Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ КАК ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ КАК ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистика / изучение речи / восприятие речи / порождение речи / речь / дефекты речи / нарушения речи / детский церебральный паралич / ДЦП / psycholinguistics / speech study / speech comprehension / the generation of speech / speech / speech defects / speech disorders / cerebral palsy / CP

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Полякова Александра Андреевна

Проблематика восприятия и порождения речи детьми находится в фокусе внимания исследователей. Новизна данной научной работы состоит в рассмотрении этих процессов с точки зрения влияния на них патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а именно детского церебрального паралича (ДЦП). В обзоре рассматриваются результаты исследований зарубежных авторов, опубликованные в 2021–2023 гг. Исследования проводились специалистами из Бангладеш, Швеции, Нидерландов, Индонезии, Индии, Пакистана, Турции, что позволяет дать широкое представление о направлениях исследования ограничений речи, сопутствующих заболеванию. В обзоре также затрагивается тема осведомленности ближайшего окружения ребенка об особенностях осуществления речевых процессов при ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Полякова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the speech of children with cerebral palsy as a psycholinguistic problem

The problem of perception and generation of speech by children is in the focus of present-day research. The novelty of the study lies in the consideration of these processes from the viewpoint of the influence on them of the pathology of the nervous system and the musculoskeletal system, namely, infantile cerebral palsy (CP). The review examines the results of research by foreign authors published in 2021– 2023. The studies were conducted in several English-speaking countries (Bangladesh, Sweden, the Netherlands, Indonesia, India, Pakistan, Turkey), which helps provide understanding of the directions of research on speech limitations associated with the disease. The review also touches upon the topic of awareness of a child’s immediate environment about the peculiarities of speech processes in cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ КАК ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК: 81'23

РО!: 10.31249/ер1/2024.02.03

Полякова А.А.

ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ КАК ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА®

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, aapolyakova_10@edu.hse.ru

Аннотация. Проблематика восприятия и порождения речи детьми находится в фокусе внимания исследователей. Новизна данной научной работы состоит в рассмотрении этих процессов с точки зрения влияния на них патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а именно детского церебрального паралича (ДЦП). В обзоре рассматриваются результаты исследований зарубежных авторов, опубликованные в 2021-2023 гг. Исследования проводились специалистами из Бангладеш, Швеции, Нидерландов, Индонезии, Индии, Пакистана, Турции, что позволяет дать широкое представление о направлениях исследования ограничений речи, сопутствующих заболеванию. В обзоре также затрагивается тема осведомленности ближайшего окружения ребенка об особенностях осуществления речевых процессов при ДЦП.

Ключевые слова: психолингвистика; изучение речи; восприятие речи; порождение речи; речь; дефекты речи; нарушения речи; детский церебральный паралич; ДЦП.

Поступила: 06.09.2023

Принята к печати: 30.01.2024

© Полякова А. А., 2024

Polyakova A.A. Studying the speech of children with cerebral palsy as a psycholinguistic problem®

National Research University "Higher School of Economics", Russia, Moscow, aapolyakova10@edu.hse.ru

Abstract. The problem of perception and generation of speech by children is in the focus of present-day research. The novelty of the study lies in the consideration of these processes from the viewpoint of the influence on them of the pathology of the nervous system and the musculoskeletal system, namely, infantile cerebral palsy (CP). The review examines the results of research by foreign authors published in 20212023. The studies were conducted in several English-speaking countries (Bangladesh, Sweden, the Netherlands, Indonesia, India, Pakistan, Turkey), which helps provide understanding of the directions of research on speech limitations associated with the disease. The review also touches upon the topic of awareness of a child's immediate environment about the peculiarities of speech processes in cerebral palsy.

Keywords: psycholinguistics; speech study; speech comprehension; the generation of speech; speech; speech defects; speech disorders; cerebral palsy; CP.

Received: 06.09.2023 Accepted: 30.01.2024

Введение

Актуальность обзора состоит в том, что в ситуации непосредственного общения у многих детей и взрослых с детским церебральным параличом (ДЦП) наблюдаются значительные нарушения четкости речи, которые оказываются фактором, затрудняющим освоение и совершенствование коммуникативных навыков, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на опыте взаимодействия детей с окружающими и на решении коммуникативных задач, вследствие чего снижается не только уровень социализации, пар-тиципации и интеграции таких людей, но и степень их общей удовлетворенности жизнью. Взаимосвязь между речевыми дефектами и нарушениями психологических механизмов устанавливает психолингвистика. Исследования в этой области позволяют понять, как именно помогать людям, столкнувшимся с речевыми расстройствами на фоне ДЦП. Данный обзор включает десять ста-

© Polyakova A.A., 2024

тей, раскрывающих тему изучения речи детей с церебральным параличом.

Следствием ДЦП выступает нарушение не только двигательных, но и когнитивных и коммуникативных способностей, которое становится заметным в возрасте четырех лет, в том случае, если речь детей не понятна незнакомым взрослым. Наиболее активно развитие речи протекает в следующие три года и обычно завершается в семилетнем возрасте. До этого времени важно не только обнаружить патологию речи, но и верно обозначить степень ее проявления, чтобы подобрать эффективное лечение. Классификация речевых нарушений1 у детей с ДЦП позволяет медицинским работникам и родителям общаться на одном языке. Уровень речевой работоспособности определяется степенью влияния рече-моторных способностей на разборчивость речи. Проблемы с речевой моторикой связаны со снижением понятности, затрудняющим участие в жизни общества и, следовательно, социализацию. Сниженная разборчивость речи является потенциальным ограничителем моделей общения и с этим может быть связано низкое качество жизни.

Обзор

Цель исследования [Vaillant, 2022] - рассказать о существующих классификациях речевых нарушений и оценить надежность голландскоязычной версии речевой шкалы Viking для детей с церебральным параличом. Для достижения этой цели было проведено исследование, где приняли участие в общей сложности 90 детей с ДЦП, набранных по всей территории Нидерландов. Были сопостав-

1 В оригинале использована аббревиатура SSD (speech sound disorder). Это расстройство речи, при котором некоторые звуки (фонемы) воспроизводятся или используются неправильно. Нарушения звучания речи можно разделить на два основных типа: нарушения артикуляции (также называемые фонетическими нарушениями) и фонематические нарушения (также называемые фонологическими нарушениями). Однако встречается смешанное расстройство, при котором существуют как артикуляционные, так и фонологические проблемы. Хотя нарушения рече-порождения наиболее ярко проявляются в детстве, некоторые остаточные ошибки могут сохраняться и во взрослом возрасте (см.: https://www.asha.org/practice-portal/ clinical-topics/articulation-and-phonology/).

лены классификации VSS'-NL (Netherlands) логопедов и родителей. Конвергентная и дискриминантная валидность были определены с помощью голландской шкалы разборчивости в контексте ICS2 Children and Youngsters - NL (для детей и подростков) и компьютерного тестирования на слабом двигательном уровне C-BiLLT3. Согласованность оценивания определялась с помощью коэффициента Каппы4 (fiw). Достоверность и связи между VSS-NL и GMFCS5, MACS6 и CFCS7 определялись с помощью коэффициента Спирмена.

1 VSS - Viking Speech Scale: шкала имеет четыре уровня и является порядковой: (1) речь не подвержена двигательным расстройствам; (2) речь не точна, но обычно понятна незнакомым слушателям; (3) речь не ясна и обычно не понятна незнакомым слушателям вне контекста; (4) речь непонятна (см.: http://disabilitymeasures.org/viking).

2 ICS - Intelligibility in Context Scale: шкала понятности (разборчивости) речи в контексте - это шкала родительской оценки, используемая для оценки разборчивости речи у детей. Разборчивость понимается как способность говорящего передать сообщение слушателю, и считается ключевым функциональным показателем речи. В Голландии действует шкала ICS-NL, оценивающая разборчивость речи детей при взаимодействии с несколькими коммуникативными партнерами. ICS разработан для детей с нарушениями звучания речи / разборчивости речи и описывает только разборчивость речи (см.: https://www.answersmore.com/what-is-the-intelligibility-in-context-scale/).

3 C-BiLLT - Computer-Based instrument for Lowmotor Language Testing -система онлайн-тестирования, предоставляющая информацию о способности ребенка понимать устные предложения возрастающей сложности в словарном запасе и грамматике посредством ответов на вопросы, представленные в устной форме руководителем теста.

4 Коэффициент Каппы - мера, применяемая в перекрестной классификации для вычисления расхождения между двумя оценивающими (см.: https://c-billt.com).

5 GMFCS - Gross Motor Function Classification System - представляет собой пятиуровневую клиническую классификационную систему, которая описывает общую двигательную функцию людей с церебральным параличом на основе способностей к самостоятельному движению (см.: https://cerebralpalsy.org.au/cerebral-palsy/gross-motor-function-classification-system/).

6 MACS - Manual Ability Classification System - это медицинская система классификации, используемая для описания того, как дети в возрасте от 4 до 18 лет с церебральным параличом используют свои руки с предметами в повседневной жизни, уделяя особое внимание использованию обеих рук вместе (см.: https://www.macs.nu/).

7 CFCS - Communication Function Classification System -пятиуровневая система классификации, разработанная в Мичиганском государственном университете и в настоящее время совершенствующаяся в Университете Кентукки. Переменные коммуникативной способности, используемые в CFCS, включают роли

Связь между VSS-NL и моторным типом церебрального паралича определяли с помощью точного критерия Фишера. В результате гипотеза о том, что VSS-NL - это надежная и валидная система для классификации речевых показателей у детей с церебральным параличом, подтвердилась [Vaillant, 2022].

Работа посвящена классификации нарушений функциональной коммуникации1, которые так же, как и артикуляционные, проявляются с раннего возраста, влияя на способности понимать язык. Понимание разговорной речи оценивалось с помощью C-BiLLT с использованием коэффициентов Пирсона и Спирмена. Был задействован также ряд инструментов, описывающих и классифицирующих функциональную коммуникацию у детей с ДЦП К ним относятся: CFCS (классифицирует функциональную коммуникацию в повседневной жизни со знакомыми и незнакомыми партнерами), CPCHILD-DV2 и FOCUS-343 (включают пункты, относящиеся к коммуникативному участию).

отправителя (способность передать сообщение кому-либо), роли получателя (способность понять сообщение от кого-либо), темп общения и степень знакомства с партнером по общению. Отдельно отмечается понятность классификации в непрофессиональном сообществе. Имеет пять уровней, обозначаемых римскими цифрами: (I) свободно и эффективно общается со всеми людьми в любых ситуациях, может с подходящей скоростью передавать и принимать информацию; (II) эффективно общается со всеми людьми в большинстве ситуаций, но скорость передачи или принятия информации замедлена; (III) эффективно общается только со знакомыми людьми в большинстве ситуаций; (IV) общение со знакомыми людьми нестабильно, иногда возникают проблемы с передачей или принятием информации; (V) очень редко может эффективно общаться со знакомыми людьми, передача и принятие информации крайне ограничены (см.: cfcs.us)

1 Функциональная коммуникация (functional communication) - тип общения, с помощью которого люди удовлетворяют базовые потребности (то, что необходимо для нормального функционирования человека) (см.: https://www.examples.com/ english/communication/functional-communication.html).

2 CPCHILD-DV - Caregivers Priorities and Child Health Index of Life with Disabilities-Dutch Version - показатель качества жизни и удовлетворенности ею у людей с ДЦП в Голландии, который включает индекс уровня здоровья и индекс боли (см.: https://cpchild.nl/index.php/vragenlijst).

3 FOCUS-34 - Focus on Communication Under Six-34 - это клинический инструмент, предназначенный для оценки изменений в коммуникативном участии детей дошкольного возраста. Коммуникативное участие (communicative participa-

Для клинических и исследовательских целей (например, для точного назначения дополнительных и альтернативных средств коммуникации AAC1) специалистам здравоохранения и образования2 вместе с родителями необходимо знать, как уровни функциональной коммуникации соотносятся с пониманием разговорной речи. Дети, которые используют AAC, с течением времени начинают демонстрировать повышенный уровень образовательного и социального участия3. При обнаружении несоответствий между коммуникативными способностями и пониманием разговорной речи настоятельно рекомендуется использовать достоверные инструменты для более детального изучения навыков понимания ребенком разговорной речи и функциональной коммуникации. В качестве дополнения к CFCS также применяются классификации GMFCS и MACS. На всех этапах развития ребенка была обнаружена значительная тенденция к снижению коммуникативных умений на всех уровнях CFCS, что оказалось связано с более низкими баллами по тестам CPCHILD-DV и FOCUS-34, а также с более низким уровнем понимания разговорной речи C-BiLLT.

Полученные результаты подчеркивают, что средние навыки понимания разговорного языка автоматически не означают, что человек может эффективно общаться, и наоборот, т.е. дети с уровнем понимания разговорного языка ниже среднего все еще могут

tion) - это общение и взаимодействие ребенка в ситуациях «реального мира»: дома, в школе или в обществе (см.: https://www.sciencegate.app/keyword/1494881).

1 AAC - Augmentative and Alternative Communication - это область клинической практики, которая дополняет или компенсирует нарушения речи и языка и/или понимания, включая устные и письменные способы общения. AAC подпадает под более широкое понятие вспомогательных технологий или использования любого оборудования, инструмента или стратегии для улучшения функциональной повседневной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья (см.: https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/augmentative-and-alternative-conimunication#:~:text=Augmentative%20and%20alternative%20communication%20 (AAC),useM%20for%20good%20speech%20synthesis).

2 В статье под такими специалистами понимаются SLT-специалисты (Speech and Language Therapist), которые оценивают, диагностируют и проводят терапевтические вмешательства для людей всех возрастов, испытывающих трудности с речью, языком, общением или глотанием (см.: https://www.sltinfo.com/what-is-a-speech-and-language-therapist/).

3 Социальное участие (social participation) - любое вовлечение людей с инвалидностью в жизнь общества (см.: https://www.sciencegate.app/keyword/1494881).

эффективно общаться. Выводы автора исследования следует интерпретировать в свете нескольких ограничений. Во-первых, ни один из детей в дошкольной группе не был отнесен к категории CFCS пятого уровня, что указывает на то, что эта группа, возможно, не является полностью репрезентативной. Во-вторых, поскольку дети с тяжелыми нарушениями слуха и зрения исключены из участия в проведенном исследовании, его результаты не могут быть обобщены. В целом, можно сказать, что, несмотря на то, что все представленные классификации имеют достаточно высокий уровень валидности, их рекомендуется использовать совместно, обращая внимание на коммуникативные навыки конкретного пациента с ДЦП [Spaans, Vaillant, 2023].

В исследовании «Детерминанты понимания разговорной речи у детей с церебральным параличом» речь шла о выявлении ключевых факторов (детерминантов), влияющих на формирование речевых расстройств у детей с ДЦП Детерминанты понимания разговорной речи относятся к функциям организма и касаются нервных, моторных и когнитивных нарушений, например, структурных аномалий мозга, двигательного типа, интеллектуального и речевого функционирования (говорящий или не говорящий пациент). Относительно деятельности и участия чаще всего можно говорить о связи функциональной мобильности с пониманием разговорной речи у детей с ДЦП, при этом у детей с лучшей функциональной мобильностью понимание разговорной речи также улучшается. Говоря о методологии, следует обратить внимание на то, что потенциальные детерминанты были извлечены из медицинских карт и анкет родителей. Для оценки детерминант понимания разговорного языка в зависимости от стадии развития ребенка использовался многофакторный регрессионный анализ.

Все опрошенные продемонстрировали, что показатель коммуникативных способностей растет пропорционально возрасту, что позволяет назвать его одним из ключевых детерминантов. В дополнение к уровню функциональной коммуникации, классифицированному с помощью CFCS, значимыми детерминантами являются речевая дисфункция (у детей младшего возраста и дошкольников), более низкое качество продуцирования речи, классифицированное с помощью VSS (у дошкольников и школьников), интеллектуальная отсталость и потребность в помощи во время

языковой деятельности (у школьников). Большинство (60%) детей младшего и дошкольного возраста и около половины (52%) школьников с ДЦП показали уровень понимания речи ниже среднего. Это говорит о том, что уровень понимания разговорной речи ниже среднего чаще встречается у детей младше шести лет, чем у школьников. Дети с плохими коммуникативными навыками испытывают большие трудности при реагировании на языковую информацию. Следовательно, развитие понимания разговорной речи может быть более сложным для детей, приводя к тому, что когнитивные трудности становятся причиной осложнения их социализации.

Эпилепсия является дискриминирующим однофакторным детерминантом у дошкольников и школьников. Поскольку большинство детей с ДЦП страдают эпилепсией, общее функционирование нельзя рассматривать как полностью независимое от эпилепсии. Значения показателя «эпилепсия» достоверно коррелировали с интеллектуальными и речевыми функциями и продуцированием речи, функциональной коммуникацией, функциональной подвижностью, функционированием рук и языковой деятельностью (например, рассказыванием историй). Когда дети не страдают от эпилептических припадков, эпилепсия, по-видимому, не оказывает существенного влияния на повседневную деятельность и понимание разговорной речи. Авторы приходят к заключению, что значительная доля детей с ДЦП на всех уровнях GMFCS имеет нарушения понимания разговорной речи, определяемые CFCS, степень которых необходимо периодически отслеживать [Vaillant, 2022].

В работе «Сопутствующие нарушения среди детей с церебральным параличом в сельских районах Бангладеш» коллектив ученых фокусируется на описании речевых нарушений. На основании имеющихся медицинских записей и подробной истории болезни, предоставленной лицами, осуществляющими первичный уход, а также интервью с домочадцами, описываются нарушения речи у пациентов с ДЦП, живущих в сельской местности Бангладеш, и социальные последствия, отягощающие жизнь таких людей.

В ходе исследования удалось установить, что речевые нарушения оказываются довольно частотным симптомом ДЦП (они встречаются у 75% детей). Авторы заключают, что нарушения речи существенно снижают качество жизни, поэтому люди, имеющие их, нуждаются в реабилитационной поддержке. Удручающим

оказывается тот факт, что приблизительно половина респондентов от общего числа ни разу не проходила реабилитацию, что поднимает проблему ее доступности для среднего класса, преобладающего среди опрошенных [Narayan, 2023].

Х. Кашиф исследовал развитие речи пакистанских детей с ДЦП в возрасте от двух до четырех лет, применяя данные различных медицинских центров по всей стране. Дети с сопутствующими заболеваниями, связанными с ДЦП, не были включены в исследуемую выборку. Инструментом оценки, языкового развития стала программа раннего образования PORTAGE1. В работе приведены данные по 108 пациентам с церебральным параличом, составлен отчет о параличе у детей в возрасте от двух до четырех лет. Результаты были сгруппированы в соответствии с возрастом и уровнем переносимости. Исследование подтверждает, что нарушения речи возникают из-за слуховых, сенсорных и зрительных отклонений, сопровождающих ДЦП, и могут привести к различным речевым расстройствам, экспрессивным или рецептивным. Если пациент испытывает трудности с использованием и продуцированием речи, то это называется экспрессивным расстройством; если он сталкивается с трудностями в понимании и восприятии языка, то это называется рецептивным расстройством; если обнаруживаются трудности в совершенствовании навыков общения, которые включают организацию общения, решение проблем, навыки запоминания, а также восприятие, то это называется когнитивным расстройством коммуникации.

Для тестирования использовалась методика PORTAGE. Было замечено, что 85% детей, принявших участие в исследовании, имели задержки языкового развития. Это показало, что развитие речи у детей с церебральным параличом происходит медленнее по сравнению со скоростью нормального развития. Из этого следует, что нарушения экспрессивной коммуникации и задержки речи у детей в возрасте от двух до четырех лет с церебральным параличом встречаются чаще, чем нарушения или задержки восприятия. Основная причина этого заключается в том, что у пациентов с ДЦП наблюдаются мышечные нарушения. Их ротовая мускулатура

1 PORTAGE - система оценки языкового развития с помощью специально разработанных заданий (см.: http://portage-russia.ru/o-portazh/model-portazh/).

может быть спастической (перенапряженной) или дизартрической (недостаточно напряженной). В обоих случаях нарушается порождение речи. Нарушение координации и контроля над этими мышцами приводит к трудностям с произношением, ухудшая качество дикции. Задержки и нарушения восприятия речи также сопровождают церебральный паралич. Пациенты с церебральным параличом могут сталкиваться с трудностями в понимании и продуцировании речи, а также в воспроизведении жестов, мимики и голоса. Результаты исследования показали, что более 50% детей с церебральным параличом в возрасте от двух до четырех лет сталкиваются с различной степенью языковых трудностей. Учитывая это, следует провести тщательное обследование этих детей в раннем возрасте, чтобы обеспечить надлежащее развитие языка [Ка8Ы£, 2022].

Проанализируем работы психо- и нейролингвистов, оценивающих эффективность реабилитации речи. А. Найман рассматривает лепет, речь и язык у детей с неврологическими отклонениями. В Швеции дети с неврологическими отклонениями, имеющие нарушения речи, получают терапию, проводимую командой логопедов и языковых патологов. Как в отдельной стране, так и на международном уровне наблюдается нехватка исследований, оценивающих эффективность подобного вмешательства. Лепет является важным предшественником речи и изучается у многих групп детей, подверженных риску речевых расстройств. Одним из часто изучаемых этапов в развитии лепета является начало канонического лепета, когда дети произносят похожие на речь слоги, состоящие из согласных и гласных.

В исследовании А. Наймана степень выраженности нарушений речи и речевого развития была весьма разнообразной, но у большинства участников были серьезные ограничения в коммуникативной деятельности: заучивание новых слов, их артикуляция, понимание их речи другими людьми и понимание людьми с ДЦП собственной речи. У детей младшего возраста с церебральным параличом было изучено вмешательство, осуществляемое родителями при нарушениях речи. Дети проходили реабилитацию, направленную на улучшение словарного запаса с использованием техники целенаправленной стимуляции1.

1 В оригинале статьи использована аббревиатура FS - Focused Stimulation (целенаправленная стимуляция). Это метод детской логопедии, заключающийся в

Результаты исследования выявили, что новый упрощенный показатель лепета СБЯиТТБЯ1 дал сведения, аналогичные другим установленным показателям лепета, что указывает на то, что он может использоваться для идентификации детей, у которых лепет задерживается. У детей с неврологическими отклонениями, рассмотренных в работе, задержка лепета была больше выражена, чем у детей без отклонений. В возрасте пяти и семи лет у большинства детей с неврологическими нарушениями были диагностированы какие-либо речевые расстройства. Их родители сообщили, что в повседневной жизни у них были большие трудности с общением, но количество сеансов лечения, которое дети прошли за последний год, часто было небольшим. В ходе исследования родители четырех детей с церебральным параличом и речевыми трудностями прошли профессиональную подготовку. Полученные знания они ежедневно использовали дома в течение пяти недель. Результаты обучения были эффективными для двух детей [Каушап, 2022]

А. Маохаран исследует ДЦП в Индии. Ранее сообщалось об использовании К80МБ2 для решения связанных с речью двигательных проблем, но не об устранении сенсорных проблем, связанных с нервной проводимостью, отвечающей за речевые и неречевые механизмы. Объектом исследования был только один ребенок мужского пола семи лет с квадрипаретическим спастическим церебральным параличом3, который не получал никакой формы речевого вмешательства. Родители мальчика сообщили о заметной задержке развития двигательных, речевых и языковых навыков.

многократном повторении слова или фразы в разговоре для облегчения понимания и возможного воспроизведения речи.

1 CBRUTTER - Canonical babbling ratio utterance - соотношение канонического лепета и произнесения [Infants later diagnosed ..2022].

2 NSOME - Non-Speech Oral Motor Exercise представляет собой набор упражнений, направленных на укрепление или стимуляцию мускулатуры рта или нервных импульсов, идущих в область рта и из нее (см.: https://www.apraxia-kids.org/wp-content/uploads/2019/06/Information-about-Nonspeech-0ral-Motor-Exercise-pdf).

3 Квадрипаретический спастический церебральный паралич / спастическая квадриплегия, также известная как спастическая тетраплегия, является разновидностью спастического церебрального паралича, поражающего все четыре конечности (руки и ноги) (см.: https://bfstranachudes.ru/articles/tipy-czerebralnogo-paralicha/ ?ysclid=lrlxkfews7891470359).

Т8ЬТ1 нацелен в основном на речевые и языковые аспекты (понимание и выражение распространенных лексических единиц, выполнение простых команд, функциональная коммуникация, гласные, согласные с согласным, составление словосочетаний и т.д.), в то время как К80МБ сосредоточен на улучшении оромоторных2 навыков (упражнения для укрепления мышц щек, диапазона и силы движений губ и языка).

В ходе финального обследования было отмечено незначительное улучшение восприимчивых и экспрессивных языковых навыков с небольшим уменьшением слюноотделения и улучшением смыкания губ. Были зарегистрированы общие изменения чувствительности. Другие наблюдения включают улучшения в произнесении и имитации гласных с минимальными подсказками, движениях языка (ограниченная скорость и диапазон движений), овладении большинством согласных, произнесении двух слов с минимальными подсказками, существенном контроле головы без дополнительной поддержки (движения головой в обе стороны), указыва-нии пальцем и т. д.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что сенсорная обработка влияет не только на общее поведение и самочувствие, но и на выполнение двигательных функций и функциональных задач в достижении адаптивного успеха у детей с ДЦП Улучшение способности к продуцированию речи и других навыков после терапии объясняется эффектом интеграции сенсорного подхода с другими традиционными подходами, что хорошо коррелирует с исследованиями, связанными с сенсорным терапевтическим подходом у детей с нарушениями речи [МаоЬагап, 2022].

Целью исследования Ф. Масуда было определение влияния терапии «паучьей клеткой» в сочетании с традиционной логопедической терапией речевых и языковых функций у детей с церебральным параличом в возрасте от 5 до 15 лет. Терапия с применением данного метода предполагает наличие кожаного ремня, к которому прикреплены банджи-шнуры. Таким образом, пациент получает поддержку и находится в положении, позволяющем безопасно пере-

1 TSLT - Task-based language learning - обучение на основе выполнения задач, повышающее уровень уверенности в овладении языком (см.: https://www.learnship.com/ en/blog/task-based-learning/).

2 Оромоторный - осуществляемый в артикуляционном аппарате.

носить вес, прыгать и становиться на колени, полуприседая, поднимать и перешагивать через предметы. Исследование было проведено в Международном университете Рифа в Пакистане с января по июнь 2017 г. Для сбора данных был использован пересмотренный профиль дизартрии.

Вмешательства проводились пять дней в неделю в течение трех месяцев, всего 60 сеансов. Продолжительность одного сеанса составляла 40 минут. Вмешательства включали в себя универсальный тренажер и традиционную терапию. Универсальный тренажер использовался в различных позах, таких как сидение, стояние, ходьба, стояние на коленях и выполнение обычной логопедической работы одновременно. В традиционной терапии использовались упражнения для укрепления языка и челюстей, контроля слюнотечения: смыкание, округление и растягивание губ, высовывание языка.

В исследовании приняли участие 20 детей со спастическим1 и атетоидным2 параличом: 12 детей в возрасте от пяти до девяти лет и восемь детей в возрасте от 10 до 15 лет. На основе статистики был сделан вывод, что существует значительная разница между группами. Общие баллы из формы оценки профиля дизартрии показали, что существует значительное преимущество у терапии «паучьей клеткой» по сравнению с обычной логопедической терапией для речевых и языковых функций. Группа, получавшая терапию «паучьей клеткой» в сочетании с традиционной логопедией, показала значительный прогресс почти через два месяца, что доказало эффективность реабилитации [Ма800^ 2021].

Работа Г. Гунавана [Оипауап, 2022] посвящена эффективности артикуляционной терапии посредством телепрактики3 для детей

1 Спастический церебральный паралич характеризуется сильным мышечным тонусом (см.: https://ortonica.ru/all-news/deti-s-osobyшi-potrebnostyaшi/spasticheskaya-йгша^р^сШ=1гк9^56559901345).

2 Атетоидный церебральный паралич - то же, что и дискинетический.

3 Телепрактика - это использование технологии для проведения логопедической терапии с помощью высокоскоростного Интернета, веб-камеры, гарнитуры с микрофоном или любой другой формы связи. Онлайн-терапия - это клиническая процедура, при которой пациент и сертифицированный специалист по языку речи общаются и взаимодействуют лицом к лицу через Интернет. Сеанс включает набор терапевтических упражнений, включая аудирование, говорение, чтение и письмо. Видео-

с церебральным параличом в инклюзивных школах Суракарты1. В его статье используется метод опроса, направленного на поиск информации. Работа с детьми проводилась опосредованно через компьютеры, мобильные телефоны с возможностью видеозвонков. Исследование проводилось с марта по сентябрь 2021 г. в Школе инклюзии Суракарты. В исследовании участвовали дети с церебральным параличом в возрасте 6-12 лет, мальчики и девочки. Современная логопедия позволяет специалистам работать с пациентами удаленно, с помощью информационно-коммуникационных технологий, называемых логопедической телемедициной.

Для тестирования маленьких детей была подготовлена картинка, позволяющая вызвать спонтанную речь по желаемому слову-стимулу. В сентябре 2021 г. состоялось предварительное тестирование, определяли способности к артикуляции учащихся с церебральным параличом в инклюзивных школах Суракарты. Детей с церебральным параличом просили произнести букву /г/, которая находится в начале, середине и конце слова. Было выявлено, что лишь у трех учеников наблюдалась артикуляционная способность (75%), и не было выявлено ни одного студента с церебральным параличом, который обладал бы хорошими артикуляционными навыками. Средняя артикуляционная способность учащихся с церебральным параличом до эксперимента составляла 6,25, что относилось к категории «без артикуляции». Исходя из результатов исследования можно сказать, что артикуляционная терапия с помощью телепрактики может улучшить артикуляционные способности учащихся с церебральным параличом [Оипауап, 2022].

Еще один аспект, рассматриваемый в нашем обзоре, - это связь речевых нарушений при ДЦП с внешними факторами. Г. Оз-чора стремился оценить взаимосвязь между потреблением грудного молока и речевыми функциями у детей с церебральным параличом, так как потребление грудного молока может вызвать нейро-пластичность в ранний период жизни младенцев. В исследование были включены дети с церебральным параличом в возрасте от 4 до 18 лет: недоношенные и доношенные пациенты с аналогичным

записи оцениваются патологом для составления отчета о проделанной работе для оценки прогресса и использования (см.: Ь11р8://а1рИареё1а.ги/№/0п11пе_8реесЬ_1Ьегару).

1 Суракарта - индонезийский город в провинции Центральная Ява на р. Соло.

распределением по возрасту и уровню GMFCS, поступившие в стационар для регулярного наблюдения. Матерям был задан ряд вопросов, чтобы выяснить количество братьев и сестер, продолжительность приема исключительно грудного молока, общую продолжительность приема грудного молока и скорректированный возраст завершения отлучения от груди. Дети были разделены на две группы: доношенные (родившиеся на сроке > 37 недель) и недоношенные (родившиеся на сроке = 37 недель). Дети с длительным потреблением грудного молока и дети, находящиеся на грудном вскармливании независимо от продолжительности, были более склонны к улучшению речевых функций, что позволяет сделать вывод о том, что потребление грудного молока ускоряет созревание лобных и височных областей мозга, связанных со слуховой и языковой деятельностью. Г. Озчора предполагает, что грудное вскармливание может быть эффективным ранним вмешательством для достижения контроля над моторикой рта и артикуляцией [Özfora, 2021].

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что данный обзор позволил прийти к следующим выводам. Во-первых, исследователи в разных точках мира проявляют интерес к порождению и восприятию речи людьми с ДЦП. Наиболее тщательно анализируемым является детский возраст, так как в нем формируются основы для дальнейшей социализации ребенка. Во-вторых, становится ясно, что в проведении психолингвистических исследований важную роль играет командная работа, о чем свидетельствует то, что большинство (9 из 10) перечисленных работ были написаны коллективом авторов. В-третьих, все авторы сходятся во мнении, что речевые нарушения при ДЦП могут быть скорректированы при должной логопедической поддержке, проводимой после предварительной диагностики. В противном случае реабилитационные вмешательства не дадут результата.

Список литературы

Associated impairments among children with cerebral palsy in rural Bangladesh - findings from the Bangladesh cerebral palsy register / Narayan A., Muhit M., Whitehall J.,

Hossain I., Badawi N., Khandaker G., Jahan I. // Journal of Clinical Medicine. - 2023. -Vol. 12 (4). - P. 1597.

AswathyA.K., ManoharanA. Efficacy of oral sensory motor exercise for facilitating speech production in children with cerebral palsy - a single case illustration // Universe - International Journal of Interdisciplinary Research. - 2022. - Vol. 2. - P. 140-144.

Convergent validity of functional communication tools and spoken language comprehension assessment in children with cerebral palsy / Vaillant E., Oostrom K.J., Becker-man H., Vermeulen J.R., Buizer A.I., Geytenbeek J.J. // International Journal of Language & Communication Disorders. - 2022. - Vol. 57(5). - P. 963-976.

Determinants of spoken language comprehension in children with cerebral palsy / Vaillant E., Geytenbeek J.J., Oostrom K.J., Beckerman H., Vermeulen R.J., Buizer A.I. // Disability and Rehabilitation. - 2022. - Vol. 45(10). - P. 1-13.

Effects of spider cage therapy in combination with conventional speech therapy on speech and language function in children with cerebral palsy of age between 5 and 15 years / Masood F., Khan M.S.G., Afzal F., Rashid A., Mubarak S. // Journal of Pharmaceutical Research International. - 2021. - Vol. 33(41A). - P. 145-149.

Gunawan G., Kliwon K. The effectiveness of articulation therapy through Telepractice for children with cerebral palsy inclusive schools // Eduvest - Journal of Universal Studies. - 2022. - Vol. 2(4). - P. 716-723.

Infants later diagnosed with autism have lower canonical babbling ratios in the first year of life / Yankowits L.D. et al. // Molecular Autism. - 2022. - Vol. 13. - P. 28. DOI: https://doi.org/10.1186/s13229-022-00503-8. - URL: https://molecularautism. biomedcentral.com/articles/10.1186/s13229-022-00503-8

Language development in 2-to-4-year-old children with cerebral palsy / Kashif H., Khan M.A., Zulkarnain Z., Mansoor A.F., Saeed B., Masood F., Chugtai A.S. // Pakistan Journal of Medical & Health Sciences. - 2022. - Vol. 16(10). - P. 645-650.

Nyman A. Babbling, speech and language in children with neurological disabilities: development, validity of measures and effect of intervention . - Stockholm : Karolinska Insti-tutet (Sweden), 2022. - 104 p. - URL: https://openarchive.ki.se/xmlui/bitstream/ handle/10616/48134/Thesis_Anna_Nyman.pdf?sequence=1 &isAllowed=y

Ozçora G.D.K., Bektaç G. The relationship between breast milk intake and speech in children with cerebral palsy // Turkish Journal of Medical Sciences. - 2021. -Vol. 51(4). - P. 1809-1813.

Reliability and validity of the Dutch language version of the Viking Speech Scale in children with cerebral palsy / Spaans I.E., Geytenbeek J.J., Vaillant E., de Kleijn M.A., Buizer A.I., Pennington L. // Child: Care, Health and Development. -2023. - Vol. 49(3). - P. 605-616.

Reference

Narayan, A., Muhit, M., Whitehall, J., Hossain, I., Badawi, N., Khandaker, G., Jahan, I. (2023). Associated Impairments among Children with Cerebral Palsy in Rural Bangladesh-Findings from the Bangladesh Cerebral Palsy Register. Journal of Clinical Medicine, 12(4), 1597.

Aswathy, A.K., Manoharan, A. (2022). Efficacy of oral sensory motor exercise for facilitating speech production in children with cerebral palsy - a single case illustration. Universe - International Journal of Interdisciplinary Research, 2, 140-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vaillant, E., Oostrom, K.J., Beckerman, H., Vermeulen, J.R., Buizer, A.I., Geyten-beek, J.J. (2022). Convergent validity of functional communication tools and spoken language comprehension assessment in children with cerebral palsy. International Journal of Language & Communication Disorders, 57(5), 963-976.

Vaillant, E., Geytenbeek, J.J., Oostrom, K.J., Beckerman, H., Vermeulen, R.J., Buizer, A.I. (2022). Determinants of spoken language comprehension in children with cerebral palsy. Disability and Rehabilitation, 45(10), 1-13.

Masood, F., Khan, M.S.G., Afzal, F., Rashid, A., Mubarak, S. (2021). Effects of Spider Cage Therapy in combination with conventional speech therapy on speech and language function in children with cerebral palsy of age between 5 and 15 years. Journal of Pharmaceutical Research International, 33(41A), 145-149.

Gunawan, G., Kliwon, K. (2022). The effectiveness of articulation therapy through Telepractice for children with cerebral palsy Inclusive schools. Eduvest-Journal of Universal Studies, 2(4), 716-723.

Yankowits, L.D. et al. (2022). Infants later diagnosed with autism have lower canonical babbling ratios in the first year of life. Molecular Autism, 13, 28. DOI: https://doi.org/10.1186/s13229-022-00503-8. Retrieved from: https://molecularautism. biomedcentral.com/articles/10.1186/s13229-022-00503-8

Kashif, H., Khan, M.A., Zulkarnain, Z., Mansoor, A.F., Saeed, B., Masood, F., Chug-tai, A.S. (2022). Language development in 2-to-4-year-old children with cerebral palsy. Pakistan Journal of Medical & Health Sciences, 16(10), 645-650.

Nyman, A. (2022). Babbling, speech and language in children with neurological disabilities: development, validity of measures and effect of intervention. (Unpublished doctoral dissertation). Stockholm: Karolinska Institutet (Sweden). Retrieved from: https://openarchive.ki.se/xmlui/bitstream/handle/10616/48134/Thesis_Anna_Nyman. pdf?sequence= 1&isAllowed=y

Ozçora, G.D.K., Bektaç, G. (2021). The relationship between breast milk intake and speech in children with cerebral palsy. Turkish Journal of Medical Sciences, 51(4), 1809-1813.

Spaans, I.E., Geytenbeek, J.J., Vaillant, E., de Kleijn, M.A., Buizer, A.I., Pennington, L. (2023). Reliability and validity of the Dutch language version of the Viking Speech Scale in children with cerebral palsy. Child: Care, Health and Development, 49(3), 605-616.

Сведения об авторе

Полякова Александра Андреевна - цифровой ассистент, факультет гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, aapolyakova_10@edu.hse.ru, https://orcid.org/0009-0002-6189-3167

About the author

Polyakova Aleksandra A. - Digital Assistant of Humanities Faculty, National Research University Higher School of Economics, Russia, Moscow, aapolyakova_10@edu.hse.ru, https://orcid.org/0009-0002-6189-3167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.