Научная статья на тему 'Изучение психологических защит, ценностных ориентации у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом'

Изучение психологических защит, ценностных ориентации у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брянцева Е. В.

Статья раскрывает особенности психологических защит, а также ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брянцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of psychological defense mechanisms and value orientations related to normative ideals and individual priorities among male high school graduates with various personal adaptation potentials.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических защит, ценностных ориентации у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом»

Е. В. Брянцева

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ АДАПТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Работа представлена кафедрой психофизиологии и клинической психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Научный руководитель - доктор медицинских наук, доцент В. И. Попов

Статья раскрывает особенности психологических защит, а также ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом.

The article discusses issues of psychological defense mechanisms and value orientations related to normative ideals and individual priorities among male high school graduates with various personal adaptation potentials.

В данном исследовании приняли участие учащиеся школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 343 человека из которых 193 девушки и 150 юношей, в возрасте от 14 до 17 лет. Из всей выборки школьников 39,1% относятся группе высоких адаптационных способностей. Это означает, что эти респонденты легко адаптируются к новым условиям деятельности, легко выстраивают контакты с новыми людьми, как правило, не конфликтны, быстро вырабатывают новые стратегии поведения, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Среди девушек процент лег -

ко адаптируемых значительно выше, чем среди юношей (соответственно 52,9% девушек и 21,3% юношей обладают высоким адаптационным потенциалом).

Низким адаптационным потенциалом обладают 29,1% школьников. В группе юношей этот процент составляет 44%, а в группе девушек - 17,6%. Для лиц, вошедших в эту подгруппу, характерна низкая нервно-психическая устойчивость, высокая конфликтность, возможна склонность к девиациям и делинквентным поступкам. Эта группа, как правило, обладает признаками явных акцентуаций характера и

Изучение психологических защит, ценностных ориентаций у учащихся выпускных классов..,

некоторыми признаками психопатий. Их психическое состояние часто характеризуется как пограничное. Психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело.

Изучая психологические защиты у девушек и юношей выпускных классов с высоким личностным адаптационным потенциалом (ЛАП), были получены достоверные отличия по следующим защитам: отрицание (при р < 0,001), компенсация (при р < 0,05), проекция (при р < 0,05) и вытеснение (при р < 0,01). Приоритетными защитами для юношей с высоким ЛАП являются рационализация, компенсация и отрицание; для девушек с высоким ЛАП - рационализация, компенсация и проекция.

Изучая психологические защиты у де-

вушек и юношей выпускных классов с низким ЛАП, были получены достоверные отличия по следующим защитам: реактивные образования (при р < 0,001), отрицание (при р < 0,01) и рационализация (при р < 0,01). Девушки с низким ЛАП более тревожны, тем самым чаще прибегают к психологическим защитам.

Приоритетными защитами у выпускников с низким ЛАП являются у юношей рационализация, компенсация и проекция; у девушек - рационализация реактивные образования, проекция и компенсация.

Сравнивая результаты ценностных ориентаций на уровне нормативных убеждений (на уровне идеалов) у юношей и девушек с высоким ЛАП было получено следующее (табл. 1).

Таблица 1

Результаты типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов у юношей и девушек с высокими адаптационными способностями (баллы)

Ценностные ориентации Юноши с высоким ЛАП (N=32) Девушки с высоким ЛАП (N=102) ¿-критерий

Конформность 4,4+0,08 3,9+0,11 3,177964**

Традиции 3,8+0,08 3+0,10 6,136537***

Щедрость 4,6+0,11 4,7+0,07 -1,02527

Универсализм 4,3+0,15 3,9+0,10 2,292098*

Самостоятельность 5,1+0,16 4,6+0,09 3,02508**

Стимуляция 3,4+0,20 3,7+0,11 -1,41038

Гедонизм 3,1+0,20 3,8+0,10 -3,22186**

Достижения 4,7+0,05 4,5+0,09 1,883999

Власть 2,7+0,08 3,1+0,12 -3,17275

Безопасность 4,8+0,05 4,4+0,09 3,267559

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.

Из таблицы 1 видно, что по результатам, отражающих ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов получены достоверные отличия (прир < 0,05; р < 0,01 и р < 0,001) по таким ценностям как конформность, традиции, универсализм, самостоятельность и гедонизм.

Таким образом, юноши с высоким ЛАП хотят быть менее импульсивными, более сдержанными и самодисциплинированнми по сравнению со своими сверстницами с та-

кими же адаптационными способностями. Стремятся к мудрости и пониманию другого мнения, а также к большей самостоятельности. Ориентир на удовольствие и чувственное наслаждение у них ниже чем у девушек с высоким ЛАП.

Анализируя результаты ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов (на уровне поведения) у юношей и девушек с высоким ЛАП было получено следующее (табл. 2).

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Таблица 2

Результаты типов ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов у юношей и девушекс высокими адаптационными способностями (в баллах)

Ценностные ориентации Юноши с высоким ЛАП (N=32) Девушки с высоким ЛАП (N=102) ¿-критерий

Конформность 2,1+0,08 1,8+0,07 2,547048*

Традиции 1,6+0,05 1+0,07 7,454725***

Щедрость 2,8+0,09 2,6+0,07 1,915404

Универсализм 2,5+0,12 2,3+0,08 1,580152

Самостоятельность 3,2+0,05 2,6+0,06 8,087537***

Стимуляция 2,6+0,10 2,8+0,4 -0,44989

Гедонизм 2,4+0,11 2,1+0,09 1,965423

Достижения 2,6+0,04 2,1+0,08 5,541941***

Власть 1,2+0,11 1,1+0,09 0,786143

Безопасность 2,15+0,08 2,1+0,07 0,822158

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.

Из таблицы 2 видно, что по результатам, отражающих ценностные ориентации девушек и юношей с высоким ЛАП на уровне индивидуальных приоритетов получены достоверные отличия (прир < 0,05; р < 0,01 и р < 0,001) по таким ценностям как конформность, традиции, самостоятельность и достижения.

Таким образом, в своем поведении девушки с высоким адаптационным потенциалом по сравнению с молодыми людьми более соответствуют социальным ожи-

даниям, при этом менее традиционны, скромны, сдержанны. Юноши с высоким ЛАП более независимы в своих мыслях и действиях, креативнее и амбициознее. Личный успех является приоритетным в их поведении.

Сравнивая результаты ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) у юношей и девушек с низким личностным адаптационным потенциалом были получены следующие данные (табл. 3).

Таблица 3

Результаты типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов у юношей и девушек с низкими адаптационными способностями (баллы)

Ценностные ориентации Юноши с низким ЛАП (N=66) Девушки с низким ЛАП (N=34) ¿-критерий

Конформность 4,1+0,16 5+0,20 -3,69019***

Традиции 3,7+0,14 4+0,22 -1,10275

Щедрость 4,8+0,13 4,8+0,12 0,102116

Универсализм 3,8+0,17 4,2+0,19 -1,37996

Самостоятельность 4,8+0,16 5,1+0,16 -1,24625

Стимуляция 4+0,17 3,6+0,26 1,3835

Гедонизм 4,6+0,19 4,2+0,20 1,45402

Достижения 4,9+0,18 4,7+0,17 0,617122

Власть 4+0,20 3,9+0,22 0,132559

Безопасность 4,8+0,16 5,3+0,12 -2,72777**

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.

Из таблицы 3 видно, что по результатам, отражающих ценностные ориентации выпускников с низким ЛАП на уровне нормативных идеалов получены достоверные отличия

(при р < 0,01 и р < 0,001) по таким ценностям как конформность и безопасность.

Девушки с низким ЛАП стремятся к максимальной зависимости, они хотят быть

более сдержанными, с большим уважением относиться к культурным и религиозным традициям, стремятся к безопасности и стабильности общества в отличие от молодых людей с низким ЛАП.

Из таблицы 4 видно, что по результатам, отражающих ценностные ориентации девушек и юношей с низким ЛАП на уровне индивидуальных приоритетов получены достоверные отличия (прир < 0,05 ир < 0,01) по таким ценностям как гедонизм и безопасность.

Юноши с низким ЛАП в своем поведе-

Анализируя результаты ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов (на уровне поведения) у юношей и девушек с низким ЛАП было получено следующее (табл. 4).

нии следуют удовольствиям и наслаждениям чаще, чем девушки с низким ЛАП. Они склонны к самопрощению и наслаждению в жизни. Девушки с низким ЛАП стремятся к общественному порядку, избеганию конфронтаций, а также значимым является безопасность не только семьи, но и общества.

Таблица 4

Результаты типов ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов у юношей и девушек с низкими адаптационными способностями (в баллах)

Ценностные ориентации Юноши с низким ЛАП (N=66) Девушки с низким ЛАП (N=34) ¿-критерий

Конформность 1,9+0,11 2+0,10 -0,96229

Традиции 1,2+0,15 1,4+0,13 -0,67537

Щедрость 2,3+0,11 2,4+0,09 -0,61349

Универсализм 2+0,11 2,3+0,11 -1,86604

Самостоятельность 2,8+0,08 2,6+0,17 0,767036

Стимуляция 2,7+0,15 2,3+0,14 1,874604

Гедонизм 2,8+0,11 2,4+0,12 2,414094*

Достижения 2,4+0,11 2,1+0,14 1,328123

Власть 1,9+0,16 1,7+0,15 0,755491

Безопасность 1,9+0,10 2,4+0,12 -3,04315**

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.