ «МОЯ УЛИЦА» НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ САДОВОЕ КОЛЬЦО

П.В. Копылов

ЗАО «НИИПИ ИГСП», г. Москва, Б. Сухаревский пер., д. 19, стр. 1 poulkopylov@gmail.com

Изучены работы, посвященные современному благоустройству и озеленению Садового кольца г. Москвы. Рассмотрено значение для города Садового кольца, начиная с истории его создания и до настоящего времени. Проанализированы результаты капитального ремонта по государственной программе «Моя улица». Приведено деление дорожной магистрали на сегменты и отдельные элементы благоустройства и озеленения с последующим их сравнением. Проведен анализ положительного опыта строительства и дана оценка возможностей его применения для развития аналогичных городских территорий. Установлены связи и выявлены различия между элементами благоустройства и озеленения Садового кольца. На основе определенных сравнительных критериев представлены результаты современного благоустройства и озеленения. Охарактеризованы временные и стоимостные, количественные и качественные показатели, а также площадные показатели в целом и по отдельным сегментам, наименования элементов благоустройства и озеленения. Прокомментированы материалы специалистов различных сфер, в том числе представителей органов государственной власти, в средствах массовой информации, планы развития программ благоустройства и озеленения для других городских объектов, стандарты, принятые и применяемые при проектировании и строительстве объекта по итогам производства работ в соответствии с государственной программой «Моя улица».

Ключевые слова: современное благоустройство, озеленение, инженерия Москвы, Садовое кольцо, программа «Моя улица»

Ссылка для цитирования: Копылов П.В. Изучение результатов современного благоустройства и озеленения города Москвы по госпрограмме «Моя улица» на примере территорий, прилегающих к транспортной магистрали Садовое кольцо // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 1. С. 25-33. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-25-33

Современная кольцевая дорожная сеть Москвы расходится кругами, начиная с Кремля с Кремлевской набережной — самой древней части города и далее Бульварного, Садового, Третьего транспортного колец и МКАД.

Садовое кольцо (также кольцо Б) — это круговая магистральная улица, расположенная в центре Москвы (рис. 1, 2), которое формируют 18 улиц общей протяженностью 15,6 км и входящие в его состав исторические и современные памятники архитектуры, а также 583 зеленых территорий, в том числе парки, сады, скверы и прилегающие дворы. Помимо основной — транспортной функции магистраль характеризуется жилой, деловой, коммерческой, рекреационной и другими функциями.

Цель работы

Цель работы — определение критериев для возможного последующего сравнения и оценки сформировавшейся ситуации до и после проведения строительных работ, выявление позитивных существующих и проектных планировочных решений, типовых элементов благоустройства и озеленения, их дальнейшего применения на других объектах.

Краткая историческая справка о Садовом кольце и ее анализ

В 1591-1592 гг. вдоль границ Садового кольца располагался Земляной, или Деревянный, город, однако чаще употреблялось неофициальное название — Скородом [2], представлявший собой земляной вал, построенный для фортификационных целей, поверх которого стояла 5-метровая дубовая стена с башнями и заполненным водой рвом. Внутри границ Скородома располагался город, а за границами — земли, называвшиеся далекими концами и считавшиеся полевыми и выгонными. [3] После утраты своей защитной функции земляной вал местами срывали и превращали в таможенную городскую границу с множеством рынков.

Садовое кольцо обрело свою функцию и вид широкой кольцевой мощенной булыжником улицы после того, как в 1816 г. по проекту Комиссии для строения Москвы вал был снесен, а ров засыпан. Расстояние между фасадами домов, выходившими с двух сторон на Садовое, достигало 60 м, из которых 25 м занимали мостовая и тротуары. На площадях организовывались оживленные рынки (рис. 3), а остальное пространство зани-

Рис. 1. Садовое кольцо на карте города Fig. 1. Garden Ring on a city map

Рис. 2. Спутниковый фотоснимок Садового кольца [16] Fig. 2. Satellite image of the Garden Ring [16]

мали палисадники, высаживаемые домовладельцами. За Земляным городом стали появляться и разрастались существующие слободы: Лужники, Хамовники, Новая Ваганьковская, Миусская, Мещанская и др. [5]

Первый маршрут общественного транспорта (маршрут «Б», в просторечии — «букашка») был проложен в 1870-х гг. для трамваев на конной тяге, которые в последующем сменили трамваи на электрической тяге, а затем в 1930-х гг. троллейбусы [4].

В послевоенное время на Садовом кольце развернулась масштабная реконструкция. В 19501960-х гг. были построены три из семи так называемых сталинских высоток, а также Кольцевая линия Московского метрополитена, частично проложенная под Садовым кольцом. Кольцевое движение было полностью организовано благодаря дорожной инфраструктуре (развязкам, тоннелям, эстакадам, мостам и подземным переходам). Благоустройство улиц преимущественно сохраняло свой вид (рис. 4) вплоть до современной реконструкции в 2015-2017 гг.

В наши дни Садовое кольцо представляет собой комплексный многофункциональный дорож-

Рис. 3. Вид Садового кольца Москвы с Сухаревской башни, 1914 г. [17]

Fig. 3. View of the Moscow Garden Ring from the Sukharevskaya Tower, 1914 [17]

Рис. 4. Вид благоустройства Садового кольца, 1970 г. [18] Fig. 4. The type of improvement of the Garden Ring, 1970 [18]

ный инфраструктурный объект, который за свою историю претерпевал изменения. В 2015-2017 гг. в соответствии с выполнением подпрограммы «"Моя улица" на 2015-2018 годы» (далее программа «Моя улица») объект проектирования стал сложнее по функционалу. Так, например, значение пешеходной функции существенно возросло. Садовое кольцо, оставаясь широкой транспортной магистралью, приобрело характер безопасного и комфортного для пребывания пешеходов пространства. В необустроенные участки добавлены малые архитектурные формы, размещены велодорожки и велопарковки. Часть площадей и парковок были переоборудованы для нужд пешеходов.

Анализ основных решений, принятых по благоустройству и озеленению Садового кольца. Программа «Моя улица»

Проведем исследование современного городского благоустройства и озеленения по госпрограмме «Моя улица» на примере Садового кольца. Поскольку объект комплексный, необходимо

выявить и дать оценку отдельным критериям благоустройства, по которым впоследствии будет проведена исследовательская работа.

Государственная программа капитального ремонта улиц города Москвы «Моя улица» представляет собой крупный проект, стартовавший в 2014 г. и продолжающийся до 2018 г. Целью программы является создание четко спланированной, продуманной и комфортной среды. Программа решает транспортные проблемы с помощью упорядочивания парковок и полос для движения городского транспорта, предусматривает повышение пешеходной доступности.

Такие объекты программы «Моя улица», как улицы и магистрали, были предварительно проанализированы и объединены в группы для последующей реализации по годам. Так в 2015 г. благоустроено 47 улиц, в 2016 г. — 59 и в 2017 г. — 82 улицы. В частности, общая доля Садового кольца (рис. 5) в благоустройстве и озеленении за 2015-2017 гг. составляет 16,8 % [21].

Благоустройство Садового кольца, включавшее в себя проектные и строительные работы, проходило на протяжении 2015-2017 гг. Работы по всему кольцу были разделены на части, кроме того, условно выделены 16 сегментов (таблица) с указанием конкретных так называемых знаковых территорий. В программу «Моя улица» заложены основные принципы благоустройства, направленные на качественные улучшения жизни горожан, дополнительное озеленение улиц, создание безопасной городской среды.

Для реализации программы разработан комплекс работ по расширению тротуаров и замене покрытия на гранитное, прокладке воздушных кабельных линий и других коммуникаций под землей в целях уменьшения загроможденности воздушной среды, по замене опор освещения и созданию новых осветительных объектов, включая архитектурно-художественную подсветку зданий, ограждений, малых архитектурных форм, по мощению дорожек и посадке насаждений, а также замене и созданию новых малых архитектурных форм, включая павильоны остановок, пункты проката и парковки велосипедов, скамьи и урны, навигационные щиты и стелы [9, 14].

Подход к проектированию. Типология благоустройства Садового кольца

В целях типологии и стандартизации объекта проектирования было предложено следующее разделение его территории: линейные участки, включающие в себя проезжую часть, тротуары, парковки, скверы перед домами; площади, являющиеся знаковыми участками, которые подлежат

■ Садовое кольцо

Остальные объекты, в том числе: Кремлевская набережная, Бульварное кольцо; улицы: Тверская, Таганская, Моховая, Охотный ряд, Новый Арбат и др.; Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское шоссе и др.; 100 парков, в том числе парк «Зарядье»

Рис. 5. Доля Садового кольца в общем бюджете по благоустройству и озеленению в соответствии с программой «Моя улица» Fig. 5. The share of the Garden Ring in the general budget for improvement and landscaping in accordance with the «My Street» program

транспортной и пространственной реорганизации и благоустройству; прилегающие территории, включающие в себя скверы, дворовые территории, пустыри и парковки, непосредственно примыкающие к линейным участкам, также подлежащие реорганизации. Основную часть объемов проектирования составляют линейные участки, которые, в свою очередь, проектируются как транзитные проходные/проездные зоны, служащие для организации беспрепятственного движения. Площади и знаковые территории представляют собой фокусные точки тяготения, организованные вокруг значимых зданий, общественных станций метро и др. Здесь ключевая задача состоит в создании уникальных мест, отличающихся своими признаками, и поэтому данные территории проектировались в индивидуальном порядке. Прилегающие территории представляют собой объекты с промежуточной функцией, имеющие в том числе транзитное, фокусное и рекреационное значения.

Суммарная площадь благоустройства по всем участкам Садового кольца вместе с улицами, входящими в границы проектирования, а также знаковыми территориями и площадями, составляет 77,3 га.

Комплекс вопросов, касающихся реновации Садового кольца

Для реновации было предусмотрено разделение основных участков Садового кольца на следующие зоны: транспортную, пешеходную зоны и озелененные территории. По каждой зоне отдельно разрабатывались принципы проектирования и строительства в пределах объекта.

Для организации транспортной зоны были предусмотрены принципы:

- на всем протяжении Садового кольца по каждому направлению количество проезжих полос должно составлять четыре — для автомобилей общего пользования и одну — для общественного транспорта;

Сегменты Садового кольца Garden Ring Segments

Номер сегмента Линейные территории Знаковые территории Длина, м

1 От Смоленской-Сенной пл. до ул. Новый Арбат Смоленская пл., участок возле МИДа 670

2 От ул. Новый Арбат до ул. Баррикадная Кудринская пл. 720

3 от ул. Баррикадная до ул. 1-й Ямской-Тверской - 1390

4 От ул. 1-й Ямской-Тверской до ул. Долгоруковской - 670

5 От ул. Долгоруковской до Самотечной пл. Самотечная пл. 1120

6 От Самотечной пл. до пр-та Мира - 660

7 От пр-та Мира до пл. Красные ворота Большая Сухаревская пл. 1090

8 От пл. Красные ворота до ул. Покровка Пл. Красные ворота 780

9 От ул. Покровка до Серебрянической наб. ТЦ «Атриум», школа № 2095 1540

10 От Николоямской наб. до Таганской пл. Сквер на Николоямской ул., территория возле Московского театра на Таганке 1210

11 От Космодомианской наб. до ул. Новокузнецкая - 1460

12 От ул. Новокузнецкая до Серпуховской пл. - 790

13 От Серпуховской пл. до Октябрьской пл. Станция метро «Добрынинская», сквер по ул. Житная 740

14 От Октябрьской пл. до Крымской наб. Станция метро «Октябрьская», входная группа парка «Музеон» 800

15 От Фрунзенской наб. до Зубовской пл. Станция метро «Парк культуры» (Крымская пл.), входная группа здания ФГУП РАМИ «РИА Новости» 1110

16 От Зубовской пл. до Смоленской пл. Зубовская пл. 770

Всего 15520

- для въездов/выездов на примыкающие дворовые территории и улицы устраивать дублеры с разделительными полосами с пониженной скоростью движения;

- буферными зонами отделять основной поток движения по Садовому кольцу от дублеров и от пешеходных участков.

Для организации пешеходной зоны предусматривались следующие принципы:

- за счет сокращения ширины проезжей части расширить тротуар, ширина которого должна быть в пределах от 3 до 30 м;

- создать различные типы мощений в соответствии с функциональным и архитектурным назначениями тротуаров;

- разместить обновленные малые архитектурные формы и уличную мебель.

Для организации зон озеленения необходимо придерживаться принципов [14]:

- использовать деревья и кустарники для защиты пешеходов, перемещающихся по тротуарам от шума и пыли;

- защиты растительности от реагентов и стоков с проезжей части построить высокий бордюр;

- для защиты насаждений от вытаптывания деревья и кустарники высаживать группами в оформленные и огороженные бордюром клумбы-кадки;

- для создания визуально-эстетических эффектов и акцентов применять зеленые насаждения

Рч g

Я

I

РЦ

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

2016

2017

Рис Fig.

6. Благоустройство и озеленение Садового кольца

за период 2016-2017 гг. 6. Improvement and gardening of the Garden Ring for the period of 2016-2017

в соответствии с архитектурно-художественной концепцией для знаковых участков (скверов) и площадей Садового кольца.

Все работы по благоустройству и озеленению Садового кольца реализовывались за счет бюджетных средств. Так, в тендерной документации по благоустройству Садового кольца (рис. 6) общая сумма средств, направленных мэрией на благоустройство и озеленение, составляет 20,9 млрд руб. [13, 15].

а б

Рис. 7. Серпуховская площадь до (а) и после (б) благоустройства и озеленения по программе «Моя улица» [19] Fig. 7. Serpukhovskaya square before (a) and after (б) improvement and gardening under the «My Street program» [19]

Рис. 8. Ул. Валовая до (а) и после (б) благоустройства и озеленения по программе «Моя улица» [19] Fig. 8. Valovaya st. before (a) and after (b) improvement and gardening under the «My Street program» [19]

Рассмотрим результаты работ, проведенных на Серпуховской площади — знаковой территории Садового кольца (рис. 7) — до и после капитального ремонта по программе «Моя улица». Проектом было предусмотрено изменение плана организации дорожного движения, расширение тротуара и создание дополнительных озелененных участков в виде газонов. Изменения также касались перекладки воздушных и подземных сетей, всех коммуникаций, включая воздушные и расположенные под землей, электрические линии освещения, надземной должна была остаться только линия контактной сети электротранспорта. Замене подлежали опоры освещения и малые архитектурные формы: остановочные павильоны, навигационные стелы, скамьи и урны, старый асфальт и плиточное покрытие. Их заменили на гранитное плиточное покрытие, укладывая гранит различной расцветки по определенной цветовой схеме.

Рассмотрим результаты работ после благоустройства и озеленения ул. Валовой (рис. 8). Из рис. 8 видно изменение планировки в части расширения тротуара за счет сокращения дорожных проезжих полос и мощения тротуара за счет сплошной технической полосы газона. Техни-

ческая зона тротуара отбита дорожным бортом, оформлена гранитным мощением, ближайшие зеленые насаждения также ограничены бортами и размещаются за технической зоной. Деревья и кустарники из новых насаждений размещены в так называемых кадках, выполненных из гранита, издавна произрастающие деревья сохранены и отбиты садовым бортом в отдельную клумбу. Коммуникации проложены под землей, за исключением контактной сети, малые архитектурные формы представлены скамьями, урнами, навигационными стелами и щитами, велопарковками и велопрокатами. При мощении использовались цветовые схемы со светлой (месторождение «Возрождение») и темной (месторождение «Габбро») расцветками гранита с привязкой к основным планировочным элементам (зданиям, сооружениям, кадкам озеленения и пр.).

При благоустройстве улиц проводятся археологические работы в частности, при прокладке подземных коммуникаций обнаружены множественные археологические находки различных исторических эпох от неолита до времен Ивана Грозного и Екатерины Великой. Специалистам были известны эти места расположения старинных фундаментов и оград, поскольку они были

отмечены в проекте, однако кроме этого были найдены клады и артефакты, расположение которых раньше было неизвестно. Они собраны в музейную коллекцию, места их обнаружения били нанесены на сводную карту археологических находок, представленную Департаментом культурного наследия города Москвы.

Выводы и результаты

Выполнение программы «Моя улица» по части Садового кольца. Возможное развитие аналогичных проектов

Благоустройство и озеленение Садового кольца и других улиц в рамках программы «Моя улица» послужило основой для возникновения нового стандарта благоустройства городской среды, который стал учитывать комплексные интересы, в том числе интересы местных жителей, обычных прохожих и пешеходов, водителей общественного и личного транспорта, индивидуальных предпринимателей и других представителей городского пространства. «Благоустройство Садового кольца — самый крупный и сложный проект программы, — указывал Сергей Собянин, — на Садовом кольце переплелись история и современность. Оно является главной транспортной магистралью и самой большой исторической улицей центра Москвы одновременно» [20].

Основными и крупнейшими подрядчиками, по данным РосБизнесКонсалтинга (РБК), на выполнение работ по благоустройству и озеленению по программе «Моя улица», в том числе и Садового кольца, стали компания «Спецстрой», входящая в строительный холдинг Capital Group, и АО «АРПТ», ООО «Стройстандарт» и фирма «Ташир».

В итоге выполнения программы предусмотренной на 2017 г. были благоустроены сотни улиц, скверов и площадей, входящие в их пределы фасады зданий, павильонов метро и переходов. Еженедельник «Аргументы и Факты» (№ 38 20.09.2017) писал: «В 2017 г. мы полностью завершили благоустройство всех трех колец Москвы — Кремлевского, Бульварного и Садового, — говорит руководитель Департамента капитального ремонта Москвы Алексей Елисеев. — Наиболее сложным объектом было Садовое, тем не менее мы выполнили все запланированные работы в срок» [25].

Расширение тротуаров подчинено инвестиционному потенциалу. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, это не роскошь, а стратегия развития и необходимые задачи для совершенствования городской среды [26]. Существенный дополнительный доход в городской бюджет и дополнительные рабочие места приносит биз-

нес, офисы которого расположены на благоустроенных улицах и вблизи парков, особенно в дни праздников, фестивалей и ярмарок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее современное благоустройство подвергается критике. Так, например, по мнению ведущего эксперта по жилищному праву и ЖКХ В. Федорука, деньги, потраченные на благоустройство улиц, следовало бы направить на более важные цели, такие, как восстановление ветхого аварийного жилья в Москве. Профессор Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ) Максим Перов считает, что комплексное благоустройство необходимо всем районам города, однако проект не просчитали. По его мнению, расширение тротуаров на Садовом кольце, обусловило возникновение транспортных пробок там, где раньше их не было, а по широким тротуарам пешеходы «будут гулять рядом с пробками», т. е., с одной стороны, произошло эстетическое улучшение облика улиц, с другой — ухудшилось транспортное функционирование улиц.

Так, в ноябре 2017 г. на портале «Яндекс» были опубликованы данные о наихудшей транспортной ситуации в центре Москвы — в пределах Садового кольца. Однако Центром организации дорожного движения (ЦОДД) был дан комментарий о том, что исследования «Яндекса», наиболее вероятно, вызваны возросшей привлекательностью столичного центра, в том числе за счет проведения масштабного благоустройства [22].

На 2018 г. было запланировано развитие периферийных районов столицы (примерно 80 новых проектов), находящихся за пределами Садового кольца. В 2018-2020 гг. планируется реализовать 33,3, 30,6 и 30,5 млрд. руб. соответственно. Благоустройство будет распространяться на более отдаленные районы города, в целях создания в них комфортных условий для жизнедеятельности москвичей. В 2017 г. проведено благоустройство парка в Южном Бутове (завершено в 2018 г.), преобразованы парковые зоны в районах Марьино и Братеево, осуществлено развитие Зеленограда (еженедельник «Аргументы и Факты» № 39 27.09.2017) [12]. В планах на перспективное благоустройство вошли такие территории, как Кадаши и Солянка, переулки Маросейки, площадь Киевского вокзала и прилегающие территории, входные группы ВДНХ и Парка культуры и отдыха имени Горького, территории у станции метро «Улица 1905 года» и Еврейского музея и центра толерантности.

«Хороший хозяин в доме всегда наводит порядок со своими детками, младшими, старшими. Мы с вами — хозяева нашей Москвы. Эта наша работа на благо Москвы будет бесконечной», — сказал вице-мэр Москвы по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков о программе «Моя улица» [21].

Список литературы

[1] Вострышев М.И. Москва. Большая иллюстрированная энциклопедия: Москвоведение от А до Я. М.: ЭКСМО, 2006. 734.

[2] Митрофанов А.Г. Прогулки по старой Москве. В 3 кн. Садовое кольцо. Кн. 1. М.: Ключ-С, 2016. 272 с.

[3] Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. Ч. 1. Между Садовым кольцом и Камер-коллежским валом. М.: Сварог и К, 2001. 625 с.

[4] Бирюкова Т.З. Москва. От конки до метро. Очерки истории городского транспорта в XIX — начале XX вв. М.: ОСТ ПАК новые технологии, 2016. 279 с.

[5] Бирюкова Т.З. Устои и быт в прежней Москве. Очерки. М.: ОСТ ПАК новые технологии, 2016. 342 с.

[6] Дормидонтова В.В. Минимализм в садово-парковом искусстве // Архитектон: Известия вузов, 2012. № 38. URL: http//archvuz/ru/2012_2/17 (дата обращения 23.03.2019).

[7] Дорфман А. Архитекторы «Моей улицы»: Кто вернул сады на Садовое кольцо? // Strelka Magazine. URL: https://strelkamag.comm/article/gardenring (дата обращения 23.03.2019).

[8] Как это работает: Новый стандарт благоустройства: интервью с руководителем проекта разработки Стандарта благоустройства для Москвы // Strelka Magazine. URL: https://strelkamag.com/ru/article/new-standart (дата обращения 12.04.2019).

[9] Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы. Приложение 1 к распоряжению Правительства Москвы «Об утверждении сводного стандарта благоустройства улиц Москвы» от 04.08.2016 г. № 387-РП. URL: www.mos.ru (дата обращения 12.04.2019)

[10] Садовое кольцо. URL: http://moscow.org/ moscow_encyclopedia/311_garden_ring.htm (дата обращения 12.02.2019).

[11] Улицы и площади Садового кольца. Путеводитель по Москве. URL: http://www.intomoscow.ru/ ulicy-i-ploschadi-sadovogo-kolca.html (дата обращения

23.12.2018).

[12] Беляева М. Островок старой брусчатки. Работы по программе «Моя улица» почти завершены // Аргументы и Факты, № 39, 27.09.2017. URL: http://www.aif.ru/ realty/city/ostrovok_staroy_bruschatki_raboty_po_/ programme_moya_ulica_pochti_zaversheny (дата обращения 15.04.2019).

[13] Чья «Моя улица». URL: http://www.rbc.ru/society/20/ 10/2015/56bc92e99a7947299f72b9f9 (дата обращения

20.03.2019).

[14] Садовое кольцо. Знаковые изменения. URL: https:// www.mos.ru/city/projects/mystreet/page151290/ (дата обращения 10.03.2019).

[15] На благоустройство Садового и Бульварного колец потратят 25,5 млрд руб. URL: https://www.rbc.ru/politics/ 30/03/2017/58dbc7919a794700335ae07a (дата обращения 30.03.2019).

[16] Карта Садового кольца. URL: https://www.google.ru/maps/ place/Садовое+кольцо (дата обращения 30.03.2019)

[17] Фото вида Садового кольца Москвы с Сухаревской башни, 1914 г. // LiveJournal «Моя Москва». URL: https://moya-moskva.livejournal.com/4738498.html (дата обращения 13.12.2018).

[18] Артур Popados Шигапов. Фоторепортаж «Большевики разрушили Садовое кольцо — мы восстановили». URL: https://www.ridus.ru/news/ 262365?show_full=true (дата обращения 20.10.2018).

[19] Кольца и парки 2017-го: это не мода, это благоустройство. URL: https://www.mos.ru/news/item/34026073/ (дата обращения 16.12.2018).

[20] Михайлова А. Садовое кольцо полностью обновили к юбилею // Комсомольская правда. URL: https:// www.msk.kp.ru/daily/26728/3755055/?top=5 (дата обращения 08.09.2018).

[21] Сарджвеладзе С. Москва продлила программу «Моя улица» до 2020 года // РБК. URL: https://www.rbc.ru/ politics/12/10/2017/59df5a9a9a7947c02230630b (дата обращения 12.10.2018).

[22] Мэр Москвы увидел положительную оценку благоустройству улиц в том, что на них стало больше людей. URL: https://msk.newsru.com/article/29Jan2018/ morepeople.html (дата обращения 29.01.2019).

[23] Топ-20 археологических находок на «Моей улице». URL: https://www.mos.ru/news/item/12155073/ (дата обращения 23.03.2019).

[24] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p. URL: https://ru.scribd.com/ document/103236051/The-New-Landscape-Architec-ture-N-Baumeister (дата обращения 25.02.2019).

[25] Воронова Е. Из прошлого в будущее. Что и где обновили в Москве по программе «Моя улица» // Аргументы и Факты, № 38, 20.09.2017. URL: https://aif.ru/realty/city/ moya_ulica_gde_i_chto_v_rossiyskoy_stolice_obnovili (дата обращения 01.09.2019).

[26] Сергей Собянин: Успешные города и активные горожане — главное преимущество России. URL: https:// www.mos.ru/mayor/themes/16299/4127050/ (дата обращения 01.09.2019).

Сведения об авторе

Копылов Павел Владимирович — гл. инженер Научно-исследовательского и проектно-изы-скательского института градостроительного и системного проектирования (ЗАО «НИИПИ ИГСП»), poulkopylov@gmail.com

Поступила в редакцию 02.10.2019. Принята к публикации 12.01.2020.

RESULTS OF MOSCOW GOVERNMENTAL PROGRAM "MY STREET" FOR CURRENT GREENING AND GENERAL IMPROVEMENT IN CASE STUDY OF IMPROVEMENT TERRITORIES ALONG GARDEN RING ROAD

P.V. Kopylov

Scientific Research and Design Institute of Urban and Systemic Design, 19, buil. 1, B. Sukharevsky per., Moscow, Russia poulkopylov@gmail.com

The purpose of this article is to study current work of greening and general improvement of Moscow Garden Ring. To research the value of the Garden Ring, we start from the history of its creation till the present moment, and consider the results of the state program «My street». The division of a whole highway into segments with separation of elements and subsequent comparison is given. Also we analyze gained positive construction experience for further better development on similar urban areas. The main goal is to define criteria, and further compare sites before and after construction. Identification of positive existing and project planning decisions, typical elements of greening and improvement helps to better apply them on other urban objects. According to the results, the methods of research, and analysis helps us to clearly establish links and identify differences between the elements of the Garden Ring greening, landscaping and general improvement. In conclusion there are opinions from mass media specialists and representatives of state authorities, as well as quantitative and qualitative indicators of the project, time and cost, plans programs for urban development. Also areas of the Garden Ring in general and in its individual segments with element of greening and improvement are considered, as well as the standards adopted on the basis of results of «My Street» program and used in the design and city objects construction. Keywords: Moscow current greening, general improvement, and engineering, Garden Ring, My Street

Suggested citation: Kopylov P.V. Izuchenie rezultatov sovremennogo blagoustroystva i ozeleneniya goroda Moskvy po gosprogramme «Moya ulitsa» na primere territoriy, prilegayushchikh k transportnoy magistrali Sa-dovoe kol tso [Results of Moscow governmental program "My Street" for current greening and general improvement in case study of improvement territories along Garden Ring road]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2020, vol. 24, no. 1, pp. 25-33. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-25-33

References

[1] Vostryshev M.I. Moskva. Bol'shaya illyustrirovannaya entsiklopediya: Moskvovedenie ot A do Ya [Moscow. Big Illustrated Encyclopedia: Study Moscow City from A to Z]. Moscow: EKSMO, 2007, 762 p.

[2] Mitrofanov A.G. Progulkipo staroy Moskve. Sadovoe kol'tso. Kn. 1. [Walking along the old Moscow. Garden Ring Road. Book 1]. Moscow: Klyuch-S, 2016, 272 p.

[3] Romanyuk S.K. Po zemlyam moskovskikh sel i slobod. Ch. 1. Mezhdu Sadovym kol'tsom i Kamer-kollezhskim valom. [In the lands of Moscow villages and settlements. Between the Garden Ring and the Kamer-kollezhsky roll]. Moscow: Svarog i K, 2001. 625 p.

[4] Biryukova T.Z. Moskva. Ot konki do metro. Ocherki istorii gorodskogo transporta v XIX - nachale XX vv. [Moscow. From horse power cabin to the subway. Urban transport essays from 19th to start 20th cc.]. Moscow: OST PAK new technology], 2016, 279 p.

[5] Biryukova T.Z. Ustoi i byt v prezhney Moskve. Ocherki. [Foundations and life in the former Moscow. Essays]. Moscow: OST PAK new technology, 2016, 342 p.

[6] Dormidontova V.V. Minimalizm v sadovo-parkovom iskusstve [Minimalism in landscape art]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov, 2012, no. 38, Available at: http//archvuz/ru/2012_2/17 (accessed 23.03.2019).

[7] Dorfman A. Arkhitektory «Moey ulitsy»: Kto vernul sady na Sadovoe kol'tso [«My Street» architects: Who returned gardens on the Garden Ring?]. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/gardenring (accessed 23.03.2019).

[8] Kak eto rabotaet: Novyy standart blagoustroystva: interv'yu s rukovoditelem proekta razrabotki Standarta blagoustroystva dlya Moskvy [How it works: New standard of general improvement: interview with the project manager of Standard for general improvement for Moscow]. Strelka Magazine. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/new-standart (accessed 12.04.2019).

[9] Svodnyy standart blagoustroystva ulits Moskvy. Prilozhenie 1 k rasporyazheniyu Pravitel 'stva Moskvy «Ob utverzhdenii svod-nogo standarta blagoustroystva ulits Moskvy» ot 04.08.2016. № 387-RP [Consolidated standard for general improvement of Moscow streets. Annex to the order of the government of Moscow «Approval of the consolidated standard of improvement of Moscow streets» from 04.08.2016 № 387]. Available at: www.mos.ru (accessed 12.04.2019).

[10] Sadovoe kol'tso [Garden Ring]. Available at: http://moscow.org/moscow_encyclopedia/311_garden_ring.htm (accessed 12.02.2019).

[11] Ulitsy i ploshchadi Sadovogo kol'tsa [Streets and squares of the Garden Ring]. Available at: http://www.intomoscow.ru/ ulicy-i-ploschadi-sadovogo-kolca.html (accessed 23.12.2018).

[12] Belyaeva M. Ostrovok staroy bruschatki. Raboty po programme «Moya ulitsa» pochti zaversheny [An island of old pavers. Work on the program "My Street" is almost completed] Argumenty i Fakty, no. 39. Available at: http://www.aif.ru/realty/city/ ostrovok_staroy_bruschatki_raboty_po_programme_moya_ulica_pochti_zaversheny (accessed 15.04.2019).

[13] Ch'ya«Moyaulitsa» [Whose «My Street» is].Available at: http://www.rbc.ru/society/20/10/2015/56bc92e99a7947299f72b9f9 (accessed 20.03.2019).

[14] Sadovoe kol'tso. Znakovye izmeneniya [Garden Ring. Main changes]. Available at: https://www.mos.ru/city/projects/mystreet/ page151290/ (accessed 10.03.2019).

[15] Na blagoustroystvo Sadovogo iBul'varnogo koletspotratyat 25,5 mlrd rub [It will spend 25,5 billion rub. on the improvement of the Garden and the Boulevard Rings]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/30/03/2017/58dbc7919a794700335ae07a (accessed 30.03.2019).

[16] Garden Ring map, Moscow earth.google.com Available at: (accessed 30.03.2019).

[17] Photo of the view of the Garden Ring from the Sukharevskaya tower, 1914. LiveJournal «Moya Moskva» [«My Moscow»]. Available at: https://moya-moskva.livejournal.com/4738498.html (accessed 13.12.2018).

[18] Artur Popados Shigapov. Photo essay «Bol 'sheviki razrushili Sadovoe kol 'tso — my vosstanovili» [«The Bolsheviks destroyed the Garden Ring - we restored»]. Available at: https://www.ridus.ru/news/262365?show_full=true (accessed 20.10.2018).

[19] Kol'tsa iparki 2017-go: eto ne moda, eto blagoustroystvo [Rings and parks of 2017th: this is not fashion, this is general improvement]. Available at: https://www.mos.ru/news/item/34026073/ (accessed 16.12.2018).

[20] Mikhaylova A. Sadovoe kol tso polnost'yu obnovili kyubileyu [Garden Ring was completely updated for the anniversary]. Available at: https://www.msk.kp.ru/daily/26728/3755055/?top=5 (accessed 08.09.2018).

[21] Sardzhveladze S. Moskvaprodlilaprogrammu «Moya ulitsa» do 2020goda [Moscow extended the «My street» program until 2020]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/12/10/2017/59df5a9a9a7947c02230630b (accessed 12. 10.2018).

[22] Mer Moskvy uvidel polozhitel'nuyu otsenku blagoustroystvu ulits v tom, chto na nikh stalo bol 'she lyudey [The Mayor of Moscow saw a positive trend of the improvement of the streets, because there were more people on them]. Available at: https:// msk.newsru.com/article/29Jan2018/morepeople.html (accessed 29.01.2019).

[23] Top-20 arkheologicheskikh nakhodok na «Moey ulitse» [Top 20 archaeological finds in «My Street»]. Available at: https:// www.mos.ru/news/item/12155073/ (accessed 23.03.2019).

[24] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p. Available at: https://ru.scribd.com/document/103236051/ The-New-Landscape-Architecture-N-Baumeister (accessed 25.02.2019).

[25] Voronova E. Iz proshlogo v budushchee. Chto i gde obnovili v Moskve po programme «Moya ulitsa» [From the past to the future. What and where was updated in Moscow under the My Street program] Arguments and Facts [Argumenty i Fakty], № 38, 20.09.2017. Available at: https://aif.ru/realty/city/moya_ulica_gde_i_chto_v_rossiyskoy_stolice_obnovili (accessed 01.09.2019).

[26] Sergey Sobyanin: Uspeshnye goroda i aktivnye gorozhane — glavnoe preimushchestvo Rossii [Successful cities and active citizens are the main advantage of Russia]. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/4127050/ (accessed 01.09.2019).

Author's information

Kopylov Pavel Vladimirovich — Chef engineer at Scientific Research and Design Institute of Urban and Systemic Design, poulkopylov@gmail.com

Received 02.10.2019. Accepted for publication 12.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.