УДК 372.46
htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2017.4.15
Савкина Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тюменского государственного университета
Савкина Мария Вадимовна
студент педагогического факультета Тюменского государственного университета
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Savkina Natalia Gennadievna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and Methodology of Elementary and Preschool Education Department, Tyumen State University
Savkina Mariya Vadimovna
Student, Education Science Department, Tyumen State University
A STUDY OF THE DEVELOPMENT OF THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
Статья посвящена вопросам развития грамматического строя речи у учащихся начальных классов. Рассмотрены факторы, влияющие на совершенствование речевой деятельности детей. Выявлена и обоснована необходимость дальнейшего совершенствования методики развития устной речи учащихся начальных классов.
Ключевые слова:
учащиеся начальных классов, литературный язык, устная речь, письменная речь, грамматический строй речи, синтаксические единицы, речевая самостоятельность, размер предложения, сочинение.
Summary:
The article is devoted to the study of the development of the grammatical structure of speech in primary school students. The paper examines the factors influencing the improvement of children's speech activity. The article identified and proved the necessity for further improvement of methods for oral speech development in primary school students.
Keywords:
primary school students, literary language, oral speech, written language, grammatical structure of speech, syntactic units, speech independence, sentence size, composition.
Чтобы успешно развивать речь детей в школе, нужно знать ее типические особенности. Пути развития детской речи всегда привлекали внимание исследователей, как психологов, так и методистов. Предмет настоящего исследования - грамматический уровень развития речи учащихся начальных классов.
В школе речь детей выступает объектом целенаправленных воздействий, подчиняется требованиям языковой нормы. Язык, его структура, закономерности становятся предметом анализа, обобщений, теоретических отвлечений. Школьник проникает внутрь того явления, которое в дошкольный период не осознавал. Этот процесс очень сложен, и управление им требует от учителя знания особенностей развития речи младших школьников. Приоритетными становятся интегратив-ные цели языкового образования как обучения, воспитания и развития целостной личности, индивидуальности - процессы развития мышления, творчества, компетентностей, нравственности личности в диалоге с культурой (общечеловеческой, национальной, индивидуальной) [1, с. 245].
Речь в интеллектуальной жизни ребенка начинает выступать в разных вариантах: все большую роль играет письменный вариант речи, его стиль оказывает влияние на устную речь детей. Взаимоотношения устного и письменного вариантов речи сложны и до конца не изучены.
В школе на речь ребенка влияют различные факторы: речь учителя, язык книг разных авторов, произведения художественной литературы разных жанров, в некоторых случаях - иностранный язык, сопоставление его системы с системой родного языка. В результате изучения нормированного литературного языка у детей появляются первые элементы критического отношения к чужой речи, стремление ее корректировать, искать наилучшие средства выражения.
В современных исследованиях изучение речи учащихся начальных классов проводится в следующих направлениях:
а) психофизиологические механизмы речи и их действие на разных возрастных ступенях;
б) количественные и качественные характеристики речи детей, главным образом в области лексики, синтаксиса и морфологии, на разных ступенях обучения;
в) влияние учебного процесса, его отдельных элементов, методических средств на формирование речи учащихся, эффективность различных методических факторов в формировании речевых умений;
г) недочеты речи в области синтаксиса и пути их устранения [2, с. 76].
Поступая в школу, ребенок владеет уже всеми основными грамматическими формами, свойственными разговорно-бытовому стилю речи.
Особенности речи детей младшего школьного возраста впервые были подвергнуты исследованию в начале XX в. В.П. Вахтеровым, который установил количественные характеристики речи. Изучению лексики детской речи посвящены исследования Н.С. Рождественского, С.П. Ре-дозубова, М.Л. Закожурниковой, Н.А. Щербаковой, В.А. Добромыслова, А.В. Текучева, Л.П. Фе-доренко, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.В. Дудникова, Т.Г. Рамзаевой.
К моменту поступления в школу, как показывают данные опытно-экспериментальной работы, проходившей в МАОУ СОШ № 1 города Ишима, предложения из 2-3 слов составляют 31 % устной речи ребенка, из 4-6 слов - 35 %, из 7-10 слов - 29 %. Предложения из 10 и более слов в устной речи детей семилетнего возраста встречаются сравнительно редко - 5 %. Средний размер предложения ребенка, поступающего в первый класс, составляет примерно 5 слов.
В результате обучения в 1-4-х классах происходит не только количественный рост, но и существенное изменение внутренней структуры предложений. В частности, резко уменьшается употребление эллиптических конструкций, предложения все чаще строятся в соответствии с требованиями синтаксиса письменной речи.
Устная речь детей совершенствуется под влиянием речевой среды, которую обеспечивает школа (тексты учебников, художественных произведений, речь учителей), и специальных целенаправленных воздействий - упражнений на составление предложений, пересказов прочитанного, бесед и рассказов. Естественно, все эти упражнения ориентированы на правильную литературную речь, повышение культуры речи детей, ее логическую связанность, увеличение размеров целого высказывания [3, с. 3; 4, с. 50].
Поскольку письменная речь в школе - это прямой продукт обучения, ее изучение наилучшим образом может показать достоинства и недостатки обучения. Письменная речь - это речь обдуманная, в ней находят выражение умения и навыки учащихся. Однако во 2-м классе она еще недостаточно самостоятельна: обычно все, что пишут во 2-м классе, коллективно подготавливается под руководством учителя, и по сочинениям второклассников очень трудно судить об уровне их речевого развития. Но самостоятельность учащихся в сочинении постепенно растет, и в 3-м классе уже удается получить тексты, по которым можно судить о возможностях собственной речи учащихся. Рост размеров предложений в письменной речи (сочинения, подвергшиеся анализу, были написаны в соответствии с методикой, обеспечивающей относительно высокую речевую самостоятельность детей [5, с. 173]) отражен в таблице 1.
Таблица 1 - Изменение размера предложений
в зависимости от года обучения испытуемых (количество слов)
2-й класс 3-й класс 4-й класс
Средний размер предложений 5 6,3 7,3
Средний размер простого предложения 4,4 5,6 6,2
Средний размер сложного предложения 7,8 9,4 10,8
Как видно из таблицы 1, размеры предложений имеют устойчивую тенденцию роста, интенсивно проявляющуюся в начальных классах.
Распределение наибольших по количеству слов предложений по классам выглядит следующим образом: 2-й класс - 15 слов, 3-й - 18, 4-й - 37. Во 2-м классе 16 % текста состоит из предложений, насчитывающих 10 слов и более, в 3-м - 25 %, в 4-м - 35 %.
Рост размеров предложений свидетельствует о том, что в результате обучения повышается внимание учащихся, совершенствуются речевые навыки, объем опережающего синтеза, появляется потребность выражать свои мысли в более сложных синтаксических единицах. Предложения растут за счет большего употребления второстепенных и однородных членов предложения, увеличения доли сложных предложений в тексте. Несомненное влияние на размеры предложений оказывает обогащение словаря, особенно овладение синонимикой [6, с. 21].
Важным показателем речевого развития служит также размер законченного рассказа, сочинения. В этой области тенденции развития устной и письменной речи не совпадают: устный подготовленный рассказ к концу первого года обучения состоит в среднем из 25-30 слов, 2-го -45-50, 3-го - 60-65, 4-го - из 70-75 слов, тогда как размер письменного сочинения растет намного интенсивнее (в 1-м классе не пишут сочинения, во 2-м - 35-45 слов, 3-м - 70-80, 4-м - 90-110).
Отставание в размерах письменного сочинения во 2-м классе может быть объяснено тем, что дети еще очень медленно пишут, тогда как отставание развития устной речи от письменной, начинающееся в 3-м классе, на наш взгляд, свидетельствует о том, что много заданий дается в
форме тестов, которые не требуют развернутых ответов, а также о том, что развитию устной речи на уроке отводится недостаточно времени.
Работа над предложением должна представлять собой непрерывный процесс, проводиться ежеурочно, переплетаясь с другими видами деятельности учащихся. Данная работа должна являться не самоцелью, а фоном для развития связной речи: от пересказов до сочинений и сообщений типа доклада, реферата.
Ссылки:
1. Дмитрачкова Л.Я. О тенденциях развития языкового образования // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2016. Т. 1, № 1 (9). С. 244-252.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2004. 268 с.
3. Зикеев А.Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии // Дефектология. 2004. № 6. С. 3-10.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004. 176 с.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2007. 176 с.
6. Фомичева Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников: методика работы по синтаксису в начальных классах школы // Начальная школа. 2001. № 1. С. 15-29.