Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ОТБОР / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбанова М.А.

Мақолада ўйин жараёнида истиқболли волейболчиларни аниқлашда иродавий ҳаракат барқарорлигини аниқлаш мезонлари ёритилган. Шуғулланувчилар ўйин жараёнида бажарадиган амалларни танлаш, қарор қабул қилиш, ташкиллаштириш жараёнини тезлаштириш, кўриш қобилиятини ҳажмини ошириш каби ҳолатларни шакллантиришда ёрдам берадиган услублар тақдим этилган. Танлаб олинган дастлабки кўрсаткичлар қай даражада аниқлигини аниқловчи эксперт кузатувлари таҳлил қилинган. Спорт маҳоратини оширишда иродавий сифатларни такомиллашувига пухта замин тайёрлаш ҳамда иродавий зўр беришни тақозо этувчи хатти-ҳаракатларни фаолиятга татбиқ килиш, кўникмаларини шакллантириш бўйича тавсиялар берилган.В статье представлены материалы, раскрывающие основные вопросы оценки психических функции, определяющих успешность игровой деятельности волейболистов, предоставлены методы для исследования реакции выбора, различных параметров внимания, восприятия времени, пространственной и скоростной точности, объёма поля зрения. Рекомендуется ряд методов для успешного отбора. Раскрыта существенная роль психофизиологической характеристики, проявляющиеся в деятельности игрока, направленная изменению процесса спортивного совершенствования.In the article, the criteria for determining the stability of movement in identifying promising volleyball players during the game were created. Helps to speed up the process of selection, decision making, organization of actions performed by athletes during the game, and to increase the ability to see. Besides, Instructions are given for improving sports skills and performing various actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курбанова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Кандидат педагогических наук, и.о. доцента М.А. КУРБАНОВА1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

mehri6230@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Аннотация

Annotation

см см о

OJ

ю

га та t

0

Q.

1

С

га

В статье представлены материалы, раскрывающие основные вопросы оценки психических функции, определяющих успешность игровой деятельности волейболистов, предоставлены методы для исследования реакции выбора, различных параметров внимания, восприятия времени, пространственной и скоростной точности, объёма поля зрения.

Рекомендуется ряд методов для успешного отбора. Раскрыта существенная роль психофизиологической характеристики, проявляющиеся в деятельности игрока, направленная изменению процесса спортивного совершенствования.

Ключевые слова: волейболисты, оценка психических функции, психологические свойства, нервная система, отбор, спортивное совершенство.

Маколада уйин жараёнида истикболли волейболчиларни аниклашда иродавий ^аракат баркарорлигини аниклаш мезонлари ёритилган. Шугулланувчилар уйин жараёнида бажарадиган амалларни танлаш, карор кабул килиш, ташкиллаштириш жараёнини тезлаштириш, куриш кобилиятини ^ажмини ошириш каби ^олатларни шакллантиришда ёрдам берадиган услублар такдим этилган. Танлаб олинган дастлабки курсаткичлар кай даражада аниклигини аникловчи эксперт кузатувлари та^лил килинган. Спорт ма^ора-тини оширишда иродавий сифатларни такомиллашувига пухта замин тайёрлаш ^амда иродавий зур беришни такозо этувчи хатти-^аракатларни фаолиятга татбик килиш, куникмаларини шакллантириш буйича тавсиялар берилган.

Калит сузлар: волейболчилар, ру^ий цолатни ба^олаш, ру^ий цобилият, асаб тизими, танлов, спорт ма^оратини ошириш жараёни.

In the article, the criteria for determining the stability of movement in identifying promising volleyball players during the game were created. Helps to speed up the process of selection, decision-making, organization of actions performed by athletes during the game, and to increase the ability to see. Besides, Instructions are given for improving sports skills and performing various actions.

Key words: volleyball players, assessment of mental state, nervous system, selection, improvement of sports skills.

В республике в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере физической культуры и спорта, содействующих укреплению здоровья населения, широкого вовлечения молодежи в спорт и отбора среди нее талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров.

В целях определения приоритетных направлений, направленных на повышение квалификации и знаний населения в области физической культуры и спорта для формирования в стране всесторонне развитой и физически здоровой личности, обладающей высокой культурой, а также внедрения инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов:

1. Определить основными направлениями реформирования системы физической культуры и спорта до 2025 года:

увеличение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, а молодежи, занимающейся

в спортивных организациях и учреждениях, до 20 процентов;

поэтапное повышение качественного состава тренеров и специалистов в государственных спортивных образовательных учреждениях, в частности, доведение числа работников с высшим образованием до 80 процентов;

разработку и внедрение на местах эффективной и прозрачной четырехэтапной системы отбора (селекции) талантливых спортсменов среди молодежи - организация - район (город) - регион - республика;

выявление талантливых спортсменов и создание резерва для молодежных сборных команд путем проведения «Детских спортивных игр» среди учащихся спортивных школ [1].

В нашем обществе осуществляется широкомасштабная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, создание для населения, особенно молодого поколения, соответствующих современным требованиям условий для регулярных занятий физической культурой и массовым спортом, укрепление у молодежи посредством спортивных соревнований воли, веры в собственные силы и возможности, развитие мужества, чувств патриотизма и преданности Родине, системную организацию работ по отбору талантливых спортсменов из числа молодежи, а также дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта [1,2].

Особого внимания заслуживают высокие достижения представителей нашей страны на Олимпийских

50

www.fansports.uz

№5-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

играх, чемпионатах мира, Азиатских играх и чемпионатах, международных соревнованиях, возрастающий авторитет и спортивный потенциал Узбекистана в мире, строительство в регионах республики величественных спортивных сооружений, соответствующих мировым стандартам, приобретающие все большую популярность у учащейся и студенческой молодежи трехэтапные спортивные игры «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и «Универсиада».

Вместе с тем, широкая пропаганда и разъяснение во всех регионах нашей страны значимости массового спорта в жизни человека и семьи, как основы физического и духовного здоровья, защита от вредных привычек молодежи, с большими надеждами вступающей в жизненный путь, создание для молодых людей необходимых условий для реализации своих способностей и талантов, совершенствование системы отбора и целевой подготовки одаренных спортсменов из их числа остаются важными и актуальными задачами;

принятие на постоянной основе действенных мер по обеспечению прозрачности и объективности процессов отбора талантливых спортсменов из числа молодежи, приема талантливых спортсменов в специализированные спортивные школы в сфере физической культуры и спорта, образовательные учреждения и спортивные клубы [2]. Одним из факторов правильного отбора талантливых спортсменов в спортивные секции в значительной степени зависит от того, насколько оправдывают себя показатели, выбранные в качестве исходных. В этом отношении существенную роль играют психофизиологические характеристики не только потому, что они проявляются в деятельности игрока (тем ярче, чем выше уровень его спортивного мастерства), но и потому, что формируются в процессе жизни человека на базе врожденных свойств его нервной организации, они консервативны и в минимальной степени поддаются направленному изменению в процессе спортивного совершенствования. Скорее можно говорить о возможности компенсации одной психофизиологической функции другой, но очень мало возможностей их непосредственной тренировки [3,4,5,6.7].

В консервативности психофизиологических функции проявляется одновременно их прогностическая ценность: если какое-то качество почти не меняется с возрастом, значит, выявив высокий уровень его развития у подростка, мы можем с достаточной степенью надежности гарантировать сохранение этого уровня в более позднем возрасте.

Речь идет о психофизиологических свойствах, которые являются функциональной основой общих способностей. Эти общие способности, мало связанные с отдельными характеристиками игроков (эмоциональной устойчивостью, быстрой «врабаты-ваемостью» в начале игры, надежностью действий в трудные моменты партии, быстрой перестройки, например, при переходе от действий защиты к действиям нападений, быстрой реакции на полет мяча,

быстрой реакции на перемещение игроков и т.д.), во многом определяют как успешное овладение навыками игры в период первоначального обучения, так и дальнейшее спортивное совершенствование игрока.

Успехов отбора во многом зависит от того, насколько оправдывают себя показатели, выбранные в качестве исходных. В этом отношение существенную роль играют психофизиологические характеристики. Это обуславливается тем, что данные показатели формируются в процессе жизни человека на базе врожденных свойств его нервной организации и в минимальной степени поддаются направленному изменению в процессе спортивного совершенствования. В данном случае речь идет о тех психофизиологических свойствах, которые определяют успешное овладение навыками игры в период первоначального обучения, а также дальнейшее спортивного совершенствование игрока [3,4,5,6,7].

Под психофизиологическими базисными свойствами понимают силу, подвижность, динамичность и баланс или уравновешенность нервных процессов. Каждое из этих свойств адресуется и к процессу возбуждения, и к процессу торможения (сила процесса возбуждения и сила процесса торможения; баланс как вторичное свойства нервной системы связывается с каждым другим свойством, например, баланс по силе возбуждения и силе торможения и т.д.). Изучение этих свойств позволяет раскрыть индивидуальную картину поведения, прогнозировать аффективную сторону деятельности юного волейболиста в различных ситуациях и выбрать средства регуляции поведения. Главная задача заключается в том, чтобы выделить четыре основных свойства нервной системы и рассмотреть возможности оценки этих свойств при отборе детей для занятий волейболом [4,5,6,7].

В настоящих рекомендациях речь идет об оценках психологических проявлений этих свойств нервной системы человека. Последние достаточно точно можно зафиксировать с помощью несложных методических приемов (наблюдений и анамнеза), которые обязан использовать тренер в своей повседневной деятельности.

Наблюдения выполняются в процессе проведения комплексных отборочных испытаний и практически не требуют специального времени, но требуют затраты определенных усилий. Анамнез проводиться специально, однако те пункты, которые относятся к оценкам свойств нервной системы, могут бать включены в общий анамнез. Многие пункты анамнеза можно продублировать в наблюдениях, и наоборот. Рассмотрим те случаи, которые играют самостоятельную роль в каждом из этих методов.

Анамнез. В таблице №1 приведены вопросы, ответы на которые характеризуют психологическое проявление одного свойства нервной системы и сочетаний разных свойств (например, сила-подвижность). Поэтому после каждого вопроса указывается, с проявлением какого свойства (или сочетания) можно связывать утвердительный ответ.

см см о см

ю

го га

0 ^

ю

1

с го

Проявление одного свойства нервной системы и сочетаний разных свойств

№ Проявление свойства нервной системы Сочетаний разных свойств

1 Внимательность на уроках сила, уравновешенность

2 Терпеливость при боли сила

3 Широта интересов, в том числе спортивных сила, подвижность

4 Роль «лидера» в отношениях с близкими друзьями сила

5 Роль «ведомого» в отношениях с близкими друзьями слабость, инертность

6 Редкая смена друзей инертность

7 Устойчивость привычек сила, инертность

8 Строгое выполнение режима дня сила, уравновешенность

9 Частное выполнение роли капитана и организатора в «диких» играх сила, уравновешенность

10 Дисциплинированность уравновешенность

11 Стабильность настроений уравновешенность

12 Незначительная длительность переживаний после неудач сила, неуравновешенность

13 Впечатлительность при чтении книг, просмотре кинофильмов, смартфон. слабость, неуравновешенность

14 Склонность чаще преувеличивать свои силы неуравновешенность

15 Склонность чаще преуменьшать свои силы слабость, неуравновешенность

16 Крепкий сон независимо от событий дня сила, уравновешенность

17 Быстрота овладения новыми видами двигательной деятельности динамичность

18 Быстрота исправления ошибок подвижность

19 Быстрота перехода от сна к бодрствованию подвижность

20 Быстрота приспособления к новой обстановке, например, о приезде в ДОЛ динамичность, подвижность

21 Стабильность в любом виде деятельности, например, в учебе сила, уравновешенность

22 Неожиданные поступки неуравновешенность

23 Диапазон интересов к различным видам спорта подвижность

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Таблща 1 игры и контрольные игры в волейбол, организуемые на этапах отбора детей и в процессе их обучения.

Наблюдения включают в себя учет следующих признаков:

см см о см

ю

го га

0

ю

1

Фактические ответы на каждый из этих вопросов характеризуют не одно-два, а два-четыре свойства нервной системы: если нельзя дать ответ «да» при оценке психологического проявления свойства подвижности, сам собой напрашивается ответ «да» при оценке инертности, и наоборот. Таким образом, после проведения данного анамнеза (тренер может видоизменить его форму и подобрать формулировки отдельных вопросов на свое усмотрение по чисто педагогическим соображениям) создается возможность достаточно широко охарактеризовать психологические проявления четырех основных психофизиологических свойств у подростков, отбираемых в отделения волейбола. Более полная картина может быть получена при условии, если анамнез дополнится наблюдениями. Они имеют место при тестировании способностей поступающих -в обстановке экзамена особенно ярко раскрывается психофизиологическая характеристика подростка (и в испытательном периоде).

Большинство приведенные моменты в табл. 2 - относится к оценке проявлений свойств нервной системы в условиях игры. Имеются в виду подвижные

Таблица 2

Проявлений свойств нервной системы в условиях игры

№ Проявления свойств нервной системы в условиях подвижных игр Сочетаний разных свойств

Стремление в игре взять на себя руководящую роль сила, подвижность

2 Уверенные действия в самом начале игры, когда другие еще не нашли себя сила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Стремление бороться против наиболее сильного игрока из команды противника Сила, уравновешенность

4 Отсутствие резких спадов в игре после совершенной ошибки, особенно если за нее упрекали партнеры, тренер сила, уравновешенность

5 Стремление вызвать сочувствие у окружающих после неудачного игрового действия слабость, неуравновешенность

6 Ссылки на «объективные» трудности в игре: солнце в глаза, плохая площадка и т.д. слабость, неуравновешенность

7 Болезненная реакция на поражения и на замечания старших: дрожащие губы, слезы, на глазах и т.д. слабость, неуравновешенность

8 Попытки в агрессивной форме оспорить все неблагоприятные решения судьи неуравновешенность

9 Уверенные действия в конце игры когда она явно проиграна сила, уравновешенность

10 Уверенные действия в рискованных ситуациях Сила, решительность

11 Неожиданные действия в рискованных ситуациях неуравновешенность

12 Качественное выполнение однообразных упражнений до конца сила, уравновешенность

13 Отвлекаемость игрока на реплики со стороны окружающих слабость, неуравновешенность

14 Устойчивые реакции в ходе игры уравновешенность

15 Объективная оценка собственных действий после проигранной игры уравновешенность

16 Быстрота принятия самостоятельных решений при неожиданных ситуациях сила, подвижность

17 Быстрота смены темпа и ритма игровых действий подвижность

18 Быстрота овладения техникой новых движений динамичность

19 Быстрота исправления ошибок технического и тактического характера подвижность

20 Быстрота овладения основными тактическими элементами новой игры динамичность

21 «Врабатываемость» при переходе к другим играм динамичность

22 Отказ от участия в тестовых испытаниях после неблагоприятных первых оценок слабость, неуравновешенность

23 Быстрое снижение уровня эмоциональной возбудимости после окончания игры и ее обсуждения слабость, уравновешенность

Использование приведенных выше схем наталкивается на определенные трудности в том отношении, что в повседневной жизни практически очень трудно выделить элемент поведения как показатель динамики врожденных психофизиологических свойств или как особенность, приоб-

52

www.fansports.uz

№5-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ретенную в процессе воспитания. Выше указано волевое качество дисциплинированности, как одно из проявлений неуравновешенной нервной системы. Известно, что дисциплинированность формируется прижизненно и вполне может быть развитой на высоком уровне у человека с неуравновешенными нервными процессами. Однако, несомненно и то, что у уравновешенных подростков это волевое качество формируется легче. Основное методическое правило в данном случае заключается в том, что при оценке психологических проявлений свойств нервной системы необходимо четко разграничивать (как в приведенном только что примере) недисциплинированность данного подростка как следствие неуравновешенности нервных процессов и неправильного воспитания.

В какой-то мере недостаток применения анамнеза и наблюдений при составлении психофизиологических характеристик нивелируется большим числом фиксируемых проявлений динамики нервных процессов в поведении детей.

Преобладание показателей одного свойства над противоположными показателями (например, подвижности над инертностью) позволяет сделать вывод о психофизиологических особенностях наблюдаемого подростка. Количество преобладающих показателей указывает на степень проявлений свойства нервной системы. Если среди 16 пунктов анамнеза, связанных с оценкой силы нервных процессов, 12-14 характеризуют подростка как «сильного», сомнений при составлении психофизиологической характеристики по этому свойству быть не может; если же противоположные оценки одного и того же свойства распределились в соотношении, близком 50х50, то категорических выводов делать нельзя. Как правило, таких сомнительных случаев бывает не более 10-15%. Это не такой большой процент, если учесть, что психофизиологическая характеристика детей является лишь одной из составляющих в комплексе показаний при отборе.

Можно выделить комплекс психофизиологических качеств и свойств личности, определяющий одаренность к волейболу. Он включает в себя следующие индивидуальные особенности: базисные свойства нервной системы, скорость и точность двигательных реакций, скорость приема информации, точность оценок пространственно-временных характеристик движений, тонкость кинестетических восприятий, дифференцировку мышечных усилий, свойства внимания, оперативность мышления и образование и переделку динамических стереотипов [4,5,6,7].

Возможностью, прогнозирующей развитие способностей детей к волейболу, обладает не столько каждое из перечисленных качеств и свойств личности, сколько их комплекс.

В табл. 3 приводятся компенсации наиболее важных для волейболиста психофизиологических функций.

Таблица 3

Индивидуальные показатели

1

Скоростные и качественные показатели оперативного мышления

Скорость приема информации

Показатели внимания Распределение Интенсивность Переключение Устойчивость

Точность оценок пространственных, временных характеристик движения

Скорость двигательных реакций

Тонкость кинестетических восприятий

Дифференцировка мышечных усилий

Скорость образования и переделки динамических стереотипов

ия х ния

рт

S к ор

ä I 5 &

Эти сведения рекомендуется использовать как для отбора, так и для индивидуализации тренировочного процесса при начальной спортивной подготовке детей. «Отстающие» качества подвергаются целенаправленному развитию. А если оно не дает ощутимых результатов, «отстающие» качества компенсируются за счет развития других качеств. При этом необходимо помнить, что на этапах начальной и углубленной спортивной подготовки, большое значение имеют такие личностные качества занимающихся, как целеустремленность, уверенность в себе, способность к повышению достижений, концентрация и обучаемость, что определяется путем экспертной оценки [6,7].

Для выявления индивидуальных личностных свойств в связи с осуществлением отбора необходимо провести дважды экспертную оценку (в конце 1-го и 2-го годов обучения).

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.06.2017 года № 3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта».

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.2020 года № 5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию популяризации физической культуры! и спорта в республике Узбекистан».

3. Ашуркова С.Ф. Теория и методика волейбола. // Учебник для высших учебных заведений / OZKITOBSAVDONASHRIYOTI / Т.: 2020. -281-352 с.

4. Беляев А.Б., Савин М.В. Волейбол. /Учебник для ст-в вузов физ-ры. М.: ТВТ. Дивизион., 2009. - 359 с.

5. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов высших учебных заведений. / 8-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.-464 с.

6. Ильин Е.П. И46 Психология спорта - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

7. Радионов А.В., Практика психологии спорта, Ташкент, Издательство «Lider Press», 2008. - 236.

CM CM

о

CM

ю

го та t

0 Q. W

1

с го

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.